Научная статья на тему 'РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КУЗБАССА'

РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КУЗБАССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TRAINING ROUTINE FOR THE KUZNETSK BASIN MINING SCHOOL UNDERGRADUATES

Depending upon occupations and shifts certain physiological functions were tested in 20 healthy undergraduates at one of the mining schools of the Kuznetsk Basin, aged 16 to 19. Investigations caused the determination of the rate of simple oculomotor reactions and those with differentiating stimulants, the endurance to static strain, the working capacity, etc. At the same time a day of industrial training was registered photochronometrically. Consequently, it was shown that the work of undergraduates is associated with considerable strain. The undergraduates, working in the third shift, showed disturbances of correlation between stimulation and inhibition processes in cerebral cortex, declined endurance to static strain and lowered working capacity towards the end of the work day.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КУЗБАССА»

cranes do not protect the operator from overheating in summer and from cold in winter. The crane operator's work involves considerable straining of higher nervous system, exhaustion of neuro-motor apparatus in the upper extremities and also static tension.

On the basis of the data thus made available measures are taken for improving the crane operators' working conditions: a standard design of crane's cabin is suggested; the production of old type of cranes is limited and the existing old cranes are being reconstructed.

* ft ft

РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КУЗБАССА

Кандидат медицинских наук Д. И. Каганович, кандидат медицинских

наук В. А. Баландина

Из отдела гигиены детей и подростков Новосибирского научно-исследовательского

санитарного института

В угольных и железорудных районах страны (Донбасс, Кузбасс и др.) имеется значительное количество горнопромышленных училищ и школ, в которых обучаются лица в возрасте 16—19 лет. Режим производственного обучения в этих училищах почти не изучен.

Исследования проводили в горнопромышленном училище № 8 Ленинска-Кузнецкого с целью выяснения санитарно-гигиенических условий производственного обучения и их влияния на некоторые физиологические функции организма учащихся.

Для наблюдения было выделено 20 учащихся второго года обучения в возрасте 17—18 лет. Исследуемые практически здоровые, среднего физического развития, работали в первую, вторую и третью смену. Все учащиеся проживали в общежитии, их питание и режим дня были идентичными.

Физиологические исследования проводили на 3-м месяце производственной практики в начале и в конце рабочего дня. Длительность исследования каждого учащегося 4—6 дней. Решение поставленной зада-, чи выполнялось с применением хронометража рабочего дня в шахте, определения скорости зрительно-моторной реакции (простой и с диф-ференцировочным раздражителем), работоспособности (по корректурным таблицам Анфимова), выносливости к статическому мышечному усилию. Проведено около 200 исследований по каждому тесту.

Горнопромышленное училище № 8 готовит в основном шахтных электрослесарей. Производственная практика учащихся проводится в последнем полугодии второго года обучения и дел-ится на два цикла. Первые 2 месяца (первый цикл) они работают в качестве дублеров и не имеют специальных рабочих мест. Последующие 2 месяца (второй цикл) они работают на постоянных рабочих местах в качестве машинистов мелких шахтных машин и механизмов (так называемых мотористов), в работе которых много элементов профессии люкогрузчика.

На основании хронометража 32 человеко-дней установлено, что на основную работу — наблюдение за мелкими шахтными машинами и механизмами (лебедки, транспортеры и т. п.), включение и выключение их, подгон вагонеток под люки и выравнивание угля на них — учащиеся затрачивают почти половину рабочего времени. Вспомогательные и вынужденные рабочие операции (перенос тяжестей — глины, аммонита, инертной пыли; расчистка путей от угля и догрузка вагонов вручную), связанные со значительным физическим напряжением, составляют 26,4%, <из них 18,1% времени приходится на перенос тяжестей, вес которых доходит до 20 кг и более. Учитывая значительное физическое напряжение учащихся и неблагоприятные условия при работе в

шахтах (высокая влажность, низкая освещенность, запыленность воздуха 12—58 мг/мг), следует оценить практику мотористов как тяжелую физическую работу (П. И. Еськин).

Учащиеся мотористы работают в три смены, включая -ночную. В общей сложности время пребывания в шахте составляет 8 часов, но в рабочий день (6 часов) включается лишь время, затрачиваемое на рабочие операции, начиная от прихода и до конца смены. Время на получение нарядов, инструмента, переодевание, мытье, путь в подземной части шахты к месту работы и обратно в рабочие часы не входит.

У учащихся дублеров рабочий день не регламентирован. В среднем учащийся находится в шахте 5—572 часов. На основную работу дублеры затрачивают около 30,3% времени; на переходы и переезды к рабочему месту (места поломок, аварий) — 60,6%, из них на более тяжелые, требующие физического напряжения — пешеходные переходы» приходится 39,4%; на произвольные перерывы используется 9,1% времени.

Исследования физиологических функций проводили как у мотористов, так и у дублеров. Скорость зрительно-моторной реакции определяли с помощью хронорефлексометра конструкции Витте—Эрмана. К. М. Быков (1935) и в последние годы А. Г. Филиппова (1960) показали, что тяжелая статическая нагрузка вызывает торможение условных двигательных реакций, при этом латентный период зрительно-моторной реакции увеличивается; при добавлении дифференцировочно-го раздражителя растет число ошибок. Данные исследования зрительно-моторной реакции учащихся горнопромышленных училищ представлены в табл. 1,2.

Таблица 1

Изменения латентного периода зрительно-моторной реакции у мотористов и дублеров

(в процентах к общему числу исследований)

• Профессия • Латентный период простой зрительно-мстор-ной реакции Латентный период зритель-но-моторной реакции при ди-фференцировке Количество ошибок при дифференцировке

ые изменялся уменьшался увеличивался уменьшался увеличивался не изменялось уменьшалось увеличивалось

Мотористы первой смены . . . . Мотористы второй смены .... Мотористы третьей смены .... Учащиеся дублеры....... 4,4 76,5 56.5 30,0 63.6 23,5 43,5 70,0 31,8 76,5 60,9 20,0 45,5 . 23,5 39,1 80,0 54,5 11,8 21,7 30,0 45,5 58.8 60.9 15,0 31,8 29,4 17,4 55,0 22,7

Таблица 2

Изменения латентного периода зрительно-моторной реакции (в тысячных долях секунды)

у учащихся в течение дня (средние данные)

Латентный период зрительно-моторной реакции Количество ошибок

• Профессия простой с дифференцировой

после работы после работы

• ДО работы абс. число % к исходному до работы абс. число % к исходному до работы после работы

Мотористы первой смены .... Мотористы второй смены .... Мотористы третьей смены .... 188 215 183 171 287 278 90,9 133,5 151,8 276 375 363 263 463 365 95,8 123,5 100,7. 2,5 2,7 2,2 2,1 2,4 2,8

Как видно из табл. 1, наиболее неблагоприятные сдвиги в течение рабочего дня получены у учащихся, работавших в третью, ночную, смену: в 70—80% исследований скорость зрительно-моторной реакции уменьшалась. У учащихся первой и второй смены число неблагоприятных реакций было значительно меньше: соответственно 23,5—43,5% при простой и 23,5—39,1% при зрительно-моторной реакции с дифферен-цировкой. Отмечено увеличение числа ошибок в большинстве исследований у учащихся третьей смены (55%)..

Из табл. 2 видно, что латентный период простой зрительно-моторной реакции закономерно увеличивается у учащихся в зависимости от смены: у мотористов первой смены он более короток, у мотористов третьей смены более длителен (соответственно 90,9 и 151,8% по отношению к началу рабочего дня). При сравнении среднего латентного периода зрительно-моторной реакции с дифференцировкой у учащихся второй и третьей смены видно, что у последних латентный период несколько укорачивается, но увеличивается число ошибок, т. е. начинают страдать процессы торможения.

Исследование работоспособности по корректурным таблицам Ан-фимова показало, что число просмотренных знаков в конце рабочего дня увеличивается в 87,5% исследований у мотористов первой смены, в 74% — у мотористов второй смены и в 84%. — у дублеров. Наряду с этим отмечено увеличение числа ошибок у большинства учащихся второй и третьей смены (соответственно 56,5 и 45%). У работавших в первую смену число ошибок увеличилось только в 8,7% исследований. Одновременно в этой же группе наблюдались более неблагоприятные сдвиги при исследовании простой зрительно-моторной реакции и с дифференцировкой. У мотористов, работавших во вторую смену, также отмечались эти сдвиги. Что же касается дублеров, то более чем в половине случаев (52%) у них имелось увеличение числа ошибок.

Кроме того, в значительном числе исследований скорости простой-зрительно-моторной реакции и с дифференцировкой (соответствен-но 31,8 и 54,5%) обнаружено увеличение латентного периода (см. табл. 1). Эти факты можно объяснить'утомлением, в развитии которого наряду с физической нагрузкой большое значение, видимо, -имела неудовлетворительная организация производственной практики (выполнение случайных работ, отсутствие постоянного рабочего места и т. п.).

Для оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата была исследована выносливость к статическому усилию мышц правой кисти с помощью ртутного динамометра конструкции В. В. Ро-зенблата. С целью сравнения результатов для лиц с разной силой мышц бралось напряжение, равное половине максимальной силы. Как отмечают Н. К- Верещагин (1957), М. И. Виноградов (1959), В. В. Розен-блат (1960) и др., при повышении центрального возбуждения мышечная выносливость увеличивается и, наоборот, появление признаков центрального торможения отражается на снижении выносливости. Н. К. Верещагин считает, что показатель выносливости четко отмечает наличие утомления при производственной работе.

Полученные результаты исследования выносливости к статическому усилию представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что длительность статического усилия мышц правой кисти снижается у учащихся мотористов, работающих в третью смену (65% опытов), несколько меньше снижается у мотористов, работающих во вторую (40,2%) и первую (35,2%) смену.

Известно, что в утомляемости при мышечной работе ведущим звеном является корковая часть двигательного аппарата (Н. К. Верещагин, В. В. Розенблат и др.). При этом торможение может развиться в корковых клетках при различной степени снижения их функциональных ресурсов. Учащиеся дублеры более чем в половине случаев (59,3%)

/

Таблица 3

Изменение статической выносливости мышц правой кисти в течение дня

Профессия Мышечная выносливость после работы (в % к числу исследований) Средний показатель выносливости

уменьшалась увеличивалась до работы в секундах после работы % к первоначальному

Мотористы первой смены...... Мотористы третьей смены..... Дублеры первой смены....... 35,2 40.2 65,0 59.3 64,8 59,8 35,0 40,7 75,1 82.4 91.5 80,5 64,5 66,4 70,9 66,0 85,9 80,5 77,4 81,9

имеют снижение показателей выносливости. Это подтверждает приведенную выше мысль о том, что нерациональная организация практики дублеров и значительная физическая нагрузка вызывают утомление их

и как следствие превалирование тормозных процессов. Аналогичные результаты в отношении изменения зрительного анализатора получены при исследовании учащихся дублеров в Донбассе (А. О. Нава-катикян и др., 1957).

Анализ индивидуальных данных комплексного исследования в течение недели показал, что наиболее неблагоприятные сдвиги у работавших в первую смену получены в пятницу. В этот день отмечается снижение как возбудительных, так и тормозных процессов. У работавших во вторую и третью смену аналогичные изменения физиологических функций наблюдались в среду и четверг.

Данные большинства учащихся, работавших в третью смену, мало отличались друг от друга. В качестве примера приводим показатели учащегося Т. Ю. (см. рисунок). Длительность статического усилия составляла в понедельник 140% к величине до начала работы, а в четверг — лишь 70%; в пятницу наметился незначительный подъем, а в субботу — дальнейшее падение. Скорость зрительно-моторной реакции во все дни недели, кроме субботы, была неизменно меньше после работы, чем до нее. Начиная с четверга значительно увеличилось число ошибок при даче дифференцировочного раздражителя. Все это наряду с ухудшением других показателей свидетельствует о си'льной степени утомления к концу недели у работающих в третью смену.

Выводы

1. Рабочий день учащихся мотористов фактически превышает установленную длительность и связан со значительным физическим напряжением, что у работающих в третью смену вызывает неблагоприятные сдвиги некоторых физиологических функций. Отмечено нарушение соотношения возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий, падение работоспособности и выносливости к статическому усилию в течение рабочего дня.

2. Отмечены неблагоприятные сдвиги физиологических функций у дублеров, что, вероятно, связано как с нерациональной организацией

^ ^ Дни не üели

Изменение работоспособности и длительности статического усилия учащегося Т. Ю. (в % к началу рабочего дня).

/ — работоспособность; 2 — длительность статического усилия.

преизводственного обучения, так и со значительной физической нагрузкой.

3. Для улучшения режима и условий производственного обучения рекомендуется: а) выделять для производственной практики учащихся механизированные и наиболее благоприятные в отношении условии труда участки; б) использовать учащихся в качестве дублеров только в начале производственной практики при ознакомлении с условиями работы и ограничить вес переносимого учащимися груза до 16 кг, включая вес спецодежды и инструмента; в) установить длительность пребывания учащегося в шахте не более 6 часов, для чего упорядочить организацию рабочего дня в период практики; г) производственную практику учащихся проводить только в первую смену и в виде исключения — во вторую; работу в третью смену категорически запретить.

/ ЛИТЕРАТУРА

Быков К. М. Ученые записки Педагогического ии-та им. А. И. Герцена и Ин-та научной педагогики, 1935, т. 1, в. 1, стр. 60. — Верещагин Н. К. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 38. — Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1959. — Еськин П. И. Тезисы докл. 1-го Всероссийск. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1960, стр. 99.—Н авакатикян А. О., Певйый С. А., Амлинская М. 3. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 182. — Розенблат В. В. В кн.: Экспериментальные исследования по физиологии, биохимии и фармакологии. Пермь, 1960, в. 2, стр. 139. — Филиппова А. Г. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 79.

Поступила 27/1V 1961 г.

INDUSTRIAL TRAINING ROUTINE FOR THE KUZNETSK BASIN MINING SCHOOL

UNDERGRADUATES

D /. Kaganovich, Candidate of Medical Sciences V. A. Balandina, Candidate of Medical

Sciences

Щ

Depending upon occupations and shifts certain physiological functions were tested in 20 healthy undergraduates at one of the mining schools of the Kuznetsk Basin, aged 16 to 19. Investigations caused the determination of the rate of simple oculomotor reactions and those with differentiating stimulants, the endurance to static strain, the working capacity, etc. At the same time a day of industrial training was registered photochrono-metrically. Consequently, it was shown that the work of undergraduates is associated with considerable strain. The undergraduates, working in the third shift, showed disturbances of correlation between stimulation and inhibition processes in cerebral cortex, declined endurance to static strain and lowered working capacity towards the end of the work day.

ft ft ft

О НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ

ПОДРОСТКОВ

Проф. И. А. Арнольды

I

Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР

Принцип единства организма и среды является незыблемым при гигиенических исследованиях. При изучении их взаимодействия в процессе производства следует учитывать, что в современных условиях внешняя производственная среда является одинаковой для взрослых и подростков. Однако организм подростков отличается повышенной реактивностью, утомляемостью, недостаточной упражняемостыо и адаптацией к условиям производственной среды. Отсюда вытекает ряд специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.