углерода были выше предельной нормы *и составляли 0,021 и 0,0'22жг/л.
Таким образом, внесенные изменения в конструкцию трактора ДТ-75 до некоторой степени способствовали уменьшению воздействия вредных факторов на здоровье водителя. Однако требуется дальнейшее совершенствование машины для создания более благоприятных условий труда.
В 19Ы г- на Волгоградском тракторном заводе -продолжается работа по усовершенствованию конструкции трактора ДТ-75. На новейших образцах этой марки уже оборудовано отопительное устройство для обогрева кабины в холодное время года. Справа, на боковой стенке кабины, сделан подлокотник, имеется обзорное зеркало.
ЛИТЕРАТУРА
Волкопа Н. И., Кандаурова Е. И. Гиг. и сан., 1956, № 4, стр. 22. Еланский В. И. Оценка качеств моторных топлив. Л., 1946. — Ирисов А. С., И т и и с к а я Н. И. Топливо и смазочные материалы. М., 1959. — Орлова Т. А. Гиг. и сан., 1955, № 6, стр. 22. — Разумовский М. Д. Там же, 1955, № 7. стр. 17. '
Поступила 28/VI >961 г.
HYGIENIC EVALUATION OF THE IMPROVEMENTS MADE IN HIGHSPEED
TRACTORS DT-75
A. P. Pavlova, Junior Scientific Worker L. A. Shulzhenko, Senior Scientific Worker
R. /. Uspenskaya, chemist
Physiological and hygienic investigations were performed at machine experimental station during the testing of trial models of highspeed caterpillar tractor DT-75. Measures for improving working conditions of the operators servicing these machines were suggested. Consequently, the tractor plant has introduced some additional improvements in the design of the tractor.
Although the subsequent tests revealed more favorable working conditions on the tractor, its further reconstruction is still required.
л
iz & it
УСЛОВИЯ ТРУДА МАШИНИСТОВ БАШЕННЫХ КРАНОВ
И МЕРЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Кандидат медицинских наук Е. Ф. Медведева
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
#
В жилищном строительстве в настоящее время широко применяют башенные краны, удовлетворяющие потребности строительства зданий различной высоты: от малоэтажных до 10—12-этажных с грузоподьем-ностью 3—5 тонн и выше. В связи с этим очень распространена профессия крановщика.
В доступной отечественной и зарубежной литературе имеется небольшое количество'работ, посвященных изучению гигиенических условий работу крановщиков, в тяжелом машиностроении (в горячих цехах) (Б. М. Белсрусец, 1956; Roberts, 1953; Sadler, 1953, и др.) и крановщиков морских портов (Е. П. Загорская,. 1959; С. Я. Самойлов и Н. Г. Трифель, 1951). Однако гигиенические условия работы крановщиков башенных кранов, работающих в течение всего года на строитель ной площадке, существенно отличаются.
Задачей настоящего исследования являлось изучение гигиенических условий труда и разработка санитарно-гигиенических требований к конструкции кабины башенного крана.
Исследования были проведены на кранах СБК-1, БКСМ-5-10 и М-3-5-10. Основное рабочее место крановщика — кабине, где расположены команд-контроллеры или рычаги для управления краном.
Как правило, каркас кабин металлический, сварной, по контуру кабина обшита деревянными брусьями, к которым пришивают стенки кабины; верхняя половина кабины остеклена с трех сторон, нижняя обшита досками или листовым железом. Оконные рамы деревянные или металлические. Кабины на обследованных нами кранах по площади небольшие — от 3,2 м2 (М-3-5-10) до 4,9 м2 (СБК-1).
В современных кранах сиденья в кабинах разнообразны (табуреты с постоянной высотой, табуреты с подъемом на разную высоту, металлические кресла и т. д.), однако они очень неудобны. Из-за высокого расположения контролеров на некоторых кранах крановщики вынуждены работать всю смену стоя или сидя на доске, положенной на два противоположных сопротивления, при этом ноги не имеют опоры. Длительное вынужденное положение тела со статической нагрузкой может способствовать возникновению застойных явлений в сосудах нижних конечностей.
У большинства кранов стены кабины на 60—90% остеклены. Мелкоячеистое одинарное рстекление кабины затрудняет видимость. В зимнее время года видимость еще больше затруднена вследствие замерзания стекол.
В кабинах имеется лишь общее освещение, которое выше, чем вне кабины, что снижает видимость предметов на строительной площадке. Кроме того, яркий свет на строительной площадке от гирлянд лампочек, прожекторов и дуги электросварки «слепит» крановщика. Это может быть причиной несчастных случаев в вечернее и ночное время. Поэтому, кроме общего освещения кабины необходимо. предусматривать местные источники света у рычагов управления и приборов.
Устройство кабины в летнее время года способствует перегреванию ее, а в зимнее время — охлаждению. По данным наших исследований, в летнее время перепады температур между наружным воздухом и воздухом в кабине достигали 9—10°. При наружной температуре 24° температура воздуха в кабине достигала 33°, стены кабины нагревались до 31—33°. На кране БКСМ-5-10 при разгрузке больших тяжестей температура поверхности электросопротивлений, установленных в кабине, равнялась 40—45°.
Неблагоприятные микроклиматические условия в кабинах кранов в летнее время связаны с отсутствием теплоизоляции стен и защиты от воздействия прямых солнечных лучей в летнее время. Особенно важно последнее для южных районов страны.
В зимнее время года при температуре воздуха —5—10° в кабине башенного крана до начала работы температура воздуха и ограждений была равна наружной, через час работы крана при включенном отоплении (печи кустарного типа) повышалась до 2—4° и лишь через 2—3 часа достигала 10—14°.
В течение рабочего дня температура колебалась от —4,5 до +7°.
Таким образом, кабины существующих типов кранов не защищают машиниста в летнее время от перегревания, в зимнее — от охлаждения.
Для характеристики степени рабочей загрузки у машинистов башенных кранов проводился хронометраж рабочего дня. Было установлено, что время работы в среднем составляет 72—86%, время простоев равно 14—28%. Основные простои происходят по техническим и организационным причинам и очень незначительный процент (0,5) по вине крановщика.
Работа крана состоит из ряда операций, выполняемых одновременно или последовательно. Различают рабочие и холостые операции. На большинстве кранов могут одновременно выполняться 3—4 операции:
подъем и спуск груза, поворот стрелы, движение крана, движение каретки. В среднем крановщик выполняет в течение 66,8% времени одн\' операцию, 25% — две операции, 7,4% — три операции и 0,8% — четы ре операции. Работа крановщика требует большого напряжения внимания и связана с некоторым физическим напряжением: энергетические затраты составляют 130—164 ккал/час (Г. Н. Репин).
Мы проводили наши исследования в летний и зимний период года на жилищном строительстве юго-западного района Москвы. Под наблюдением находились 32 крановщика в возрасте 20—30 лет, практически здоровых.
Для характеристики состояния терморегуляторного аппарата крановщиков в течение рабочего дня представляют интерес данные об изменении температуры тела и кожи.
На рис. 1 представлены данные по температуре тела. В летний период года температура тела крановщика на рабочем месте (в кабине) повышается, что находится в прямой зависимости не только от суточной периодики физиологических функций, но главным образом от нагревающего действия окружающей среды (температура воздуха и ограждений в кабине). Значительное повышение температуры тела во вторую половину дня связано с более высокой наружной температурой воздуха в это время.
В зимнее время года температура тела крановщиков на рабочем месте понижалась в среднем на 0,3°.
Из литературных данных известно, что под влиянием низких температур окружающей среды наблюдается небольшое повышение температуры тела (А. Д. Слоним и др., 1952). При охлаждении сигналы, поступающие с терморецепторов кожи, тормозят теплоотдачу. И только при значительном и длительном охлаждении температура тела начинает снижаться.
Летом у машинистов температура кожи в наиболее жаркие часы дня повышалась до 35—35,7° (лоб, грудь, кисть и т. д.), т. е. появлялись начальные признаки перегревания организма, хотя температура наружного воздуха при этом не превышала 27,6°.
В зимнее время температура кожи на различных участках тела понижалась. Так, на лбу температура кожи понижалась на 6—7° за смену (до 25—26°), на груди на 3,5—5° (до 28,5°). Наибольшее понижение температуры кожи наблюдалось на пальцах рук и ног (см. рис. 1).
Анализируя полученные данные по температуре тела и кожи, можно считать, что длительное пребывание крановщиков при отрицательных или невысоких положительных температурах (5—7°) сопровождается охлаждением тела.
Каждая операция управления краном (подъем и спуск груза, поворот стрелы, движение каретки, движение крана) выполняется одним команд-конроллером, при этом на двух контроллерах крановщик работает правой рукой, на двух других — левой.
Наибольший процент времени приходится на выполнение подъема и спуска груза (в среднем 54), затем идет поворот стрелы (41), движение крана (34) и движение каретки (14).
• Мы исследовали у крановщиков на протяжении рабочего дня функциональное состояние нервно-мышечного аппарата рук по показателям максимальной силы и выносливости (ртутным динамометром Розенбла-та). Ряд исследователей (В. В. Розенблат, 1953; Н. Н. Малинская, Е- В. Подоба, 1960; Е. Ф. Медведева, 1959, и др.) установили, что выносливость является показателем напряженности мышечной работы.
Было выявлено, что выносливость у крановщиков к концу рабочего дня снижается в среднем на 30%. При этом выносливость левой руки меньше, чем правой, не только в течение рабочего дня, но и до начала работы. Если исходную выносливость правой руки принять за 100%, то
у мужчин выносливость левой руки равна 95%, у женщин — 82%. У крановщиц наблюдается большее понижение выносливости (рис. 2), что можно рассматривать как более быстрое утомление женщин данной профессии, чем мужчин. Известно, что выносливость можно рассматривать и как один из показателей, отражающих ход развития утомления (В. В. Розенблат, 1953; Е. В. Подоба, 1960, и др.).
Как уже было сказано, работа крановщика связана со значительным нервным напряжением. Для исследования динамики высшей нервной деятельности крановщиков на протяжении рабочего дня применялось определение зрительно-моторной реакции.
Ж
37.0
«ч!
ч ч
35,6
| \3ама У^Лето
•л.
1
1
время за мер о о
III
м
Рис. 1. Изменение температуры тела в течение рабочего дня в летний и зимний период года.
/00 90
во
\ 70
^60 ^¿О
^20 /О
Женщинд/ мужчины
Ррабая рука
Ледая руна
Фон ПослеФон Послед* часовро- часоо работы боты
Рис. 2. Изменение выносливости мышц кисти крановщиков в течение рабочей смены.
Исследования проводили утром до работы, затем во время обеденного перерыва и в конце рабочего дня. В результате полученных данных были выявлены два типа реакций. У одной группы крановщиков наблюдалось увеличение скрытого времени рефлекторной реакции на положительный сигнал к концу рабочего дня, усиление последовательного торможения.
У второй группы крановщиков к концу рабочего дня латентный период ответной реакции колебался как в сторону укорочения, так и в сторону удлинения, но характерным для этой группы было нарушение дифференцировки, чего не наблюдалось у крановщиков первой группы. Оба типа реакций можно рассматривать как нарушение равновесия основных нервных процессов в коре головного мозга и усиление тормозного процесса к концу рабочего дня, которые свидетельствуют о наступившем утомлении и о напряжении нервной системы крановщиков во время работы.
Однако указанные изменения в высших отделах центральной нервной системы и двигательном анализаторе связаны не только с характером работы, но и с условиями ее: плохая видимость рабочей площадки, загроможденность кабины, несовершенные рычаги управления, отсутствие хорошей сигнализации, неудобная рабочая поза способствуют значительному напряжению внимания, зрения, статическому напряжению крановщика.
Создание благоприятных гигиенических условий работы крановщиков может быть достигнуто путем конструирования новых рациональных кабин с учетом гигиенических требований. Коренное оздоровление условий труда может быть достигнуто устройством дистанционного управления краном.
В настоящее время на основании имеющихся материалов в ряде технических институтов и наших данных Госстроем СССР рекомендо-
ваны к выпуску лишь четыре типа кранов, остальные краны устаревших конструкций должны быть модернизированы с учетом гигиенических требований.
Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР разработаны основные гигиенические требования к новой конструкции кабин башенных кранов; так, например, для очистки стекол от снега следует применять механические стеклоочистители, над смотровыми стеклами необходимы съемные козырьки для защиты крановщика от слепящего действия лучей солнца, а также следует -предусмотреть защиту глаз крановщика от свечения дуги электросварки. В кабине должна быть фрамуга с одним цельным стеклом, легко и свободно открывающаяся.
Для поддержания в переходный и зимний период года температуры воздуха 16—18° в кабине следует устанавливать регулируемые электрические печи достаточной мощности. В кабине должно быть удобное сиденье и расположение рычагов управления, не вызывающее лишних движений и не требующее напряженного положения тела рабочего. Рычаги управления следует располагать по бокам сиденья. Необходимо предусмотреть в кабине шкаф для спецодежды.
Сигнализация требует специальной технической разработки. Применение телеустановки и управления по радио улучшит условия труда крановщиков.
В настоящее время Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительно-дорожных машин разработаны экспериментальные модели, кабины, которые подлежат испытанию в техническом и гигиеническом отношении.
Выводы
1. Имеющие наибольшее распространение на строительстве кабины башенных кранов СБК-1, БКСМ-5-10 и М-3-5-10 не соответствуют гигиеническим требованиям.
2. Работа машинистов этих кранов протекает в неблагоприятных метеорологических условиях: в летнее время температура воздуха и ограждений в кабине выше 30°; в зимнее время температура их в первый час работы ниже нуля, а затем не превышает 6—10°.
3. Выполнение крановщиком производственных операций характеризуется напряжением высшей нервной деятельности, утомлением нервно-мышечного аппарата рук, а также статическим напряжением.
• »
ЛИТЕРАТУРА
Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Загорская Е. П. Безопасность труда в промышленности, 1959, № 1, стр. 31. — Медведева Е. Ф. .В кн.: Физиология теплообмена и гигиена промышленного микроклимата. М., 1959, стр. 38. — Меньшов А. А. Гиг. труда и проф. заболевания, 1958, № 3, стр. 21. — Под об а Е. В. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., i960, стр. 128. — Розенблат В. В. Физиол. журн. СССР, 1953, № 6, стр. 734. — Самойлов С. Я., Т р и ф е л ь Н. Г. Гиг. и сан., 1951, № 8, стр. 49. — Слоним А. Д. Животная теплота и ее регуляция в организме млекопитающих. Л., 1952. — Шахбазян Г. X. Гигиеническое нормирование микроклимата производственных помещений. Киев, 1952. — Roberts L., Mech. Handling., 1953, v. 40, р. 289. — S a d 1 e г L. V., Ibid., 1953, v. 40, p. 419. "
Поступила 26/V 1961 r.
m •
WORKING CONDITIONS OF TOWER CRANE OPERATORS AND MEASURES
FOR THEIR IMPROVEMENT
E. F. Medvedeva, Candidate of Medical Sciences
The article describes certain questions which were delt with in the investigation of working conditions of tower crane operatives, active at housing construction in Moscow. The investigation results obtained demonstrate that the cabins of the existing types of
cranes do not protect the operator from overheating in summer and from cold in winter. The crane operator's work involves considerable straining of higher nervous system, exhaustion of neuro-motor apparatus in the upper extremities and also static tension.
On the basis of the data thus made available measures are taken for improving the crane operators' working conditions: a standard design of crane's cabin is suggested; the production of old type of cranes is limited and the existing old cranes are being reconstructed.
* ft ft
РЕЖИМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КУЗБАССА
Кандидат медицинских наук Д. И. Каганович, кандидат медицинских
наук В. А. Баландина
Из отдела гигиены детей и подростков Новосибирского научно-исследовательского
санитарного института
В угольных и железорудных районах страны (Донбасс, Кузбасс и др.) имеется значительное количество горнопромышленных училищ и школ, в которых обучаются лица в возрасте 16—19 лет. Режим производственного обучения в этих училищах почти не изучен.
Исследования проводили в горнопромышленном училище № 8 Ленинска-Кузнецкого с целью выяснения санитарно-гигиенических условий производственного обучения и их влияния на некоторые физиологические функции организма учащихся.
Для наблюдения было выделено 20 учащихся второго года обучения в возрасте 17—18 лет. Исследуемые практически здоровые, среднего физического развития, работали в первую, вторую и третью смену. Все учащиеся проживали в общежитии, их питание и режим дня были идентичными.
Физиологические исследования проводили на 3-м месяце производственной практики в начале и в конце рабочего дня. Длительность исследования каждого учащегося 4—6 дней. Решение поставленной зада-, чи выполнялось с применением хронометража рабочего дня в шахте, определения скорости зрительно-моторной реакции (простой и с диф-ференцировочным раздражителем), работоспособности (по корректурным таблицам Анфимова), выносливости к статическому мышечному усилию. Проведено около 200 исследований по каждому тесту.
Горнопромышленное училище № 8 готовит в основном шахтных электрослесарей. Производственная практика учащихся проводится в последнем полугодии второго года обучения и дел-ится на два цикла. Первые 2 месяца (первый цикл) они работают в качестве дублеров и не имеют специальных рабочих мест. Последующие 2 месяца (второй цикл) они работают на постоянных рабочих местах в качестве машинистов мелких шахтных машин и механизмов (так называемых мотористов), в работе которых много элементов профессии люкогрузчика.
На основании хронометража 32 человеко-дней установлено, что на основную работу — наблюдение за мелкими шахтными машинами и механизмами (лебедки, транспортеры и т. п.), включение и выключение их, подгон вагонеток под люки и выравнивание угля на них — учащиеся затрачивают почти половину рабочего времени. Вспомогательные и вынужденные рабочие операции (перенос тяжестей — глины, аммонита, инертной пыли; расчистка путей от угля и догрузка вагонов вручную), связанные со значительным физическим напряжением, составляют 26,4%, <из них 18,1% времени приходится на перенос тяжестей, вес которых доходит до 20 кг и более. Учитывая значительное физическое напряжение учащихся и неблагоприятные условия при работе в