кой разницы между просмотрами при разном характере подсчета. Тем не менее на основании приведенных данных можно считать, что смотреть телевизионные передачи лучше с местным подсветом при расположении источника света (настольная лампа) позади телевизора или зрителей. При таком положении лампы в комнате создается рассеянный свет и источник света не попадает в поле зрения детей, свет не падает прямо на экран и не мешает просмотру.
Выводы
1. Дети младшего школьного возраста должны смотреть телевизионные передачи не более 2—3 раз в неделю, в дни с меньшей учебной нагрузкой.
2. Продолжительность просмотра для детей младшего школьного возраста не должна превышать 60 минут.
3. Телевизионные передачи рекомендуется смотреть с местным подсветом при расположении источника света позади телевизора или позади зрителей.
4. Следует обратить внимание на характер и содержание телевизионных программ для детей, увеличить число занимательных и доступных для восприятия школьников младших классов передач (мультипликационные фильмы, телевизионные постановки) и сократить длительность и число передач однообразных (беседы и т. п.).
ЛИТЕРАТУРА
Дашкевич Л. Л. Руководство к пользованию поляризационным бинокулярным измерителем видимости и указателем условий освещения. Изд. ВИА, М., 1955. — Р у н-■ альцева H. Н. В кн.: Гигиена детей и подростков Л., 1958, стр. 86. — У ш и н-ский К. Д. Избранные произведения. M., 194G, в. 1, стр. 71. — Scupham J., Education, 1957, v. ¡10, p. 373.
Поступила 27/1 I960 r.
CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS ARISING IN CONNECTION WITH THE DEMONSTRATION OF TELEVISION PROGRAMS TO CHILDREN
E. K. Glushkova
The author has studied Ihe effect produced by (he demonstration of television programs on the functional condition of ihe central nervous system and of the visual analyser in young school children. The most unfavourable shifts in the physiological funciions (electric stimulât on of ihe eye, vision and 'ts acu ty) were de e-led in children as a result of viewing television programs directly after school lessons with the demonstration lasting for over 60 minu'es and the program being monotonous and uninteresting (or the children. The least changes in the functions investigated were noted in children following demonstration to them of television programs during vacation time and in the days with fewer lessons, with the program taking not more than 60 min. and consisting of animated cartoons or short television plays and in the presence of an additional source of light in the room (placed behind the spectators or the television set).
-tt -fr :
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИИ ПРЕРЫВИСТОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ
И. Б. Бушанская
Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
Доказано, что утомление учащихся значительно нарастает к концу учебного дня, недели и года. В целях профилактики утомления рядом авторов (Л. И. Фиглин, Е. М. Вайнруб и Л. Я. Суботкевич) в ре-
зультате экспериментальных наблюдений было предложено сократить продолжительность уроков в первых классах до 35 минут, отменить письменные домашние задания (Н. Н. Преображенская), организовать отдых учашихся на открытом воздухе (Л. В. Михайлова). Среди доступных работ мы не нашли исследований, посвященных изучению ра-ботоспобности учащихся при введении дополнительного свободного от учебных занятий дня в середине недели. Недалеко то время, когда в кашей стране будет самая короткая рабочая неделя, включающая и дополнительный второй свободный день.
Нашей целью было изучить физиологические реакции учащихся и изменение их трудоспособности при введении свободного от учебных занятий дня в середине недели при сохранении учебной программы. Наблюдения проводились в двух четвертых классах (экспериментальном и контрольном) школы № 135 Ленинграда в период с 1 января по 1 июня 1959 г.
В экспериментальном классе был введен измененный учебный режим, заключавшийся в предоставлении школьникам свободного от учебных занятий дня в четверг, в течение которого учащиеся посещали музеи, совершали экскурсии в окрестности города. занимались физической культурой и общественно полезным трудом нд прпшкгльном участке. Уроки на четверг не задавали, уроки на пятницу дети готовили в среду.
Санитарно-гигиенические условия в этих классах во время занятий и перемен были одинаковыми и вполне благоприятными. Состояние здоровья и фишчесхое развитие учащихся оценивались как вполне удовлетворительные. Учебная лрогриммэ для детей обоих классов оставалась одинаковой, но количество уроков в экспериментальном классе было сокращено: на один урок в неделю по географии и по естествознанию. Физической культурой учащиеся занимались в четверг на пришкольном участке по учебной программе (в зимний период — лыжи, коньки).
Влияние учебного режима на высшую нервную деятельность изучали путем учета изменений латентного периода реакции на раздражители различной интенсивности при помощи прибора типа хроноскопа (в модификации А. В. Лившица), сконструированного и изготовленного в мастерских Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. На протяжении опыта давали 20 сигналов (31, С\, 32. С2)' в определенной последовательности, которую сохраняли на протяжении всего периода наблюдения. При обработке материала сравнивали попарно величины латентного периода реакций на сильные и слабые раздражители. Таких сравниваемых пар в результате действия на наблюдаемого 20 раздражителей создается 30 (С|, С2 и 3|, С2 по 8 пар; 3|, 3» и 32, С2 по 7 пар).
При нормальной реакции коры головного мозга отмечается более короткий латентный период ответной реакции на сильные раздражители. При повышенных требова ниях к центрральной нервной системе (неправильный режим, повышенная учебная на-грузка^ латетный период на сильный раздражитель может стать одинаковым или даже больше по сравнению с величиной латентного периода на слабый раздражитель в связи с возникновением в коре головного мозга охранительного торможения. Такая реакция называется соответственно уравнительной или парадоксальной.
Исследованию подвергались 10 учащихся (5 из экспериментального и 5 из конт рольного класса). Каждое наблюдение состояло из 2 исследований — до начала учебного дня и после его окончания в одни и те же дни недели (вторник, четверг, суббота). Общее количество наблюдений составило 270.
Для суждения об изменении работоспособности коллектива был использован корректурный метод. Кроме того, были изучены изменения в состоянии здоровья и физического развития, заболеваемость за период наблюдения.
Материалы исследования показали, что под влиянием учебной нагрузки наступают сдвиги в работоспособности и в физиологических реакциях организма учащихся. Количество парадоксальных реакций в начале учебной недели увеличивается к концу занятий незначительно (рис. П как в контрольном, так и в экспериментальном классе. В конце учебной недели количество парадоксальных реакций значительно возрастает, особенно в контрольном классе (рис. 2), что свидетельствует о снижении функциональной выносливости нервных клеток коры.
Как видно на рис. I и 2, количество парадоксальных реакций у учащихся экспериментального класса в течение всего периода наблюдения меньше как до начала занятий, так и в конце учебного дня. Нормаль-
1 31 — сильный звук, С|—сильный свет, 32 —слабый звук, С2 — слабый свет.
ных реакций у учащихся экспериментального класса больше (70—76,8%), чем у учащихся контрольного (61,7—69,9%). Снижение на протяжении учебного дня количества нормальных реакций, увеличение парадоксальных реакций у учащихся экспериментального класса наблюдалось в значительно меньшей степени, чем у учащихся контрольного.
Особенно значительная разница в изменении работоспособности учащихся наблюдалась в субботу: в контрольном классе фазовые реакции составили к концу учебного дня 38,3%, из них парадоксальные 33,1%, в экспериментальном же классе парадоксальных реакций было ¡8,2% (см. рис. 2). К концу учебного дня число парадоксальных реак-
£50
|70
.Ё 60 '§50
§40 ^¿0
его §/о
а .§ 0
н
п
н
п
н
п
Н V л
Рис. 1. Изменение количества нормальных (Я), уравнительных (У) и парадокса тьмых (Я) реакций за время учебного дня у учащихся экспериментального и контрольного классов в начале недели.
а — до начала занятий, б — после учебного дня; 1 — экспериментальный класс. 2 — контрольный класс.
Рис. 2. Изменение количества нормальных (Н), уравнитльных (У) и парадоксальных (П) реакций за воеям учебного дня у учащихся экспериментального и контрольного классов в конце недели.
а — до начала занятий, б — после учебного дня; 1 — экспериментальный класс, 2 — контрольный класс.
ций в контрольном классе увеличивалось на 13% за счет снижения главным образом нормальных реакций на 8,2%, в то время как в экспериментальном классе число парадоксальных реакций увеличивалось на 8,4% за счет снижения уравнительных реакций, число нормальных реакций снижалось лишь на 3% (рис. 2).
Ряд наблюдений, проведенных в четверг, показали, что в экспериментальном классе число нормальных реакций после пребывания школьников на пришкольном участке увеличивалось на 2,7%, в контрольном классе в те же дни число нормальных реакций к концу учебного дня снижалось на 10,4%, а парадоксальных увеличивалось на 6,2%. У отдельных учащихся контрольного класса количество парадоксальных реакций к концу занятий возрастало в 4раза. Например, у ученика О. К. 19/1II 1959 г. получены следующие результаты: до уроков, в 8 часов 30 минут, — Н2сУ\П3; после уроков, в 13 часов 30 минут,—Н\7У\П12 (И — нормальная, У — уравнительная, П — парадоксальная реакции).
Это указывает на резкое ухудшение состояния высшей нервной деятельности у ученика О. К. к концу учебного дня.
Латентный период реакции на одни и те же раздражители к концу учебного дня увеличивался, что свидетельствует о понижении возбудимости коры головного мозга. У учащихся экспериментального класса латентный период реакции на сильные раздражители (сильный звук и сильный свет) увеличивался на 8—30 миллисекунд, контрольного класса— на 20—74 миллисекунды.
Исследование работоспособности учащихся корректурным методом показало, что количество выполненной работы у учеников обоих классов одинаково; количество просмотренных печатных знаков одним уче-
Таблица I <
Изменение работоспособности учащихся по отношению к исходным данным в течение
учебного дня
(средние данные за 12 февраля и 7 марта 1959 г.)
Класс Время наблюдения Число уча-щихся Количество просмотренных знаков Уменьшение количества знаков, просмотренных одним \чени-ком после зан>.тий Количестве ошибок. пр#- пчсков, исправлений на I ЛК) просмотренных знаков
всего ОДНИМ учеником
Экспернмен- I тальный ' Контрольный j До 1-го урока После 4-го урока До 1-го урока После 4-го урока 27 27 26 26 16 1 18 12 565 16 509 12 385 638 462 678 477 176 • 201 5 7 5.6 7,4 7,6
ником до начала занятий составляло в среднем 638—678, после окончания занятий —462—477 (табл. 1).
У учеников экспериментального класса количество просмотренных печатных знаков к концу занятий уменьшается на 176, в то время как у учеников контрольного класса — на 201.
Несколько лучше была выполнена работа в экспериментальном классе: число ошибок, пропусков и исправлений на 1000 просмотренных
знаков составляло 5,6—5,7 по сравнению с 7,4—7,6 в контрольном.
Изменения в состоянии здоровья и физическом развитии были очень невелики, но можно отметить некоторую тенденцию к нарастанию отдельных показателей физического развития у учащихся экспериментального класса по сравнению с учащимися контрольного (табл. 2).
Жизненная емкость легких у учащихся экспериментального класса увеличилась в среднем на 136 мл, у учащихся контрольного — на 45 мл (средние данные из общего числа наблюдений). Среднее содержание гемоглобина у учащихся экспериментального класса за тот же период увеличилось с 78 до 82%, у школьников контрольного класса осталось без изменений (77%).
Изучение заболеваемости показало, что процент общей заболевае мости, и особенно простудпых заболеваний, у учащихся экспериментального класса ниже, чем у учащихся контрольного (табл. 3).
В экспериментальном классе за период наблюдения было зарегистрировано 33,3 случая простудных заболеваний (включая грипп) на 100 детей, в контрольном классе—100 случаев.
Каждый учащийся экспериментального класса пропустил за второе полугодие учебного года в среднем 4,1 дня, контрольного—7,4 дня.
Уменьшение простудных заболеваний у учащихся экспериментального класса можно объяснить их более длительным пребыванием на воздухе в свободный от учебных занятий день и проведением занятий по физическому воспитанию на воздухе в течение полугодового периода наблюдения, что способствовало закаливанию организма, повышению его резистентности и сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды.
Таблица 2 Среднее увеличение показателей физического развития у учащихся экспериментального и контрольного классов за период наблюдения (с января по июнь 1959 г.)
Класс Число учащихся Рост стоя (в см) Вес (в кг) Окружность груди (в гм) к СО = !« IL «1 £ £ 33 с; (Г) ^ и (Г ОС* 1*5 О р ю X О w г с ^ s ^ х * 2 5 Л о» *
Эксперимен-
> тальный 40 2.3 1,170 0.9 1.1 136
Контрольный 35 1,7 1.0 0,9 1,2 45
Таблица 3
Число заболеваний, перенесенных учащимися экспериментального и контрольного классов с 1 января по 1 июня 1959 г. (на 100 учащихся)
Класс Число учащихся Заболеваемость Простудные заболевания, включая грипп
общая инфекционная всего в том числе
Экспериментальный Контрольный .... Изучение успе 42 43 ваемост 40,3 107,0 и за вто 7,0 7,0 рое полу 33,3 100,0 ^годие Грипп—21,3, катар верхних дыхательных путей—7,1, ангина—4,9, воспаление легких—0 Грипп—65,1, катар верхних дчхательных путей—25.6, ан1 ина—7, воспаление легких—2,3 958/59 учебного года
показало, что в экспериментальном классе к концу учебного года она не снизилась по сравнению с предыдущим полугодием (95°/о), составляя 95,3%- Учебная программа была выполнена.
Выводы
1. В условиях обычного школьного режима под влиянием учебной нагрузки у учащихся 4-го класса отмечается нарушение корковой динамики, что проявляется в увеличении количества фазовых реакций, удлинении латентного периода ответных реакций и снижении работоспособности.
2. При измененном учебном режиме с введением свободного от учебных занятий дня в середине недели явления нарушения корковой динамики выражены значительно меньше, особенно эта разница отмечается в конце недели.
3. Под влиянием измененного учебного режима отмечается тенденция к улучшению ряда показателей состояния здоровья, физического развития и значительное снижение количества простудных заболеваний.
4. Результаты наблюдения показали, что учебный режим с введением свободного от учебных занятий дня в середине недели (четверг) при сохранении учебной программы оказался более благоприятным Успеваемость в условиях нового режима не снижается.
ЛИТЕРАТУРА
Вогаченко Л. С. Журн. высш. нервн. деят., 1953, т. 3, стр 203. — В а й н-р у б Е. М„ Суботкевич Л. Я. В кн.: Вопр. коммунальной и школьной гигиены. Киев, 1956, стр. 254. — Иванов-Смоленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека. М., 1933.—Каплун Э. Г., Редьки на Е. К. В кн.: Вопросы возрастной морфологии и физиологии. М., 1953, в. 1. стр. 141.—Михайлова Л. В. Изв. Академии пед. наук, 1955, в. 66, стр. 102.—Нусбаум Д. Г. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959, стр. 107.—Пратусевич Ю. М. Гиг. и сан., 1956, № 2, стр. 43.—П реображенская Н. Н. В кн.: Гигиена детей и подростков. Л., 1958, стр. 22.—Фи глин Л. И. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков. М.—Л., 1956, стр. 41.
Поступила 29/ХП 1959 г
A STUDY OF THE EFFECT OF AN INTERRUPTED SCHOOL WEEK ON THE STRAIN IN 4-TH GRADE SCHOOL CHILDREN
N. B. Bushanskaya
The work was carried out from January to June 1959 in two 4-th grades (expe-rimen.al and control) and its aim was to study physiological reactions in school children upon introduction oi an additional day off in the middle of the week. The investi-gat.on methods used were phys.ological, clinical and hygienic ones.
The results of investigations have shown that, with the ordinary week schedule, the school children as a result of the strain developed pronounced disturbances of the cortical dynamics, such as increase in the number 01 paradoxical reactions and the lengthening 01 ihe latent period in the reactions to var.ous irritants (1-ght, sound).
The introduction of a changed week schedule in the experimental class considerably reduced disturbances in the cortical dynamics. The number of normal react.ons made up 70—76% (61% in the control class) and that of paradoxical ones increased up to IS—20% (in the control class up to 33.3%).
Arr.ong ihe children oi the experimental class there was a fall in the incidence of colds and a definite tendency towards improvement of some health indices.
it -fr tSt
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ ДЕТСКИХ САДОВ г. СТАЛИНО
Доцент кандидат медицинских наук Н. Т. Лебедева Из кафедры гигиены детей и подростков Сталинского медицинского института
Многочисленными работами, выполненными в различных городах (Москве, Ленинграде, Львове, Саратове и т. д.), доказано, что существующие конструкции газовых плит с открытым сгоранием коксового, сланцевого и природного газа не обеспечивают полноты его сгорания и вызывают загрязнение воздуха помещений такими веществами, как формальдегид, окись углерода, сернистый ангидрид и др. Постоянное воздействие даже небольших концентраций химических веществ вряд ли можно считать совершенно безразличным «при определенных условиях, особенно при нарушении функционального состояния центральной нервней системы, или хотя бы временном сочетании их с другими раздражителями, они могут быть источником патологии» (С. В. Аничков).
Изучение физиологических сдвигов в организме людей, подвергающихся хроническому воздействию окиси углерода, показывает: 1) снижение насыщенности кислородом крови до 18% (М. П. Троицкая); 2) падение кровяного давления и компенсаторное увеличение числа эритроцитов и процента гемоглобина (Д. Г. Девятко, С. Ф. Сорокина и др.); 3) изменение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, понижение величины условных слюнных и двигательных рефлексов (Ю. П. Фролов); 4) изменение деятельности таких корковых анализаторов, как слухового, осязательного, зрительного (нарушение цветоощущений прежде всего на зеленый цвет) (Н. Пильман); 5) хроническую оксиуглеродную интоксикацию, проявляющуюся в жалобах на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту, общее недомогание и т. д. (Д. Г. Девятко, С. Ф. Сорокина, М. II. Троицкая и др.). Все указанные работы освещают влияние продуктов неполного сгорания газа на организм взрослых. Работ, характеризующих их влияние на детский организм, в доступной литературе мы не встретили.
Газификация детских учреждений, главным образом их пищевых блоков, тесно связанных с другими помещениями, получает все большее распространение. По данным межрайонных эксплуатационных контор