Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Р.Я. Алексикова, Н.Б. Бушанская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF A STUDY LOAD ON THE FUNCTIONING OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF PUPILS OF SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SPEECH DISTURBANCES

Investigations were carried out on 18 pupils of the 3rd and the 6th grades. The results obtained showed the pupils of the 3rd grade to present the most pronounced shifts in body functions after the third lesson, and the pupils of the 6th grade after the fifth lesson. The most difficult day of the week for the pupils of the 3rd grade was Wednesday and for those of the 5th grade was Friday. The data obtained point to expediency of making an additional recreation interval after the second lesson and organizing a walk out of doors. These data should be taken into account in drawing up the time-table of lessons in «speech» schools.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ»

УДК 371.7:616.89-008.434-053.5

Р. Я■ Алексикова, Н. Б. Бушанская

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Исследования, касающиеся динамики функционального состояния центральной нервной системы в течение учебного дня и недели у учащихся школ с расстройствами речи («речевые» школы), отсутствуют. Между тем учебный план таких школ имеет свою специфику. Он предусматривает занятия по логопедии (развитие речи, ее коррекция и техника) с 1-го класса1. Учебная программа «речевых» школ отличается большим числом учебных часов в неделю за счет включения уроков логопедии. По сравнению с общеобразовательными школами разница составляет 5—6 учебных часов в неделю. Таким образом, обучение в «речевых» школах требует (более интенсивной работы, связанной с нагрузкой на зрительный и слуховой анализаторы детей.

Мы поставили перед собой задачу исследовать динамику функционального состояния центральной нервной системы учащихся «речевых» школ в течение учебного дня, недели и года. Работу проводили в специальной школе-интернате Ленинграда, где гигиенические условия (естественное и искусственное освещение классных комнат и т. д.) не имели существенных отличий от действующих санитарных норм. Наполняемость классов составляла 10—12 человек. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся изучали по скорости зрительномоторных и слухо-моторных реакций с помощью хронорефлексометра (1092 определения), по скорости и точности выполняемой работы методом дозированных заданий с помощью корректурных таблиц Анфимова (2207 корректурных проб). При этом учитывали среднее число прослеженных знаков и количество ошибок на 500 знаков. О функциональном состоянии зрительного анализатора судили по критической частоте слияния мельканий (КЧМ), определявшейся с помощью релаксационного генератора световых вспышек (8880 измерений).

Для исследования было выделено 18 учащихся 3-го и 4-го классов. Все учащиеся относились к категории так называемых практически здоровых детей (т. е., кроме «речевой» патологии, не имели других отклонений в состоянии здоровья). Успеваемость их была хорошей и удовлетворительной. Режим обследованных все дни недели, кроме воскресного (дома), был одинаковым и предусматривал 9—10 часов ночного сна, 17г часа дневного сна после обеда, 30—40-минутную прогулку перед началом занятий и lVo-ча-совую прогулку после дневного сна; у детей было 4-разовое питание.

Функциональное состояние центральной нервной системы изучали у школьников до начала занятий и после окончания каждого урока в течение 2 недель каждой учебной четверти. Получены данные вариационной статистики с оценкой достоверности разницы показателей и средних величин.

Результаты исследований показали, что на протяжении учебного дня функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного анализатора изменяются. У учащихся 3-го класса наибольшие сдвиги наблюдаются после третьего урока. Среднее число прослеженных знаков после него уменьшается до 312,8 (до уроков — 344,5), процент работ без оши-

1 Положение о школе, утвержденное Министерством просвещения РСФСР 14/11 1963 г.

2 Гигиена и санитария Л? 4

33

«Г 4 * £ ^ ^

г

Дни недели

Дни недели

Рис. 1. Динамика некоторых показателей функционального состояния центральной нервной системы учащихся 3-го класса за неделю.

/ — процент работ без ошибок; 2 — КЧМ.

Рис. 2. Динамика некоторых показателей функционального состояния центральной нервной системы уча-

щихся 6-го класса за неделю.

1 — процент работ без ошибок:

2 — КЧМ.

бок снижается до 26,3 (при 38,1 до уроков). Одновременно число ошибок на 500 знаков возрастает с 2,1 до 3,5. Еще большие сдвиги наблюдаются после последнего (пятого) урока. Некоторое улучшение показателей после четвертого урока, очевидно, связано с проведением после третьего урока большой перемены. В 6-м классе наибольшие сдвиги в функциональном состояния центральной нервной системы учащихся наблюдаются после пятого урока. Среднее число прослеженных знаков уменьшается с 237,5 (до занятий) до 209,1, процент работ без ошибок составляет 20,9 (до занятий — 30,9) при некоторых сдвигах после второго урока. Число ошибок на 500 знаков возрастает с 3,8 до 10,4. Та же тенденция, но с меньшей разницей отмечена и при изучении КЧМ.

Изучение функционального состояния организма учащихся на протяжении учебной недели показало, что наибольшие сдвиги в 3-м классе наблюдаются в среду: степень снижения КЧМ (в % к исходному) составляет 4,9 (при 3,7 в понедельник), процент работ без ошибок до уроков составляет 36,5 при 41,8 в понедельник (рис. 1). В 6-м классе наиболее резкие сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся наблюдаются в пятницу, когда степень снижения показателя КЧМ достигает 6,4 % (в понедельник 2,9%), процент работ без ошибок уменьшается с 30,5 в понедельник до 27,9 в пятницу и до 16,5 в субботу (рис. 2). Число ошибок на 500 знаков увеличивается в 3 раза (10,4). В субботу отмечена тенденция к улучшению некоторых показателей, что может быть в известной степени связано с особенностями этого дня для учащихся школ-интернатов (уход домой).

Аналогичные изменения на протяжении недели претерпевают и показатели скрытого периода ответных реакций центральной нервной системы на раздражитель. Например, число ответных реакций с увеличением латентного периода у учащихся 3-го класса в среду по сравнению с понедельником увеличивается на 10%, число фазовых реакций до занятий — на 6,4%. У учащихся 6-го класса наибольшие изменения в величине скрытого периода ответных реакций выявляются во вторник и в пятницу: процент ответных реакций с увеличением скрытого периода нарастает с 27,5 (понедельник) до 29,4—33,4, процент фазовых реакций во вторник увеличивается к концу занятий до 12 (при 8 в понедельник).

Сравнивая результаты исследования функционального состояния центральной нервной системы учащихся 3-го и 6-го классов по полугодиям,

мы установили более высокие показатели во втором полугодии. Так, показатели КЧМ в течение учебного дня учащихся 3-го класса в первом полугодии снизились в среднем на 3,2 гц, во втором полугодии наибольшее снижение составляло 1,37 гц (разница статистически достоверна, £>2,5).

Улучшение показателей функционального состояния организма учащихся во втором полугодии учебного года, очевидно, связано с увеличением длительности прогулок в марте — мае по сравнению с первым полугодием (сентябрь — декабрь).

Выводы

1. Сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся «речевой» школы на протяжении учебного дня зависят от возраста. У учащихся 3-го класса наибольшие сдвиги в функциональном состоянии организма наступают после третьего урока, у учащихся 6-го класса — после первого урока. Наиболее трудным днем для учащихся 3-го класса является среда, для учащихся 6-го класса — пятница.

2. Полученные данные позволяют рекомендовать дополнительный перерыв для школьников после второго урока с организацией прогулки на свежем воздухе. При составлении расписания уроков в «речевых» школах следует учитывать функциональное состояние организма учащихся в течение учебного дня и недели.

Поступила 5/VII 1972 г.

EFFECT OF A STUDY LOAD ON THE FUNCTIONING OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF PUPILS OF SCHOOLS FOR CHILDREN WITH SPEECH DISTURBANCES

R. Ya. Aleksikova, N. B. Bushanskaya

Investigations were carried out on 18 pupils of the 3rd and the 6th grades. The results obtained showed the pupils of the 3rd grade to present the most pronounced shifts in body functions after the third lesson, and the pupils of the 6th grade after the fifth lesson. The most difficult day of the week for the pupils of the 3rd grade was Wednesday and for these of the 5th grade was Friday. The data obtained point to expediency of making an additional recreation interval after the second lesson and organizing a walk out of doors. These data should be taken into account in drawing up the time-table of lessens in «speech» schools.

УДК 615.9.07:616.155.3-07

Канд. мед. наук Э. Э. Саркисянц

ФАГОЦИТАРНАЯ АКТИВНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОГЕНА В ЛЕЙКОЦИТАХ КРОВИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Ряд авторов (А. И. Волкова и др.) отмечают, что под воздействием малых концентраций различных химических веществ иммунобиологическая реактивность изменяется раньше нервной системы, морфологического и биохимического состава крови. Поэтому при изучении состояния здоровья детей и подростков, подвергавшихся воздействию химического фактора малой интенсивности, мы исследовали иммунобиологическую резистентность организма. О состоянии ее судили по ряду показателей и, в частности, по реакции клеточной защиты — фагоцитозу. Фагоцитарную активность лейкоцитов крови определяли методом О. Г. Алексеевой и А. П. Волковой, который позволяет оценить как поглотительную, так и переваривающую функцию лейкоцитов крови.

Переваривающая способность лейкоцитов крови у детей 3—7 лет основной группы составляла 39±1,5%, контрольной группы—61±2% (Р<0,01), у подростков 15—18 лет основной группы — 41±1,2%, контроль-

2*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.