конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, стр. 27. — Георгиев К., Иванова 3. Изв. на Ин-та за физическ. възпитание и ушлишна хигиена, 1959, кн. 5, стр. 59. — Г о ц е в Т., Иванова А. В кн.: Годишник на медицинската • академия «Вълко Червенков» 1949/50. София, 1950, стр. 1.
Поступила 14/УШ 1961 г.
# ^
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ школьников С ОТКЛОНЕНИЯМИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
* ч.
Кандидаты медицинских наук В. М. Левин и Э. С. Рутенбург
Из отдела рабочей молодежи Ленинградского института гигиены труда
и профессиональных заболеваний
Перестройка народного образования и приобщение школьников к труду ставят перед школьными врачами и врачами, обслуживающими подростков, ответственные задачи по осуществлению врачебной профессиональной консультации.
Результаты наблюдений в ряде районов Ленинграда показали, что объем профессионально-консультационной работы в школе значителен и что наибольшее количество затруднений и ошибок при определении •пригодности школьников к той или иной работе у врачей возникает в связи с отклонениями со стороны органа зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и нервной системы. ,
Углубленное обследование учащихся старших классов средних общеобразовательных школ 4 районов Ленинграда, проведенное в детских поликлиниках под нашим (совместно с О. Б. Барским) руководством, показало, что значительное количество школьников нуждается в профессионально-консультационных ограничениях к тому или иному виду деятельности в связи с обнаруженными у них функциональными или органическими отклонениями в состоянии здоровья. Большинство этих подростков практически здорово и трудоспособно, поэтому, ограничивая тот или иной вид труда, необходимо подобрать для них наиболее целесообразную профессию, которая бы не только не усугубляла имеющихся у них отклонений, но и оказала бы корригирующее, оздоровительное влияние на состояние их здоровья.
По нашим данным, а также наблюдениям ряда авторов (А.Г.Цейтлин, Г. К. Торопова), наиболее частыми среди подростков отклонениями со стороны здоровья являются аномалии рефракций, болезни верхних дыхательных путей, болезни органа слуха, нарушение осанки и функциональные отклонения со стороны нервной системы. Степень выраженности указанных отклонений определяет характер профессионально-консультационных рекомендаций.
В табл. 1 мы приводим данные о частоте некоторых патологических отклонений у школьников старших классов Ленинграда и ¿Москвы и о частоте профессионально-консультационных ограничений при этих отклонениях, установленных нами по результатам обследования 2244 школьников Ленинграда, по сравнению с данными А. Г. Цейтлина и Г. К. Тороповой, обследовавшими 571 школьника.
Ряд отклонений, приведенных в табл. 1, является убедительным подтверждением того, что направление школьников на производственное обучение без врачебного профессионально-консультационного заключения недопустимо.
При определении профессиональной пригодности подростков мы руководствовались: 1) приказом министра здравоохранения СССР и министра трудовых резервов Союза ССР за № 701/196 от 8—19/VIII
Таблица 1
Частота отдельных форм патологических отклонений и профессионально-консультационных
ограничений у учащихся 7—10-х классов
Характер патологии Число случаев1 (в %) Число случаев2 (в %) • Число подростков с ограничениями к труду (В %)
Аномалии рефракций ................. 36,6 28,0 25,2
Нарушение осанки.................. 23,6 23,3 12,3
Болезни верхних дыхательных путей.......... 8,0 18,0 10,0
Плоскостопие..................... 22,7 14,2 8,5
Функциональные отклонения со стороны центральной нерв-
ной системы.................... 3,6 10,7 10,5
Болезни глотки и миндалин.............. 0,7 10,4 8,5
» органа слуха................. 3,0 3,8 2,8
Ревматизм (в том числе органические заболевания сердца) 5,4 6,1 6,1
Гипертония ...................... - [ 1,3 1,0
Гипотония ...................... - 3,4 2,4
Болезни эндокринной системы............. - 1,2 0,9
Органические заболевания центральной нервной системы - 1,0 1,0
Болезни печени и желчных путей........... - 0,6 0,6
Желудочно-кишечные заболевания........... - 0,7 . 0,3
1 По данным А. Г. Цейтлина и Г. К. Тороповой, 1954—1955.
2 По данным обследования школьников 8—10-х классов Ленинграда в 1959 г.
1952 г. и 2) перечнем противопоказаний к поступлению в технические училища трудовых резервов при Совете Министров СССР от 24/VI—21/VII 1956 г-г
Как было отмечено, ведущее место среди всех отклонений у школьников занимают аномалии рефракций, нередко значительно снижающие остроту зрения. И,з всех видов аномалии рефракций у школьников чаще всего отмечается близорукость, частота которой нарастает параллельно увеличению возраста подростков (Ф. Ф. Эрисман, Е. М. Белостоцкая, А. Н. Николаев, А. А. Сычев). Близорукость отмечена нами у 18% школьников старших классов, среди которых 12% составляли учащиеся со слабой степенью миопии (до 3 Д), у 4,7% школьников старших классов, по нашим данным, обнаружена дальнозоркость.
При определении профессиональной пригодности школьников с аномалиями рефракций следует иметь в виду, что в ряде профессий ношение корригирующих очков невозможно при работе (на высоте, в условиях значительной запыленности, в горячих цехах, при вынужденной рабочей позе).
При других работах пользование корригирующими очками не только допустимо, но даже полезно, так как очки одновременно выполняют и защитные функции (станочные работы по металло- и деревообработке, ряд слесарных работ).
При офтальмологическом освидетельствовании необходимо, помимо исследования остроты зрения, указывать рефракцию и коррекцию, без чего невозможно дать школьнику заключение о профессиональной пригодности. Школьников с высокой степенью миопий при изменениях на глазном дне не следует направлять на работы, связанные с постоянным напряжением зрения (работы с мелкими деталями) или требующие значительного физического напряжения. При небольших степенях близорукости, хорошо корригирующейся, без изменений со стороны глазного дна, точные работы не противопоказаны.
Таким образом, цодростки, страдающие достаточно корригирующейся близорукостью, могут быть допущены к любым «станочным» работам по металло- и деревообработке, а также к радиотехническому производству (профессии радиосборщика, радиомонтажника, токаря, фрезеров-
щика, шлифовщика, сверловщика и др.)- Разумеется, что к работам с различной степенью точности следует допускать подростков с соответствующей остротой зрения. Например, при выполнении особо точной работы (оптик-механик, радиомонтажник, слесарь-инструментальщик, лекальщик, токарь, фрезеровщик и т. п.) необходимо иметь остроту зрения на лучшем глазу не ниже 0,8, на худшем — не ниже 0,5, при неточной работе в металлопромышленности (слесарь по сборке и ремонту промышленного оборудования, слесарь-сантехник и т. п.)—соответственно 0,5 и 0,2. При дальнозоркости, особенно более чем 3 Д, мелкая точная работа для подростков трудна, поэтому направление их на работы, требующие постоянного напряжения зрения, нецелесообразно. При разно-глазии необходимо учитывать зрение каждого глаза при переносимой коррекции. Разница в оптической силе стекол одного и другого глаза не должна превышать 2 Д.
При освидетельствовании органа зрения у школьников для определения профессиональной пригодности необходимо обратить' внимание на состояние цветоощущения, наличие косоглазия, нистагма, птоза век, а также на состояние наружных отделов глаза. Для лиц с косоглазием и разиоглазием обязательно указание о наличии или отсутствии бинокулярного зрения. Косоглазие с нарушением бинокулярного зрения служит препятствием к выполнению точных работ, работ, требующих глубинного зрения, со стереоприборами, у движущихся механизмов и на высоте. При нистагме очень точные работы противопоказаны.
Для подростков с одноглазием, к которым относятся как лица с отсутствием одного глаза, так и со значительным снижением остроты зрения на худший глаз, не поддающимся коррекции до 0,1, вредны работы, требующие хорошего бинокулярного зрения, а также связанные с опасностью общего и особенно глазного травматизма (на высоте, по металло- и деревообработке). Таким подросткам целесообразно рекомендовать работы конторского характера и переплетные, пошивщика обуви, электрообмотчика, продавца штучных товаров, а также обучение в гуманитарных вузах и техникумах и т. п.
Подростки с цветоаномалией не могут выполнять работы электромонтера, электромонтажника, модельщика, столяра-краснодеревщика, мастера по пошиву одежды и обуви, ряд водительских профессий, работу крановщика, радиосборщика и радиомонтажника и многие другие, требующие различения цветов.
При заболевании наружных сред глаза — блефариты, блефаро-конъюнктивиты, патологические состояния слезовыводящих путей — абсолютно противопоказаны работы, связанные с воздействием пыли, раздражающих веществ, в неблагоприятных метеорологических условиях, а также профессии, требующие постоянного напряжения зрения.
Такие подростки не могут заниматься холодной обработкой металла и участвовать в строительных работах на открытом воздухе, им противопоказаны работы в горячих цехах, в текстильной промышленности, в судостроении, в полиграфической промышленности (наборщиком, печатником, типографским корректором). Им может быть рекомендована работа нормировщика, упаковщика готовой продукции, этикетчика, табельщика. При остром ирите, кератите решить вопрос о профессиональной пригодности можно лишь после проведенного лечения с учетом сохранившейся функции глаза.
Как видно из изложенного, ограничения в связи с отклонениями со стороны органа зрения могут быть чрезвычайно разнообразными и зависят от характера обнаруженных у подростков изменений. По нашим данным, приводимым в табл. 2, наиболее часто были противопоказаны работы, препятствующие ношению очков (на высоте, в вынужденной согнутой рабочей позе, в горячих цехах, в условиях значительной запыленности).
Нередко школьным врачам приходится решать вопросы профессиональной пригодности подростков с заболеваниями ЛОРорганов. При этом наряду с определением слуха (проверка слышимости шепотной речи) необходимо провести исследование слизистой носоглотки, а также вестибулярного аппарата (определение отолитовых реакций пробой Ба-рани) и состояния слухового нерва.
Таблица 2
Аномалии рефракции у школьников старших классов и характер
профессиональных ограничений
Характер патологии Юноши Девушки Всего
Ш Всего с аномалией рефракции ....... 30,4 28,2 28,0
В том числе: •
миопия ................ 23,0 18,4 20,0
гиперметропия ............ 4,6 7,1 6,0
астигматизм............. 2,8 2,7 1 2'°
По ним дано профессионально-консультацион- 25,1
ных ограничении ............ 25,4 25,2
В том числе к работам, препятствующим но-
шению очков .............. 19,3 18,5 18,9
Со значительным напряжением зрения . . . 11,6 11,9 11,7
С опасностью глазного травматизма .... 2,8 . 1,7 • 2,2
Гнойные, а также часто обостряющиеся сухие отиты даже при нормальном слухе являются противопоказанием для работы при неблагоприятных метеорологических условиях (на открытом воздухе, в горячих цехах, в условиях повышенной влажности воздуха). Поэтому такие подростки не должны быть допущены к работе в строительных профессиях, в основных цехах прядильно-ткацкого производства (ткачи, прядильщицы, баикоброшницы, мотальщицы), в металлургических цехах; им противопоказаны профессии повара, электромонтера (при работе на открытом воздухе, в судостроении и т. п.). Вместе с тем для таких подростков вполне подходящими являются любые работы в условиях отапливаемого закрытого помещения (цех, мастерская)—профессии станочного и слесарного профиля в металлообрабатывающей промышленности (токарь, фрезеровщик, сверловщик, штамповщик), работа столяра, переплетчика, прибориста, радиоэлектромонтажника, обувщика, чертежника, швеи, вязальщицы, любой конторский труд и т. д.
Необходимо отметить, что выраженное снижение слуха любой этиологии (плохое восприятие шепотной речи на расстоянии менее 2 м хотя бы на одно ухо) является противопоказанием для работы подростков в условиях воздействия шума и для профессий, предъявляющих особые требования к слуху (испытатели моторов, генераторов, телефонисты, регулировщики и настройщики радиоаппаратуры и т. п.). Наличие признаков, указывающих на гиперестезию вестибулярного аппарата (вегетативные отолитовые реакции II—III степени), служит основанием для отвода подростков от работы на высоте (строительные профессии, работы электромонтера) и у движущихся механизмов.
При направлении подростков на работы, связанные с воздействием шума (судостроительные профессии, прядильно-ткацкие, швейные, куз-нечно-прессовые цехи), необходимо обязательное исследование состояния слухового нерва, так как работа в указанных цехах может вызывать невриты слуховых нервов, которые у подростков, как показали наши исследования, могут появляться даже при сравнительно небольшом стаже работы в шумовых цехах. Изменения при исследовании камертоном даже при нормальной слышимости шепотной речи, указывающие
на начальные проявления неврита слуховых нервов, являются противопоказанием для работы в указанных выше производствах.
Атрофические катары носоглотки в подростковом возрасте нередко могут прогрессировать, что ведет к нарушению правильной функции верхних дыхательных путей, а потому одним из важных мероприятий лечебно-профилактического характера при этих состояниях является правильное трудоустройство таких подростков. Им противопоказаны работы в условиях повышенной температуры воздуха и значительной запыленности (горячие цехи металлообрабатывающей промышленности, подготовительные' и основные цехи текстильного производства, труд шлифовщика и другие «пылевые» профессии). Подростки с подобными состояниями могут выполнять обычные токарные, фрезерные работы, работу радиосборщика, чертежника, электрообмотчика и многие другие. Хронические тонзиллиты (компенсированные) не должны служить ограничением к профессиональной пригодности подростков. Частые обострения тонзиллита или анамнестические указания на частые ангины являются, разумеется, препятствием к работе подростков в неблагоприятных метеорологических условиях (строительные профессии, судостроение, горячие цехи со значительными перепадами температуры воздуха).
Как было отменено выше, среди обследованных школьников мы довольно часто наблюдали отклонения со стороны ЛОРорганов. Из табл. 3 видно, что наибольшее количество ограничений было сделано в
Таблица 3
Заболевания ЛОРорганов у школьников старших классов Ленинграда и характер
профессиональных ограничений
• Число случаев (в %)
Характер патологии
юноши девушки всего
• Заболевание органа слуха ............... 4,3 3,5 3,8
Ринофарингит .................... 12,5 12,1 12,3
Хронический ринит .................. 1,7 2,0 1,9
» синусит ................. 0,2 0,5 0,4
Болезни глотки и миндалин.............. 13,4 11,8 12,5
По ним дано профессионально-консультационных ограни-
чении ....................... 20,6 22,3 21,7
К работе в неблагоприятных метеорологических условиях 17,2 17,9 17,6
В том числе:
к работе на высоте................ 0,4 1,0 . 0,7
» » в условиях воздействия шума....... 0,5 0,1 0,3
» » » » » пыли ....... 2,5 3,6 а 3,1
отношении работы в неблагоприятных метеорологических условиях (17,6% учащихся) и в условиях воздействия пыли (3,1%, обследованных) .
Учитывая рост числа старших школьников, приобщающихся к производительному труду, и заботясь об условиях, гарантирующих не только безвредность работы, но и создание предпосылок для улучшения физического состояния подростков, необходимо: 1) развернуть с момента приобщения школьников к труду работу по профессиональной ориентации и особенно по медицинской профессиональной консультации;
2) повысить качество исследования состояния зрения и ЛОРорганов;
3) проводить углубленное медицинское освидетельствование школьников весной, чтобы своевременно (к началу учебного года) составить заключения о их профессиональной пригодности; 4) расширить мероприятия по повышению квалификации врачей в области медицинской профессиональной консультации; включить вопросы врачебной профессиональной консультации в учебные планы вузов по офтальмологии и оториноларингологии.
ЛИТЕРАТУРА
Б е л о с т о ц к а я Е. М. Информационный бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та сан. и гиг., 1958, № 22, стр. 35. — Левин В. М. В кн.: Материалы конференции по врачебному контролю за политехническим обучением в школе. Л., 1959, стр. 21.— Левин В. М., Руте н бург Э. С., Барский О. Б. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены Научно-исслед. ин-та физического воспитания и школьной гигиены Акад. пед. наук РСФСР. М., 1960, стр. 36. — Они же Гиг. и сан., 1960, № 12, стр. 67. — Л е в и н В. М. Там же, 1959, М? 10, стр. 40.— Сычев А. А. Труды Харьковск. мед. ин-та, 1958, т. 46, стр. 115. — Цейтлин А. Г.,. Торопова Г. К- Изв. Акад. пед. наук РСФСР, 1959, № 101, стр. 337.
Поступила 26/V 1961 г. • т
OCCUPATIONAL FITNESS OF SCHOOL UNDERGRADUATES WITH DEFECTS OF 1 VISION AND HEARING
«
V. M. Levin, Candidate of Medical Sciences, E. S. Rutenburg
The article substantiates the necessity of examining high-school undergraduates by occupational disease specialists in connection with the reorganization of the public education system. The authors suggest a means of determining occupational fitness of ado lescents presenting various defects and diseases of eyes and ears.
it -fr -fr
РУМЫНСКИЙ ГИГИЕНИСТ я. ФЕЛИКС И РУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА
Проф. И. Арделян и Г. Братеску
После 1850 г. румынская медицинская наука начала быстро развиваться. Анахронические феодальные порядки, а также экономическая и политическая зависимость Придунайских княжеств от Оттоманской империи препятствовали до этого развитию румынской культуры. Ослабление крепостничества по мере расширения капиталистических отношений и потрясение турецкого ига, особенно после войны России против Турции, позволили румынским княжествам достигнуть некоторых успехов в социально-экономических и культурных областях. Соединение Валахии с Молдавией в 1859 г., т. е. создание румынского национального государства, являлось решающей предпосылкой этих успехов. К сожалению, румынская буржуазия, боясь народа, не осуществила с необходимой последовательностью программу антифеодальных реформ, а предпочла, сговорившись с боярством, установить тот буржуазно-помещичий режим, который был ликвидирован лишь после 1944 г., т. е_ после освобождения Румынии от фашистской диктатуры и победы народной демократии.
Одним из пионеров румынской медицинской науки 100 лет назад был Яков Феликс, который знал и ценил творчество великих русских-гигиенистов. Я. Феликс родился в 1832 г. в Чехии в городе Горжице. Гимназию окончил в Праге, а позже учился в Вене, где получил в 1858 г. звание доктора медицины и хирургии. Сразу после этого он приезжает в Валахию, где занимает должность врача города Олтеницы^ маленького дунайского порта, а потом — врача Мусчельского уезда. Его способности как санитарного организатора обращают на себя внимание. В 1861 г. он назначен врачом одного Бухарестского участка, а вскоре — профессором гигиены и санитарной полиции в Медицинской национальной школе, незадолго до этого открытой. В 1862 г. он начальник санитарной полиции в Бухаресте и член Высшего медицинского совета, вер-