Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ПОЛИТЕХНИЗАЦИЕЙ ШКОЛ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ПОЛИТЕХНИЗАЦИЕЙ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ПОЛИТЕХНИЗАЦИЕЙ ШКОЛ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ

------------=5^= -

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ПОЛИТЕХНИЗАЦИЕЙ школ

Кандидат медицинских наук В. М. Левин Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

Реформа народного образования, связанная с проведением в жизнь-закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» в ближайшее время вызовет приток молодежи в промышленность. Миллионы детей и подростков будут приобщены к производительному труду. Перед советским здравоохранением в связи с этим встанет ряд ответственных задач как по охране здоровья, так и по правильной расстановке молодежи на производстве. Первостепенное значение приобретает врачебная профессионально-консультационная работа.

В связи с тем, что литература, посвященная этим вопросам, крайне бедна и мало доступна широкому кругу врачей, полагаем уместным хотя бы в общих чертах изложить основные принципы, которыми, по нашему мнению, следует руководствоваться при решении таких вопросов.

Прежде всего следует иметь в виду, что в то время как при решении таких вопросов в отношении взрослых рабочих врач может ограничиться элементами профессионального отбора, освещая в своем заключении лишь факторы, препятствующие работе в данной профессии, при определении заключения в отношении подростка врач не может обойтись без внесения элементов профессиональной консультации. В меру своих знаний врач должен помочь подростку правильно выбрать себе такую профессию, которая с точки зрения соответствия его состоянию здоровья и перспективы производительности труда была бы для него оптимальной.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что правильность решения этих вопросов в значительной степени зависит, с одной стороны, от качества и полноты медицинского освидетельствования и, с другой стороны, от степени знакомства врачей, принимающих участие в обследовании подростков, с соответствующими условиями труда, характером профессии и возможным их влиянием на организм работающих. Само собой разумеется, что знание законов о труде подростков, равно как и существующих руководящих официальных инструкций, указаний и расписаний болезней, препятствующих поступлению подростков в профессиональные учебные заведения и на работу, для врачей совершенно обязательно. Правильное использование этих материалов в значительной степени поможет врачу при разрешении вопросов профессиональной пригодности здоровых подростков, у которых при медицинском освидетельствовании не выявлено никаких отклонений.

Что же касается разрешения вопросов о трудоспособности и профессиональной пригодности подростков с теми или иными отклонениями, то здесь мы сталкиваемся с рядом моментов, связанных со спецификой возраста.

Как известно, дифференциальная диагностика часто обнаруживаемых функциональных сдвигов и симптомов стойких патологических процессов у подростков очень затруднена. В этом возрасте мы нередко встречаемся с такими преходящими состояниями, пока имеющими лишь характер временных количественных изменений, которые при определенных неблагоприятных условиях внешней среды могут приобрести новые качественные свойства постоянного характера. Поэтому при медицинском освидетельствовании подростка 1 для профессиональной консультации следует наряду с выявлением уже развившихся заболеваний, являющихся бесспорными противопоказаниями для данной конкретной профессии, также использовать возможно раннюю диагностику таких состояний, которые в условиях избранной профессии под влиянием конкретных в данное время существующих факторов могут перейти в стойкие патологические отклонения (А. М. Гельфанд).

При рассмотрении вопросов профессиональной пригодности подростков, страдающих хроническими заболеваниями внутренних органов, решающее значение имеют не только патологические отклонения пораженного органа, но и состояние организма в целом. Не топический диагноз сам по себе, а состояние патологического процесса, его прогноз в отношении возможной функциональной способности как всего организма, так и больного органа, определяют трудоспособность и профессиональную пригодность подростка. При этом всегда следует учитывать перспективу роста и развития организма.

Наши многолетние наблюдения убеждают нас в том, что при определении профессиональной пригодности подростка следует исходить не только из величины нагрузки на растущий организм в ближайший период обучения, сколько из объема требований, которые будут предъявлены подростку по окончании курса обучения как к рабочему в связи с выполнением производственной нормы. Нередки случаи, когда хорошо справляющиеся со своими качественными показателями во время обучения подростки оказываются не в состоянии овладеть скоростными навыками, необходимыми для выполнения установленной нормы выработки.

Поэтому при заключении о профессиональной пригодности наряду с учетом всех основных производственных факторов, характеризующих данную профессию, весьма важно правильно оценить степень возможной функциональной приспособляемости молодого организма к условиям труда.

Как известно, подростковый возраст является одним из периодов формирования организма, когда происходит большая перестройка нейро-регуляторных механизмов. В этом возрасте наиболее интенсивно протекает «формирование специфически человеческих областей коры головного мозга, устанавливаются новые связи между различными отделами нервной системы» (А. А. Кеворкьян). Одновременно заканчивается формирование коры и подбугорного отдела головного мозга. Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически тесно переплетаются между собой. В подбугорной области в некоторых узлах появляются смешанные железисто-нервные клетки, осуществляющие наряду с нервной и внутрисекреторную функцию. Эти завершающиеся в подростковом возрасте нейро-эндокринные формирования существенным образом сказываются на физиологических особенностях развития организма, из которых для нас особое значение приобретают: 1) перестройка

1 Подробно см. В. М. Левин. Медицинское освидетельствование рабочих-подрост-ков. М., Медгиз, 1958.

мейрорегуляторного аппарата; 2) снижение порога возбудимости вегетативной нервной системы; 3) неадекватность, дезинтегрированность реакций; 4) резкое повышение стимулирующего влияния передней доли гипофиза; 5) повышенная интенсивность пластических, формообразовательных процессов.

Все эти особенности, а также слабая выраженность симптомов, присущая инициальным формам патологии, трудность собирания и малая достоверность анамнеза часто затрудняют в этом возрасте дифференциальную диагностику ряда функциональных отклонений, имеющих транзиторный характер, от стойких патологических сдвигов и ряда форм патологии, истоки которых следует искать в подростковом возрасте. Все это следует иметь в виду при проведении профессиональной консультации подростков.

Оценка трудоспособности взрослого рабочего при различных хронических заболеваниях в большинстве случаев производится не одновременно с определением его профессиональной пригодности. Вопрос о перемене профессии взрослым рабочим, имеющим более или менее продолжительный стаж работы и определенную квалификацию в данной специальности, может быть поставлен лишь при наличии весьма серьезных оснований и лишь в крайне необходимых случаях. Иначе обстоит дело при выявлении хронического заболевания у подростка. В таких случаях вопрос о профессиональной пригодности всегда должен разрешаться параллельно с установлением диагноза. Никогда нельзя забывать, что от своевременности решения вопросов профессиональной пригодности подростка зависит возможность его рационального трудоустройства, а следовательно, и правильность использования молодых кадров в нашей промышленности.

Само собой разумеется, что при решении вопросов профессиональной пригодности подростков следует считаться с желанием подростков. Однако наши многолетние наблюдения показали, что при выборе профессии подростки, как правило, руководствуются такими соображениями, как профессии родных, товарищей, призвание, материальные соображения, наличие жилища и т. п.

Как известно, важными критериями для решения вопросов профессиональной пригодности взрослого рабочего являются показатели производительности его труда и данные о его заболеваемости. Изучение этих вопросов у подростков при важнейших заболеваниях (язвенная болезнь, гипертонические состояния, ревматизм) показало, что хорошая производственная успеваемость и низкие показатели заболеваемости не должны иметь преобладающего значения при решении вопросов профессиональной пригодности подростков. Эти данные имеют очень большое значение в тех случаях, когда подросток не справляется с предъявляемыми к нему требованиями, или когда показатели заболеваемости неблагоприятны.

Основными и ведущими мотивами при решении таких вопросов должны служить наши представления о динамике заболевания и о дальнейших перспективах развития как организма подростка в целом, так и заболевания.

Наши динамические наблюдения за состоянием здоровья, трудоспособностью и профессиональной пригодностью подростков с различными хроническими формами патологии показали, что при правильном трудоустройстве они хорошо справляются со своей работой. Одновременно у значительного количества наступает улучшение в состоянии их здоровья.

Следует учитывать, что правильное трудоустройство подростка улучшает его нервно-психическое состояние, поэтому оно должно рассматриваться как важнейшее лечебно-профилактическое мероприятие. В силу этого вопрос о профессиональной пригодности подростка с хроническим заболеванием должен быть поставлен немедленно по выявле-

■нии этого состояния, не ожидая жалоб со стороны подростка о невозможности справляться с предъявляемыми к нему требованиями.

В ряде случаев определение профессиональной пригодности подростка связано со значительными трудностями. Тогда не следует спешить с решением вопроса. Врачу надлежит прибегнуть к консультации и помощи врачей городских и областных подростковых кабинетов, проф-патологов, промышленно-санитарных врачей, инженеров и техников, и, наконец, могут быть получены консультации от институтов гигиены труда и профессиональных заболеваний.

В связи с тем, что соединение обучения с трудом на производстве будет начинаться еще на первом этапе обучения, естественно, что вопросами профессиональной ориентации следует начинать заниматься заблаговременно. В этой работе, как известно, решающее место отведено педагогам и родителям. Важно, чтобы врачебные консультации были даны своевременно, с тем чтобы мнение врача могло быть учтено педагогами с самого начала работы в этом направлении. Для этого необходимо своевременное полноценное медицинское обследование детей.

Впредь до разработки подробных и достаточных методических материалов, инструкций и положений временно полагаем возможным рекомендовать пользоваться методическими указаниями и приказами, применяемыми в отношении подростков, поступающих в учебные заведения системы трудовых резервов [1) приказ министров здравоохранения и трудовых резервов № 701/196 от 8 и 19 августа 1952 г.; 2) расписание болезней и физических недостатков, препятствующих поступлению в в училища механизации сельского хозяйства и в ремесленные училища по механизации сельского хозяйства министерства культуры СССР, утвержденное Министерством здравоохранения СССР и Министерством культуры СССР 6 и 15 января 1954 г.; 3) перечень противопоказаний к поступлению в технические училища Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР, утвержденный Министерством здравоохранения СССР и Главным управлением трудовых резервов при Совете Министров СССР от 24 мая и 21 июня 1956 г.].

При пользовании перечисленными документами для решения вопроса о профессиональной пригодности подростка следует исходить из оценки санитарно-гигиенических условий избираемого подростком труда и основных условий работы. Так, при решении вопроса в отношении профессий токаря, фрезеровщика, строгальщика, сверловщика, зуборезчика и некоторых других профессий станочников, следует иметь в виду, что в большинстве случаев работы эти связаны с обработкой деталей с целью придания им требуемой формы. Для этой цели рабочему приходится пользоваться различными режущими инструментами и приспособлениями, обладающими линейными и вращающимися движениями различного темпа и скорости. Обрабатываемая деталь должна быть установлена и закреплена в станке, должны быть установлены режущие инструменты. После этого рабочий пускает в ход, наблюдает и регулирует работу станка. Вслед за этим следует снятие готовых деталей. При работе периодически приходится измерять довольно точными инструментами обрабатываемую деталь. Для увлажнения применяются различные эмульсии или минеральное масло.

Основными условиями профессии станочника, таким образом, являются стоячее, несколько согнутое положение тела при работе, частое напряжение верхних конечностей при закреплении деталей и режущих инструментов, давление инструментов и рукояток на ладонную поверхность рук, напряжение зрения при обработке мелких деталей, раздражение кожи .различными маслами и эмульсиями и опасность общего и в особенности глазного травматизма.

Учитывая все отмеченное, очевидно, при направлении подростка на работу токаря или фрезеровщика, необходимо обратить внимание на

состояние мышц, костей, суставов и позвоночника (воспалительные или иные заболевания, затрудняющие нужные для работы движения), нервной системы — органические и функциональные заболевания (замедленные психомоторные реакции, дрожания, невриты, невралгии в области позвоночника и конечностей), кровеносной системы (резкое расширение вен конечностей, флебиты, эндоартерииты), органа зрения, слуха, кожи и внутренних органов.

Лишь на основании тщательного и всестороннего медицинского обследования можно правильно решить вопрос о профессиональной пригодности подростка.

Нами для примера приведены данные в отношении токаря, исходя из того, что эта профессия наиболее распространена и известна широкому кругу врачей. Значительно большие затруднения могут встретиться при решении вопросов профессиональной пригодности подростков к профессиям, связанным с воздействием некоторых неблагоприятных факторов в процессе производственного обучения (метеорологический фактор, шум, работа на высоте и т. п.).

Следует иметь в виду, что хотя по советскому законодательству допуск подростков к работам, связанным с какими-либо профессиональными вредностями, запрещен, однако нельзя избежать воздействия некоторых неблагоприятных факторов в процессе производственного обучения. Поэтому необходимо, чтобы опасность возможного воздействия этих факторов была бы максимально устранена.

Рамки статьи не позволяют и в малой степени осветить столь большой и многогранный вопрос. Необходимо, чтобы органами здравоохранения в кратчайший срок были приняты меры для повышения квалификации врачей в области гигиены труда подростков, а также разработаны необходимые указания, циркуляры, пособия и руководства по этим вопросам.

ЛИТЕРАТУРА

Гельфанд А. М. Тезисы докл. научной сессии Всесоюзн. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. М., 1939, стр. 57. — Кеворкьян А. А. В кн.: Физиологические особенности, клиника заболеваний и гигиена труда рабочих подростков. М., 1952.. стр. 19.—-Левин В. М. В кн.: Рефераты научн. работ Научн.-исслед. ин-та гигиены труда и профзаб. Л., 1954, стр. 235.—Он же. Труды научной сессии Ленннгр. ин-та гиг. труда и профзаболеваний, поев, итогам работы за 1955 г. Л., 1958, стр. 89.— Он же. Труды научной сессии Ленингр. ин-та гиг. труда и профзаболеваний за 1956 г., по«в. итогам работы за 1956 г. Л., 1958, стр. 277.

• Поступала 19/Ш 195» г.

■ЙТ "к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.