ление газового и теплового обмена у здоровых людей в водяных ваннах различной температуры. Дисс. СПб, 1910.—Ступинский И. В. К вопросу о тренирующем действии холодных душей на теплообмен. Дисс. СПб, 1906.—Н о г v a t h S. М., F г е-" edman A., Gollen Н., Am. J. Physiol., 1947, v. 150, p. 99.
Поступила 20/VI I960 r.
SHIFTS IN HEAT PRODUCTION AFTER REPEATED COOLING OF THE BODY
N. I. Bobrov, Subprofessor
The results of investigations indicate that the prolonged action of cold on the body intensified the oxidation processes in persons under observations both during actual cooling and in the period preceding it. In the initial stage on the hardening procedures, an abrupt fall in the oxidation processes was noted immediately after cooling. In the final stage of these procedures after cooling the oxidation processes first decreased very slowly,, but then showed a certaine rise. A very slow fall of the oxidation processes, after cooling in the final stage of hardening, is the result of neuro-humoral regulation of these functions; it is responsible for maintenance of energy supply to subcutaneous cellular tissue and the skin and produces a repid restoration of skin temperature and tends to quickly eliminate the after-effects of the unfavourable action exerted on the body by cooling
Ъ it
К ВОПРОСУ О РЕЖИМЕ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ»
Кандидат медицинских наук Р. Г. Сапожникова,
кандидат медицинских наук Н. М. Попова, кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская
Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР и Белорусского научно-исследовательского санитарного института
Среди многочисленных вопросов, связанных с гигиенической организацией производственного обучения, не получили разрешения вопросы режима труда школьников старших классов при различных формах производственного обучения.
Массовое обследование режима производственного обучения в школах различных городов (Москва, Минск, Гродно, Рязань, Орел, Воронеж и др.) показало, что в большинстве случаев школьники 9—11-х классов проходят производственное обучение в общих цехах вместе с рабочими и работают по режиму, установленному для взрослых. Чаще всего существует такой режим: 4—5 часов непрерывной работы, обеденный перерыв полчаса — час и затем снова 1—2 часа работы. В некоторых школах производственное обучение организовано в специальных цехах, пролетах или в виде ученических смен.
В школах, работающих по новому учебному плану, 12 часов в неделю, отведенные на производственное обучение, распределяются на 2 раза в неделю по 6 часов.
Исследования влияния режима труда учащихся проводились нами при работе школьников: а) в общих цехах; б) в общих цехах, но в ученической смене, организованной между первой и второй рабочими сменами; в) в специальных ученических цехах.
Плотность рабочего дня учащихся, работавших токарями, фрезеровщиками, модельщиками, при работе в общих цехах составляла от 71 до 79%, самопроизвольные перерывы в работе были больше всего у фрезеровщиков (9%).
1 Доложено на I Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей в сентябре 1960 г.
Самопроизвольные паузы в работе (отвлечения) являются выражением саморегуляции ритма труда и служат до некоторой степени показателем утомления. Поэтому нарастание самопроизвольных пауз школьников мы расценивали как один из признаков утомления. Наибольшая длительность таких перерывов у фрезеровщиков объясняется тем, что однообразная монотонная работа на фрезерных полуавтоматах вызывает большую потребность в отдыхе.
Значительное место в рабочем дне школьников составляет вынужденный простой, особенно у станочников (12—13%), что свидетельствует о недостаточно четкой организации рабочего дня школьников.
Рис. I. Средняя продолжительность Рис. 2. Средняя продолжительность самопроизвольных перерывов у самопроизвольных перерывов у школьников в течение рабочего дня школьников в течение рабочего дня (по 30-минутным отрезкам). при дополнительном перерыве (сред-
ние данные по 30-минутным отрезкам).
Следует отметить, что время, уделяемое инструктажу о правильном пользовании инструментарием, соблюдении правильных рабочих приемов, рабочих поз, пользовании средствами индивидуальной защиты крайне недостаточно (от 1 до 4%), в то же время необходимость его совершенно очевидна для привития правильных трудовых приемов, воспитания культуры труда и борьбы с травматизмом. Школьники работали на производстве непрерывно 5 часов, затем пользовались часовым обеденным перерывом, после которого работа продолжалась в течение часа.
Как уже указывалось ранее1, при таком режиме работы на 3-м часу резко повышается количество и длительность отвлечений. В связи с тем что это приносит некоторый отдых, производительность труда повышается и затем вновь снижается перед обеденным перерывом.
Динамика отвлечений школьников, изменение характера производительности труда и физиологических функций в течение рабочего дня указывают на необходимость дополнительного перерыва через 2—21/* часа работы.
По нашему предложению, был изменен трудовой режим у наблюдаемых школьников: установлен дополнительный перерыв длительностью 20 минут через 2 часа работы. Перерыв использовали для отдыха, смены положения тела, прогулки (если благоприятствовала погода). После перерыва учащиеся работали 21/г часа, затем у них, как и у всех рабочих цеха, наступал обеденный перерыв.
1 Гигиена и санитария. 1960, № 8.
Нами проведены хронометражные наблюдения в течение 34 рабочих дней (204 часа), учет производительности труда и физиологические исследования, которые показали, что новый режим работы благоприятно сказался на работоспособности и физиологических функциях школьников. Учащиеся охотно работали в условиях измененного режима.
Продлжительность самопроизвольных перерывов значительно снизилась и стала более равномерной на протяжении рабочего дня. Если прежде в отдельные ЗО-минут-ные отрезки средняя продолжительность отвлечений достигала 160—175 секунд (рис. 1), то после введения дополнительного 20-минутного отдыха средняя продолжительность самопроизвольных перерывов в эти же отрезки рабочего дня (3-й и 5-й час работы) равнялась 30—60 секундам, а в течение всего дня не превышала 65 секунд за 30 минут работы (рис. 2).
При работе по общему режиму цеха плотность рабочего дня у школьников-модельщиков составляла 79%, а произвольные паузы — 6% номинального рабочего времени. Введение дополнительного регламентированного перерыва привело к сокращению самопроизвольных пауз до 2,4% и к некоторому повышению плотности рабочего дня. Ана^ логичные изменения наблюдались и у школьников других профессиональных групп.
Производительность труда стала более равномерной и более высокой. Если до введения добавочного отдыха средняя продолжительность одной производственной операции (срез болта) за 5 часов работы (до обеденного перерыва) составляла 21,4 секунды, то при введении дополнительного отдыха среднее время, затрачиваемое на выполнение этой же производственной операции на протяжении такого же отрезка рабочего дня, равнялось 17,26 секунды.
Мышечная выносливость к статическому напряжению в течение 5 часов работы оставалась почти без изменения (до работы в среднем 29 секунд, перед обеденным перерывом — 28,4 секунды).
Латентный период зрительно-моторной реакции у 78,3% школьников и латентный период слухо-моторной реакции у 82,6% школьников к обеденному перерыву оставались либо без изменения, либо укорачивались. Все это указывает на улучшение функционального состояния № работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня при режиме работы с регламентированным дополнительным отдыхом. Как показали наблюдения и исследования, ранее проведенные нами1, 6-часовой рабочий день без перерывов (в субботу) для школьников неприемлем. Сокращение же длительности рабочего дня в субботу до 4—5 часов с введением регламентированного перерыва (в течение 11 рабочих дней) привело к уменьшению длительности самопроизвольных перерывов за день с 12 до 7,3%, процент загрузки работой увеличился с 53,2 до 87. Однако даже рационализируя режим работы учащихся, в общих цехах промышленного предприятия сделать его таким, каким он должен быть, исходя из возрастных возможностей подростков, и менять в зависимости от возраста работающих очень трудно. Поэтому некоторые школы пошли по пути создания ученических смен в общих цехах. Мы наблюдали работу школьников при такой форме организации производственного обучения.
Школьники ежедневно, за исключением одного дня в неделю, после 4 уроков в школе и последующего перерыва с 12 до 15 часов работают в механическом цехе завода автозапчастей фрезеровщиками, токарями, шлифовальщиками и сверловщиками на различных операциях, самостоятельно обслуживая поточную линию. Работа продолжалась с 15 до* 17 часов, т. е. в течение 2 часов.
1 Гигиена и санитария, 1960, № 8.
Условия микроклимата в цехе в общем соответствуют гигиеническим требованиям. Освещенность удовлетворительная (от 140 до 300 лк), за исключением рабочих мест у шлифовальных станков, где она достигает 40 лк. Следует обратить внимание на высокий уровень шума (от 60 до 80 дб).
Мы проводили хронометраж работы учащихся в школе и на заводе, изучали режим дня школьников анкетным путем и работоспособность — методом корректурных проб. Данные хронометража по профессиональным группам показывают, что фактическое время работы не превышает I1/'» часов. Загрузка работой невелика и составляет 56—63,8%- Значительное место (28,7—38,7%) занимает недоработанное время, что вызвано невозможностью правильно организовать работу учащихся за короткое время (2 часа). В этих условиях работа на полуавтоматах не являлась трудной для школьников, не наблюдалось явлений утомления, жалоб на усталость, что подтверждалось наличием небольшого числа отвлечений. Исследование работоспо-
800 ±,750 ^700 1650 1600
<г> .4
г.г %2.0
Г7'* 1,6
«г»
^ /,г
'I
'I
||
До а После До После уроков 4гоуро/га роботы Работы
Ш Число /¡посмотренных букв Г~| Число ошибок
собности (325 корректурных рис д Динамика работоспособности уча-проб), проведенное до начала щихся по данным корректурных таблиц работы на заводе и по окончании (средние данные),
ее, свидетельствует о том, что работоспособность школьников
за это время не снижается, скорость работы даже несколько увеличивается, точность остается почти на одном уровне (рис. 3).
Хронометраж учебных занятий в школе ,(5760 наблюдений)1 показывает, что активность учащихся за четыре урока остается на высоком уровне (до 98,6%). Об активности учащихся мы судили в данном случае не по суммарной продолжительности самопроизвольных перерывов, а по степени охвата работой. К концу учебных занятий работоспособность, по данным корректурных таблиц, несколько повышается, увеличивается скорость работы и улучшается точность ее. Однако анализ динамики работоспособности школьников в течение всего рабочего дня (рис. 3) показал, что учащиеся приступают к работе на заводе во второй половине дня уже с несколько пониженной работоспособностью. Это объясняется тем, что школьники в течение 3-часового перерыва между занятиями в школе и работой на заводе занимаются в основном приготовлением уроков, а часть времени тратят на дорогу, что не обеспечивает полноценного отдыха. Изучение режима дня школьников (336 человеко-дней) свидетельствует о значительной «растянутости» рабочего дня, при этом нарушается распорядок режимных моментов. Продолжительность сна у 50% школьников менее 8 часов в сутки, учащиеся пытаются «компенсировать» это воскресным днем, когда у 50% школьников продолжительность сна более 9 часов, и дневным сном в рабочие дни (7%); 35% школьников в рабочие дни совершенно не бывают на воздухе, 38% гуляют не более часа. Таким образом, материалы исследования показали, что такая нагрузка (4 часа учебных занятий и 2 часа работы на заводе) вполне допустима для учащихся, но наличие 3-часового перерыва между школьными занятиями и работой на производстве приводит к резкому нарушению общего режима дня подростков.
Наблюдение отражает участие каждого школьника в работе в течение минуты.
Поэтому с гигиенической точки зрения целесообразно сократить перерыв между учебными занятиями и работой на заводе, ограничив его одним часом для отдыха и приема пищи. Однако это на практике встречает затруднение. Режим работы, полностью отвечающий гигиеническим и педагогическим требованиям, может быть организован только в специальных ученических цехах. Такие цехи могут быть выделены как на промышленном предприятии, так и созданы при школах.
Во многих городах Советского Союза (Москва, Минск, I родно, Горький, Омск, Запорожье и др.) уже организованы такие цехи и количество их будет с каждым годом увеличиваться. Мы изучали опыт организации производственного обучения в школе Гродно. При школе создан цех завода бытовых приборов, где учащиеся 9-х классов осваивают специальности токарей-универсалов и слесарей-ремонтников. Цех размещен в специальном помещении, пристроенном к школе. В одном из помещений цеха имеется 22 рабочих места для слесарных работ. За каждым школьником закреплено рабочее место. Другое помещение оборудовано механическими станками: токарно-винторезными, токарно-револьверными, поперечно-строгальным, операционно-фрезерным, универсально-фрезерным, универсально-заточным, настольно-токарными и др. Цех в основном отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к производственным помещениям. Освещенность на рабочих местах находится в пределах нормы, за исключением одного места, где она достигает 90 лк. Шум в пределах 55—65 дб. В производственном блоке имеются умывальники, школьники снабжены спецодеждой.
Как учебные занятия, так и работа в цехе проводились в первую смену. Учащиеся 2 раза в неделю по 6 часов работали в цехе, в остальные дни занимались в школе. В течение 6 часов работы через каждые 45 минут труда следовал 15-минутный перерыв. Несмотря на то что общая длительность работы за день была немногим менее продолжительности работы в общем цехе до обеденного перерыва (4Vs часа вместо 5), учащиеся уставали меньше, а производительность их труда была выше и более равномерной. Наблюдая в течение всего рабочего дня за учащимися, мы каждую минуту отмечали число работающих и неработающих школьников. Из 5917 наблюдений в 89,4% школьники работали. Хотя активность школьников и снижалась постепенно к концу рабочего дня, в общем она сохранялась на высоком уровне. Исследования функционального состояния центральной нервной системы и мышечного аппарата показали, что к концу работы функциональные возможности организма учащихся не только не снижались, но даже несколько повышались. Так, исследования мышечной работоспособности, проведенные до и после работы (150 наблюдений), показали, что как мышечная сила, так и мышечная выносливость к концу работы незначительно повышаются. Аналогичные данные были получены и при исследовании центральной нервной системы путем определения скорости рефлекторных реакций: латентный период зрительно-моторной и слухо-моторной реакции от начала работы к ее концу незначительно уменьшается (см. таблицу).
Та же закономерность наблюдается по данным корректурных проб. Количество просмотренных знаков увеличивалось в среднем на 12%, а количество ошибок уменьшалось на 24%. Аналогичные пробы, проводимые в школе в дни обычных учебных занятий, показали увеличение скорости работы только на 4%, а увеличение точности — только на 12% по сравнению с исходными данными (до занятий). Все это свидетельствует о благоприятном влиянии труда и подчеркивает значение пра вильного режима труда, соответствующего возрастным возможностям подростков.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что наиболее приемлемой с гигиенической точки зрения является форма организации
Динамика мышечной работоспособности и скорости рефлекторных реакций
Показатель До работы После работы
количество наблюдений пределы колебаний средние величины количество наблюдений пределы колебаний средние величины
Мышечная сила (в мм
ртутного столба) 75 60—130 95 76 65—135 98
Мышечная выносли-
вость (в секундах). 75 14—103 47,6 76 12—245 50,9
Скорость зрительно-мо-
торной реакции (в се-
кундах) 28 0,150—0,257 0,200 27 0,152—0,238 0,198
Скорость слухо-мотор-
ной реакции (в секун-
дах) ......• 28 0,150—0,332 0,220 27 0,160—0,266 0,200
производственного обучения в виде ученических цехов. В этих случаях представляется возможным правильно организовать режим труда и отдыха, дифференцировать трудовую нагрузку с учетом возраста, пола и функциональных возможностей школьников.
Исследования, проведенные ранее, и наши наблюдения показали, что на начальном этапе производственного обучения в 9-х классах, учитывая малую тренированность организма учащихся и, следовательно, большую потребность в отдыхе, целесообразно предоставлять школьникам кратковременный отдых в течение 10—15 минут через каждые 45—60 минут работы. Для учащихся 10-х классов возможно предоставление перерОТШ через каждые 2 часа работы, чтобы постепенно прдгтГ-' товить переход учащихся 11-х классов на режим труда взрослых рабочих.
Поступила 16/1 1961 г.
ON THE WORK ROUTINE IN INDUSTRIAL TRAINING OF SCHOOL CHILDREN UNDERGRADUATES
R. G Sapozhnikova, N. M. Popova, E. I. Korenevskaya
Subject to study was the work regime prevailing in industrial enterprises for school undergraduates under various foims of industrial training: a) in ordinary workshops; b) in ordinary shops, but apprentice shifts; c) in special workshops for apprentices.
Observations and investigations made (chronometry, muscular capacity, functional state of the central nervous system, etc.) have shown that from hygienic point of view, the most appropriate form of industrial training is that carried out in specially organized workshops for apprentices.
Ъ Ъ it
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ
Ассистент В. В. Максимов Из кафедры общей гигиены Читинского медицинского института
При организации школ-интернатов следует уделить особое внимание разработке рационального питания детей, так как растущий и развивающийся организм особенно чувствителен к качественным и количественным недостаткам в питании. Между тем оценку полноценности питания учащихся школ-интернатов нельзя давать без учета интенсивности выполняемой ими работы в процессе обучения. В настоящее время вы-
3 Гигиена и санитарня, fft 5
33