дения ими мероприятий по ограничению шума и получения заключения научно-исследовательской лаборатории по борьбе с шумом на железнодорожном транспорте о том, что все возможные мероприятия по ограничению шума для данного объекта предусмотрены. Отступления могут быть допущены только с согласия Министерства путей сообщения, Главного санитарного управления Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев а-Г а л а н и н а Е. Ц. Гиг. и сан., 1959, № 4, стр. 52. — Аркадьев-ский А. А. Там же, I960, № 9, стр. 21.—Бобин Е. В. Гиг и сан., 1961, № 9 стр. 12.— Волков А. М. Труды 1-го научного совещания мед. служб дорог — участниц организации содружества железных дорог. М., I960, стр. 64. — Кострики н Н. В. Труды Всесоюзн. научно-исслед. тепловозного ин-та. Коломна, 1960, в. 8. — Славин И. И. В кн.: Борьба с шумами и действие шума на организм. JL, 1958, стр. И.—Юдин Е. Я. Глушение шума вентиляционных установок. М., 1958.
Поступила 24/IV 196? > .
NOISE STANDARDS IN RAILROAD TRANSPORT
E. V. Bobin, engineer
The existing sanitary noise standards for the railway rolling-stock present a num ber of important defects. Thery do not comply with the present requirements of acoustic measurements and with the technical means of noise control and provide no improvement" in the working conditions of train personnel. Taking into account the defects mentioned in the article, the author suggested a draft of new noise control standards for railway transport facilities.
* * Ъ
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ
Ординатор И. В. Колесниченко
, %
Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР
В настоящее время более 2 млн. человек учится в 3300 техникумах,, училищах и специальных школах страны, а в 1962 г. средние учебные заведения должны будут принять для обучения еще свыше 850 000 человек. Дальнейшее расширение сети специальных учебных заведений предусматривается Программой КПСС. Поэтому возникла ответственная и трудная задача — определить влияние учебной нагрузки на студентов техникумов и рекомендовать наилучший режим их учебной работы.
Имеющаяся гигиеническая литература по этим вопросам в основном относится к 30-м годам, когда анкетным методом изучали бюджет времени студентов (И. М. Бурдянский, Н. Зубарев, 1935; 3. И. Израэль-сон, 1927; К. X. Кекчеев, Т. А. Ларионова, 1930; Н. П. Марков, 1930; и др.), состояние их здоровья, особенно заболеваемость туберкулезом (С. И. Гольденберг, М. П. Мелашкевич, Т. Н. Первова, Д. * И. Фрид и др.). Значительно меньшее число работ посвящено изучению и гигиеническому обоснованию учебной и трудовой нагрузки студентов (П. А. Егоров, Л. С. Бундыч, С. С. Кавеева, В. Н. Квиклис, Е. К. Ми-лакнене и И. П. Паярскас). Имеющаяся гигиеническая литература не освещает полностью режима дня студентов техникумов.
В связи с этим перед нами встала задача — изучить учебную нагрузку студентов техникумов путем учета общей работоспособности и
/
оценки функционального состояния организма, чтобы наметить пути организации рационального учебного режима. С этой целью мы провели исследования в 4 дневных техникумах Москвы (медицинское, педагогическое училища, радиотехникум и машиностроительный техникум). По специально разработанной анкете учитывали отдельные режимные моменты в течение учебного дня. Всего было собрано 1202 анкеты. Данные обследования позволили судить как о возрастном составе студентов техникумов, так и об организации их режима дня. Оказалось, что в обследованных техникумах занимаются в основном подростки до 19 лет, а на первом курсе 88% общего количества студентов составляют подростки 14—17 лет. При этом необходимо отметить, что если в прошлые годы студенты техникумов были в возрасте 16 лет и старше, то в настоящее время возраст значительного числа их более молодой. Это еще раз подтверждает необходимость уделить особое внимание вопросам организации учебного режима студентов.
При изучении режима дня анкетные данные были условно сгруппированы по следующим режимным моментам: 1) учебная работа в техникуме и дома, 2) сон, 3) свободное время и 4) время, затраченное на переезды. Анализ анкетных данных показал, что длительность учебных занятий в различных техникумах колеблется в значительных пределах и составляет в педагогическом училище 7 часов 11 минут, в медицинском училище 5 часов 41 минуту, в радиотехникуме 5 часов 36 минут и машиностроительном техникуме 5 часов 13 минут. Средняя продолжительность учебных занятий (по 4 техникумам) составляет 6 часов 9 минут. Время, затраченное на приготовление домашних заданий, колеблется в больших пределах, составляя иногда более 5 часов. Эти данные нашли свое отражение в табл. 1, из которой видно, что основная
Таблица 1
Время, затраченное студентами на приготовление домашних заданий
Не готови- Сколько времени готовили
Учебное м ведение Число студентов ли домашних заданий до 2 часов 2—3 часа 3—4 часа 4—5 часов больше 5 часов
Педагогическое училище . . . Медицинское училище ..... Машиностроительный техникум Радиотехникум 291 468 243 186 2 70 115 47 36 93 220 97 54 82 85 58 46 31 37 26 28 16 11 15 20
Всего. . . 1 188 (100%) 2 (0,2%) 268 (22,5%) 464 (39.1%) 271 (22,8%) 122 (10,3%) 61 (5.1%)
масса студентов (84,4%) затрачивает на приготовление домашних заданий до 4 часов ежедневно, т. е. в сумме на учебную работу в техникуме и дома студенты в среднем тратят около 9—10 часов (6 часов 9 минут + 3—4 часа), что значительно превышает рекомендованную суммарную длительность учебной работы для студентов данного возраста (16—17 лет), которая должна составлять 7 часов (А. Я. Гуткин). Это, несомненно, ведет к утомлению студентов, что подтверждается субъективными данными. Так, 77% опрошенных студентов отвечали, что они «устали», что у них «болит голова» и т. п.
Как известно, продолжительность сна имеет исключительно важное значение для растущего организма. Рекомендуемая продолжительность сна для школьников в возрасте 14—15 лет равна 91/* часов, а в
"•е
возрасте 16—18 лет — 9 часов, что, безусловно, можно принять и для студентов техникумов. Данные обследования указывают, что продолжительность сна студентов недостаточна, так как у 59,3% опрошенных она составляет менее 8 часов, причем большинство ложится спать позже* 23 часов и встает раньше 7 часов. Несмотря на указанную выше большую загрузку студентов учебной работой, только около 17% опрошенных отметили полное отсутствие у них свободного времени. Распределение свободного времени представлено в табл. 2, из которой видно, что большинство студентов располагает свободным временем по 2—3 часа в день.
Таблица 2
Свободное время студентов
Количество свободного времени
Учебное «введение Число Свободного
студентов времени до 2 часов 2—3 часа 3—4 часа больше
нет 4 часо»
Педагогичеспое училище . . 249 82 113 36 8 10
Медицинское училище . . . 455 60 142 117 60 76
Машиностроительный техни- 22 84 51 26 17
кум 200
Радиотехникум...... 150 11 63 41 22 13
Всего- • • 1 054 175 402 245 116 116
(100%) (16,6%) (38,2%) (23,2%) (П%) (11%)
Определенный интерес представляет использование свободного времени. При большом разнообразии занятий обращает внимание тот факт, что основное время тратится на чтение (36,5%), прогулки (23,8%) и самообслуживание (22,5%), значительно меньше времени уделяется просмотру телепередач (9,5%), занятиям музыкой (4,7%),. посещению кино и театров (1,8%), сну днем (0,5%) и прочему (0,7%).
Спорт должен играть большую роль в жизни студентов, но, к сожалению, приходится отметить, что студенты очень мало занимаются им. Из 1208 человек занимается спортом только 205 (16,9%). Переезды у студентов занимают не очень много времени, только 20% студентов тратит на переезды более 2—3 часов.
После общего ознакомления с режимом дня студентов для более углубленных наблюдений была проведена серия исследований в машиностроительном техникуме. Для исследования было отобрано 3 группы студентов I курса по 30 человек, имеющих среднюю успеваемость, практически здоровых. У этих студентов изучали работоспособность (по корректурным пробам), определяли мышечную выносливость, скорости зрительномоторной и слухомоторной реакций. Определения проводили 3 раза в день — до занятий, в середине учебного дня и по его окончании. Кроме того, изучали режим дня с помощью хронометража и анкет. Режим учебной работы в техникуме у студентов обследованных групп был следующий: занятия начинались ежедневно в 8 часов 30 минут, учебный день не превышал 6 уроков. Длительность перемен между занятиями 10 минут. После 4-го урока делали большую (30 минут) перемену. В среду большая перемена в режиме дня не предусматривалась, все перемены были длительностью по 10 минут.
Анализ анкетных данных еще раз подтвердил полученные ранее данные об организации режима учебного дня студентов. На уроках был проведен групповой хронометраж работы студентов: каждую минут> отмечали число работающих и неработающих студентов. Таким образом, получено 15 949 наблюдений-отметок «работает» или «не работает». Данные группового хронометража представлены в табл. 3.
•т
Таблица 2
Активность учащихся машиностроительного техникума на уроках (отношение количества отметок «работает» к общему количеству отметок в процентах)
День недели Урок Сред аяя
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Вторник..........«... Среда.............. Четверг .............. 85.4 96,6 88.5 90,6 86,8 90,4 88,8 89,1 92,1 90,6 94,9 79,1 84,7 94,4 74,3 85,3 93,8 « 84, 3 89, 5 91, 3
Среднее. . . 90,1 88,7 89,4 92,5 86,0 84,4 88.4
Наличие высокой активности студентов можно объяснить тем, то мы обследовали их в середине недели, в дни наивысшей трудоспособности. Оценку работоспособности проводили на основании специальны* гестов-лабиринтов.
Тесты-лабиринты представляют таблицы, на которые нанесены извилистые линии. Начальная точка каждой линии обозначена соответствующим порядковым номером (в колонке слева). Задача исследуемого состоит в том, чтобы проследить за ходом каждой линии и, найдя конечную точку этой линии, проставить цифру, соответствующую ее начальной точке, в колонке справа. Студентам до и после уроков предлагали выполнить это задание в течение 2 минут. Количество правильно-прослеженных линий учитывали для определения скорости работы, а число линий, прослеженных неправильно, регистрировали как ошибку (табл. 4).
Таблица 4
Работоспособность студентов в течение учебного" дня (средние данные)
О *5 «с О« К В М\ 5 с« д К х ас вт С* Рааним до ■
Показатель работоспособности ю 3 & О) II к и к X т л О ю X н я с* 1о Кх аГчэ о г» а/ г; И §1 сс ч х о О и § о о ж о £ после 1 абс. »амти^ %
* X п * X СО >* * X с >»
Скорость работы ....... 174 13,2 147 14,9 150 15,6 +2.4 18,1
Точность работы ........ 174 0,74 147 0,77 150 0,93 +0.18 25,6
Как видно из табл. 4, скорость работы от начала учебного дня к концу его несколько возрастает (в среднем на 18,1%), в то время как точность работы снижается, так как увеличивается количество ошибок (в среднем на 25,6%). Это наиболее показательно при обработке индивидуальных данных. Так, скорость работы у 73% студентов увеличивается, у 17% уменьшается, а у 10% остается без изменений, т. е. скорость работы в основном увеличивается.
Несколько иная картина наблюдается при определении точности работы. У 24,8% студентов она увеличилась, у 46,1 % осталась без изменений, а у 29,1% уменьшилась.
• Высокий темп работы может быть обусловлен большой возбуди мостью, а не истинной высокой работоспособностью, так как нередко повышенная возбудимость свидетельствует о начальных стадиях утомления, тем более что точность работы почти у Уз студентов уменьшилась после занятий.
Определение мышечной выносливости к статическому напряжению, характеризующейся временем сжатия груши динамометра В. В. Розен-блата с силой, равной 2/з максимальной силы правой руки, проводили у 15 учащихся (по 5 человек из каждой группы) также 3 раза в течение учебного дня. У этих учащихся определяли и скорость слухомотор-ной и зрительномоторной реакций при помощи хронорефлексометра Динамика этих показателей в течение учебного дня представлена в табл. 5.
Таблица 6
Динамика скорости рефлекторных реакций и мышечной выносливости (в секундах)
у студентов во время учебных занятий (средние данные)
Количество исследований Вторник Среда Четверг
Показатель До занятий после занятий до занятий после занятий до занятий после занятий
Латентный период слухомоторной реак- ЦИИ •«'••••••••* • • • • Латентный период зрительномоторной Мышечная выносливость....... ¿ь CD О О О О О 0,201 0,201 35 0,166 0,183 49 0,169 0,175 42 0,183 0,171 48 0,189 0,164 35 0,145 0,119 61
Таким образом, к концу учебного дня наблюдается укорочение латентного периода слухомоторной и зрительномоторной реакций в те дни недели, когда проводились наблюдения. Исключение составляет среда, когда наблюдалось небольшое удлинение латентного периода, которое, по всей вероятности, связано с отсутствием в этот день большой перемены, т. е. дополнительного отдыха в середине учебного дня. К концу учебного дня увеличивается также мышечная выносливость, особенно во вторник и четверг.
Проведенное исследование работоспособности, мышечной выносливости и скорости зрительномоторной и слухомоторной реакций позволило установить, что в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда и четверг) физиологические показатели студентов после учебных занятий в техникуме не дали отрицательных сдвигов. Однако вследствие большого объема учебной работы, особенно на I курсе, нарушен правильный режим дня студентов. Общая продолжительность учебной работы студентов техникумов составляет 9—10 часов в сутки, что значительно выше рекомендованной. В связи с этим сокращены продолжительность ночного сна и время для отдыха и занятий спортом. Все это выдвигает необходимость рационализации учебных занятий студентов техникумов. Работа в этом направлении будет продолжена.
ЛИТЕРАТУРА
Бин.чук Н. И. Труды Крымск. мед. ин-та. Симферополь, 1959, т. 23, стр. 197.— Бурдянский И. М. В кн.: Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда. Казань, 1926, сб. 2, стр. 118. — Бундыч Л. С., Кавеева С. С. В кн.: Сборник научных работ Казанск. мед. ин-та, 1960, т. 10. стр. 281. — Егоров П. А. В кн.: Сборник научных трудов Башкирск. мед. ин-та, 1949, т. 9, стр. 64. — Зубарев Н. Фронт науки и техники, 1935, в. 10, стр. 86.—Квиклис В. Н.„ М и л а к-п е н е Е. К., П а я р с к а с И. П. В кн.: Сборник аннотаций, тезисов, рефератов науч-но-исслед. работ, статей и докл. за 1949—1954 гг. Санитарно-гигиенического ин-та Вильнюс, 1955, стр. 119.—Ларионова Т. А. Бюджет времени студентов-медиков Иркутского ун-та. Иркутск, 1930. — Порошин А. Ф. Тезисы докл. научной сессии Кубанск. мед. ин-та. Краснодар, 1961, стр. 66.
Поступила 25/VI 1962 г.
HYGIENIC ISSUES PERTAINING TO DAILY ROUTINE OF TECHNICAL SCHOOL
STUDENTS
I. V. Kolesnichenko, intern
A special questionnaire was compiled for the study of individual features of daily routine in technical schools. Detailed investigations were carried out on three 1st year groups and consisted of determining: 1) working efficiency; 2) muscular endurance; 3) rate of oculo-motor and audito-motor reactions and 4) daily routine timing. The result* obtained indicate that on days marked by the highest working capacity (Tuesday, Wednesday and Thursday) the students presented no negative shifts in their physiological indices at the end of the day at technical schools. However, the daily routine was subject to disruption due to excessive class work. Consequently, the time alotted to sleep and rest was considerably shortened. This points to the necessity of more rational arrangement of classes in technical schools.
* * *
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ БЛОКОВ
В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
«я
Кандидат медицинских наук А. Н. Зайцев, научный сотрудник Н. А. Караванская
Из отдела гигиены Института питания АМН СССР
В журнале «Гигиена и санитария» (1960, № 10) была опубликована наша статья «Гигиенические обоснования для проектирования пищевых блоков в городских школах и школах-интернатах», где изложены основные принципы организации школьного питания и некоторые нормативы для проектирования школьных столовых в городах. Однако организация питания в сельских школах еще долгое время будет отличаться от организации питания в городских школах, и поэтому проектирование пищеблоков в школах, предназначенных для строительства в сельской местности, будет иметь свои особенности.
Составить представление об организации питания в сельских школах по имеющимся отрывочным сведениям не представлялось возможным. Поэтому в ряде районов СССР мы изучали организацию питания непосредственно на местах. Было обследовано 38 школ (5 начальных и 33 средних и семилетних) в РСФСР, Узбекской, Украинской и Латвийской союзных республиках. При 21 средней и семилетней школе имелись школьные интернаты.
В организации питания и снабжения пищевыми продуктами сельских школ можно отметить три варианта.
Первый вариант. Питание в школах организуется райпотреб-союзом в школьных буфетах или столовых, которые являются филиалами предприятий общественного питания — чайных, столовых, ресторанов, а также магазинов. Особенно широкого распространения такой вид обслуживания школьников не получил. Однако в Латвийской ССР имеются отдельные районы, где обеспечение учащихся питанием через систему потребкооперации распространено более широко (Валмиерский район). Следует отметить, что буфеты не могут обеспечивать учащихся горячим питанием, а школьных столовых имеется немного.
Основным препятствием к широкому развертыванию сети школьных столовых являются недостаток пригодных для пищеблоков помещений и высокая стоимость питания. Наряду с этим готовые блюда в таких столовых нередко обладают низкими вкусовыми качествами. Поэтому учащиеся отказываются покупать горячие блюда, предпочитая им хлеб, конфеты, пряники.