Научная статья на тему 'РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧАЩИХСЯ 9—11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, СОВМЕЩАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ТРУДОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧАЩИХСЯ 9—11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, СОВМЕЩАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ТРУДОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTINE SCHEDULE OF WORK AND ITS ORGANIZATION FOR THE SECONDARY SCHOOL 9— 11th GRADE UNDERGRADUATES COMBINING STUDY WITH WORK IN METAL-WORKING INDUSTRY

The authors note that with the training of undergraduates started in special industrial training sections and shops more favorable conditions were attained in respect to the organization of work and of its routine schedule, general conditions and the actual training of undergraduates than in common work shops, where the individual instruction method is apt to predominate. The dynamics of the working capacity and the shifts of certain physiological reactions in undergraduates in the course of the week indicate the advantages of interchanging work with classes rather every other day than every third day.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧАЩИХСЯ 9—11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, СОВМЕЩАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ТРУДОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

v. 30, p. 1139,—С г e s с i t e 11 i F„ G i 1 m a n A., Am. J. PhysioL, 1946, v. 147, p. 121.— Hermann В., Acta med. Acad. Sci. Hung., 1958, т. 11, стр. 209.—McGee L. C., Industr. Med. Surg., 1958, v. 24, p. 101, —Onifer Т. M., Whisnant J. P., Proc. Mayo Clin., 1957, v. 32, N 4, p. 67,—P i r a u x A., Acta neuro!. belg., 1957, v. 57, p. 733.—S e s s а Т., S e г r a C., Folia med. (Napoli), 1957, v. 40, p. 447,—S m i t h N. J., J. A. M. A., 1948, v. 136, p. 469. — Solarini G., Tri podo C., Boll. 1st. sieroter. milan., 1954, v. 33, p. 482.

Поступила 10/VI11 1960 r.

WORKING CONDITIONS AND HEALTH STATUS OF WORKERS AT DDT PRODUCTION PLANTS

E. N. Burkatskaya, G. A. Voitenko, E. P. Krasnyuk

At DDT production plants harmful chemical compounds escape into the air of workshops owing to various defects of technological process, insufficient airtightness of piping and installations and violation of technical operating conditions.

In DDT synthesis workshops chlorine, hydrogen chloride, chlorbenzol and DDT were detected in the air at concentrations considerably exceeding the maximal permissible ones. In the pesticides production shop the air within the breathing zone of workers contained DDT vapours and a large amount of aggressive dust, at DDT, talcum and kaolin.

Medical examination of workers engaged in DDT production plants revealed pathological changes of nervous and cardiovascular systems, gastrointestinal tract, liver, kidneys and blood. The fulfilment of measures suggested by the authors will improve the working conditions and lower the morbidity rate among the workers.

it -¿r -ir

РЕЖИМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧАЩИХСЯ 9—11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, СОВМЕЩАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ТРУДОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кандидат медицинских наук Л. В. Михайлова и кандидат медицинских наук Ц. Л. Усищева 1

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР

В задачи настоящего исследования входило изучение опыта организации производственного обучения и производительного труда учащихся 9—11-х классов в общих цехах заводов, на выделенных учебно-производственных участках общих цехов и в специальных учебных цехах при школах. Сравнению подверглись 2 варианта: чередование учебных занятий с трудом через день и по 3 дня подряд.

Изучение опыта организации производственного обучения проводилось в школах Москвы, Свердловска, Воронежа, Перми и Курска. Регулярное наблюдение за работой учащихся велось на автозаводе имени И. А. Лихачева (школа № 503), заводе «Стекломашина» (школа № 564) и в учебном цехе школы № 204. Всего под систематическим наблюдением находилось 120 учащихся, из них 86 учащихся 9-х классов, 12 учащихся 10-го класса и 20 учащихся 11-го класса.

Для выяснения влияния учебных занятий и производительного труда при различной их организации на организм школьников проводилось изучение общей работоспособности при помощи методики дозированных заданий (проба Платонова, корректурная методика), скорости зрительно-моторной реакции, точности движений, состояния сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений и артериальное давление). Все эти исследования проводили в дни учебных занятий

1 В сборе материала принимала участие Н. Г. Дьячкова.

(до и после уроков) и в дни работы (до и после нее и перед обеденным перерывом) Полученные материлы обрабатывали вариационно-статистическим методом с определением достоверности разности показателей, кроме того, проводили анализ индивиду альных данных.

За работающими школьниками вели постоянное наблюдение, проводили хроно метраж, учитывали уплотненность рабочего дня, число и длительность перерывов, производительность труда. Для гигиенической характеристики условий труда учащихся при помощи общепринятых гигиенических методик определяли освещенность, температуру и влажность воздуха, громкость шума и др. Путем недельного хронометра жа, опроса и личных наблюдений систематически изучали режим дня учащихся.

Школьники, за которыми вели наблюдение, по данным углубленного медицин ского осмотра, были практически здоровы и имели среднее физическое развитие.

Учащиеся выполняли работу по основным специальностям работников механических, механо-сборочных, инструментальных и ремонтных цехов предприятий металлобрабатывающей промышленности: были станочниками на металлорежущих станках — токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных, шлифовальных; слесарями и слесарями-сборщиками. Изучение условий работы учащихся на различных предприятиях в общих цехах и на учебно-производственных участках, выделенных из общего цеха, свидетельствует о наличии отступлений от гигиенических требований в отношении освещения, шума и чистоты воздуха.

Температура воздуха колебалась в различных цехах от 13—14 до 27—29°, наиболее часто было 18—20°, относительная влажность — 48—58%. Общая освещенность при искусственном освещении колебалась в разных цехах от 30—40 до 50—60 лк, при наличии местного освещения у станков освещенность на рабочих местах составляла 100 лк и более. Громкость шума доходила до 90—95 дб. Общая при-точно-вытяжная вентиляция не всегда обеспечивала достаточную чистоту воздуха — в ряде случаев в воздухе ощущались неприятные запахи выхлопных газов, ацетона, бензина, красителей, пригорающих частиц пыли, масел и металла.

Выделенные учебно-производственные участки на некоторых заводах по условиям микроклимата, шума и освещения ничем не отличав лись от общих цехов. В учебных цехах школ № 67 и 204 условия работы учащихся в основном соответствовали гигиеническим требовав ниям. Отсутствие общей приточно-вытяжной вентиляции компенсировалось проветриванием.

На заводах не уделяют достаточно внимания личной гигиене рабо« тающих учащихся, не все они обеспечены спецодеждой, рабочая одежда не создает надежной защиты от смазочно-охлаждающих жидкостей и масел, употребляемых при работе на металлорежущих станках.

В общих цехах заводов обучение производится главным образом индивидуальным методом. Ученика прикрепляют к опытному рабочему-инструктору, под руководством которого он овладевает специальностью. Учащиеся выполняют работу, характерную для отделения или бригады, к которой они прикреплены. Нагрузка их зависит от общего ритма работы, бригады серийности производства, ряда организационных моментов (наличия свободных рабочих мест, деталей и др.). Хронометраж работы учащихся 10—11-х классов в цехах автозавода имени И. А. Лихачева свидетельствует о большой неравномерности нагрузки. Плотность работы станочников, например, составляла в одни дни 10—20%, а в другие — 80—90%.

Иначе организовано обучение учащихся в специальных цехах или на учебных участках. Здесь обучение проводится бригадным методом. Для группы учащихся выделяют преподавателя-инструктора, который и ведет обучение школьников. Учащиеся имеют свои постоянные, закрепленные за ними рабочие места, к каждому занятию преподаватель подготавливает необходимый материал, детали, инструмент. При та-

кой организации обучения более рационально используется рабочее время. Так учащиеся 9-го класса школы № 204 на основную работу затра-< чивали 70—80% рабочего времени. 12—13% времени — на вспомогательную работу и лишь около 5% времени — на организационные простои и столько же на отвлечения. Аналогичная картина наблюдалась на участке завода «Стекломашина», выделенном для обучения учащихся 9-х классов школы № 564. И здесь плотность работы учащихся в среднем составляла 70—80%- За 5—6 месяцев обучения в 9-м классе (имея 2 дня в неделю для работы на заводе) учащиеся уже неплохо справлялись с порученными заданиями, разбирались в чертежах и станках. Изучение опыта работы общеобразовательных школ с производственным обучением в ряде городов Российской Федерации, а также непосредственные наблюдения за режимом работы учащихся 9—11-х классов указанных московских школ показали, что продолжительность рабочего дня и чередование учебных и рабочих дней не везде одинаковы. В подавляющем большинстве обследованных школ 9-м классам для производственного обучения было отведено 2 дня в неделю. В 10 и 11-х классах на производственное обучение отводилось по 3 дня в неделю. В одних школах учащиеся учились и работали через день, в других — по 3 дня подряд. В школе № 17 Свердловска учащиеся занимались одну неделю в школе, другую — на заводе.

Продолжительность рабочего дня в 9-х классах составляла 6 академических часов, из них, как правило, 2 часа отводились на теоретические занятия. В 10-х и 11-х классах продолжительность рабочего дня составляла 6 часов, однако учащиеся школы № 17 Свердловска и № 16 Москвы работали, как и взрослые рабочие, 7 часов.

В общих цехах заводов работа в первой смене начинается обычно, в 7 часов 30 минут утра, как и у взрослых рабочих, во второй смене— в 15—17 часов, а заканчивается в 22—23 часа. В специальных цехах или участках время начала и конца работы легче привести в соответствие с гигиеническими рекомендациями. Например, начало рабочего дня учащихся 9-го класса школы № 564 в 8 часов утра, а окончание второй смены — в 17 часов, в школе № 67 — первая смена начинает работу в 8 часов 30 минут, а вторая заканчивает работу в 18 часов Режим работы в общих и учебных цехах различен. Учащиеся, работающие в общих цехах, как правило, имеют один регламентированный перерыв (обеденный), продолжающийся от 30 минут до 1 часа, в некоторых цехах имеется еще 5—10 минут для проведения производственной гимнастики. В учебных цехах через каждые 50 минут работы по распорядку дня полагается 10-минутный перерыв, что сближает режим работы учащихся с режимом школьных занятий и соответствует гигиеническим рекомендациям.

Введение производственного обучения и производительного труда учащихся оказало некоторое влияние на общий режим учащихся. Так, раннее начало работы первой смены на ряде предприятий или позднее окончание второй смены не^агоприятно влияют на продолжительность сна школьников. По данным 1959/60 учебного года, систематически недосыпает (продолжительность ночного сна менее 8 часов) около 30% учащихся 9-х классов, 50% учащихся 10-х и около 75% учащихся 11-х классов. Из них менее 7 часов в сутки спит соответственно 15, 20 и 23% учащихся. Позднее окончание работы в вечерней смене, если она продолжается 2—3 дня подряд, отрицательно сказывается на всем режиме дня — ученики поздно встают (в 9—10, а иногда и в 11 —12 часов дня), чем компенсируют возможное недосыпание, но нарушают режим питания — завтракают в 10—12 часов дня, уходят на работу без обеда, ужинают по приходе с работы в 22—24 часа, не имеют времени для отдыха на воздухе и приготовления домашних уроков, чтения художественной литературы и т. д. Большая учебная наг-

рузка, дополнительные уроки в школе, значительная занятость на предприятиях приводят к тому, что около 35% учащихся старших классов, как правило, не бывает на воздухе. Под влиянием работы, особенно у станочников на металлорежущих станках, не отмечалось значительных изменений в частоте сердечных сокращений и кровяном давлении, что можно объяснить характером работы, состоящей из наблюдения, регулирования работы станка, смены деталей и контрольных измерений (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Изменение частоты пульса у учащихся слесарей-станочников во время работы

Класс До работы В середине рабочего дня После работы Вероятность разницы Р

9 й 80 83 88 85 84 <0,05

10-й 80 8-1 83 75 79 <0,02 <0,05

11-й 80 82 86 88 83 <0,05

Таблица 2

Изменение артериального давления у учащихся во время работы

Класс Характер работы Артериальное давление, мм рт. ст.

до работы в середине рабочего дня после работы Вероятность разницы Р

максимальное минимальное макси-ыаль-ное мина-мал ь-ние максимальное минимальное

10-й Слесарные и станочные

универсальные .... 97 57 113 56 108 54 <0,01

11-й Станочные операционные 98 56 100 56 93 53 >0,05

Изменение общей работоспособности зависело от организации труда, плотности и характера работы. Количество выполненной дозированной работы в конце рабочего дня при умеренно уплотненном рабочем дне (время основной работы составляет 65—75% общей продолжительности рабочего дня) вполне достоверно (Р<0,01) возрастало, при плотности, превышающей 80—85%, и *ри низкой плотности работы оно также достоверно снижалось. Проба Платонова выявила аналогичную направленность в изменении работоспособности. Время латентного периода зрительно-моторной реакции преимущественно возрастает после работы (рис. 1). Особенно большое его увеличение (на 22—23%) наблюдалось после работы при высокой плотности (превышающей 80—85%). После работы с плотностью в 65—75% у учащихся 11-гор класса наблюдалось умеренное возрастание латентного периода зрительно-моторной реакции, а у шокльников 10-го класса — даже его некоторое снижение.

Сила сжатия кисти у мальчиков после работы почти во всех случаях возрастала на 3—5 кгс, у девочек — большей частью остава*

лась без изменения, что связано, видимо, с различным характером работы, обусловливающим разную степень мышечного усилия. Общий анализ изменения физиологических функций у школьников 9—11-х классов под влиянием работы свидетельствует об их умеренных сдвигах и об отсутствии неблагоприятных реакций, что говорит о доступности предлагаемых видов работы возрастным возможностям учащихся.

На основании сопоставления данных физиологических исследований у учащихся можно отметить, что низкяя плптногт.1 рпбптп, составляющая менее 50% всего рабочего времени, не способствует повыше-

нию^шыуса^рганизма и от- ----

ри^ательно влияет на работоспособность. Наиболее благоприятны результаты при занятости времени основной работой —75 % Недостатки в организации производительного труда учащихся неблагоприятно отражаются на физиологических реакциях.

Хронометраж работы учащихся 11-го класса в одном из цехов автозавода имени И. А. Лихачева показал значительное снижение производительности труда у мальчиков, работающих на одном из токарных станков и прессах. Так, у Алексея Н. З/ХП производительность труда к началу обеденного перерыва снизилась на 40% по сравнению с утренними показателями. После обеда она возросла до 80%, но затем вновь резко снизилась до 54%. Инструктор, прикрепленный к бригаде мальчиков, требовал от них выполнения определенной нормы. Учащиеся, стремясь ее выполнить, брали высокий темп работы, но не могли его долго выдержать, в результате чего производительность труда быстро снижалась. В конце работы школьники жаловались на усталость и головную боль. Особенно утомляла работа на прессе, с одной стороны, однообразностью и монотонностью, а с другой, — высоким темпом, необходимым для выполнения сменной нормы. У Юры К. 10/11 при работе на прессе производительность труда к концу дня снизилась на 50% (в начале рабочего дня он пробивал за 5 минут 69—70 деталей, а в конце — 34—35), увеличился тремор — в начале дня он, обводя пластинку тремографа, делал 27 касаний, а в конце — 42, увеличилось время латентного периода зрительно-моторной реакции с 390 до 450 а и число нарушений дифференцировочной реакции — с 1 до 3. К концу дня юноша жаловался на большую усталость.

Изучение режима производственного обучения, чередования теоретических и практических занятий производилось многими авторами (Е. Ф. Альбицкая и др., 1958; С. И. Крапивинцева и др., 1960; Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева, 1959; С. О. Руттенбург и М. Г. Ци-бина, 1958; Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова, 1960). С. О. Руттенбург и М. Г. Цибина рекомендуют сочетание теоретических и практических занятий в течение одного дня. Изучение бюджета времени школьников, проводившееся нами в 1959 г., свидетельствовало о более правильном построении режима дня учащихся при чередовании учебных и производственных занятий через день по сравнению с чередованием через 3 дня.

Сигмы Ш

383

340 320

Сигмы 420-

ш

зав

35С МО зго

/ г з * ь

Часы рсботы X *лаг.г.

1 2 3 4 9 1

Часы работы X! класс

Рис. 1. Изменение латентного периода зрительно-моторной реакции учащихся в результате работы разной плотности. / — 20%; 2 — 65—75%; Л - 85—95%.

3 Гигиена и санитария, № 9

33

На протяжении недели мы наблюдали колебания латентного периода зрительно-моторной реакции с тенденцией к возрастанию к концу недели, более выраженному при чередовании дней работы и учебных занятий через каждые 3 дня.

Таблица 3

Изменения латентного периода зрительно-моторной реакции на протяжении недели у учащихся 10—11-х классов при разном режиме

Класс Чередование рабочих и учебных дней Единица измерения • Понедельник Вторник Среда Пятница Суббота

до работы или учебы после работы или учебы ДО работы или учебы после работы или учебы ДО работы или учебы после работы или учебы до работы или учебы после работы или учебы до работы или учебы после работы или учебы

10-Й Через день % 100,0 304,4 92,1 280,5 100,7 306,5 96,4 293,5 101,4 308,6 100,6 306,5 102,1 310,7 105,0 319,5 102,8 312,8 109,2 332,5

10-Й Через 3 дня % С 100,0 323,8 106,9 346,4 102,9 333,2 107,4 347,8 105,8 342,6 107,8 349,2 108,7 352,0 108,3 350,6 111,6 361,4 108,7 352,0

11-Й Через день % а 100,0 337,6 98,5 332,6 102,7 346,7 101,1 343,3 105,4 355,8 104,8 354,0 108,1 364,9 108,0 364,7 110,8 374,0 111,2 375,4

11-Й Через 3 дня % 100,0 299,6 117,0 350,6 103,8 310,6 118,8 355,8 107,4 321,8 120,5 361,0 111,1 332,9 122,2 366,2 114,8 344,0 124,0 371,6

Для выявления общей тенденции динамики латентного периода зрительно-моторной реакции у учащихся на протяжении недели при различном чередовании работы и учебных занятий применена комплексная обработка рядов средних величин латентного периода зрительно-моторной реакции путем аналитического сглаживания способом наименьших "квадратов по уравнению прямой с тем, чтобы делать выводы, опираясь не на изолированные показатели, а на всю совокупность наблюдений (табл. 3).

Полученные данные свидетельствуют о возрастании латентного периода зрительно-моторной реакции от понедельника к субботе. К концу недели возрастают и утренние и дневные показатели. Величина возрастания скрытого периода реакции к концу недели не одинакова при разном чередовании рабочих и учебных дней, что особенно ясно проявляется при анализе утренних данных (рис. 2).

При чередовании работы и учебных занятий через день время скрытого периода зрительно-моторной реакции учащихся в утренние часы увеличивается к концу недели в значительно меньшей степени, чем при чередовании через 3 дня.

Меньшая интенсивность в нарастании латентного периода реакции при первом варианте режима говорит о том, что переключение через

у. tu

»г

т

10S-

ш

/

Лон Вт Ср пяти

Рис. 2. Динамика утренних показателей латентного периода зрительно-моторной реакции на протяжении недели у учащихся 10-х классов в процентах.

1 — через 3 дня; 2 — через день.

день с одного вида деятельности на другой способствует более быстрому восстановлению функционального состояния центральной нервной системы к утру следующего дня.

Выв оды

1. Производительный труд, связанный с холодной обработкой металла — слесарные и станочные работы на металлорежущих станках продолжительностью не свыше 4 часов для учащихся 9-х классов (15—16 лет) и 6 часов для школьников 10—11-х классов (17—• 19 лет), — при хорошей организации работы не вызывает резкого снижения работоспособности, а наблюдаемые сдвиги в реакциях не выходят за пределы физиологических.

2. Сравнение труда учащихся в общих цехах заводов, в учебных цехах и на учебно-производственных участках указывает на ряд преимуществ в организации производственного обучения и производительного труда в специальных цехах и на выделенных участках в отношении гигиенических условий работы, плотности ее и равномерности нагрузки. Наиболее благоприятной является плотность 65—75% для основной работы.

3. Дни производственного обучения и производительного труда целесообразно чередовать с днями учебных занятий, а не проводить их подряд.

ЛИТЕРАТУРА

Альбицкая Е. Ф., Горкин 3. Д., Карминский М. С. и др. Гиг. и сан., 1958, № 9, стр. 35,—К рапивинцева С. И., Артамонов В. Н., Галец-кая О. И Там же, 1960, №9, стр. 110,—M и х а й л о в а Л. В., Усищ ев а Ц. Л. Там же, 1959, №8, стр. 32,—Р у т т е и б у р г С. О., Цибина М. Г. Труды научной сессии Ленинградск. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам работы за 1956 г. Б. М., 1958, стр. 198.—Сапожникова Р. Г., Попова H M Гиг и сан., 1960, № 8, стр. 27.

Поступила 31/1 1961 г.

ROUTINE SCHEDULE OF WORK AND ITS ORGANIZATION FOR THE SECONDARY SCHOOL 9—lllh GRADE UNDERGRADUATES COMBINING STUDY WITH WORK IN METAL-WORKING INDUSTRY

L. V. Michailova, Candidate of Medical Sciences Ts. L. Usishcheva, Candidate of Medical Sciences

The authors note that with the training of undergraduates started in special industrial training sections and shops more favorable conditions were attained in respect to the organization of work and of its routine schedule, general conditions and the actual training of undergraduates than in common work shops, where the individual instruction method is apt to predominate. The dynamics of the working capacity and the shifts of certain physiological reactions in undergraduates in the course of the week indicate the advantages of interchanging work with classes rather every other day than every third day.

•b■ Ъ it

РОЛЬ ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ЭПИДЕМИОЛОГИИ САЛМОНЕЛЛЕЗОВ

Научный сотрудник И. Ф. Ярмолик Из Саратовского института сельской гигиены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы отмечается значительное увеличение количества заболеваний и пищевых токсикоинфекций салмонеллезной этиологии (Е. С. Красницкая, В. А. Арбузова, С. Ф. Казакова и др.).

3* 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.