приведены спектры наружного шума при движении поездов, измеренные анализатором ЛШ-2 и шумомером LLI-3 ЛИОТ. Полученные уровни шума превышают 35—40 фонов, рекомендуемые в ряде стран.
Снижение шума при движении поездов может быть достигнуто устранением волнообразного износа рельсов, установкой бесстыкового пути, постановкой резиновых прокладок между подошвой рельса и шпалой. Уменьшение шума может быть достигнуто и за счет улучшения конструкции и содержания подвижного состава.
Выводы
1. Механизированные сортировочные станции и движущиеся поезда являются интенсивными источниками шума.
2. С целью уменьшения вредного действия шума на организм работников станций и жителей, проживающих около станций, необходимо, не ожидая выноса сортировочных станций, принять меры к уменьшению и локализации источников шума.
3. Необходимо увеличить санитарно-защнтную зону: от путей скоростного движения поездов с 20—50 до 100 м; от механизированных сортировочных станций — до 500 м.
4. Для уменьшения шума необходимо обеспечить все локомотивы в районах городов и поселков свистками малой громкости с уровнем не более 90 дб на расстоянии 5 м от локомотива.
5. На существующих станциях необходимо разработать мероприятия по уменьшению шума: уменьшение количества и сочетаний подачи условных сигналов составителем, стрелочником и машинистом (при маневровой работе и движении на тот или иной путь); замена звуковых сигналов оптическими; оборудование пунктов продувки паровозов глушителями шума; озеленение территории и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ингерслев Ф. Акустика в современной строительной практике. М., 1957.— Нормы и технические условия проектирования железных дорог. Проект. М., 1958.— Строительные нормы и правила. М., 1954, ч. 2, разделы В, Д.
Поступила 28/1 I960 г.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СДВИГОВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ В УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ СМЕНЫ
С. И. Крапавинцева, В. Н. Артамонов, О. И. Галецкая
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
и Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
Обучение подростков в ремесленных училищах на первом году производится в утренние и вечерние смены, чередующиеся между собой.
Многие авторы наблюдали отчетливые различия между 1-й и 2-й сменами. Так, Л. С. Богаченко (1953) к концу 2-й смены обнаружила у школьников явления запредельного торможения и снижение вегетативной реактивности, в то время как к концу утренней смены (при одинаковой учебной нагрузке) наблюдалось лишь растормажи-вание днфференцировок и усиление вегетативной реактивности. Большая выраженность сдвигов в состоянии высшей нервной деятельности во 2-ю смену по сравнению с 1-й, по-видимому, связана с тем, что «готовность к торможению нарастает постепенно к вечеру и соответственно этому радиация торможения приобретает все более общий, стойкий и распространенный характер» (Н. И. Красногорский, 1939). X. Т. Глезер (1928) наблюдала у 60—70% обследованных школьников от 17 до 19 лет к концу 2-й смены явное замедление пульса и понижение артериального давления; после аналогичной работы в 1-ю смену пульс замедлялся лишь у 41,6% школьников, а артериальное давление повышалось.
Можно a priori полагать, что вечерняя смена менее благоприятна для работы, чем утренняя. Возникает, однако, вопрос, когда именно работа в вечерней смене становится более напряженной по сравнению с утренней.
Основное внимание в наших исследованиях было направлено на оценку работоспособности у подростков в динамике рабочего дня.
Наблюдали группу учащихся слесарей-инструментальщиков в 25 человек первого года производственного обучения. Утренняя и вечерняя смены чередовались между собой через неделю. Согласно данным медицинского осмотра, проведенного В. И. Рай
ковой, все подростки в возрасте от К'/г ДО 15 лет были здоровы. Из 25 человек у 10 физическое развитие было выше среднего, у 12—среднее и только у 3—ниже среднего.
Производственное обучение проводилось по понедельникам, средам и пятницам, в остальные дни — теоретические занятия.
Данные о режиме работы и отдыха в дни производственного обучения приведены на рис. 1.
Санитарно-гигиенические условия в слесарной мастерской были вполне удовлетворительны: площадь, приходящаяся на одного учащегося—4,9 мг; кубатура—29,4 м3; температура воздуха в утренние смены колебалась в зимнее время в среднем от 13,8 до 18,3°, относительная влажность — от 56 до 79%, скорость движения воздуха — от 0,15 до 0,21 м/сек.
В вечернюю смену температура воздуха была несколько ниже утренней (13,4—14,3°), причем относительная влажность незначительно снижалась, а скорость движения воздуха возрастала (до 0,3 м/сек).
В весенне-летний период обследования (май—июнь 1957 г.) температура воздуха в мастерской в утренние смены не превышала 18—19° при скорости движения воздуха до 0,33 м/сек и относительной влажности 48—60%. й
Естественная освещенность на I
2 часа /г ми нух Т^ 3 часа
рабочих местах в утренние смены ¡^ *______
вполне достаточная (от 379 до д ,0 ,, ц ^
700 лк). В вечернюю смену в зимний
период работа частично проходила ч часы радоть
при смешанном освещении и по мере ^ ~ уменьшения естественного света осве- £
3 часа 15 минут х \1час15нинут
щенность на рабочих местах падала ^ ^ ^ /7 /(у ц 20 с 209 до 122 лк и ниже. В весенний период освещенность в вечерние сме- л регламентированный перерыв на отс/ыл ны, естественно, значительно улучшалась. , р ^ Режим работы и отдыха в дни
Уровень шума в утренние смены производственного обучения,
достигал 60—6э дб, в вечерние сме- н 3
ны 55—65 дб.
Физиологические наблюдения за учениками на 2—3-м, 6—7-м и на 10-м месяцах обучения проводили непосредственно в мастерской.
Для характеристики функционального состояния определяли:
1) основные показатели работы (процент рабочей загрузки), фактическую продолжительность роботы методом фотохронометража;
2) максимальную силу правой руки (в миллиметрах ртутного столба) и показатель ее выносливости в секундах (при удержании 3/, максимальной силы) до работы, перед регламентированным перерывом, после него и в конце работы (динамометром Розенблата);
3) устойчивость координации при удерживании штифта в отверстии (диаметр отверстия для штифта 6 мм) правой рукой (по числу касании штифта за 30 секунд наблюдения). Наблюдения проводили перед динамометрическими исследованиями, при одинаковом (по возможности) положении тела и рук наблюдаемого и расстоянии от глаз до уровня прибора. Кроме того, исследовали состояние сердечно-сосудистой системы по длительности и характеру восстановления после дозированной опиловки (при записи пульса с ноги подростка при помощи ефнгмотонометра).
Средняя фактическая продолжительность работы при производственном обучении в утренние смены составила 4 часа 57 минут, а в вечерние — только 3 часа 30 минут; при меньшей продолжительности вечерней смены являются более уплотненными (на 3,4%, если исходить из фактического времени работы).
Впрочем, это различие настолько невелико, что само по себе вряд ли может оказать какое-либо существенное влияние на динамику физиологических сдвигов.
Состояние работоспособности в течение рабочего дня изменялось следующим образом: в первые 1 '/г—2 часа работы в вечернюю смену эти показатели были выше соответствующих показателей утренней смены; в последующие же часы работы наблюдалось противоположное явление — постепенное, а затем резко выраженное отставание, отражающее нарастающую напряженность работы в вечернюю смену (рис. 2).
Аналогичная картина отмечалась с точки зрения выносливости правой руки и показателя произведения максимальной силы на выносливость этой руки. У подростков со средним и ниже среднего физическим развитием выносливость на протяжении всей вечерней смены была ниже, чем в утреннюю.
Таким образом, вечерние смены производственного обучения, несмотря на значительно меньшую их продолжительность, менее благоприятны, чем утренние, в особенности к концу смены. Следует отметить слабую эффективность поздних регламентированных перерывов в вечерние смены, назначаемых через 3—З'/г часа после начала работы; после них падение работоспособности продолжает нарастать.
V А X X Ч V & 4 и « ее а ото о Ш о 00
то со — СМ 00 ю см см см
«Я 1 «1 <м 20,6 25,0 о о 1
Вечерняя смен 3» 1 22,3 -1 1 "М
СО Т 00 31.0 36.1 12,0 СО Ю !-- см то СМ С? —
ю Т ю 00 то о см о -г Т (М 27,4 31,0 34,0
в среднем за день ■Ч" СТ> то оэ ю
со — о то -з- со СО о ст. СМ то —
Ч" ТО <У>
<я со 00 — 00 см •ч- см СМ С! СО СМ СМ —
Утренняя смен Г- -Ч- 00 — ТО со
о М0101 то то ем см -ч- о см см см
о Г- СО 00 оо о ■ч-
1 о Г- СО 00 то -ч- см •Ч" СО 1Л см -ч- —
00 СО ^ Ю СО со'о> 10 ■ч- то то 00 —. 10 0*10 ТО ■Ч" см
Дни недели С Понедельник .... < Среда ....... 1 Пятница...... С Понедельник .... { Среда ....... 1 Пятница......
• я н к и 3 о. : В г 31 т и е Выш« среднего Средне« и ниже среднего
Динамика работоспособности на протяжении рабочей недели в вечерние смены в общем повторяет динамику работоспособности в утренние смены. Наилучшим днем по показателю выносливости является среда. Понедельник характеризуется более низкими показателями вследствие того, что подросткам трудно вработаться после дня отдыха. Еще хуже обстоит дело в .пятницу, что является результатом нарастающего напряжения к концу рабочей недели (см. таблицу). На протяжении всего рабочего дня уровень выносливости в вечерние смены ниже, чем в утренние, причем максимальное различие между сменами наблюдается в последние ¡1—1'/2 часа.
часы работы в вечернюю смену
-Утренняя смена
-----вечерняя смена
------Рег/шментированные перерывы 4
Рис. 2. Динамика основных показателей работы (за каждые 30 минут) на протяжении рабочего дня (по средним данным за первый год обучения).
Устойчивость координации при удерживании штифта в отверстии правой рукой, наблюдавшаяся нами е 6-го месяца обучения, неуклонно возрастала к концу рабочего дня в дневные смены вследствие тренируемости данной функции (частота касаний штифта Снижалась как по индивидуальным, так и по средним данным). Однако у тех же подростков при работе в вечернюю смену тренируе-мость этой функции нарушалась; частота касаний штифта с самого начала была значительно выше, и, следовательно, увтойчивость координации хуже.
Многие авторы, исследовавшие устойчивость координации методом тремометрии (Л. В. Латмаиизова, 1930; К. X. Кекчеев. 1947; Н. С. Фокина, 1956; М. Г. Бабаджанян, 1954; О. А. Зальцгебер и Д. Г. Нусбаум, 1954), связывают возникновение и развитие тремора с изменением тонуса поперечнополосатых мышц и ухудшением корреляции сокращений мышц агонистов и антагонистов вследствие ухудшения функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы.
На 10-м месяце обучения устойчивость координации значительно возросла. Однако в вечернюю смену по-прежнему наблюдалась меньшая устойчивость, особенно у подростков с физическим развитием ниже среднего и средним. Наибольшая устойчивость координации в процессе работы отмечалась у подростков с физическим развитием выше среднего, ее снижение в данной группе имело место лишь к концу вечерней смены. У подростков со средним развитием и ниже среднего устойчивость координации нарушалась в утреннюю смену лишь во второй половине дня, а в вечернюю — уже в первой половине. Регламентированный перерыв на отдых в вечернюю смену увеличивал устойчивость на очень непродолжительное время, после чего вновь начиналось быстрое ухудшение координации.
Слабая эффективность поздних
А 8 9 10
12 1230
15 16 /7
[.таташг
19 Я30
8 9/0
12 13
15 16 /7
яготашг
>9 го
8 9 Ю
15 16 17
8 9 10
15 /6 17
дшишж:
8 9 10
13
30
12 13
19 193°
I
ч»
§
I
12 /з
1
19
20 X
иыммыман
I
12
13
1 §
регламентированных перерывов в вечернюю смену, нарушения устойчивости координации свидетельствуют о ведущей роли нервных факторов, в значительной мере определяющих относительно более высокую напряженность работы в вечерние смены по сравнению с утренними.
Наблюдения за состоянием сердечно-сосудистой системы (по пульсу; после работы (опиловки) свидетельствуют о тенденции к замедлению пульса в вечерние смены.
Можно полагать, что это замедление является следствием сложной перестройки вегетативной настроенности в результате развивающегося утомления.
Исследования показали, что существующий режим производственного обучения в ремесленных училищах не создает условий для предупреждения неблагоприятного влияния перенапряжения на развитие тренированности подростков и ее устойчивость на протяжении года, особенно у подростков со средним и ниже среднего физическим развитием. Необходима, следовательно, рационализация режима в направлении снижения этой напряженности.
Нами разработаны конкретные предложения относительно режима производственного обучения в утренние смены (рис. 3).
Ввиду значительной напряженности начального периода производственного обучения (первые 3 месяца) предусматривается постепенное увеличение физической нагрузки. Общая продолжительность работы в вечерние смены, начиная с 4-го месяца, не должна превышать 4 часов (2 часа до регламентированного часового перерыва и 2 часа после): в конце недели работа в вечернюю смену должна быть ограничена З'/г часами (2 часа до перерыва и Р/г часа после него).
15
16 17 18 19 19}0
Регламентированные перерывы для __) отдыха и принятия пищи
Производственное обучение Теоретическое обучение
Рис. 3. Примерная схема режима первого года производственного обучения слесарей в
ремесленных училищах. I — 1-й месяц обучения: 2 — 2-й месяц обучения: 3-й месяц обучения; 4 — 4-й и последующие ме-
3
сяцы обучения: а -
утренняя смена:
смена.
б — вечерняя
ЛИТЕРАТУРА
Богаченко Л. С. Журн. высш. нерв. деят.. 1953, т. 3, в. 2, стр. 203.— Глезер X. Т. Профилакт. мед., 1928, № 5, стр. 68. — Зальцгебер О. А. Тезисы докл. научной сессии гигиенических ин-тов и кафедр гигиены мед. ин-тов РСФСР. М., 1954, стр. 96.— Кекчеев К. X. Изв. Акад. пед. наук РСФСР, отд. психол., 1947, в. 8, стр. 51.—Крапивницева С. И., Галецкая О. И., Артамонов В. Н. и др. В кн.: Материалы 4-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1959, стр. 177. — Они же. Тезисы докл. 3-й республиканской научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М„ 1959, стр. 11. — Красногорский Н. И. Развитие учения о физиологической деят. мозга у детей. Л., 1939.
Поступила 23/1У 1969 г
■й- т* -й-
8 Гигиена и санитария. № 9