6. Результаты исследований, полученные в условиях лаборатории без учета адаптации и акклиматизации моряков к высоким температурам, являются предварительными и будут уточнены в процессе дальнейших наблюдений при плавании в тропиках на плавучей метеорологической камере, созданной на танкере «Егорьевск».
ЛИТЕРАТУРА
Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Горомосов М. С., Ципер Н. А. Гиг. и сан., 1954, К» 7, стр. 8. — Сэ нитарные правила для морских, речных и озерных судов СССР. М., 1956.— Ellis F. P., Brit. М. Bull., 1947, v. 5, p. 13,—Idem, Л. Hyg., 1952, v. 50, p. 415.
Поступила 30/IV 1959 r.
HYGIENIC BACKGROUNDS FOR DETERMINING OPTIMUM TEMPERATURE AND HUMIDITY PARAMETERS OF AIR IN THE CABINS OF SHIPS SAILING
IN TROPICS
Yu. M. Stenko, Junior scientific collaborator
The article presents data of an experimental siudy of the effect exherted on human tiody by temperature level changes of 20, 15 10 and 5°C and the recovery rate of the disturbed body functions under high temperature and humidity conditions. The best conditions of rest for persons under experiments were attained at a temperature of 25—30°C with 40—65% of relative humidity and air current velocity of from 0.2 to 2.0 m/sec. The difference in the temperature levels of the outside air and of that within the premises should not exceed 15°C.
A fall of 5°C, when the outside temperature is 40°C, cannot be accepted as a hygienic standard for, microclimatic conditions in ship cabins.
-й- -й- -й-
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ В РЕМЕСЛЕННОМ УЧИЛИЩЕ
А. Д. Спиридонов
Из кафедры гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского
института имени И. М. Сеченова
Как известно, от правильной организации учебно-трудового процесса зависит не только успешность теоретического и производственного обучения но и гармоничное развитие формирующегося организма ра-бочего-подростка.
Работы ряда авторов посвящены изучению учебно-производственного режима учащихся ремесленных училищ различных профессий, исследованию влияния организации производственного обучения на выработку у подростков профессиональных навыков и умения, изучению изменений функционального состояния организма подростков в зависимости от различных видов работ (Е. Ф. Альбицкая, 3. Д. Горкин, М. С. Карминский, Е. Ф. Михайловская, Е. С. Снегирев, А. М. Волков, А. Т. Стовбун, И. Б. Крамаренко, И. М. Орлик, С. И. Крапивинцева, О. И. Галецкая, В. Н. Артамонов, Н. Н. Малинская и др.).
Однако некоторые гигиенические вопросы профессионально-технического образования молодежи до настоящего времени не получали окончательного решения. Не решена, в частности, в полной мере проблема рационального режима обучения в ремесленных училищах, которые го-
товят для промышленности, транспорта и сельского хозяйства нашей страны большое количество молодых квалифицированных рабочих.
Задачей настоящей работы являлась гигиеническая оценка учебно-производственного режима учащихся на первом году обучения, так как требования, предъявляемые к этому режиму, должны быть особенно высоки в связи с ломкой у учащихся ремесленных училищ «школьного» динамического стереотипа и выработкой нового условного рефлекторного динамического стереотипа.
Исследования проводились в ремесленном училище № 14 Москвы, в котором чередование производственного и теоретического обучения происходило через день.
Программа теоретического обучения включала изучение как специальных, так и общеобразовательных предметов. В курс теоретического обучения входили также занятия по физической культуре. Теоретические занятия начинались в 10 часов и состояли из 6 уроков по 45 минут с 10-минутными перерывами между ними и часовым обеденным перерывом после 3-го урока.
Производственное обучение строилось по операционно-комплексной системе. Учащиеся последовательно осваивали несколько групп токарных операций и после изучения каждой группы проводились комплексные работы, а в конце каждой четверти — проверочные работы, выполняя которые учащиеся закрепляли полученные производственные навыки, изучали способы планирования технологического процесса.
В дневную смену производственные занятия в учебных мастерских проводились с 8 до 14 часов 30 минут с 50—60-минутным перерывом на обед между 11 и 12 часами. Производственные занятия в вечернюю смену начинались в 15 часов и заканчивались в 21 час 30 минут; между 17 и 18 часами устраивался 40-минутный перерыв на ужин.
В первые 6—8 производственных занятий, посвященных ознакомлению с устройством и упражнениям в управлении и наладке токарного станка, помимо перерыва на обед или на ужин, устраивались 2—3 промежуточных перерыва длительностью 5—10 минут. Дневная и вечерняя смены чередовались через неделю.
Продолжительность работы во время производственных занятий в учебных мастерских составляла 330—350 минут, причем последние 20—30 минут учащиеся были заняты уборкой рабочего места, смазыванием и протиркой станков, мытьем рук.
В 1957—1958 гг. проводились наблюдения над 4 учебными группами (84 учащихся) в естественных условиях режима ремесленного училища при соответствующей гигиенической организации занятий. Состояние воздушной среды в рабочих помещениях было удовлетворительным. Так, температура воздуха колебалась в пределах 14,6—24,4°, относительная влажность 38—68%, а скорость движения воздуха — 0,14—0,3 м/сек. Освещенность на большинстве рабочих мест соответствовала нормам Н 101-54.
Для физиологических исследований была отобрана группа (25 человек) практически здоровых учащихся — мальчиков среднего физического развития в возрасте 15—16 лет.
У 13 учащихся исследовали скорость зрительно-моторных реакций при помоши прибора — реакциомера (конструкции В. М. Аболакова), изучали частоту пульса, максимальное и минимальное артериальное давление, определяли длительность задержки дыхания в фазе спокойного вдоха. У группы подростков (12 человек) исследовали пороговое напряжение, при котором отмечалось ощущение прохождения электрического тока, т. е. реобаза; латентные периоды рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение и скорость акустико-моторной реакции при помощи собранной нами установки (рис. 1), состоящей из электронного хронаксиметра 1, пересчетного устройства 2 с электромеханическим счетчиком от блока ВСП радиометра Б-2 и цепи, шунтирующей вход блока ВСП.
Электронный хронаксиметр являлся генератором прямоугольных униполярных электрических импульсов частотой 1000 гц и длительностью 0,5 мл, которые подава-
Рис. 1. Схема установки.
лись на электроды Б, В и через шунтирующую цепь на входные клеммы блока ВСП. Шунтирующая цепь состояла из параллельно включенных входу блока ВСП емкости С и сопротивления Эта цепь и дополнительно включенное сопротивление /?2 служили для согласования входа блока ВСП и уменьшения величины импульсов, поступавших на вход пересчетного устройства.
Наблюдаемый помещал средний палец правой руки, увлажненный физиологическим раствором, на электроды Б я В. Постепенно увеличивая напряжение подаваемых импульсов и замыкая ключ А, определяли реобазу. Затем наблюдаемый нажимал на электрод Б, являвшийся пружинным контактом, и тем самым замыкал цепь в месте расположения этого электрода; по шкале, нанесенной на лимбе ручки потенциометра хронаксиметра, устанавливали соответствующее напряжение и замыкали ключ А. Было установлено, что напряжение для нанесения электрокожного раздражения, равное 4 реобазам, у подавляющего большинства исследуемых подростков достаточно для вызывания отчетливой двигательной реакции.
Получив раздражение электрическим током, наблюдаемый отдергивал руку и тем самым размыкал цепь в месте пружинного контакта, что прекращало подачу импульсов на вход блока ВСП. Сумма показаний электромеханического счетчика и чисел, стоящих у горящих неоновых лампочек, показывала время рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение в тысячных долях секунды.
При определении времени акустико-моторной реакции исследуемый размыкал цепь в месте пружинного контакта Б при подаче звукового раздражения, в качестве которого использовался звук работающего электромеханического счетчика.
Каждого подростка исследовали в дни теоретических занятий и во время работы в производственных мастерских в первую и во вторую смену на одном и том же этапе обучения — в конце первой и во второй учебной четверти. Перед началом исследований, которые проводили до начала занятий, в середине рабочего дня и после окончания работы, собирали сведения за прошедший день (продолжительность ночного сна, время занятий и пребывание на открытом воздухе, часы приема пищи), и в случае нарушения режима наблюдаемые исследованиям не подвергались.
В дни производственного обучения определяли загрузку рабочего времени путем массовой ежеминутной регистрации работы и фотографии рабочего дня.
Как показали проведенные исследования, загрузка юо п I рабочего времени в течение
дневной производственной практики составляла в среднем 78,5%, а во время вечерней — 74°/о. Произвольные простои и отвлечения занимали 9—10°/о рабочего времени.
Как видно на рис. 2, загрузка рабочего времени во второй половине производственных занятий как в первую, так и во вторую смену была меньше, чем в первой половине, и снижалась к концу рабочего дня. Интересно отметить тот факт, что максимальные показатели загрузки рабочего времени наблюдались в разные сроки от начала работы во время дневных и вечерних производственных занятий. Наибольшая загрузка рабочего времени наступала через I1/« часа от начала работы в первую смену и через 1 час — во вторую смену.
Под влиянием классных занятий латентные периоды зрительно-моторных реакций у учащихся изменялись незначительно. В середине учеб-
Рис. 2. Загрузка рабочего времени в дни производственного обучения.
/ — в первую смену; 2 — во вторую смену.
Пербая смена
iSX
60% /0%
Вторая смена
него дня отмечалась тенденция к их укорочению. Наблюдавшиеся изменения времени зрительно-моторных реакций при производственных занятиях в дневную смену свидетельствовали о наступившем повышении подвижности нервных процессов у исследуемых подростков в середине рабочего дня и о некотором понижении подвижности нервных процессов (по сравнению с исходными утренними данными) к концу работы в учебных мастерских.
У учащихся, работавших в учебных мастерских во вторую смену, не наблюдалось укорочения латентных периодов зрительно-моторных
I-I jjj.j реакций при втором ис-
следовании (через 21/» часа от начала работы), но отмечалось их увеличение к концу производственных занятий.
Во время дневной производственной практики показатели реобазы последовательно уменьшались и мало изменялись на протяжении работы в учебных мастерских в вечернюю смену. Под влиянием классных занятий у наблюдаемых наступало уменьшение реобазы, но менее выраженное, чем в случае производственной практики в первую смену.
Исследования скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение выявили ускорение ее во время производственных занятий в дневную смену и замедление после занятий во вторую смену.
Как видно на 'рис. 3, во время производственных занятий в первую смену в подавляющем большинстве случаев происходит укорочение латентных периодов. На протяжении же производственной практики во вторую смену изменения скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение имели иной характер. К концу работы во вторую смену в 58,4% случаев скорость реакции замедлялась. Количество латентных периодов, увеличившихся на 10 миллисекунд и более, в 2 раза превосходило число латентньГх периодов, уменьшившихся в такой же степени, и составляло 41,6% исследований.
В середине рабочего дня во время производственной практики в вечернюю смену замедление скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение отмечалось в 40%. а ускорение te — в 55%. Сравнение же абсолютных чисел случаев укорочения и
15%213%
I I/
гох и,б у.
0.
Рис. 3. Изменения латентных периодов рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение в середине (II} и конце (III) рабочего дня по сравнению с исходными величинами
до начала работы (/). / — случаи с укорочением латентных периодов; 2 — случаи с удлинением латентных периодов; 3 — случаи без изменения латентных периодов; 4 — случаи с укорочением латентных периодов на 10 миллисекунд и более (от общего числа исследований); 5—случаи с удлинением латентных периодов на 10 миллисекунд и более (от общего числа исследований).
удлинения латентных периодов свыше 10 миллисекунд показывает, что"' в середине рабочего дня во время производственных занятий во вторую смену происходило не увеличение скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение, а, наоборот, ее некоторое замедление по сравнению с исходными величинами.
Выявленные изменения скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение указывает на понижение возбудимости нервной системы, происходящее у подростков под влиянием работы в учебных мастерских в вечернюю смену.
Во время классных занятий, так же как и под влиянием дневной производственной практики, у наблюдаемых отмечалось укорочение латентных периодов рефлекторной двигательной реакции на электрокож-' ное раздражение, но выраженное в меньшей степени. Кроме того, если в дни производственной практики в первую смену у учащихся на протяжении рабочго дня наблюдалось последовательное увеличение скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение, то во время теоретических занятий латентные периоды этой реакции в конце учебного дня хотя и были короче утренних, но превосходили по своей величине показатели латентных периодов, отмечавшиеся в середине классных занятий.
Как видно на рис. 4, во время дневной производственной практики происходит последовательное увеличение числа коротких латентных периодов, а при теоретических занятиях кривая частот групп латентных периодов в конце рабочего дня располагается между соответствующими кривыми первого и второго исследования.
Динамика изменений акустико-моторной реакции у наблюдаемых под влиянием классных и производственных занятий соответствовала изменениям скорости рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение.
Показатели артериального давления и времени задержки дыхания незначительно изменялись во время теоретических и производственных занятий. После классных занятий и дневной производственной практики отмечалось уменьшение частоты пульса в среднем на 3 удара в минуту. Изучение пульса у подростков, занимавшихся в учебных мастерских во вторую смену, не выявило заметных изменений его частоты на протяжении рабочего дня.
Анализ полученных материалов позволяет сделать вывод о различном влиянии на функциональное состояние организма подростков теоретических и производственных занятий в дневную и вечернюю смену. Под влиянием классных занятий и дневной производственной практика у учащихся наступали однотипные физиологические сдвиги, однако степень выраженности их была более значительна во время дневных производственных занятий.
I I I I I I I I I I | I ■ I
Производстве:;пая практика Теоретические занятия
Рис. 4 Изменения латентных периодов рефлекторной двигательной реакции на электрокожное раздражение на протяжении рабочего дня во время производственной практики в первую смену
и во время теоретических занятий. /—до начала работы; 2— в середине рабочего дня; 3 — в конце работы.
Классные занятия, состоявшие из шести 45-минутных уроков с 10-минутными перерывами между ними и часовым обеденным перерывом после 3-го урока, не вызывали выраженного понижения работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня и могут быть рекомендованы для организации теоретического обучения в ремесленных училищах.
Под влиянием 6-часовой практики в производственных мастерских при выполнении токарных работ значительных изменений в функциональном состоянии организма подростков не происходило. Сравнительная оценка влияний производственных занятий в дневную и вечернюю смену на работоспособность учащихся свидетельствует о менее благоприятном изменении ее во время работы во вторую смену. Наличие одного только обеденного перерыва во время работы в производственных мастерских оказалось недостаточным, что привело к необходимости провести дополнительные исследования с введением промежуточных перерывов разной продолжительности и времени их организации на протяжении рабочего дня. Результаты этих исследований будут представлять материал для отдельного сообщения.
ЛИТЕРАТУРА
Альбицкая Е. Ф., Горкин 3. Д., Кар ми некий М. С. и др. Гиг. и сан., 1958, № 9, стр. 35. — Большакова М. Д. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та сан. и гиг. им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1956, № 1, стр. 10.— Волков А. М. Гиг. и сан., 1952, № 2, стр. 39. — Крамаренко И. Б. Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 172. — Крапивинцева С. И., Галецкая О. И., Артамонов В. Н. Тезисы докл. 3-й республиканской научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М., 1959, стр. 14. — Орлик И. М. Врач, дело, 1958, № 10, стб 1083,— Стовбун А. Т. Там же, 1951, № 12, стб. 1111.
Поступила 20/V 1959 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE DAILY TRAINING ROUTINE OF STUDENT TURNERS AT AN INDUSTRIAL SCHOOL
A. D. Spiridonov
A study was undertaken of changes occurring in physiological functions of trai-■nees-turnes of the 1st, grade in the course of their school day.
The proportion of scheduled time taken up by actual work on the days of industrial training was also determined.
It has been found that the industrial training at workshops and theoretical classes had quite a different effect on the functional conditions in adolescents. Less favorabe changes of the working capacity have been noted in students with the industrial training taking place in the evening shift.
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ в РАБОЧЕМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ В 70—90-х гг. XIX ВЕКА
Кандидат медицинских наук Г. А. Бейлихис (Москва)
В. И. Ленин неоднократно отмечал огромное значение условий жизни в классовой борьбе пролетариата. Он подчеркивал, что «Самые условия жизни рабочих делают их способными к борьбе и толкают на борьбу»
Бурное развитие капитализма в России в конце XIX века повлекло за собой значительное ухудшение экономического положения пролета 1
1 В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е. т. 16, стр. 275.