HYGIENIC CHARACTERISTICS OF LABOUR CONDITIONS IN INDUSTRIAL USE
OF ULTRASOUND
Z. Z. Ashbele
The parameters of a sound wave field resulting from the use of an industrial ultrasound apparatus were measured. The findings point to the relation of the spectral distribution of the ultrasound wave pressure levels to the type of installation used, the ration of industrial premises dimensions, etc. A group of workers, attending the ultrasound units, were examined for changes in the certain physiological functions (a fall in the auditory, sensitivity, an abrupt decrease of the skin resistance to sound, a rise of the amplitude of vertical oscillations of the human body axis, a pronounced fall in the resistance indices). At the same time a decrease of the blood sugar level down to 61—48 mg% was noted.
A series of hygienic and sanitary technical recommendations are given for the improvement of labour conditions.
УДК 371.911 : [371.72 : 612.8«
О ВЛИЯНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ СЛАБОВИДЯЩИХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
УЧАЩИХСЯ
В. Н. Ксенофонто$
Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Слабовидящими считают детей, которые вследствие различных причин (врожденные аномалии рефракции, перенесенные инфекционные и другие заболевания, заболевания преломляющего аппарата глаза и др.) имеют остроту зрения от 0,05 до 0,2. У таких детей ухудшается пространственная ориентировка. Это ведет к ограничению их движений или даже к временной вынужденной неподвижности. Резкое снижение остроты зрения затрудняет распознавание мелкого шрифта учебников или написанного на доске учителем. Все эти обстоятельства меняют поток падающих на нервную систему раздражений, что может отрицательно воздействовать на функции нервной системы (Б. И. Коваленко).
Система преподавания в школе слабовидящих построена с учетом ослабленного зрения учащихся. На уроках русского языка, арифметики и иностранного языка основной упор делается на устную работу. Одномоментная зрительная нагрузка при этом ограничена 5—7 мин.;, затем дается кратковременный отдых глазам и дети выполняют устные задания. По данным 4-недельного хронометража, зрительная нагрузка в течение учебного часа на уроках русского языка и арифметики составляет в среднем 25 мин., на уроках рисования — 26 мин., на уроках труда — 20 мин., на уроках немецкого языка — 10 мин., на остальных уроках зрительная нагрузка ограничена 3—5 мин.
При выполнении домашних заданий (письменные по русскому языку и арифметике) непрерывная зрительная нагрузка достигает 30—35 мин. Учащимся с высокой потерей зрения воспитатель прочитывает учебный материал вслух. Количество часов на каждую тему в школах слабовидящих, начиная с 5-го класса, увеличено. В связи с этим курс 8-летней массовой школы учащиеся проходят за 9 лет.
В течение января—апреля 1964 г. в школе-интернате для слабовидящих детей были проведены динамические наблюдения за функциональным состоянием нервной системы школьников в целях изучения влияния учебных занятий на организм. Исследованиями было охвачено 20 учеников двух 5-х классов. Функциональное состояние нерв-
ной системы изучалось методом определения скрытого периода слу-хомоторной и зрительномоторной реакций на различные раздражители. Определялась также критическая частота мельканий, видимость и работоспособность.
Скрытый период двигательных реакций выявлялся при помощи рефлексометра, позволяющего давать 4 различных по характеру и силе раздражителя: сильный и слабый звуковой, сильный и слабый световой. Функциональное состояние зрительного анализатора изучалось путем определения видимости и критической частоты мельканий. Видимость определялась поляризационным бинокулярным измерителем Л. Л. Дашкевича по обычной методике после предварительной адаптации в начале измерений. Критическая частота мельканий регистрировалась с помощью прибора, который позволял устанавливать, частоту периодически прерывающихся раздражений. Соответствующие показатели оценивались в единицах шкал приборов. Работоспособность учащихся выявлялась обычной корректурной методикой по таблицам Анфимова, набранных крупным шрифтом.
Наблюдения проводились до начала учебных занятий, после каждого урока, до и после приготовления домашних заданий. Всего были взяты в обработку результаты 934 измерений скрытого периода реакций, 548 измерений критической частоты мельканий, 598 измерений видимости и 1154 корректурных проб.
Показатели работоспособности и физиологических реакций, полученные в начале учебных занятий, служили исходным фоном, с которым сравнивались данные каждого последующего наблюдения. При характеристике недельной динамики приводятся показатели исходного фона, которые дают возможность объективно судить о состоянии высшей нервной деятельности исследуемых ко времени начала учебных занятий и о том, какое влияние оказывает на нее учебная нагрузка в течение недели.
Таблица 1
Изменение показателей некоторых физиологических реакций и работоспособности
на протяжении учебной недели
Фазовые реакции Видимость Критическая частота мельканий Просмотренные знаки и ошибки
День недели ЧИСЛО наблюдений М ± т ЧИСЛО наблюдений 1 М ± т число наблюдений М± т • знаки ошибки (на 1С00 просмотренных знаков)
Понедель- •
ник 35 9,1+0,47 22 18,8±2,78 21 65,8±0,66 227,7 6,3
Вторник 38 14,0±1,48 24 197±0,85 24 63,7+3,04 224,8 10,7
Среда 40 13,7±1,40 25 18,6-г1,69 26 64,2±3,73 243,2 11,0
Четнерг 38 17,2+1,39 24 17,2 + 1,42 24 64,8±1,22 217,7 12,7
Пятница 42 17.0±1.88 28 16,8±1,39 28 65,5 ±0,36 199,7 13,7
Суббота 42 19,2±2,08 28 16,5±0,94 28 65,9±2,36 210,8 14,3
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке. Число фазовых реакций от понедельника к субботе возросло с 9,1 до 19,2 (табл. 1). Это свидетельствует о снижении функциональной выносливости нервных клеток школьников к концу недели. Более детальное рассмотрение этих данных показывает, что число фазовых реакций во вторник увеличилось по сравнению с понедельником на 53,8%, а в четверг по сравнению со средой на 25,5%. В среду число фазовых реакций оставалось на том же уровне, что и во вторник, а в пятницу на том же уровне, что и в четверг. Возрастание числа фазовых реакций во вторник и четверг объясняется, по-видимому, тем, что в пред-
шествующие им дни слабовидящие учащиеся испытывали максимальное напряжение нервной системы, так как с точки зрения зрительной нагрузки в эти дни у них были наиболее трудные предметы: русский язык, арифметика, рисование, сдвоенный урок труда и немецкий язык. В последующие же за вторником и четвергом дни число реакций сохранялось на прежнем уровне. Эти данные говорят о том, что утомление, возникающее в дни высокой зрительной нагрузки, не снимается к следующему дню.
Анализ состояния высшей нервной деятельности школьников показал, что на протяжении всей недели происходило укорочение скрытых периодов двигательных реакций: скрытый период на сильный световой раздражитель уменьшался к концу недели на 6,4%, на слабый световой — на 9,1%, на сильный звуковой — на 14,3% и на слабый звуковой — на 12,7%. Статистические расчеты показали достоверность такого снижения: вероятность во всех случаях превышала 95%.
Укорочение скрытых периодов двигательных реакций расценивается некоторыми авторами (Л. С. Богаченко; Ю. М. Пратусевич; В. Я. Кряжев) как изменения, лежащие в пределах первой фазы утомления центральной нервной системы; для этой фазы характерно некоторое ослабление процесса внутреннего торможения и преобладание раздражительного процесса над тормозным. По нашим данным, эти изменения отмечались уже в утренние часы каждого следующего дня недели и служили постоянным фоном, на который наслаиваются все последующие изменения, вызванные деятельностью детей, усиливая и углубляя их.
Изменялись уровни видимости и критической частоты мельканий (см. табл. 1). Средние величины видимости несколько уменьшаются от понедельника к субботе — с 18,8 до 16,5 (на 12,3%), хотя отчасти и повышаются во вторник; очевидно, вторник является днем максимальной работоспособности зрительного анализатора. Показатели критической частоты мельканий во вторник уменьшались, а затем постепенно увеличивались, достигая уровня, установленного в первый день недели, однако эти изменения статистически недостоверны. Об утомлении зрения воспитанников к концу недели свидетельствуют только показатели видимости.
Из табл. 1 видно также, что к концу недели уменьшалось количество просмотренных знаков и значительно увеличивалось число оши-
Изменение показателей некоторых физиологических
Период исследования
До уроков . После 1-го урока » 2-го » » 3-го » » 4-го »
После \рокоз До домашних зада
ний......
После домашних заданий . . . .
Фазовые реакции
Скрытый период реакции
М ± т
% к
исходному уровню
сильный световой
М ± т
х о х
V. X И
* ** О
о о а.
х ^
слабый световой
М ± т
14.98±1,27 27,3± 1,08 26,04 ±1,12 25,62±1,56 29,68±0,80 28,98 ±0,49
17,08±0,40
29,82±0,88
100,0 182,2 17л,2
171.0
198.1
193,4
I
0,334 ±0,0039 0,362±0,0117 0,350 ±0,0039 0.354 ±0,005 0,380±0,012 0,382 ±0,0063
100,0
108.3
104.8
105.9 113,7
114.4
114,0 0,338±0,0055 101,2
0,462 ±0,0078
0,502±0,0141
0,512±0,0071
0,528±0,006
0,548±0,005
0,560±0,0113 0,478 ±0,029
199,0 0,388±0,0167 116,1 0,578±0,0133
а г- о = о 5
100,0 108,6 110,9
114.3 118,6 121,2
103.4 125,1
бок в корректурных таблицах, указывая на снижение работоспособности.
Итак, наблюдениями установлено увеличение количества фазовых реакций к концу недели, уменьшение показателей видимости, укорочение скрытого периода реакций и снижение работоспособности, свидетельствующие о нарастании утомления учащихся под влиянием учебной нагрузки.
По мнению Л. С. Богаченко, школьная нагрузка по мере ее возрастания к концу учебного дня вызывает изменения корковой динамики, нарастание процесса внутреннего торможения, которое может перейти затем в явления запредельного торможения. Это подтверждается и нашими данными. Оказалось, что к концу учебных занятий у обследованных школьников количество фазовых реакций возрастало на 93%, а после выполнения домашних заданий — на 99% (табл. 2). Вместе с тем к концу учебных занятий и к концу приготовления домашних заданий во всех случаях наблюдалось увеличение скрытого периода реакций. Статистические расчеты показали достоверность отмеченных сдвигов (Р>95%).
К концу занятий происходило снижение уровня зрительных функций: показатели видимости уменьшались на 13,4%, а показатели критической частоты мельканий — на 5,4%. К концу приготовления домашних заданий эти показатели снижались соответственно на 22,4 и 5,6% (см. табл. 2). Снижение уровня зрительных функций свидетельствует о развитии зрительного утомления школьников, причем показатели видимости изменяются в большей степени.
Влияние учебных занятий (как в первой, так и во второй половине учебного дня) на работоспособность учащихся проявилось в уменьшении количества просмотренных знаков наряду с выраженным увеличением количества ошибок (табл. 3).
При анализе динамики физиологических реакций и работоспособности в течение учебного дня отмечались значительные функциональные сдвиги после 1-го урока, что особенно заметно проявлялось в показателях видимости, количестве фазовых реакций, скрытом периоде реакций на световые раздражители, причем характерно, что скрытый период увеличивался, хотя можно было ожидать и уменьшения его после 1-го урока (достоверность сдвигов доказана статистически). Увеличение скрытого периода, отражая соответствующие сдвиги
Таблица 2
реакций на протяжении учебного дня
на раздражители Видимость Критическая частота мельканий
сильный звуковой слабый звуковой 2 ' X м о о X О. о С Г 1 • X с* со С С X с. О к.
~ о = ^ г а * О V.© С С. ©^ X >ь • ~ У 2 2 - о г ^ х а х о М ± т М ± гп
М ± т М ± т к * 5 ^о О О^ X
1 0,182±0,0021 0,1924-0,0042 0,186+0,0027 0,1944-0,0036 0,2064-0,0053 0,236±0,0064 100,0 105.5 102,2 106.6 113,2 129,7 0,2184-0,0053 0,228 ±0,0067 0,220+0,0078 0,2224-0,0058 0.2284-0,0053 0,232 ±0,0058 100,0 104,6 100,9 101,9 104,6 106,4 17,9±0,56 15,7±0,92 15,4±0,85 15,6±0,76 14,5+0,49 15,5±1,07 100,0 87,7 86,0 87,1 81,0 86,6 64,9±0,38 63,8±0,75 64,6±0,54 62,1 ±1,21 61,9±0,67 61,4±0,35 100,0 98.3 99.5 95,7 95.4 94.6
0,194+0,006 106,6 1 0,222+0,007 1 101,9 15,6±0,40 87,1 63,9±1,2 98,4
0,236±0,022 ' 129,7 I 0,250+0,0095 114,7 1 13,9+0,38 77,6 61,3±1,63 94,4
4 Гигиена и санитария, № 10 4д
подвижности нервных процессов и возбудимости, выявляет понижение уровня функционального состояния нервных клеток (С. Д. Хору-
жая).
По-видимому, обнаруженные после 1-го урока сдвиги объясняются тем, что занятия по русскому языку и арифметике, обусловливающие, как было указано, максимальную плотность зрительной нагрузки и занимающие наибольшее число часов в недельном расписа-
нии, проходят в начале учебного дня.
Таким образом, утомленле учеников 5-х классов школы слабовидящих вызывает такие изменения во взаимодействии процессов возбуждения и торможения, при которых на протяжении учебной недели происходит ослабление процесса внутреннего торможения. К концу занятий ослабевает и раздражительный процесс (некоторое удлинение скрытого периода реакций), т. е. наступает вторая фаза утомления, сопровождающаяся развитием в коре головного мозга запредельного торможения.
Выводы
1. Занятия учащихся школы слабовидящих по программе, в основном повторяющей программу массовой школы, вызывают у них изменения функционального состояния центральной нервной системы.
2. Организация учебных занятий сказывается не только на состоянии нейродинамики непосредственно после них, но и в некоторой степени на изменении функционального состояния центральной нервной системы в течение всего дня. В результате к концу учебной недели отмечается снижение работоспособности и функционального состояния нервных клеток. Эти изменения свидетельствуют о прогрессирующем утомлении школьников.
3. Учебные занятия (уроки и приготовление домашних заданий) приводят к изменениям функционального состояния центральной нервной системы, лежащим в пределах второй фазы утомления — стадии охранительного торможения. Эти изменения наблюдаются и после первого часа занятий, причиной чего, вероятно, служит то, что во время него проходят уроки русского языка и арифметики.
4. Учебный режим специальной школы для слабовидящих детей должен отличаться от режима массовой школы, с учетом низкой остроты зрения учащихся, сниженной работоспособности детей, повышенной истощаемости в процессе учебной работы и необходимости в более частой организации отдыха.
ЛИТЕРАТУРА
Богаченко Л. С. Ж- высш. нервн. деят., 1953, в. 2, стр. 203.—Кряжев В. Я. Тезисы материалов 2-й Научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, стр. 77.—Пратусевич Ю. М. Умственное утомление школьника. М., 1964.—Хоружая С. Д. О функциональных сдвигах в коре левого и правого полушарий головного мозга школьников при умственной работе. Автореф. дисс. канд. М., 1964.
Поступила 30/1II 1965 г..
Таблица 3
Динамика работоспособности на протяжении учебного дня
Период исследования Просмотренные знаки Ошибки (на 100 просмотренных знаков)
До уроков 220,6 11,3
После 1-го урока 2,,2,0 14,7
» 2-го » 237,7 11,4
» 3-го » 242,2 13,0
» 4-го » 225,0 15,7
» уроков 210,9 17,0
До домашних заданий 231,7 11,7
После » » 217,1 17,3
THE INFLUENCE OF THE CIRRICULUM AT A SCHOOL FOR CHILDREN WITH WEAK VISION ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE PUPILS' NERVOUS
SYSTEM
• V »
V. N. Ksenofontov
The paper contains the results of hygienic evaluation of class regimen of the 5th form pupils at a school for children with weak vision. Studies in such a school according to the curriculum, which principally is similar to that of the common schools, produced significant changes in the cerebral cortex kinetics of the pupils. Towards the end of the school week, observations made before classes revealed a fall in the pupils' working capacity, a rise in the number of phase reactions, a decrease of the vision indices and that of the latent period of reactions to light and sound stimuli. By the end of the school day considerable shifts were noted in the length of the latent period of reactions, in the vision indices and in the critical rate of blurred flashes, testifying to the onset of the second phase of fatigue. A significant fall in the functional endurance of the nervous cells was noted after the first lesson.
УДК 613.6 : 622.349.5
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПРИ ДОБЫЧЕ РАДИОАКТИВНЫХ РУД
А. А. Малыгин
% * 1
Кафедра разработки месторождений руд редких и радиоактивных
металлов Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе
1 # • /
При разработке эманирующих руд основными источниками поступления радона в рудничную атмосферу в районах очистных работ сейчас признаются обнаженные поверхности массива радийсодержа-щих пород и руд, отбитая замагазинированная руда, активный закладочный материал, обрушенные породы и руды (А. В. Быховский; В. И. Баранов и Л. В. Горбушина). Выделение радона в атмосферу выработок зависит прежде всего от количества радийсодержащего вещества в массиве, физического состояния его и метеорологических условий в выработках, особенно от колебаний атмосферного давления и параметров проветривания (В. В. Алексеев; А. В. Быховский). Расчеты баланса радонового дебита для блоков по известным методам и результаты наблюдений показывают, что при системах с магазиниро-ванием руды примерно 3/4 радона выделяются от отбитой руды и только около хи — из массива.
Поступление радона в действующие выработки из активной закладки или обрушенной породы определяется направлением движения воздуха через них. Возможность движения воздуха через разрыхленные массивы и причины возникновения его достаточно изучены, а сам факт существования таких движений постоянно наблюдается в шахтных условиях в виде различных, непрерывно распределенных утечек воздуха (А. А. Скочинский и В. Б. Комаров). Основной причиной распространения радона от источников возникновения в подземных условиях служат конвекционные токи воздуха, влияние которых с увеличением расстояния от источника радона возрастает. Выделение радона в горные выработки зависит от направления этих токов и путей их следования в выработку. При наличии аэродинамической связи между выработками через массив воздух из выработки с большим воздушным давлением движется в выработку с меньшим давлением, увлекая за собой радон, непрерывно появляющийся в порах.
9 * в 1 Г г ь
Исследования по изысканию эффективных схем проветривания очистных работ проведены в блоке длиной 30 м и высотой 20 м при отработке его системой с мага-зинированием руды. Высота отрабатываемого слоя не превышала 2—2,5 м, отрабатываемая мощность колебалась от 2 до 6 м. Рудное тело с углом падения 85—90° выполнено рядом рудных зон с апофизами. Зоны локализовались в породах, подверженных мелкой трещиноватости. Руда была промышленного содержания, основной
4*
51