ЛИТЕРАТУРА
Андреева-Галанина Е. Ц. Вибрация на производстве. Л., 1947. — Она ж е. Вибрация и ее значение в гигиене труда Л., 1956. — В а й н ш т е й н 3. М. Совр. врач, журн., 1937, № 1. стр. 15—22.— Введенский Н. Е. Избранные произведения. М., 1952. — Грацианская Л. Н. Невропатол. и психиатр., 1949, № 6, стр. 28—29.— Она же. Журн. невропатол. и психиатр., 1952, № 8, стр. 74—75. — Она же. Сов. врач, журн., 1939, № 17, стр. S06—910.—Го все ев Н. А. и России Г. А. Современ. неропатол., психиатр и психогиг., 1935, т. 4, N° 5, стр. 115—122 — Д р о г и ч и н а Э. А. и Мазунина Г. Н. Клиника, лечение и профилактика заболеваний рук у доярок. М., 1957. — Рудашевский С. Е. иПригонников И. Е. Клинико-физиологи-ческое исследование и лечение параличей. Л., 1953.—Эмдин В. И. Казанск. мед. журн., 1936, № 1, стр. 22—26.
Поступила 31/XII 1957 г.
THE CLINICAL PICTURE, PATHOGENESIS AND PROPHYLAXIS OF THE OCCUPATIONAL DISEASE OF THE NERVOUS SYSTEM IN WORKERS USING PNEUMATIC HAMMERS
M. G. Feinberg
The author has diagnozed 100 cases of vibratory diseases with trophic, vasomotor,, secretory, motor and sensory disturbances. On the basis of pertinent litenture data and personal investigations an attempt is made to explain the pathogenesis of vibratory-neuritis in the lierht of the teaching of N. E. Vedenskiv on the parabiosis and the functional activity of tissues. The treatment of these disturbances necessited ionopho-resis with novocain and potassium iodide, paraffin applications, injections of proserine and dibasol. The author proposes measures for the prevention of occupational diseases of the nervous system among the workers using pneumatic hammers.
"ir "tr ~tc
К ВОПРОСУ О ЧЕРЕДОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
Научный сотрудник Л. Е. Любомирский
Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР
Одним из основных условий длительного поддержания работоспособности организма на относительно высоком уровне является рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Физиологический механизм этого явления объяснен И. П. Павловым и состоит в том, что переключение деятельности обусловливает динамическое перемещение очагов возбуждения в коре головного мозга. Благодаря этому в ранее возбужденных отделах коры возникает торможение, которое способствует отдыху и быстрому восстановлению функционально истощенных корковых клеток.
Соблюдение принципа чередования различных видов деятельности является важнейшим условием гигиены педагогического процесса и должно быть учтено при составлении расписания занятий в школе. Вместе с тем в этой области еще нет достаточно четких научно обоснованных рекомендаций.
К учебным дисциплинам, требующим от учащихся значительного умственного напряжения, многие относят математику, русский язык, иностранные языки и ряд других дисциплин. К так называемым легким предметам обычно причисляют физкультуру, пение, ручной труд и др. Такая градация учебных дисциплин по степени трудности находит свое подкрепление в физиологическом учении о первой и второй корковых сигнальных системах.
Наблюдения педагогов, специальные исследования физиологов и' гигиенистов показали, что у учащихся начальной школы работоспособность начинает прогрессивно падать примерно со второй половины 3-го урока, причем нарушения корковой динамики, отмечаемые в конце учебного дня, проявляются прежде всего в деятельности второй сигнальной системы (Л. С. Богаченко, В. Я. Кряжев и др.). Учитывая изложенное, мы поставили задачу выяснить, как изменяется функциональное состояние организма учащихся при введении в различные часы второй половины школьного дня уроков физической культуры, ручного труда и пения. В данном случае мы исходили из предположения, что переключение учащихся на качественно иную деятельность, связанную с меньшим напряжением второй сигнальной системы, повысит эффективность учебных занятий на последних уроках. Предпосылкой для повышения работоспособности учащихся должно было также служить усиление во время деятельности на уроках физической культуры и ручного труда процессов кровообращения, дыхания и обмена веществ.
Исследования были организованы среди 108 здоровых учащихся IV класса в возрасте 10—11 лет. Работа проводилась в определенные дни недели при следующих вариантах расписания: 1) в дни с уроками физической культуры, либо ручного труда, либо пения на 3-м учебном часе, 2) в дни с теми же уроками на 4-м учебном часе и 3) в дни без данных предметов (контрольные исследования). Эти варианты в ходе работы последовательно чередовались. При этом порядок следования в расписании всех остальных учебных дисциплин оставался неизменным.
По своему содержанию уроки физической культуры, ручного труда и пения строились в соответствии с учебной программой для IV класса. В учебных помещениях, где занимались дети, постоянно поддерживали условия, отвечающие гигиеническим требованиям. В ходе наблюдений у учащихся в учебные часы исследовали работоспособность, условнореф-лекторную деятельность и поведение.
Для изучения работоспособности учащихся применяли дозированные задания. Каждое дозированное задание состояло из комплекса арифметических примеров, устное решение которых было рассчитано максимум на 5 минут. Количество допущенных ошибок давало возможность оценить сдвиги работоспособности наблюдаемых в учебные часы. Всего учащимися было выполнено около 4000 дозированных заданий.
Условнорефлекторная деятельность учащихся изучалась с помощью двигательной методики А. Г. Иванова-Смоленского. В качестве условных раздражителей применялись словесные сигналы. По инструкции наблюдаемым предлагалось нажимать рукой на резиновый баллон, если на экране установки появлялись слова, объединенные одним общим понятием (например, слова обозначающие географические объекты на карте: «реки», «моря», «горы» и т. д.).
В другом варианте детям предлагалось нажимать рукой на баллон при появлении на экране простых арифметических примеров, итог которых был равен числу 21. Если же на экране установки демонстрировались слова, не связанные с понятием географической карты, или арифметические примеры, результат которых был равен числу 20, то детям предлагалось на баллон не нажимать. После выработки и упрочения двигательных условных рефлексов на эти раздражители было проведено более 1000 наблюдений.
Кроме отмеченных исследований, в экспериментальные дни проводились наблюдения за поведением учащихся на уроках и учитывалась частота отвлечений от занятий.
Результаты проведенных исследований позволили установить, что в течение учебного дня у учащихся наступали определенные сдвиги в работоспособности, условнорефлекторной деятельности и поведении, раз-
личные при различных вариантах расписания. Так, в учебные дни без уроков физической культуры, ручного труда и пения процент ошибок в дозированных заданиях к концу школьного дня возрастал в среднем на 15. В те же дни, когда на 3-м или 4-м учебных часах проводились занятия физической культурой или ручным трудом, процент ошибок к концу уроков был меньшим.
Включение в расписание школьного дня урока пения не оказало положительного влияния на работоспособность детей. После пения процент ошибок в дозированных заданиях увеличивался почти на такую же величину как и в контрольные дни без урока пения (см. таблицу и рисунок).
Изменение количества ошибок (в процентах) в дозированных заданиях в учебные дни с различными вариантами расписания
Варианты расписания В начале учебного дня В конце учебного дня
количество примеров процент ошибок количество примеров процент ошибок
В дни с физ- 1 На 3-м уроке 1 206 16,2 1 194 23,8
культурой | На 4-м уроке 924 15,2 912 24,9
В дни с руч- На 3-м уроке 1 110 18 1 092 24,6
ным трудом На 4-м уроке 1 008 18 1 056 25,3
В дни с На 3-м уроке 906 16 900 29,7
пением На 4-м уроке 780 15,1 768 29,9
В контрольные дни 1 374 16, 1 350 31
Проведенные рядом авторов исследования высшей нервной деятельности учащихся свидетельствуют о том, что у значительной части детей к концу школьных занятий отмечаются изменения корковой динамики вплоть до развития в центральной нервной системе охранительного торможения. Последнее проявляется в виде фазовых состояний, удлинения скрытого периода условных рефлексов и уменьшения их силы (Л. С. Бо-гаченко, Ю. М. Пратусевич, Л. И. Фиглин).
В наших исследованиях также было отмечено, что в дни без уроков физической культуры и ручного труда у большинства детей скрытый период условных реакций к концу дня удлинялся. Последовательное торможение условных реакций наблюдалось после школьных занятий более чем у 50% учащихся. Растормаживание дифференцировок выявлялось более чем у 30% учащихся.
Аналогичные изменения условнорефлекторной деятельности имели место и в учебные дни с уроком пения. Однако при наличии в учебном расписании занятий по физической культуре и ручному труду на 3-м или 4-м учебных часах наблюдалась иная картина: у большинства наблюдаемых скрытый период условных реакций к концу уроков по сравнению с исходными величинами дня существенно не менялся или несколько укорачивался.
В дни с уроками физической культуры и ручного труда на 3-м учебном часе последовательное торможение условных реакций после занятий наблюдалось лишь у 16—17% учащихся, растормаживание дифференцировок— у 10%. Когда занятия теми же предметами проводились
•на 4-м учебном часе, последовательное торможение в конце дня отмечалось у 25—26%, растормаживание дифференцировок — у 13—1410/о учащихся.
Таким образом, в дни с указанными вариантами расписания охранительное торможение у дегей было выражено значительно слабее, чем в контрольные дни и в дни с уроком пения. Под влиянием уроков физической культуры и ручного труда в центральной нервной системе создавались условия для лучших взаимоотношений корковых процессов возбуждения и торможения.
/
- /. Арифметика 2 Письмо 3. Чтение Ч. География
-----1. Арифметика 2 Письмо 3. Пение Ч Чтение
----1. Арифметика 2 Письмо 3. Ручной труд Ч Чтение
.............. /. Арифметика 2 Письмо 3 Физкультура Ч Чтение
Д
- / Арифметика 2 Письмо 3 чтение Ч география
-----/ Арифметика 2. Письмо 3. Чтение Ч. Пение
----1 Арифметика 2 Письмо 3 Чтение Ч Ручной труд
............. /■ Арифметика 2 Письмо 3 Чтение Ч Физкультура
Изменение процента ошибок в дозированных заданиях у учащихся в течение учебного дня при различных вариантах расписания.
Благоприятное влияние занятий физической культурой и ручным трудом сказывалось и на поведении учащихся. На следующих за отмеченными уроками учебных часах дети активно включались в работу, внимательно слушали объяснения педагога и ответы товарищей.
В ряде случаев включение уроков физической культуры и ручного труда в расписание не сопровождалось благоприятными сдвигами в функциональном состоянии организма учащихся. Так, после методически неправильно организованного урока физической культуры с чрезмерной мышечной и эмоциональной нагрузкой работоспособность школьников на последующем учебном часе снизилась, а процент ошибок возрос в среднем на 20.
Утомление учащихся имело место после некоторых уроков ручного труда, на которых выполнялась однообразная работа, связанная с интенсивным напряжением зрительного анализатора (например, при вырезывании в течение всего учебного часа мелких форм цветка). Незначительный эффект был отмечен и в тех случаях, когда во время занятий физической культурой и ручным трудом педагог излишне затягивал словесное объяснение учебного материала. Благодаря этому на физические упраженения или трудовые процессы оставалось мало времени, нагрузка на вторую сигнальную систему не уменьшалась и поэтому желаемого переключения деятельности не наступало.
Таким образом, проведенные исследования показали, что включение в расписание второй половины школьного дня, особенно на 3-м учебном часе, уроков физической культуры и ручного труда при их правильном проведении оказывает благоприятное влияние на работоспособность, ус-ловнорефлекторную деятельность и поведение учащихся.
Включение в расписание урока пения положительного эффекта не дает. Последнее, по-видимому, можно объяснить тем, что пение, слушание, запоминание песен связаны с интенсивной работой «отдела словесной деятельности больших полушарий», как называл И. П. Павлов вторую сигнальную систему. В связи с этим нагрузка на вторую сигнальную систему на уроках пения не снижается, что и ведет к дальнейшему падению работоспособности. Вероятно, имеет значение и то обстоятельство, что на уроках пения дети длительное время находятся в однообразном положении стоя или сидя. Статическое напряжение мышц всегда более утомительно для организма по сравнению с динамическим.
ЛИТЕРАТУРА
Богаченко Л. С. Журн. высш. нервн. деят., 1953, т. 3, в. 2, стр. 203—214.— Иванов-Смоленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека— ребенка и взрослого, здорового и больного. М., 1933.—Кряжев В. Я. Труды 2-й научн. конф. по возрастной морфол. и физиол. М., 1955. — Павлов И. П. Полное
собрание трудов. М. — Л., 1949, т. 3, стр. 476. — Он ж е. Там же. М__Л., 1951, т. 3.
кн. 2, стр. 424. — П р а т у с е в и ч Ю. М. Доклады АН СССР, 1955, т. 104, № 5, стр. 798—8С0. — Фи глин Л. И. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков. М.—Л., 1956, стр. 41—60. — Фуфлыгина Т. П. Труды 2-й научн. конф. ПО' возрастной морфол. и физиол. М.. 1955, стр. 94—101.
Поступила 16/VII 1957 п
CONCERNING THE INTERCHANGING OF VARIOUS LESSONS IN THE
SCHOOL SCHEDULE
L. E. Lyubomirskiy, scientific collaborator
The author has studied the functional deviations among the pupils of the 4tb class on days wilh lessons of physical culture, manual labour and singing and on days without them. As has been established, on school days without lessons of phy-ical culture, manual labour and singing the percentage of errors made in the special timed tests increased towards the end of the school day by an average of 14.5%. On control days most of the observed pupils at the last lesson had a prolonged latent period in the conditioned reactions. More that 50% of school children displayed a consequent state of inhibition. Quite a different condition was observed on the days when according to schedule the 3rd or 4th lesson consisted of physical cu'ture ana manual labour. Consequently, the lessons of physical culture and manual labour in the second half of the school day had a favorable effect on the working capacity the cortical dynamics and the pupils' behavior.
*r -£r -fr
40-ЛЕТИЕ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БССР
Д. П• Беляцкий
1 января 1959 г. исполнилось 40 лет со дня опубликования Манифеста Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. День опубликования манифеста стал днем рождения БССР, исторической датой, когда белорусский народ впервые за многовековую историю приобрел свою государственность. За истекшие 40 лет белорусский народ при помощи других народов Советского Союза осуществил коренные социали-