Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF A DIFFERENTIAL APPROACH ТО TEACHING AT AUXILIARY BOARDING SCHOOLS

The investigation data obtained point to the necessity of differential hygienic standardization of school load with due regard to various functional capacities of children with sthenic and asthenic forms of oligophrenia and elaboration for them of special regimens of teaching and education. It is expedient to collect the school children with an asthenic oligophrenia in separate classes and take into account special difficulties they experience in studying.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ»

В ы в о д ы

1. Определяя степень готовности ребенка 6—7 лет к систематическому обучению, следует прежде всего устанавливать уровень его биологического развития (по показателям роста, погодовых прибавок и зубной формуле), физическое развитие, функциональное состояние высшей нервной деятельности, развитие речи и состояние здоровья.

2. Для определения «школьной зрелости» может быть использован тест Керна в модификации Иразека с градацией, предложенной в настоящей статье.

3. Дети, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, с гармоническим морфофункциональным состоянием и развитой речью, отнесенные к 1-й или 2-й группам здоровья и квалифицированные по тесту Керна как «зрелые» (3—5 баллов), имеют оптимальный уровень развития для начала систематического обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. (ред.). Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам).'М., 1974.— Тромбах С. М — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 48—51. — В и с и г G. Е., К е 1 е -men A., S е г g h i е v s с h i S. — «Igiena (Вис.)», 1971, v. 20, p. 15—24. — Nova k S. — «In: Congres International d'hygiéne et de medicine scolaire et universitaires (5). Abstracta. Praque, 1967, p. 40 — W i n t e r L. — «Z. arztl. Fortbild. (Jena)», 1972, Bd 66, S. 1004—1008.

Поступила 2S/XI 1974 г.

DETERIMNATION OF THE OPTIMAL LEVEL OF DEVELOPMENT AND «SCHOOL MATURITY» OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN

V. N. Kardashenko, T. Yu. Vishnevetskaya

Investigation results obtained show the children, whose biological age corresponds to that in the passport or surpasses it, who are in a harmonious morphologic and functional state and have a well developed speech, are included into the 1st and 2nd health groups and are considered according to the Kern test in Irazek's modification as «mature». These children present an optimal development level for systematic study at school.

УДК 371.»2:371.71/.73

Проф. Д. Н. Исаев, Н. В. Дьяченко

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

Ленинградский педиатрический медицинский институт. Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Вспомогательные школы-интернаты предназначены для решения важной социальной задачи — воспитания и обучения детей с дефектами умственного развития, а также их профессионально-трудовой подготовки. Основную массу воспитанников таких школ-интернатов составляют дети-олигофрены с различными формами психического недоразвития (М. С. Пев-знер; М. С. Певзнер и В. И. Лубовский). Неоднородность классных коллективов, обусловленная пребыванием в одном классе учащихся с различными формами олигофрении, отличающимися структурой интеллектуального дефекта и неодинаковыми компенсаторными ' возможностями в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы, диктует необходимость дифференцированного подхода к обучению. Обоснование правомерности такого подхода явилось целью нашей работы.

Мы изучали динамику работоспособности учащихся с различными формами психического недоразвития и психофизиологические стороны их утомления, вызванные влиянием учебной нагрузки на функциональное состояние организма в течение учебного дня и недели. Исследования проводили в

естественном эксперименте во вспомогательных школах-интернатах № 1 и 6 Ленинграда, расположенных в одном районе. По результатам психиатрического обследования, 53% обучающихся в них детей-олигофренов страдали стенической формой психического недоразвития, 39% — астенической формой, остальные — дисфорической и атонической формами олигофрении в соответствии с клинико-физиологической классификацией С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева.

Гигиенические условия (естественное и искусственное освещение, микроклимат и т. д.) в этих школах не имели существенных отклонений от действующих санитарных норм. Наполняемость классов составляла 14— 16 человек. Режим дня в обеих школах-интернатах предусматривал 11 ч ночного сна, 1уг ч дневного сна (для 2-х классов) и I1/ 2—2-часовую прогулку после обеда, четырехразовое питание. Под наблюдением в течение 1973—1974 гг. находилось 116 учащихся 2-х и 5-х классов, причем 62 из них (27 — во 2-х и 35 — в 5-х классах) страдали стенической формой олигофрении, 54 учащихся (23 — во 2-х и 31 — в 5-х классах) — астенической формой психического недоразвития. Учебная нагрузка учащихся 2-х классов составляет 28 ч в неделю, в 5-х классах — 36 ч в неделю, что на 4—6 ч превышает учебную нагрузку учащихся 2-х и 5-х классов общеобразовательных школ за счет включения уроков логопедии и большего числа уроков труда

Работоспособность и утомляемость учащихся оценивали по показателям состояния систем и функций организма в процессе учебной деятельности, показателям хода восстановительного процесса и данным динамического врачебного наблюдения. Функциональное состояние центральной нервной системы изучали по скорости зрительно- и слухомоторных реакций при предъявлении простых и дифференцировочного раздражителей, способности к дифференцировочному торможению, определявшихся методом хронореф-лексометрии, а также скорости и точности выполняемой работы по методу дозированных заданий (корректурные пробы по таблицам Анфимова). О функциональной подвижности зрительного анализатора судили по критической частоте различения световых мельканий (КЧМ), определяемой с помощью релаксационного генератора световых вспышек. Функциональное состояние двигательного анализатора исследовали по методу кистевой динамографии с определением мышечной силы и выносливости правой кисти при статическом нервно-мышечном усилии. Выносливость оценивали по отношению амплитуд силы в начале и конце заданного интервала времени (60 с), в течение которого поддерживалось усилие, близкое к максимальному. Психические функции — внимание и память — изучали по методике А. Р. Лурия (заучивание 10 слов) и по методу «отыскивания чисел» (таблицы Шульте).

Исследования проводили ежедневно до начала занятий, после каждого урока, до и после приготовления домашних заданий во второй половине дня. Данные, полученные до начала занятий, служили исходным фоном для сравнения с результатами последующих наблюдений. Материалы обработаны методом математической статистики с оценкой достоверности разницы показателей и средних величин.

Результаты исследований показали, что учащиеся со стенической формой олигофрении имели более высокий исходный уровень функционирования физиологических систем и работоспособности, чем учащиеся тех же классов, страдающие астенической формой психического недоразвития. Дети со стенической олигофренией успевали просмотреть за 2 мин во 2-х классах на 20,6%, а в 5-х классах — на 25% знаков больше (Р <С 0,001), допуская в среднем в 1,5—2 раза меньше ошибок. Скорость зрительномоторной реакции у них была во 2-х классах на 20,4,%, в 5-х— на 17,3% больше, чем

1 Типовой учебный план вспомогательных школ и школ-интернатов, утвержденный министром просвещения СССР 26/V 1969 г.

у учащихся тех же классов с астенической формой олигофрении. Латентный период слухомоторной реакции и реакции при предъявлении дифференци-ровочного раздражителя также был достоверно короче у учащихся со сте-нической формой олигофрении как во 2-х, так и в 5-х классах; при астенической форме психического недоразвития наблюдалось в среднем на 56% больше срывов дифференцировок. КЧМ у учащихся со стенической олигофренией была выше. Разница во 2-х классах составляла 18,8%, в 5-х — 26,4% (/><0,01).

В показателях мышечной силы у учащихся одних и тех же классов с обеими формами психического недоразвития достоверной разницы не наблюдалось, но статическая мышечная выносливость, оцениваемая по коэффициенту динамографии, у детей с астенической олигофренией была в среднем на У3 меньше; у них же раньше по времени отмечались появления колебаний мышечного напряжения.

Полученные данные коррелируют с результатами экспериментально-психического исследования внимания и памяти: учащиеся с астенической олигофренией затрачивали на отыскивание чисел по таблицам Шульте в среднем на 42% времени больше и воспроизводили к третьему повторению на 35% слов меньше (Р <3 0,01). По данным врачебного наблюдения, дети со стенической олигофренией отличались большей собранностью на уроках, относительной устойчивостью и целенаправленностью поведения по сравнению с учащимися, страдающими астенической олигофренией, которые неудовлетворительно адаптировались к среде, имели худшую успеваемость, были мало активны на уроках и слабее овладевали трудовыми навыками.

Динамические наблюдения за учащимися с обеими формами олигофрении показали нарастание у них утомления в течение учебного дня, причем степень ухудшения показателей была выше у детей с астенической формой психического недоразвития. Скорость простой зрительномоторной реакции у учащихся 2-х классов с астенической олигофренией снижалась к концу занятий на 48,3%, число прослеженных знаков уменьшалось на 39,2%, у учащихся со стенической формой олигофрении соответственно на 25,1 и 20,3%, причем наибольшие сдвиги у них фиксировались после 3-го урока, а у детей с астенической олигофренией — после 2-го урока.

В 5-х классах у детей с астенической олигофренией к концу учебного дня число прослеженных знаков снижалось на 33,4%, латентный период зрительномоторной реакции удлинялся на 41,1%, количество расторможенных дифференцировок возрастало почти в 2 раза, тогда как у детей со стенической формой психического недоразвития степень ухудшения этих показателей составляла соответственно 19,8, 24,5 и 46,5%. Достоверное снижение работоспособности у учащихся с астенической олигофренией наблюдалось к 4-му уроку, а у детей со стенической формой — к 5-му.

При приготовлении домашних заданий во второй половине дня только 59% воспитанников с астенической олигофренией укладывались в отведенное время; наряду с этим 1 ч занятий после прогулки во 2-х классах и 2 ч в 5-х классах было достаточно для приготовления уроков 93% воспитанников со стенической олигофренией. После выполнения домашних заданий у детей с астенической формой психического недоразвития ухудшение функционального состояния организма, проявлявшееся в удлинении латентных периодов условнорефлекторных реакций при нарастании числа срывов дифференцировок, повышении показателя КЧМ, снижении скорости ориентировочно-поисковых движений взора и объема внимания, было во 2-х и 5-х классах выражено достоверно больше, чем у учащихся со стенической формой олигофрении.

Изучение функционального состояния организма учащихся на протяжении учебной недели показало, что скрытые периоды ответных реакций у учащихся 2-х классов со сравниваемыми формами олигофрении во вторник были меньше, чем в понедельник, но степень укорочения латентных периодов достоверно больше у учащихся со стенической формой психиче-

ского недоразвития. В то время как у детей со стенической олигофренией в среду наблюдалось дальнейшее уменьшение скрытых периодов ответных реакций, у детей с астенической формой олигофрении время реакции в этот день увеличивалось по сравнению со вторником. С четверга латентный период зрительно- и слухомоторных реакций увеличивался у учащихся с обеими формами психического недоразвития, но у детей с астенической олигофренией — в достоверно большей степени. Однозначно направленные сдвиги выявлены при анализе корректурных проб, данных статической мышечной выносливости и КЧМ. Например, степень снижения КЧМ от понедельника к субботе во 2-х классах составляла 31,3%, что достоверно больше, чем у детей со стенической формой психического недоразвития (19,3%). В 5-х классах наибольший скачок неблагоприятных реакций выявлялся у учащихся с астенической олигофренией в четверг, а у учащихся со стенической формой — в пятницу. К концу недели по сравнению с ее началом дети с астенической формой психического недоразвития затрачивали в среднем в 2—3 раза больше времени на отыскивание чисел по таблицам Шульте. У учащихся со стенической формой олигофрении степень снижения скорости ориентировочно-поисковых движений взора и ухудшения внимания составляла 29,4%. Статическая мышечная выносливость также снижалась в достоверно большей степени у детей с астенической олигофренией.

Проведена оценка уроков по отдельным предметам во 2-х и 5-х классах по качеству выполнения корректурных проб после этих уроков (по методике, предложенной С. М. Громбахом и соавт.). Исследования показали, что наиболее утомительными для учащихся 2-х и 5-х классов, страдающих астенической формой психического недоразвития, являлись уроки математики, родного языка и литературы, а для детей со стенической олигофренией — уроки труда и пения.

Выводы

1. Учащиеся вспомогательных школ-интернатов, страдающие стенической и астенической формами олигофрении, обладают разными уровнями функционирования физиологических систем, различной работоспособностью и утомляемостью в процессе учебной деятельности, что обусловливает необходимость дифференцированного гигиенического нормирования учебной нагрузки с учетом их неодинаковых функциональных возможностей.

2. Дети с астенической и стенической формами психического недоразвития нуждаются в специальных режимах обучения и воспитания, способствующих повышению эффективности коррекцнонной работы, предупреждающих утомление и истощение их нервной системы, позволяющих поддерживать высокое и устойчивое состояние работоспособности на протяжении учебного дня, недели и года.

3. Целесообразно объединить учащихся с астенической олигофренией в специальные классы с учетом их особенных трудностей в учебе.

ЛИТЕРАТУРА. Тромбах С. М., СапожниковаР. Г., Глуш' к о в а Е. К- и др. — В кн.: Гигиена детей и подростков. Вып. 2. М., 1970, с. 111— 142. — И с а е в Д. Н. Клинико-физиологическая классификация олигофрении у детей-Дис. докт. Л., 1970.—М н у х и н С. С. — В кн.: Вопросы детской психоневрологии, Л. 1961, с. 67—79. — П е в з н е р М. С. — В кн.: Принципы отбора детей во вспомога] тельные школы. Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М., 1973, с. 40—76. — Пев з н е р М. С., Л у б о в с к и й В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963, с.

Поступила 2«/II 1975 г.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF A DIFFERENTIAL APPROACH TO TEACHING AT AUXILIARY BOARDING SCHOOLS

D. N. Isaev, N. V. Dyachenko

The investigation data obtained point to the necessity of differential hygienic standardization of school load with due regard to various functional capacities of children with sthenic

and asthenic forms of oligophrenia and elaboration for them of special regimens of teaching and education. It is expedient to collect the school children with an asthenic oligophrenia in separate classes and take into account special difficulties they experience in studying.

УДК 371.716

Доктор мед. наук Б. Jl. Смолянский, кандидаты мед. наук Р. Я- Алексикова и Г. М. Гершенович/О. Б. Нейман, Т. А. Ручкина, М. Я- Бакулина, И. Б. Блиман и Т. В. Бодажкова

К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДИЕТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ

Кафедра гигиены питания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института и санэпидстанция Фрунзенского района, Ленинград

В нашей стране особое внимание уделяется рациональной организации питания в детских коллективах, в частности в общеобразовательных школах. В настоящее время школьники Ленинграда обеспечены горячим питанием, меню-раскладки которого гигиенически обоснованы. Широко практикуется абонементное питание, которым во многих школах Фрунзенского района, как и в других школах города, охвачено до 70—80% учащихся. Различные аспекты рационального питания учащихся школ освещены В. Ф. Ведрашко (1969), А. А. Покровским и Е. М. Фатеевой и соавт. В то же время в литературе отсутствуют сведения о потребности в диетическом питании в общеобразовательных школах с учетом распространенности отдельных заболеваний. Проведенная нами работа была направлена на то, чтобы восполнить этот пробел. Мы учитывали, что разработка рекомендаций по диетическому питанию школьников в широком масштабе потребует в дальнейшем суммации многочисленных и разносторонних исследований в этом направлении.

Потребность в диетическом питании изучена нами на основе анализа специально разработанных анкет, распространенных среди родителей учащихся 1—10-х классов (всего 1057 анкет) 4 школ Фрунзенского района: 2 — в микрорайонах старой застройки (482 анкеты) и 2 — в новых микрорайонах (575 анкет). На 1—5-е классы приходилось по 105—146 анкет, 6—7-е классы — 97—102 и на 8—10-е — от 76 до 95 анкет. Данные анкет анализировали в целом, а также отдельно по классам и школам. Кроме того, в 10 школах (включая те, где были распространены анкеты) изучена заболеваемость учащихся по медицинской документации, которую в свою очередь сопоставляли с соответствующими данными других районов Ленинграда.

Особое внимание уделено указаниям на хронические заболевания органов пищеварения, так как потребность в диетическом питании в значительной степени определяется именно этой патологией.

По ответам родителей, у 6,1% учащихся отмечались хронические заболевания желудка, печени, желчных путей, реже — кишечника. Принадлежность к школам новых и старых микрорайонов не имела значения в частоте заболейвний. В 1—5-х классах эта патология зарегистрирована в 5,8% случаев, в 6—10-х классах — в 6,4%. Мы не рассматриваем ответь4 родителей как точное отражение истинной заболеваемости. Однако данные литературы позволяют уменьшить степень критического восприятия анкетных сведений. Так, в Казани при обследовании учащихся младших классов 2 школ только хронический холецистит диагностирован в 3,1—3,9% случаев (И. IIJ. Трофимова и 3. И. Колокольнинова). По сведениям медицинских кабинетов обследованных нами школ, хронические заболевания печени и желчных путей регистрируются в среднем у 1,2% детей, а в других школьных медицинских кабинетах Ленинграда — у 1,1—1,5% детей, что согла-

2 Гигиена и санитария № 1

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.