■биол. и мед., 1938, т. 6, в. 4, стр. 502—504.—.Навяжский Г. Л. Вестн. ото-рино-ларингол., 1938, № 3, стр. 255—265.—(Орлова Т. А. Шум и борьба с ним на производстве. М., 1957. — Петер сон Е. Е. Гиг. труда, 1928, № 12, стр. 49.—57.— Сгибов В. А., Комендантов Г. Л. Журн. ушн., нос. и горл, бол., 1936, т. 13, № 4, стр. 434—439.—Славин И. И. Производственный шум и борьба с ним. М., 1955.—Уфлянд Ю. М., Вул И. М. В кн.: Физико-химические основы нервной деятельности. Л., 1935, стр. 168—'182. — Ш а п Ш е в К- Н. Вопросы городского шума и борьбы с ним. Л., 1939.—Эф русс и М. М. Вестн. ото-рино-ларингол., 1951, № 5, стр. 17—22.—Hardy Н. С., Т у z z е k F. G. Н а 11 Н. Н. Noise Control, 1956, v. 2. N. 2, p. 38—41; 98. — Peterson A. Ibid, p. 46—52, 100. — P о 11 о к К , В а к 11 e 11 F Industrial Health Research. Board. Report, 1932, 65. P г о 1 i n g h e u e г, К- H. Umschau, 1954, Bd. 54, S. 97—99. — R e i h e r H., Brecht M. R. Gesundheitsingenieur, 1954, Bd. 75. S. 277—281.
Поступила 13/VI 1958 r.
THE EFFECT OF IMPULSE NOISE ON WORKMEN IN THE INDUSTRY
O. P. Shepelin, aspirant
The author has studied the effect of impulse noise on the hearing, the cardiovascular system, the vestibular apparatus and the functions of the nervous system in workmen. The impulse noise increased the maximum blood pressure in 67% and the minimum in 47% of the workmen examined. Depending on the length of service records, the acuity of hearing weakened by 5 to 50 decibels; in several cases the loss of hearing surpassed 50 decibels. The action of the noise stimulus on the vestibular apparatus produced a change in the vestibular chronaxy and a disturbance of the balance between the right and left sides. The skin-sensory and the motor chronaxy towards the end of the shift was three or more times greater than its original value.
The investigations performed have shown that the impulse noise when applied systematically could produce a more unfavourable effect on the body than the stable one.
•ir it -йт
РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, СОВМЕЩАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ТРУДОМ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Сообщение I
Кандидат медицинских наук Л. В. Михайлова, кандидат медицинских наук Ц. Л. Усищева
Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР
В 1957/58 учебном году в 50 школах Российской Федерации был введен новый учебный план, раесчитамный на одиннадцатилетнее обучение с сочетанием в 10—11-м классе учебных занятий в школе с трудом на 'производстве. В этих школах программный материал 10-го класса был разделен таким образом, что половина программы приходится в 10-м, а половина — в 11-м классе. Учащиеся 10-го и 11-го классов 3 дня в неделю работают на производстве по 6 часов в день и 3 дня занимаются в школе.
Изучение условий обучения и труда, режима труда и отдыха, учебной нагрузки проводилось нами в 10 опытных школах Москвы, работавших 'по новому плану. Для изучения режима дня учащихся был разработан специальный опросный лист. Всего было опрошено 419 учащихся — 233 девочки и 186 мальчиков. Во время посещения заводов и фабрик на рабочих местах учащихся измерялась освещенность, громкость шума, температура и влажность воздуха. Проведено ознакомление с организацией медицинского отбора и состоянием здоровья учащихся, велись наблюдения за заболеваемостью.
за
Согласно решению Московского городского совнархоза, для работы опытных школ было выделено несколько предприятий металлообрабатывающей промышленности, 1-я образцовая типография, шелкоткацкая фабрика «Красная роза». В связи с отсутствием желающих заниматься на текстильной фабрике школа № 40 Фрунзенского района не смогла организовать опытных классов.
Выбор специальности в большинстве случаев происходил по желанию; учащиеся подавали заявления в специальные классы строго добровольно и с согласия родителей, выбария из предложенных специальностей ту, которая им больше нравилась. Однако в ряде случаев руководство предприятий не смогло обеспечить всех учащихся рабочими местами, соответствующими их желаниям, или же избранная специальность при ближайшем ознакомлении с ней оказывалась не интересной учащемуся.
Мальчики выбирали преимущественно специальности, связанные с обработкой металла: 62% юношей обучаются слесарному делу, овладевают специальностями токаря, фрезеровщика, зуборезчика; 15% работают механиками, слесарями, сборщиками, 15% обучаются электромонтажу, работают электромонтерами, слаботочниками, электрообмотчиками; 6% юношей овладевают специальностью модельщика и занимаются обработкой дерева, 2% работают в типографии.
Среди девушек обработкой металла ня металлорежущих станках занимаются 24%, сборкой различных механизмов и приборов—15%-24% работают контролерами ОТК, лаборантами-измерителями, испытателями, обслуживают счетные машины, 5% обучаются в химических лабораториях, 19% специализируются по электротехнике и электромонтажу, 5% работают чертежницами-копировщицами и 8% обучаются оптике, швейному делу и работают в типографии.
Все учащиеся, изъявившие желание учиться в 11-х классах, сочетая обучение с производственным трудом, прошли в поликлиниках и на медицинских пунктах предприятий врачебный осмотр. К работе на заводах и фабриках были допущены здоровые учащиеся. Однако следует отметить, что не во всех школах медицинский осмотр прошел своевременно. Так, в школе № 381 Сокольнического района к медицинскому осмотру приступили одновременно с началом работы, в результате чего не все учащиеся были оставлены на первоначальных рабочих местах. В школе № 155 Ленинградского района у некоторых учащихся после того, как они приступили к работе, были обнаружены недостатки зрения, в связи с чем они были переведены из сборочного цеха в другие, так как на сборке часов могут работать лишь люди с нормальным зрением.
О влиянии труда на физическое развитие, состояние здоровья и выносливость подростков 16—18 лет судить еще преждевременно, так как срок наблюдения недостаточен, чтобы делать определенные выводы.
Работа на производстве складывается как из практических, так и теоретических занятий. Теоретические занятия организуются или в школе, или на предприятии. Эти занятия, как правило, проводят инженеры предприятия. Однако не везде занятиям уделяется достаточное внимание и не всегда они хорошо организуются.
У 87% учащихся теоретические занятия проводились регулярно. У 12,5% школьников совершенно не было теоретических занятий, у 0,5% учащихся они проводились нерегулярно. На разных предприятиях, а иногда и в различных цехах одного и того же предприятия занятия были организованы различно. В 52% случаев теоретические занятия входили в часы, предусмотренные расписанием для работы на заводе. В 32% случаев они лишь частично укладывались в расписание, а в 16% — проводились сверх установленного для школьников 6-часового рабочего дня. Таким образом, перегрузка составляла от 1 до 2 часов на каждом занятии.
3 Гигиена и санитария, № 8
33
Изучение организации производственного труда в опытных школах выявило два варианта чередования занятий в школе с работой на производстве. При одном школьники работали на заводе и занимались в школе регулярно через день, например, понедельник, среду и пятницу — в школе, а вторник, четверг и субботу— на заводе. При другом варианте работа на заводе проводилась три дня подряд, а следующие три дня учащиеся посещали школу. По первому варианту работало большинство обследованных школ, по второму всего две — № 16 и № 475.
При первом варианте более равномерно распределяется как учебная, так и производственная нагрузка; для выполнения домашних заданий учащийся всегда имеет два дня — учебный и рабочий, обеспечивается постоянный четкий режим смены физической и умственной работы. Но вместе с тем режим и деятельность учебного и рабочего дня, ежедневно сменяющих друг друга, значительно разнятся. Каждый день организм должен адаптироватся к новым условиям, врабатываться в различную деятельность, и это, несмотря на вырабатывающуюся со временем известную настроенность организма (динамический стереотип) к разным видам деятельности в разные дни, все-таки в некоторой степени отрицательно влияет на внимание, сосредоточенность и работоспособность.
Работая на заводе 3 дня подряд, а затем 3 дня подряд занимаясь в школе, учащиеся на большой срок периодически отрываются и от завода, и от школы. Естественно, что при этом они в большей степени втягиваются в ту работу, которой они в данное время занимаются, и тем труднее становится переход от одной работы к другой. У половины школьников при таком построении режима менее равномерно распределяется учебная нагрузка, так как выполнение домашних уроков производится главным образом в дни школьных занятий (табл. 1) и лишь частично в дни работы на предприятии в день, предшествующий началу учебной половины недели. Нерегулярное приготовление уроков сказывается и на продолжительности занятий: 76% учащихся школы № 16 (2-й вариант) затрачивают на приготовление домашних уроков 4—6 часов, в то время как в школах, занимающихся по первому варианту, лишь 12% учащихся затрачивают на подготовку уроков такое количество часов. Все это, несмотря на наличие недостатков в первом варианте режима учебной недели, когда учащиеся работают и учатся через день, позволяет с гигиенической точки зрения отдать ему предпочтение перед вторым вариантом.
Режим дня учащихся в дни работы на заводе, естественно, имел существенные отличия от обычного учебного дня и обусловливался в значительной степени временем и продолжительностью работы на производстве.
Большинство учащихся (307 человек) работало на заводах только в первую смену, 112 человек работали и в первой, и во второй смене. К работе в ночной смене никого не допускали. Во всех школах, кроме школы № 16, продолжительность рабочего дня учащихся составляла 6 часов, в школе № 16 подростки, которым исполнилось 18 лет, работали по 8 часов, а остальные по 6. Начинали работу учащиеся вместе с остальными рабочими своего цеха или лаборатории, а заканчивали на 2 часа
Таблица 1.
Распределение в течение недели приготовления домашних уроков учениками (в процентах) работающими по разному режиму
Вариант Приготовление домашних уроков Абсолютное
каждый день в дни учебы в дни работы число учеников
Работают и учатся
через день . . 66 7 27 303
3 дня учатся и 3 дня 104
работают .... 52 46 2
раньше. Начало работы в первой смене падает большей частью на 7 часов 30 минут и 8 часов утра. В эти часы начинали свой рабочий день 300 учащихся (72%), 88 человек начинали работу в 8 часов 30 минут и 29 человек — в 9 "часов утра. Основная масса учащихся заканчивала работу в 14—15 часов и небольшая часть — в 15 часов 30 минут и 16 часов. Начало работы во второй смене от 15 до 17 часов, конец — в 21—23 часа. Обеденный перерыв в первой смене был у 370 учащихся продолжительностью 45 минут— 1 час и у 49 — 30 минут. Во второй смене 29 человек не имели обеденного перерыва, у остальных перерыв продолжался от 20 до 30 минут.
Для 16—17-летних подростков более целесообразной является работа в первой смене. При работе в первую смену более благоприятно согласовывается весь режим дня, больше времени остается для приготовления домашних уроков, рациональнее проводится режим питания, не затягивается время отхода ко сну. Но вместе с тем недостатком работы в первую смену является раннее начало работы и связанное с ним недосыпание. Чтобы успеть на работу к 7 часам 30 минут — 8 часам утра, большинство учащихся (80%) встает в 6—7 часов утра, 16%— в 7—8 часов, а ложится накануне большей частью в 23—24 часа (96%).
Ранний подъем в дни работы в первую смену связан еще и с тем, что учащиеся затрачивают много времени на дорогу; 66% всех учащихся затрачивают на дорогу около получаса, 22%—от 45 минут до 1 часа. Более половины учащихся (64%) по дороге на работу пользуется транспортом.
Для учащихся, совмещающих работу на производстве с занятиями в школе, целесообразно начало работы установить в те же часы, что и начало занятий в школе, т. е. в 8 часов 30 минут утра. При этом будет сохраняться ежедневный суточный режим смены сна и бодрствования.
Свободное от работы время учащиеся проводят весьма разнообразно: 22% занимаются спортом, 17% работают в различных кружках, занимаются музыкой, рисованием, участвуют в драматических коллективах школы или завода. Более половины учащихся в свободное от работы время читает художественную литературу, 27% (преимущественно девочки) помогают дома по хозяйству, 62 человека (15% от общего числа) днем, по приходе с работы, Р/а—2 часа спят.
На воздухе бывают в дни работы все учащиеся. Значительное их число (119 человек или 29%) выходит на воздух лишь по дороге на работу и с работы; продолжительность пребывания на воздухе у них не превышает одного часа. Около половины всех учащихся (45%) бывает на воздухе в пределах 2 часов и 26% учащихся гуляют по 3—3% часа.
Режим дня в учеб-
Таблиц а 2
Ежедневная продолжительность приготовления уроков учащимися (в процентах) опытных и обычных классов
ные дни в опытных классах строится в основном так же, как в старших классах обычных общеобразовательных школ, однако имеет и ряд существенных отличий. Учащиеся опытных классов, как правило, затрачивают ежедневно сравнительно меньше времени на приготовление домашних уроков, так как к каждому учебному дню значительное большинство школьников готовится два дня (табл. 2), благодаря чему у школьников опытных классов высвобождается больше времени для занятий спортом, работы в кружках, чтения художественной лит1>-
Продолжительность приготовления уроков (в часах)
Классы
до I 1—2 27, 3 37,-4 47,-5 Еолее 5
Опыт-
ные 1 12 20 18 29 15 5
Обыч-
ные — — — 48 26 16 Ы
ратуры. В учебные дни около 40°/о учащихся опытных классов уделяет время занятиям спортом, тогда как в обычных классах занимается спортом почти в 4 раза меньшее число учащихся. Больше времени остается и для пребывания на открытом воздухе (табл. 3).
Следует, однако, отметить, что та часть учащихся, которая готовит уроки только в дни работы или только в дни занятий в школе (а таких учащихся, как показывают данные табл. 1, довольно много), находится в неблагоприятных условиях. Вследствие неравномерной учебной нагрузки у них значительно нарушается режим дня. Подобное распределение приготовления домашних заданий не всегда связано с нерадивостью ученика, во многих случаях это зависит от неумения подростка рассчитывать свои силы и равномерно распределять время, потребное на приготовление задания. В ряде случаев учащиеся приходят с работы или из школы сильно утомленными и не в состоянии приниматься вскоре за выполнение домашних уроков. На ряде предприятий из-за нерационального построения теоретических занятий, отсутствия пособий и учебников учащиеся довольно много времени затрачивают также на подготовку к теоретическим занятиям на заводах.
Сетка учебных часов и программа 10-го класса была механически поделена пополам: половина ее проходится в 10-м классе, а половина—
в 11-м. Это создает ряд трудностей, особенно на первом году опытной работы: большие перерывы от урока к уроку, малое их число (особенно по математике), наличие сборных классов с разной подготовкой учащихся — все это требовало от педагогов и учащихся большого напряжения сил. В связи с этим в ряде школ (№ 16, 287, 475, 529, 155) вводились дополнительные учебные часы. Например, в школе № 16 учебный день ежедневно начинался в 7 часов 45 минут и таким образом у учащихся каждый день было по 7 уроков; в школе № 287 один день начинался в 7 часов 45 минут, второй — в 8 часов и третий — в 8 часов 30 минут. В других школах дополнительные уроки проводились сразу после окончания 6-го урока или же после перерыва на обед (школа № 529).
Введение дополнительных уроков, уменьшая в какой-то мере труд-кости прохождения программы, увеличивает учебную нагрузку и создает дополнительные затруднения в правильном построении режима дня.
Таким образом, проведенное исследование выявило ряд особенностей как положительного, так и отрицательного характера в режиме дня учащихся, совмещающих обучение с трудом на производстве. Ряд отрицательных моментов в построении режима дня связан с недостатками в организации работы подростков и может быть устранен.
Работа по изучению режима дня и организации труда учащихся продолжается.
Поступила 19/11 1959 г.
THE ROUTINE REGIMEN FOR THE HIGH-SCHOOL STUDENTS OF THE 10 TH CLASS COMBINING STUDIES WITH WORK AT INDUSTRIAL
ENTERPRISES
L. V. Mikhailova, Tz. L. Vsishcheva, candidate oí medical Sciences
The investigations involved Moscow experimental high-schools where students of the 10th class for 3 days in a week worked at industrial enterprises with the remaining 3 days devoted to studies at their schools. The routine arrangements for the students combining their studies with the work had their special features. The majority
Таблица 3
Продолжительность пребывания на
открытом воздухе учащихся (в процентах) опытных и обычных классов
Классы
Опытные Обычные
Время пребывания на открытом воздухе (в часах)
до 1
28 52
1—2
42 42
2■/« и более
30 6
of students from the experimental classes required less time for preparation of their homework. There were many instances of infringement on the dayly routine such as insufficient sleep on the work days, irregular meals and too many lessons at school. Observations over the students are being continued.
it it it
КЛИМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА СИБИРИ И МИКРОКЛИМАТ НЕОТАПЛИВАЕМЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЛЕТНИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЕЙ
Доцент Т. М. Брилль Из кафедры архитектуры Томского инженерно-строительного института
Пионерские лагери являются одним из типов детского воспитательно-оздоровительного учреждения. Именно поэтому весь комплекс-пионерского лагеря — участок и окружающая природа, функциональное и архитектурно-планировочное решение генерального плана, здания пионерских лагерей — должен обладать особо высокими санитарно-гигиеническими качествами.
Строительство пионерских лагерей в Сибири, как и во всей нашей стране, является массовым. Однако, несмотря на важное значение пионерских лагерей в укреплении здоровья и воспитания детей, проектирование их до последнего времени велось в известной степени бессистемно и нормативно мало обоснованно. Такому положению способствовало отсутствие специальных норм проектирования, которые вышли в свет лишь в конце 1955 г. Типовые проекты пионерских лагерей для первого климатического района не разработаны до сих пор. Этими нормами (Н 131—55) безотносительно к различным географо-климатическим районам Советского Союза рекомендовалось строительство летних, неотапливаемых зданий облегченного типа с размещением помещений лагеря в отдельных зданиях — павильонах. Анализ этих норм показывает, что их основные положения недостаточно отражают всю многогранную связь природы с жилищем и, в частности, многообразие и специфику природно-климатических условий Сибири. Это убедительно подтверждается многолетней практикой эксплуатации пионерских лагерей в условиях Сибири.
Огромная территория Сибири, согласно действующему климатическому районированию, входит в один (первый) климатический район. Однако отдельные ее части значительно различаются по климату и ландшафту. Так, с запада на восток последовательно расположены степная, лесостепная и лесная ландшафтные зоны, каждой из которых присущ свой ветровой и температурно-влажностный режим атмосферы. В степной зоне, например, при невысокой относительной влажности летнего воздуха (40—45%) постоянно дуют сухие, сильные (5,5—8 м/сек) пылящие ветры, которые иссушают почву и атмосферу. В лесостепной и особенно в лесной зоне, где ветры значительно слабее, а относительная влажность воздуха летом достигает 85—95%, много плохо проветриваемых, сырых участков.
Все это создает в каждом отдельном случае специфические условия для проектирования пионерских лагерей. Однако особо большое значение для эксплуатации летних, неотапливаемых зданий имеет температурно-влажностный режим летнего периода.
Из климатических данных, приведенных в строительных нормах и° правилах, может показаться, что лето в Сибири отличается только своей небольшой продолжительностью. Действительно, средняя температура июля в Сибири такая же. как и в средней полосе РСФСР, а в ряде пунктов даже выше. Так, в Красноярске и Томске средняя температура наи-