Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS ARISING IN CONNECTION WITH THE DEMONSTRATION OF TELEVISION PROGRAMS TO CHILDREN

The author has studied the effect produced by the demonstration of television programs on the functional condition of the central nervous system and of the visual analyser in young school children. The most unfavourable shifts in the physiological functions (electric stimulation of the eye, vision and ts acuity) were de e-'ted in children as a result of viewing television programs directly after school lessons with the demonstration lasting for over 60 minutes and the program being monotonous and uninteresting for the children. The least changes in the functions investigated were noted in children following demonstration to them of television programs during vacation time and in the days with fewer lessons, with the program taking not more than 60 min. and consisting of animated cartoons or short television plays and in the presence of an additional source of light in the room (placed behind the spectators or the television set).

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ»

лсвания верхних дыхательных путей и др. Известно, что истоки важнейших форм патологии взрослых (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и др.) берут начало в детском и подростковом возрасте. Естественно, напрашивается вывод о необходимости коренного улучшения профилактики этих заболеваний и отклонений. Одновременно возникает необходимость в дальнейшем изучении улучшения и расширения всех звеньев массовой оздоровительной работы. В первую очередь это относится к постановке занятий физической культурой, организации летних оздоровительных мероприятий (оздоровительные лагери и дома отдыха) и санаторно-курортному обеспечению.

В связи с перестройкой народного образования особое значение приобретает пропаганда гигиенических знаний вообще и в первую очередь по гигиене труда. Медгизу и другим издательствам необходимо выпускать популярные брошюры о труде подростков Должны быть срочно изданы руководства по профессиональной консультации подростков, по особенностям физиологии, патологии, клиники, гигиене труда и организации медицинского обслуживания подростков. В учебные планы педагогических и медицинских учебных заведений должны быгь включены разделы по гигиене труда. В программы циклов институтов усовершенствования врачей для школьно-санитарных врачей, школьных врачей, врачей медико-санитарных частей, организаторов здравоохранения следует внести вопросы гигиены труда и медицинского обслуживания подростков.

Перед советской гигиенической наукой перестройка народного образования выдвигает ряд ответственных задач, связанных с охраной здоровья и заботой о дальнейшем улучшении физического состояния подрастающего поколения — строителей коммунистического общества. Медлить с решением вопросов, выдвинутых жизнью, нельзя.

Поступила 21/1II 1060 г

MAIN PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE DURING INDUSTRIAL TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

V. M. Levin, candidate of medical sciences

In accordance wilh the law on the reorganization of national educat'on я considerable number of high-school students undergo industrial training. In this connection a number of problems of industrial hygiene are to be solved.

Taking into consideration the anatomcal and physiological features of the adolescent age group, the author presents main problems of industrial hygiene and makes several fugcestions on the medical service of high-school students during their training at industrial enterprises.

Ъ -tr it

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ

Е. К. Глушкова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Просмотр телевизионных передач занимает большое место в режиме дня детей как в детских учреждениях, так и в домашних условиях. У нас в стране почти каждая школа-интернат, каждый детский дом и многие детские сады имеют телевизоры.

По нашим наблюдениям, у детей младшего школьного возраста средняя продолжительность просмотра телевизионных передач составляет 12 часов в неделю, доходя у отдельных детей до 24—26 часов вне-

делю. У детей дошкольного возраста средняя продолжительность просмотра телевизионных передач составляет 5 часов 36 минут (Н. Н. Рун-дальцева, 1958). По данным американских и английских авторов [Блюм (Bloom), 1954; Ингрэхэм (Ingraham), 1955; Скафэм (Scupham), 1957, и др.], дети в возрасте 7—13 лет проводят дома за просмотрном телевизионных передач 12 часов в неделю и более. Кроме того, в Америке и Англии широко распространено «Educational Television-» — «образовательное телевидение», при котором уроки по телевидению бывают от 3 до 6 раз в неделю и продолжаются 30 минут для старших школьников и 20 минут для младших.

Проведенные нами анкетный опрос (школьники под контролем педагогов каждый день в конце уроков заполняли недельные хрономет-ражные опросные листы) учащихся 4-х классов одной из московских школ и обследование детских учреждений (7 школ-интернатов и 7 детских садов) показали, что продолжительный и частый (более 2—3 раз в неделю; просмотр телевизионных передач отрицательно сказывается на режиме дня детей. У них резко сокращается время, отведенное на прогулку, чтение, игры и помощь по дому, по сравнению с детьми, смотревшими телевизионные передачи не чаще 2 раз в неделю или совсем не смотревшими их. Частый и продолжительный просмотр при нарушенном режиме дня может оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного анали-за.тора детей. Поэтому нами было проведено изучение влияния просмотра телевизионных передач на детей младшего школьного возраста.

Под наблюдением находилось 10 детей 8—11-летнего возраста. Все лети были практически здоровы, имели эмметропическую рефракцию и остроту зрения or 1 до 2. Показ телевизионных программ проводился в лаборатории института, куда лети приходили в дни детских передач за 30—40 минут до начала программы. Для мок,па передач мы использовали телевизор «Знамя-58» с размером изображения на экране 340X255 мм. Расстояние детей до экрана составляло 2—4 м. Просмотр продолжался от 20 минут до 2 часов, чаще всего 30—60 минут.

Для исследования функционального состояния центральной нервной системы до и после просмотра телевизионных передач у детей определяли электрическую возбудимость глаза [реобазу (в вольтах) п хронаксию (в миллисекундах)] при помощи импульсного электронного стимулятора ИСЭ-01, остроту зрения — по таблицам А. А. Холиной, а также .измеряли видимость (в условных единицах) поляризационным бинокулярным измерителем системы Л. Л. Дашкевича. Под видимостью понимается способность глаза ясно различать предмет или, точнее, «интенсивность зрительного восприятия различения между объектом и фоном» (Л. Л. Дашкевич) Исследования ряда авторов показали, что изменения оптической хронаксни и реобдзы, а тгкже видимости и остроты зрения характеризуют не только процессы, происходящие в зрительном анализаторе, но и в центральной нервной системе человека при действии на него какого-либо внешнего фактора. Увеличение реобазы и хронаксни, уменьшение

Таблица 1

Изменение электрической возбудимости глаза, видимости и остроты зрения у детей после просмотра телевизионных передач

Исследуемые функцш» ОПщее количество наблюдений Увеличение Без изменения Умен ьшенша

arte число % arte, число % arte, число %

Электрическая возбуди-

мость г паза 6.0

Реобаза...... 150 111 74.0 30 20,0 0

Хронаксия..... 148 88 50.4 13 8.8 47 31,8

Видимость..... ИЗ 41 36,3 24 21.2 48 42,5

Острота зрения: 0.8 40 54.1 26 35.1

левого глаза .... 74 8

правого » .... 74 3 4,1 42 56,7 29 39,2

видимости и остроты зрения мы расценивали как показатели ухудшения функций нального состояния нервной системы ребенка. Физиологические исследования сопровождались наблюдением и хронометражем за поведением детей во время просмотра телевизионных передач.

Характер изменений исследуемых функций у детей после просмотра телевизионных передач показан в табл. 1.

Как видно из табл. 1, после просмотра телевизионных передач у детей достаточно часто отмечено снижение ряда физиологических функций, что говорит об ухудшении функционального состояния зрительного анализатора детей и организма в целом, вызванном утомлением к концу просмотра телевизионных передач.

I—-J

i

1

1

_

Кап и мулы Vtffflfa Первая смена \ | Вторая смена

Рис. 1. Изменение электрической возбудимости глаза и видимости у детей при просмотре телевизионных передач в каникулярное время и после занятий в первую и вторую смену (средние данные из 150 измерений реобазы, 148 измерений хронаксии, 113 измерений видимости.

ts'l«

so

Ucx

Продолжительность просмотра ¡6минутах) /- Pe об aja 2- хроюиия J- Видимость 4- Острота зрения

Рис. 2. Измененние электрической возбудимости глаза, видимости и остроты зрения у детей при различной продолжительности просмотра телевизионных передач (средние данные из 150 измерений реобазы, 148 изменений хпонаксии, 113 измерений видимости, 74 измерения остроты зрения).

/ — оеоЛаза: 2 — хронаксия: 3 — видимость; 4 — острота зрения.

Наиболее неблагоприятные сдвиги исследуемых физиологических функций при просмотре телевизионных передач отмечены у детей, занимающихся во вторую смену (рис. I). У детей, смотревших телевизионные передачи после школьных занятий во вторую смену, наибольшее увеличение реобазы и хронаксии и уменьшение видимости сочетаются с жалобами их на усталость: «устал», «болят глаза», «болит голова» и т. д. Среднее увеличение реобазы и хронаксии и среднее уменьшение видимости меньше всего у детей после просмотра телевизионных передач в каникулярное время. Исследования показывают, что после учебного дня у учащихся отмечаются изменения корковой деятельности, особенно у учащихся, занимающихся во вторую смену. Эти изменения — явления временные, обратимые, исчезающие при условии достаточного сна и отдыха к следующему дню. Но если после занятий в первую смену дети успевают отдохнуть, погулять и это в какой-то степени снимает явления утомления, то после занятий во вторую смену они, как правило, не успевают этого сделать, и просмотр в таких случаях служит для них не отдыхом и развлечением, а дополнительной нагрузкой, вызываю

щей дальнейшее нарастание утомления, накопившегося за день. Это в значительной степени подчеркивает необходимость создания оптимальных условий просмотра телевизионых передач для детей и в первую очередь установления допустимой продолжительности просмотра.

Наши наблюдения показали, что частота и средняя степень увеличения реобазы и хронаксии, а также частота и средняя степень уменьшения видимости и остроты зрения у детей значительно выше при просмотре телевизионных передач длительностью более 60 минут (табл. 2).

Изменение реобазы и хронаксии у детей наступает раньше (уже после 30-минутного просмотра телевизионных передач), в то время как видимость не изменяется, а острота зрения снижается незначительно (рис. 2). По-видимому, фазно протекающие изменения физиологического состояния человека легче уловить измерением реобазы и хронаксии, чем исследованием других показателей. Особенно резкое увеличение хронаксии и уменьшение видимости у детей отмечены после 60-минутного просмотра телевизионных передач. Хронометраж и наблюдения за поведением детей показали, что при длительном просмотре (свыше 60 минут), несмотря на интерес, который дети проявляют к содержанию программы, у них развивается утомление, выражающееся в частой смене позы, отвлечениях, двигательном беспокойстве, что при продолжении просмотра сменялось у некоторых детей вялостью и апатией. Все это заставляет считать, что просмотр телевизионных передач продолжительностью 60 минут является пределом для детей младшего школьного возраста.

Воздействие телевизионных передач на детей зависит не только от исходного состояния ребенка, продолжительности передачи, но и от ее характера. Как показали наши наблюдения, наибольшие изменения исследуемых функций наступают при передаче бесед, репортажей и кинофильмов; наименьшие — при просмотре телевизионных постановок и мультипликационных фильмов (рис. 3). Если при этом учесть, что продолжительность бесед и репортажей составляет не более 30 минут, то степень их воздействия на ребенка оказывается еще значительнее. Передачи бесед и репортажей малодинамичны, в них почти отсутствует элемент

«а

о о.

« ё г- г

к

£

о «

о о. с

«с о

X

се о.

X о.

3 3

О х

н о

и X

о го

х а

V

X Ч

£ X

я

ч

7. X

X О.

± §

21

¿5

м

С 5

¡И

О'™*1 3 £

\г О о 4>

м

От® * « я х

и _ <и а> О й-Е? ® V- и

О 2

5

н £ <ч

= 3 н *

Ч С я

е. =

к

«о

оо

о

о

ИЩИ Пульт фильмы

Телевизионные л остановки беседы и репортаж | | Кинофильмы

Рис. 3. Изменение электрической возбудимости глаза и видимости у детей при просмотре различных телевизионных передач (средние данные из 150 измерений реобазы, 148 измерений хро-наксии, 113 измерений видимости).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занимательности, большинство из них построено в виде лекций, что затруднительно для восприятия детей младшего школьного возраста, поскольку они мыслят «...формами, красками, звуками — ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский).

Мультипликационные фильмы дети смотрят очень внимательно и с большим удовольствием. Они непродолжительны (10—30 минут) и интересны по содержанию. Телевизионные постановки продолжаются больше (до 60 минут), но интерес, с которым дети смотрят постановки, по всей вероятности, несколько уменьшает утомление от просмотра. При передаче кинофильмов продолжительность просмотра значительно удлиняется (до 90—120 минут), и, несмотря на большой интерес, который дети проявляют к содержанию фильма, они все же утомляются, что сказывается на исследуемых функциях. Хронометраж и наблюдения за поведением детей во время просмотра телеви-вионных передач подтверждают, что при показе малоинтересных, однообразных (беседы) или длительных передач (свыше 60 минут) внимание и интерес детей заметно снижаются, а утомление возрастает.

У детей младшего школьного возраста в высшей нервной деятельности первая сигнальная система преобладает над второй, поэтому детские передачи следует строить главным образом на использовании первой сигнальной системы.

Учитывая разноречивые высказывания о том, как следует смотреть телевизионные передачи — в полной темноте или с подсветом, мы попытались решить этот вопрос. Дети смотрели телевизионные передачи в темноте или с местным подсветом, при этом источник света (настольная лампа 55 XV) располагался в различных местах: позади зрителей, позади телевизора н сбоку от телевизора. На рис. 4 видно, что при просмотре телевизионных передач с подсветом позади телевизора среднее увеличение реобазы составляло 1,02 V, хронаксии — 0.69 мсек; при подсчете позади зрителей это увеличение составляло соответственно 1,31 V и 0,76 мсек; при боковом подсвете— 1,71 V и 1,38 мсск и без подсвета 1,45 V и 0,98 мсек; т. е. наиболее неблагоприятным оказывается боковой подсвет, когда источник света попадает в поле зреиия детей и отражается на экране. Данные исследования видимости не показали чет-

|ДД Лодсвет позади зрители fg'ЩПодсвет позади телевизора ;

ЛодсВет доковой |~~| без подсвета

Рис. 4. Изменение электрической возбудимости глаза у детей после просмотра телевизионных передач при различном освещении (средние данные и-< 150 измерений реобазы, 148 измерений хронаксии).

кой разницы между просмотрами при разном характере подсчета. Тем не менее на основании приведенных данных можно считать, что смотреть телевизионные передачи лучше с местным подсветом при расположении источника света (настольная лампа) позади телевизора или зрителей. При таком положении лампы в комнате создается рассеянный свет и источник света не попадает в поле зрения детей, свет не падает прямо на экран и не мешает просмотру.

Выводы

1. Дети младшего школьного возраста должны смотреть телевизионные передачи не более 2—3 раз в неделю, в дни с меньшей учебной нагрузкой.

2. Продолжительность просмотра для детей младшего школьного возраста не должна превышать 60 минут.

3. Телевизионные передачи рекомендуется смотреть с местным подсветом при расположении источника света позади телевизора или позади зрителей.

4. Следует обратить внимание на характер и содержание телевизионных программ для детей, увеличить число занимательных и доступных для восприятия школьников младших классов передач (мультипликационные фильмы, телевизионные постановки) и сократить длительность и число передач однообразных (беседы и т. п.).

ЛИТЕРАТУРА

Дашкевич Л. Л. Руководство к пользованию поляризационным бинокулярным измерителем видимости и указателем условий освещения. Изд. ВИА, М., 1955. — Р у н-■ альцева H. Н. В кн.: Гигиена детей и подростков Л., 1958, стр. 86. — У ш и н-ский К. Д. Избранные произведения. M., 194G, в. 1, стр. 71. — Scupham J., Education, 1957, v. ¡10, p. 373.

Поступила 27/1 I960 r.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS ARISING IN CONNECTION WITH THE DEMONSTRATION OF TELEVISION PROGRAMS TO CHILDREN

E. K. Glushkova

The author has studied Ihe effect produced by (he demonstration of television programs on the functional condition of ihe central nervous system and of the visual analyser in young school children. The most unfavourable shifts in the physiological funciions (electric stimulât on of ihe eye, vision and 'ts acuty) were de e-led in children as a result of viewing television programs directly after school lessons with the demonstration lasting for over 60 minu'es and the program being monotonous and uninteresting (or the children. The least changes in the functions investigated were noted in children following demonstration to them of television programs during vacation time and in the days with fewer lessons, with the program taking not more than 60 min. and consisting of animated cartoons or short television plays and in the presence of an additional source of light in the room (placed behind the spectators or the television set).

-tt -fr :

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИИ ПРЕРЫВИСТОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

НА УТОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ

И. Б. Бушанская

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Доказано, что утомление учащихся значительно нарастает к концу учебного дня, недели и года. В целях профилактики утомления рядом авторов (Л. И. Фиглин, Е. М. Вайнруб и Л. Я. Суботкевич) в ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.