Научная статья на тему 'О НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ'

О НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STANDARD RATINGS GOVERNING INDUSTRIAL ENVIRONMENTAL FACTORS FOR WORKING ADOLESCENTS

The necessity to introduce standard ratings of industrial environmental factors for adolescents arose in connection with the fact that quite a great number of adolescents are at present engaged in various fields of national economy after reorganisation of high schools. It is well known that certain forms of diseases may develop under the action of occupational factors. The tasks involving environmental ratings set-up are conditional upon the actual work-places of adolescents (training shops, ordinary work-shop, etc.). When the adolescents are working in ordinary work-shops together with the adults, it should be possible in certain cases to create special environmental conditions for them directly at their working place or in especially allotted sections of the premises. Parallel with this standard ratings of work intensity are to be worked out, e.i. optimal speed and rhythm of work, providing healthy working conditions for adolescents engaged in various industrial enterprises and in agriculture.

Текст научной работы на тему «О НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ»

преизводственного обучения, так и со значительной физической нагрузкой.

3. Для улучшения режима и условий производственного обучения рекомендуется: а) выделять для производственной практики учащихся механизированные и наиболее благоприятные в отношении условии труда участки; б) использовать учащихся в качестве дублеров только в начале производственной практики при ознакомлении с условиями работы и ограничить вес переносимого учащимися груза до 16 кг, включая вес спецодежды и инструмента; в) установить длительность пребывания учащегося в шахте не более 6 часов, для чего упорядочить организацию рабочего дня в период практики; г) производственную практику учащихся проводить только в первую смену и в виде исключения — во вторую; работу в третью смену категорически запретить.

/ ЛИТЕРАТУРА

Быков К. М. Ученые записки Педагогического ии-та им. А. И. Герцена и Ин-та научной педагогики, 1935, т. 1, в. 1, стр. 60. — Верещагин Н. К. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 38. — Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1959. — Еськин П. И. Тезисы докл. 1-го Всероссийск. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1960, стр. 99.—Н авакатикян А. О., Певйый С. А., Амлинская М. 3. В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957, стр. 182. — Розенблат В. В. В кн.: Экспериментальные исследования по физиологии, биохимии и фармакологии. Пермь, 1960, в. 2, стр. 139. — Филиппова А. Г. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 79.

Поступила 27/1V 1961 г.

INDUSTRIAL TRAINING ROUTINE FOR THE KUZNETSK BASIN MINING SCHOOL

UNDERGRADUATES

D /. Kaganovich, Candidate of Medical Sciences V. A. Balandina, Candidate of Medical

Sciences

Щ

Depending upon occupations and shifts certain physiological functions were tested in 20 healthy undergraduates at one of the mining schools of the Kuznetsk Basin, aged 16 to 19. Investigations caused the determination of the rate of simple oculomotor reactions and those with differentiating stimulants, the endurance to static strain, the working capacity, etc. At the same time a day of industrial training was registered photochrono-metrically. Consequently, it was shown that the work of undergraduates is associated with considerable strain. The undergraduates, working in the third shift, showed disturbances of correlation between stimulation and inhibition processes in cerebral cortex, declined endurance to static strain and lowered working capacity towards the end of the work day.

# Ъ it

О НОРМИРОВАНИИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ

ПОДРОСТКОВ

Проф. И. А. Арнольды

I

Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР

Принцип единства организма и среды является незыблемым при гигиенических исследованиях. При изучении их взаимодействия в процессе производства следует учитывать, что в современных условиях внешняя производственная среда является одинаковой для взрослых и подростков. Однако организм подростков отличается повышенной реактивностью, утомляемостью, недостаточной упражняемостыо и адаптацией к условиям производственной среды. Отсюда вытекает ряд специ-

фических задач по гигиене труда подростков и принципов нормирования среды, условий труда, его интенсивности, режима труда и отдыха.

Анализ данных весенних медицинских осмотров подростков по СССР за период с 1955 по 1960 г., отражающий распространение хронических форм болезней, дает наибольший показатель заболеваемости по группе подростков, работающих в «промышленных предприятиях, в РТС и совхозах, и наименьший среди учащихся трудовых резервов. Повышенная заболеваемость 'подростков, работающих в промышленности, характеризует менее благоприятные условия для них.

Заболеваемость, выявленная при медицинских осмотрах, а также заболеваемость с утратой трудоспособности среди юношей значительно выше, чем среди девушек. Последние чаще работают в профессиях с более благоприятными условиями среды.

Материалы по травматизму выявляют также неодинаковую картину его распространения среди разных возрастных групп работающих. Так, например, случай травматизма учащаются в возрасте 18—19 лет, т. е. в период, когда подростки вышли из-под контроля мастеров и не приобрели еще достаточных профессиональных навыков. После 20 лет они резко снижаются.

Травматизм среди девушек и женщин встречается значительно реже, чем среди юношей и взрослых мужчин. Распространение травматизма неодинаково в различных4 отраслях промышленности и в разных профессиях. Велик удельный вес травматизма среди подростков, занятых в сельском хозяйстве и главным образом на механизированных работах.

Особую чувствительность организма подростков к воздействию производственных факторов возможно проследить на результатах многих исследований. Леман еще в начале XX столетия выявил задерживающее влияние на рост и развитие молодых организмов сероуглерода. Исследования влияния загазованности сероуглеродом производственной среды, проведенные Институтом гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (Б. В. Шафранов), подтвердили этот факт.

Так, на заводе искусственного шелка, где были выявлены значительные концентрации сероуглерода, среди подростков оказалось вдвое больше, чем среди взрослых рабочих, вегетативных дистоний, в том числе и токсической этиологии.

Имеются данные о наличии выраженных нарушений в картине крови, указывающих на угнетение кровотворной функции костного мозга у школьников, при производственной практике в наборном отделении типографии. У взрослых рабочих при аналогичных концентрациях свинца в воздухе рабочих помещений таких изменений за короткий отрезок работы не наблюдалось (2 раза в неделю по 2 часа).

Имеются некоторые указания на повышенную чувствительность подростков к наркотикам а органическим растворителям.

Экспериментальные исследования, к сожалению, весьма незначительные, также подтверждают более высокую чувствительность молодых животных к действию ядов по сравнению со взрослыми. По Н. В. Лазареву, при действии высоких концентраций паров бензина у мышей весом 12 г боковое положение наступало при вдыхании бензина (90 мг/л) через 30—40 минут, у взрослых — через 50—60 минут. Фоль-. мер нашел, что при подкожной инъекции гидрохинона смертельная доза для крупных мышей весом 16^ и более равнялась 0,35 мг на 1 г веса, молодые мыши весом 10 г погибали от дозы 0,1 мг.

В литературе имеются указания на малую резистентность подросткового организма к действию уксуснокислого таллия.

В списке предельно допустимых концентраций газов, пыли и аэрозолей металлов могут быть выделены вещества, отличающиеся особой токсичностью или опасностью для здоровья подростков. К таким веще-

ствам можно отнести бензол, динитробензол, дихлорэтан, йод, мышьяковистый водород, фосген, фосфор желтый, фосфористый водород, че-тыреххлористый углерод, пыль, содержащую более 10% свободного кремнизема, бериллий и его соединения, марганец, торий, уран.

Исследования показали, что при одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочего помещения пневмокониоз в молодом возрасте возникает раньше и протекает более неблагоприятно, чем у взрослых. Мы наблюдали случаи возникновения и развития силикоза в молодом возрасте при стаже подземной работы 2 года при среднем стаже для пожилых возрастов 12 лет на одних и тех же рудниках. 3. И. Хейфец нашел, что у подростков, работающих в керамической, стекольной и фарфоровой промышленности, функциональные пробы, жизненная емкость легких, глубина и частота дыхания дают худшие показатели, чем у контрольной группы. Среди рано начавших работу в шахтах при наличии кварцевой пыли наблюдалась более серьезная патология легких, чем у начавших работать после 20 лет. Исследования, проведенные среди подростков, учащихся горнопромышленного училища, выявили у них повышенную возбудимость центральной нервной системы и пониженную работоспособность.

Метеорологический фактор на производстве оказывает своеобразное влияние на организм подростков при наличии неблагоприятных условий микроклимата в рабочем помещении в результате недостаточного развития специфических терморегуляторных приспособительных механизмов. Исследованиями И. Н. Благовещенской в мартеновских и •кузнечных цехах и Э. С. Рутенбург в горячих цехах было доказано, что у учащихся ремесленных училищ в возрасте 17—19 лет, работавших в качестве подручных сталеваров и кузнецов, а также у литейщиков, прокатчиков отмечались более выраженные физиологические сдвиги, чем у взрослых, при выполнении аналогичных работ. Расход энергии у них превышал показатели взрослых, достигая 10,7 кал!мин. Пульс учащался до 180—200 ударов в минуту. Температура тела достигала 38,8—39°, потери в весе колебались в пределах 2,1—3,8 кг за рабочий день. Возбудимость центральной нервной системы понижалась. Восстановительные процессы полностью не заканчивались за 30—40 минут при плотности рабочего времени 33—73%. Таким образом, затяжной тип реакции- является особенностью юношеского организма при работе в условиях высокой температуры. По мере адаптации и акклиматизации к производственным условиям эти сдвиги уменьшаются и поэтому целесообразен ступенчатый переход к условиям воздействия высоких или низких температур.

Особо повышенная чувствительность наблюдается в подростковом возрасте к шумовому и вибрационному факторам. Исследования состояния здоровья подростков в судостроительной промышленности (Э. С. Рутенберг, И. В. Мохнарева, О. Б. Барский) выявили следующую картину. Подростки судостроительных профессий — судосборщики, судомонтажники, трубомедники, отличавшиеся хорошим физическим развитием по сравнению с подростками слесарных станочных профессий, дали, однако, выраженные функциональные отклонения со стороны вегетативной нервной системы. Среди них был обнаружен значительный процент невритов слуховых нервов (при стаже работы от 6 месяцев до 2!/г лет), что не встречалось в других профессиях.

У подростков чаще встречаются специфические вибрационные вегетативные неврозы при сравнительно небольшом стаже работы с вибрирующими инструментами. По современным представлениям об адаптации организма, изменившиеся условия окружающей среды ведут к повышению физиологической устойчивости в виде состояния неспецифической сопротивляемости (по Н. В. Лазареву) или же в виде определенного комплекса изменений, определяемых Гансом Селье как «общий адаптационный синдром».

Этот адаптационный процесс характеризуется фазовостью изменений приспособительных механизмов, причем на разных фазах развития неспецифических ил« специфических адаптационных сдвигов возможно повышение, понижение сопротивляемости или же возникновение «стадии истощения» (по Селье).

В подростковом возрасте можно предполагать, что адаптационные сдвиги недостаточны для защиты организма от воздействий неблагоприятных факторов внешней среды и, естественно, -имеет место понижение сопротивляемости. Такое понимание механизма повышенной чувствительности подросткового организма к неблагоприятным воздействиям внешней производственной среды требует соответствующего подхода к постановке исследований «и накоплению материалов по влиянию этих факторов на их организм. Указанная концепция важна и для объяснения того факта, что в подростковом возрасте функциональные нарушения фиксируются и приводят чаще к патологии по сравнению со взрослыми.

Труд подростков сейчас широко используется в общих цехах в промышленности и на разнообразных работах в сельском хозяйстве, в ученических цехах и мастерских при предприятиях, в профессионально-технических училищах и политехнических средних школах с производственным обучением. В зависимости от места приложения труда стоят и задачи по нормированию факторов производственной среды.

Для ученических цехов и мастерских профессионально-техполитех-нических школ при предприятиях, училищах и школах, а также при работе -подростков на открытых площадках в разных географических зонах возникает задача по обоснованию новых нормативов для факторов внешней среды. Эти нормативы должны быть положены в основу и при выработке оздоровительных мероприятий.

Важность нормирования факторов среды в отношении подростков вытекает из исследований нашего института. Так, например, путем изучения состояния работающих подростков на строительных площадках в средней полосе СССР в зимний период при различных сочетаниях температуры воздуха и скорости его движения (В. К. Кузьмина) было установлено, что если для предотвращения переохлаждения организма взрослых рабочих нормативы предусматривают непрерывную работу в течение рабочего дня на открытом воздухе при температуре не ниже —20° и скорости движения воздуха 1 м/сек, то для подростков температура должна быть не ниже —15—16° при той же скорости ветра. Таким образом, выявляется разница температур в 4—5° в силу различного протекания процессов терморегуляции у подростков по сравнению со взрослыми.

При установлении указанных норм должны учитываться следующие критерии: 1) гигиеническая оценка факторов внешей производственной среды; 2) анатомо-физиологические особенности организма (подростка; 3) специфические свойства различных факторов, их патогенетический механизм и условия их действия.

Существующие нормативы являются теми исходными материалами, которые позволят при проведении методически экспериментальных и гигиенических исследований внести научно обоснованные коррективы в нормативы для подростков. При этом следует учитывать, что имеющиеся экспериментальные данные устанавливают повышенную чувствительность к различным токсическим веществам, приблизительно в 2—3 раза молодых животных по сравнению со взрослыми. По-видимому, и нормативы для подростков в отношении вредных веществ займут промежуточное место между действующими нормами для промышленных предприятий и нормами для атмосферного воздуха.

Факторы внешней среды оказывают воздействие на организм не столько в покое, сколько в процессе работы, в результате чего при

изучении влияния и нормирования факторов среды исследователи должны учитывать состояние организма и его сдвиги при работе в сочетании с учебой.

При работе подростков на производстве в тех же условиях, что и взрослые, обеспечение особых условий на рабочем месте возможно только на специально выделенных пролетах или участках путем создания местного микроклимата или осуществления дополнительной системы местной вытяжной вентиляции, душирования, искусственного люминесцентного освещения, обогащенного эритемными лампами, дающими ультрафиолетовое облучение, и др.

Поскольку на современном этапе состояния техники полностью устранить влияние на организм неблагоприятных факторов не представляется возможным, возникает необходимость нормирования рабочего времени, интенсивности труда и режима труда и отдыха для подростков на производстве. Отсюда вытекает необходимость в проведении исследований производственной среды и ее влияния на организм. Изучение этих факторов (метеорологических условий, газов, шума, пыли, вибрации и др.) должно выявить и предупредить возможные необратимые изменения в растущем организме, поскольку воздействие некоторых из них может быть выявлено в узких возрастных пределах.

При работе в цехах с наличием профессиональных вредностей в процессе обучения и прохождения производственной практики существующие правила разрешают пребывание и работу подростков в течение 3 часов в сутки (вне обучения работа в них запрещена для подростков). В этой связи возникает необходимость в группировке профессий или видов работ по степени их вредного воздействия на организм. Институтом были разработаны принципы такой группировки профессий для юношей и девушек, работающих во вредных цехах, при прохождении производственной практики или производственного обучения (И. А. Арнольди и В. А. Литкенс). Эта группировка может быть использована промышленно-санитарными врачами и врачами, обслуживающими подростков.

При группировке профессий учитывали специфические свойства вредных веществ, их патогенетический механизм, условия действия на растущий организм. Исходя из этого, вредные профессии, производства, специальности и работы были подразделены на такие, где полностью запрещается труд и производственная практика подростков, не достигших 18-летнего возраста; может быть допущено во время прохождения производственной практики и обучения пребывание не больше 3 часов в сутки только юношей, достигших 17-летнего возраста, при отсутствии медицинских противопоказаний; может быть допущено при прохождении производственной практики и обучения пребывание не больше 3 часов в сутки подростков обоего пола, достигших 17-летнего возраста, при' условии согласования на месте с районной санитарно-эпидемиологической станцией и профсоюзной организацией проверки на рабочих местах конкретных санитарных условий труда и техники безопасности и при отсутствии медицинских противопоказаний.

К первой группе относятся производства, профессии, специальности и работы, при которых имеются: повышенная опасность для самого работающего и для его окружающих (огне-взрыво-пожароопасность, электро-химические и термические травмы), а также повышенная опасность инфекций, кварцевая и другие пыли силикозогенные и пневмо-кониозогенные; ионизирующая радиация и электромагнитные поля СВЧ и ВЧ; интенсивная общая и местная вибрация и шум; сочетание неблагоприятных метеорологических условий с тяжестью работы; повышенное барометрическое давление, связанное с декомпрессией; вынужденное положение тела и вынужденные ускорения темпа работы, связанные с перенапряжением отдельных органов и систем; токсические

вещества, в особенности действующие преимущественно на центральную нервную систему, на кровь и кровотворение (ароматические нитро-амидосоединения — бензол и его »производные и др.), на эндокринную систему; канцерогенные вещества; токсические вещества, нарушающие минеральный и белковый обмен в организме, задерживающие рост и развитие (фтор и его соединения, селен, теллур, фосфор, мышьяк и др.)« поступающие в организм ингаляционным путем, через кожные покровы и пищеварительный тракт, а также новые вещества, неизвестные по характеру токсического действия.

Ко второй группе относятся все те профессии и специальности, в которых по действующему законодательству не допускается труд женщин, а также те, в которых еще применяется тяжелый физический труд, подъем и перемещение тяжестей или имеют место неблагоприятные метеорологические условия, могущие оказать отрицательное влияние на генеративные функции.

К третьей группе относятся все остальные так называемые вредные производства, профессии, специальности и работы.

Факторы производственной среды могут быть не только отрицательными, но и положительными (оптимальные концентрации лучистой энергии, работа на открытом воздухе и др.), поэтому нормируя факторы, могущие вызвать неблагоприятное воздействие .на организм, следует выявлять и положительные с целью максимального их использования в процессе труда подростков.

В порядке обсуждения мы выдвигаем вопрос относительно самого понятия «подростковый возраст»; так, в настоящее время возраст 15—18 лет считается подростковым, причем без достаточно научно обоснованных критериев. Анатомо-физиологические показатели свидетельствуют о том, что этот период не укладывается в указанные возрастные границы. Например, процессы окостенения не заканчиваются в 18 лет, частота сердечных сокращений достигает нормы только к 20 годам. Исследования мышечных затрат при интенсивных нагрузках среди различных возрастных групп (от 15 до 19 лет включительно) показали, что если абсолютные величины пульса, максимального и среднего артериального давления, осциллографический показатель увеличиваются, то относительные показатели, отражающие влияние физических нагрузок, не дают закономерного возрастания физиологических сдвигов до 19 лет включительно. Массовые исследования заболеваемости с утратой трудоспособности по ряду предприятий РСФСР выявили аналогичную тенденцию, а именно заболеваемость не дает выраженных различий в пределах 15—19 лет как среди юношей, так и девушек.

В этой связи уместно привести слова В. И. Ленина, который, разрабатывая новую программу партии, писал:

«§. 5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет), ограничения рабочего времени молодых людей (16—20) лет четырьмя часами и воспрещения им работы по ночам в опасных для здоровья производствах и рудниках»1.

ЛИТЕРАТУРА

Арнольд и И. А, В кн.: Сборник научных трудов Ташкентск. мед. ин-та, 1956, стр. 391. — Барский О. Б. В кн.: Материалы научной конференции по проблеме охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1961, стр. 9. — Лазарев Н. В. В кн.: Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировке и другим способам повышения устойчивости организма. Сталино, 1960, стр. 68. — Левин В. М., Рутен-б у р г Э. С., Р у т е н б у р г С. О. и др. В кн.: Материалы научной конференции по проблеме охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1961, стр. 50. — Р у т е и-б у р г Э. С. Тезисы докл. научной сессии, посвящ. 30-летней деятельности Научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1954, стр. 145. — С меля н-

1 В. И. Лени н. Полное собрание сочинений. Изд 4-е, т. 24, стр. 437.

ский 3. Б., Уланова И. П. Гиг. труда и профзаболевания, 1959, № 5, стр. 7. — Советов С. Е. Анатомо-физиологические особенности и гигиена детей и подростков. АПН РСФСР. М.—Л., 1948. — Хейфец 3. И. Труды конференции научных работ Ленинградск. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1956. — Ходжаш А. В. В кн.: Физиологические особенности, клиника заболеваний и вопросы гигиены труда работающих подростков. М., 1961, т. 1, стр. 5. — Яковлева И. Н. В кн.: Материалы научной конференции по проблеме охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1961, стр. 87. — Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

Поступила 6/V 1961 г.

ON STANDARD RATINGS GOVERNING INDUSTRIAL ENVIRONMENTAL FACTORS

FOR WORKING ADOLESCENTS

/. A. Arnoldi

The necessity to introduce standard ratings of undustrial environmental factors for adolescents arose in connection with the fact that quite a great number of adolescents are at present engaged in various fields of national economy after reorganisation of high-schools. It is well known that certain forms of diseases may develop under the action of occupational factors. The tasks involving environmental ratings set-up are conditional upon the actual work-places of adolescents (training shops, ordinary work-shop, etc.). When the adolescents are working in ordinary work-shops together with the adults, it should be possible in certain cases to create special environmental conditions for them directly at their working place or in especially alloted sections of the premises. Parallel with this standard ratings of work intensity are to be worked out, e. i. optimal speed and rhythm of work, providing healthy working conditions for adolescents engaged in various industrial enterprises and in agriculture.

ft ft ' ft

ТОМАС САУТВУД СМИТ (1788—1861J (К 100-ЛЕТИЮ CO ДНЯ СМЕРТИ ПРОГРЕССИВНОГО АНГЛИЙСКОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА XIX века)

Аспирант И. В. Венгрова

Томас Саутвуд Смит — один из основоположников общественного здравоохранения в Англии — сыграл большую роль в привлечении внимания правительства и общественности своего времени к вопросам охраны здоровья трудящихся. Отчеты С. Смита, раскрывавшие жестокую правду о положении лондонских рабочих, послужили началом целого периода обследований санитарных условий жизни трудящихся Англии, которые подготовили почву для проведения законодательства по здравоохранению. Эти отчеты вошли в число источников, использованных и цитированных в произведении Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Организованная С. Смитом широкая кампания борьбы за закон о здравоохранении для всей страны способствовала принятию парламентом важного Акта о здравоохранении 1848 г.

Свою деятельность С. Смит начал приходским священником в Сомерсетшире и был автором известного в то время теологического трактата. В 1812 г. в возрасте 24 лет Смит отказался от карьеры священника и поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, который окончил в 1816 г. После получения диплома врача он еще несколько лет продолжал работать приходским священником, но в 1820 г. переехал в Лондон и занялся частной практикой.

Четыре года спустя Смиту была предложена должность врача в Лондонской больнице для горячечных (т. е. больных тифом.— Я. В.), где он проработал 14 лет. Годы работы в больнице позволили Смиту хорошо узнать жизнь бедных слоев населения, из которых преимущественно состояли его больные. Кроме работы в больнице, Смит часто оказывал медицинскую помощь на дому беднякам Ист-Энда. Во время посещений этих кварталов, населенных рабочими, он убедился в

3 Гигиена и санитария, JSft 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.