СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
С. И. Крапивинцева
Конференция по вопросам физиологии труда
С 30.Х1 по 2.ХП.1953 г. в Москве проходила научная конференция по вопросам физиологии труда, организованная Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР. На конференции было заслушано 20 докладов. В работе конференции приняли участие представители институтов гигиены труда и профессиональных заболеваний (АМН СССР, Киевского), Ленинградского государственного ордена Ленина, университета имени А. А. Жданова, Института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР, Донецкого института физиологии труда и Центрального института физической культуры, кафедр физиологии Свердловского и Ленинградского медицинских институтов, Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР, завода «Калибр», фабрики кожаных изделий Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР и др. На конференции присутствовали представители различных областей медицины, инженеры.
Директор Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, действительный член АМН СССР проф. А. А. Летавет в своем вступительном слове указал, что директивы XIX съезда партии призывают деятелей науки сосредоточить особое внимание на вопросах профилактики. В этой связи особое значение приобретает разработка проблем физиологии труда.
Конференция открылась докладом проф. М. И. Виноградова на тему «Современное состояние и перспективы развития физиологии труда в СССР», выслушанным с большим вниманием и интересом
Доктор биологических наук С. А. Косилов (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР) сделал доклад «Некоторые черты динамического стереотипа в производственной трудовой деятельности». В докладе указывалось, что применение основных законов высшей нервной деятельности к вопросам физиологии труда связано с изучением особенностей проявления этих основных закюнов в сложных трудовых процессах, определяющихся их спецификой. С. А. Косилов отметил как суще-ственные'и своеобразные Черты рабочего динамического стереотипа сосредоточение внимания и мышечной силы на ведущих элементах операции (связанных с достижением цели), их относительную устойчивость, многообразие соучастия элементов корковой мозаики в различных видах труда, иррадиацию и концентрацию основных нервных процессов в формировании двигательных динамических стереотипов, их подкрепление достижением полезного результата труда и усвоение ритма. Признаки нарушения гармоничности рабочего динамического стереотипа позволяют обосновать физиологически рациональный режим темпа работы на конвейере и распределение перерывов для отдыха на протяжении рабочего дня. Изучение становления рабочих стереотипов и различных степеней нарушения его гармоничности дает материал по разработке теории профилактики утомления.
Проф. А. Д. Слоним (Институт физиологии имени И. П. Павлова АН СССР) в докладе «Материалы к рефлекторной теории утомления» отметил, что постановка вопроса о рефлекторной природе утомления требует тщательного изучения всех звеньев двигательного анализатора. Докладчик привел ряд фактов, доказывающих детерминированность «спонтанной» мышечной деятельности животных сигналами внешней и внутренней среды организма, причем чередование работы и отдыха, чередование отдельных форм работы является особенностью функционирования двигательного анализатора. В докладе отмечалась связь рефлекторной мышечной деятельности, в частности, речедвигательного анализатора с рядом других физиологических функций (слюноотделение); эта связь находит свое отражение в более или менее стойких изменениях работоспособности при раздражении различных анализаторов (ротового, кожного ч слухового). Важнейшей формой проявления рефлекторных регуляций мышечной работоспособности являются глубокие изменения в организме, возникающие под влиянием сигнальных раздражителей первой и второй сигнальных систем (сложные сигналы рабо-
1 Доклад в сокращенном виде публикуется в этом номере журнала.
чей обстановки, предстартовые сигналы) и точно повторяющие характер и временные отношения при мышечной деятельности. Исследования в указанном направлении открывают широкие перспективы и позволяют в дальнейшем разработать рефлекторную теорию утомления.
Вызвали 'большой интерес доклады по физиологическому обоснованию режима труда и отдыха при работе на конвейере, в легкой промышленности (3. М. Золила, П. Д. Александров, Е. В. Бабаев и др.), в металлообрабатывающей промышленности (С. И. Крапивинцева, С. С. Шефер-) и у работников системы механизированного учета (Т. Н. Павлова, Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР). 3. М Золина в своем докладе, отмечая положительное влияние ритма в работе, основанного на выработке динамического стереотипа, закреплении условного рефлекса на время, усвоения ритма, подчеркивает важность мероприятий, направленных : а) на оздоровление воздушной среды; б) на облегчение работы путем рационализации технологического процесса и рационализации освещения и рабочего места; в) на борьбу с монотонностью путем смены мест работниц и организации активного отдыха, положительное влияние которых выражается в более совершенной координации, большей экономии и ритме рабочих движений. Обнаружена определенная зависимость изменений физиологических функций от разных режимов скорости продвижения ленты конвейера на протяжении рабочего дня; наиболее благоприятная реакция получена при режиме скорости конвейера по кривой, нарастающей в начале дня и спадающей в конце рабочего дня. Использование хронометража как метода, отражающего функциональные сдвиги в двигательном анализаторе и, наряду с ним, других методик, отражающих сдвиги в других зонах коры (например, в сензорной), дает возможность изучать межцентральные отношения в коре больших полушарий.
С. И. Крапивинцева в своем докладе привела данные, характеризующие разный уровень работоспособности на протяжении рабоч'его дня при конвейерной обработке металла. Анализируя динамику динамического стереотипа, состояние сердечно-сосудистой системы, устойчивость внимания и скорость зрительно-моторной реакции в разные периоды на протяжении дня в сопоставлении с напряженностью производственного процесса, докладчица пришла к выводу, что следует считать нерациональной и физиологически неоправданной равномерную загрузку конвейера на протяжении всего рабочего дня и предложила распределять темп работы в форме постепенно понижающейся кривой с учетом периода врабатываемости.
Т. Н. Павлова сообщила об исследовании динамики высшей нервной Деятельности в течение трудового дня у операторов-вычислителей по методике речевого подкрепления А. Г. Иванова-Смоленского, впервые примененной для оценки состояния работоспособности на производстве.
В докладе проф. М. В. Лейника (Киевский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний) были приведены многочисленные факты, указывающие на то, что тип изменения мышечной работоспособности во время ритмической работы отражает состояние всего организма. Учитывая, что по типам изменения мышечной работоспособности можно судить, в какой из стадий отдыха возобновляется работа, предлагается использовать их в качестве критерия физиологической оценки режима труда и отдыха в целях физиологической рационализации. В докладах Ю. И. Кундиева и О. Ф. Максимовой представлены результаты, подтверждающие положения проф. М. В. Лейника.
В докладе Ю. И. Кундиева сообщалось об исследовании мышечной работоспособности при различных состояниях коры больших полушарий головного мозга. Так, при применении кофеина уменьшается время зрительно-моторной реакции, нарушается ди-ференцировка, укорачивается предутомительный период, нарастает утомляемость и удлиняются первые две стадии отдыха (восстановления и сверхисходной возбудимости). Обратная картина наблюдается при применении брома. При применении алкоголя время зрительно-моторной реакции увеличивается, а в остальном наблюдается то же, что и при применении кофеина.
В сообщении проф. М. В. Лейника и О. Ф. Максимовой были приведены данные, показывающие, что скорость рабочих движений выражает функциональное состояние всего организма; так, если скорость рабочей операции у вальцовщиков листопрокатного цеха на протяжении дня не изменяется, то и температура тела, и частота пульса находятся в устойчивом состоянии. При уменьшении скорости операций частота пульса и температура Тела повышаются.
В. П. Соловьева (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР) сообщила об изменении работоспособности на протяжении рабочего дня у корректоров типографии, выражающейся в снижении производительности труда и скорости зрительного восприятия (особенно в последние часы работы). В конце работы уменьшаются величины условнорефлекторной реакции, увеличивается латентный период, затрудняется переделка тормозного раздражителя в положительный, а также отмечаются фазовые состояния, главным образом в пределах второй сигнальной системы, что указывает на известное нарушение подвижности основных нервных процессов в сторону развития процессов торможения (основная нагрузка при данной профессии падает на высшую нервную деятельность, преимущественно на вторую сигнальную систему).
Богатый фактический материал, учитывающий основные особенности ведущих профессий на транспорте (шум, вибрация и напряженность работы) был представлен в
докладе А. М. Волкова о работе транспортной лаборатории физиологии труда. В до кладе приводятся данные о характере воздействия звуков (разной частотности), шумов и вибраций. Отмечено, что вибрация является более сильным раздражителем, чем шум: гак, снижение остроты слуха после действия вибраций больше, чем при чистых звуках и шуме. Вибрация оказывает также существенное влияние на электрическую активность коры головного мозга. Докладчик отметил, что физиологические сдвиги в зависимости от условий и режима труда в разных профессиях дают основание (в частности, у диспетчеров) ставить вопрос перед Министерством путей сообщения СССР об изменении режима труда.
Вопросам рационализации трудового процесса и режима производственного об учения были посвящены доклады К. С. Точилова, И. Б. Крамаренко, А. О. Навакати кяна и др.
К. С. Точилов (Ленинградский государственный ордена Ленина университет имени А. А. Жданова) указал на необходимость научного обоснования методики производственного обучения в ремесленных училищах в целях дальнейшего улучшения и повышения качества обучения. Методом киноциклосъемок и наблюдения в начале и в конце первого года обучения выявлены «узкие» места в овладении трудовыми навыками, анализ которых ставит вопрос о разработке специальных мер (сигнализации), направленных непосредственно на двигательный анализатор в целях ускорения и улучшения обучения (в дополнение к существующему инструктажу, основанному на рассказе и показе).
И. Б. Крамаренко (Киевский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний) отметила, что у большинства подростков в процессе производственного обучения повышается мышечная работоспособность и функциональная способность сердечно-сосудистой системы. Однако сам процесс производственного обучения не всегда может полностью обеспечить гармоническое развитие организма подростка (например, у подростков, в работе которых преобладает статический компонент) и потому целесообразно в процессе производственного обучения проводить занятия физической культурой с учетом характера производственной работы.
А. О. Навакатикян и др. (Донецкий институт физиологии труда) сообщил о некоторых физиологических сдвигах у учащихся и взрослых рабочих после работы в шахтах, выражающихся повышением возбудимости (по реобазе) зрительного и вестибулярного анализаторов, потерей веса тела, увеличением силы мышцы руки и стана при понижении работоспособности, изменением электродвижущей силы сердца и частоты пульса. Был предложен новый более легкий режим для производственного обучения, так как учащиеся в основном были заняты на вспомогательных работах, требующих большего напряжения, чем основная работа при управлении угольным комбайном. Вопросам физиологии статической и динамической работы были посвящены доклады проф. Н. К. Верещагина (кафедра физиологии Свердловского медицинского института) и научных сотрудников Е. В. Подоба и Е. А. Лобановой (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР).
В докладе проф. Н. К. Верещагина приведен большой и интересный материал по изучению функций различных органов и прежде всего центральной нервной системы при выполнении статических напряжений, при восстановлении и тренировке. Отмечая дезорганизацию условнорефлекторной деятельности (торможение условных рефлексов), пищеварения, изменения дыхания и кровообращения (неадэкватные потребностям организма) при статической работе, докладчик высказал предположение, что эти явления есть следствие влияния на деятельность подкорковых центров стойких очагов возбуждения и торможение в коре мозга в результате непрерывной центробежной и центростремительной импульсации. Эти неблагоприятные влияния при статической работе заметно уменьшаются при тренированности, уровень которой хорошо характеризует степень выносливости. Указывая, что индиферентные раздражители, связанные с явлениями утомления и восстановления, могут влиять на работоспособность условнореф-лекторным путем (условнорефлекторным путем был получен также феномен Сеченова), докладчик подчеркнул важность изучения этого вопроса в производственных условиях.
Е. В. Подоба сообщила о результатах исследования функционального состояния центральной нервной системы при статической работе методом сосудистых условных рефлексов. Оказалось, что статическая работа, выполняемая ^человеком, вызывает снижение возбудимости коры больших полушарий, наступающее тем быстрее, чем тяжелее выполняемая работа.
Е. А. Лобанова изложила данные, характеризующие функциональное состояние коры больших полушарий у человека при динамической работе также при помощи метода сосудистых условных рефлексов. Докладчица показала, что при легкой мышечной работе повышается, а при тяжелой понижается возбудимость коры больших полушарий, которая уменьшается с тренировкой.
Вопросам становления и переделки динамического стереотипа при мышечной работе, требующей точности движения, было посвящено сообщение М. Г. Тихой (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР). В докладе показано, что выработка двигательного стереотипа проходит по типу образования условного рефлекса на время, причем усвоение заданного ритма работы протекает неодинаково быстро и точно у обследованных; переделка же двигательного стереотипа проходит медленно, затруднительно (так, исследуемый, работая вначале в новом темпе, соответственно даваемому сигналу, начиная со 2—3-й минуты, вновь переходит на ранее
усвоенный ритм). Докладчица сообщила далее об интересных данных по изменению биоэлектрической активности в двигательной и зрительной областях коры головного мозга в разные фазы усвоения ритма и восстановительного периода.
Проф. Ю. М. Уфлянд (кафедра физиологии Ленинградского медицинского института) в интересном докладе показал, что электромиография является методом, позволяющим учитывать состояние не только периферического нервно-мышечного аппарата и спинальных мотонейронов, но и коркового звена двигательного анализатора. Этот метод указывает на огромные возможности мобилизации нервно-мышечной активности в условиях неподвижности конечности (исследования А. Б. Гандельмана). Докладчик обратил внимание на возможность при определенных условиях коренной перестройки реципрокной иннервации антагонистических мышц (исследования Л. В. Донской и Г. Г. Каракулиной) и перестройки работы центров отдельных мышц на диаметрально противоположную, свойственную центрам. Эти данные намечают новые пути формирования двигательных координации.
С. И. Крапивинцева (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР) в докладе о механизме сеченовского эффекта повышения работоспособности на основании экспериментальных данных проанализировала условия возникновения, развития и ослабления этого эффекта в его тесной связи со степенью утомления и, следовательно, со степенью тренированности как одной, так и другой руки. Отмечая, что сеченовский эффект выявляется лишь при определенной степени функциональных изменений в соответствующих центрах при работе как одной, так и другой руки, докладчица выдвигает доминантный процесс как основу физиологического механизма сеченовского эффекта.
Доклад С. А. Косилова и инженера Л. А. Водолазского «Аппаратура для физиологической оценки динамики работоспособности в производственных условиях» (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР) был перенесен в лабораторию физиологии труда института, где участникам конференции был продемонстрирован ряд приборов.
Заслушанные на конференции доклады вызвали оживленные прения и подверглись критическому обсуждению.
Закрывая конференцию, директор Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР проф. А. А. Летавет отметил, что конференция прошла успешно. Большая часть докладов была сделана на высоком научно-теоретическом уровне, вызвала большой интерес и оживленные обсуждения, что доказывает своевременность созыва конференции.
В заключение конференции было принято развернутое решение, в котором отмечено, что профилактическое направление советского здравоохранения получило дальнейшее развитие в работах по физиологии труда.
тйг т* т5г
От комиссии по разработке предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе
Приказом Главного государственного санитарного инспектора СССР от 1/Х11 1953 г. утверждено «Положение о комиссии по разработке предельно допустимых концентраций вредных вещеотв в атмосферном воздухе населенных мест и норм выбросов в атмосферу при Главной государственной инспекции».
На комиссию возложено координирование научных исследований по вопросам гигиены атмосферного воздуха, апробация выполненных наунных работ в этой обла сти, разработка предложений о нормативах предельно допустимых концентраций атмосферных загрязнений и норм выбросов, разработка проектов инструкций и методических указаний по вопросам компетенции комиссии, проверка формул для расчетного определения концентраций веществ, загрязняющих атмосферу, подготовка к изданию трудов комиссии.
При комиссии созданы три секции: гигиеническая, инженерно-техническая и методическая.
Комиссия просит директоров гигиенических институтов, заведующих кафедрами гигиены и главных врачей санитарно-эпидемиологических станций сообщить:
1. Темы работ по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, намеченных к исполнению планом на 1954 г.
2. Темы научных работ по указанным вопросам, законченных в 1953 г., и сроки их представления в комиссию на апробацию.
Все материалы и запросы в комиссию следует направлять по адресу: Москва, Пятницкая ул., д. 1, Научно-исследовательский санитарный институт имени Эрисмана.
Председатель комиссии — проф. В. А. Рязанов Секретарь комиссии — кандидат медицинских наук Б. П. Гуринов