том климатических условий и сезонов года. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста (несовершенный термо-регуляторный аппарат, усиленная теплоотдача, большая подвижность, а также более высокие показатели температуры кожи и потоотделения) желательно ввести в средней климатической полосе две форменные одежды: для теплого и холодного времени года.
ЛИТЕРАТУРА
Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Горомосов М. С. Гиг. и сан., 1951, № 8, стр. 3. —Калмыков П. К. Гиг. и сан., 1936, № 9, стр. 23. — К вопросу изучения гигиены одежды. Под ред. првф. А. Н. Сысина. М., 1953. — Ш а х б а з я н Г. X. Врач, дело, 1951, № 5, стр. 393.
Поступила 25/XI 1958 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL UNIFORMS
Z. S. Lapshina
A study of the physical and hygienic properties of various kinds of fabrics has proved that the woolen broadcolth does not meet the hygienic requirements: it is stiff, coarse, heavy, too warm, highly hygroscopic and dries very slowly. Physiological and hygienic assessment of the thermal condition for school children has shown that the body temperature and the perspiration reaction depend on the kind of clothing worn, the microclimate of the room, the season of the year and the children's age. The present day school uniforms, especially those worn by the boys, do not meet the majority of the main hygienic requirements for children's clothing. The author proposes various improvements of school uniforms.
it tV Ъ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Кандидат медицинских наук Д. X. Нусбаум, кандидат медицинских наук Н. С. Фокина
Из Научно-исследовательского института физического воопитания • и школьной гигиены АПН РСФСР
В школах-интернатах имеются все основные предпосылки для создания правильного режима дня — постоянное медицинское и педагогическое наблюдение за воспитанниками, занятия только в первую смену, меньшая, чем в общеобразовательной школе, наполняемость классов, большие возможности в организации внеклассной кружковой и спортивной работы с привлечением всего коллектива воспитанников. Однако несмотря на все эти положительные моменты, в жизни школ-интернатов встречается и ряд трудностей, которые мешают созданию и выполнению четкого режима дня. Наиболее трудным моментом является организация режима учебных занятий в частности выполнения самостоятельных заданий.
Большинство воспитанников даже младших классов, по данным специально проведенного хронометража, затрачивает на приготовление уроков до 2—2'/г и даже 3 часов, что значительно превышает гигиенически допустимые нормы учебной нагрузки. В результате у них не остается времени для достаточного отдыха, прогулок, сна и творческой деятельности.
Для того чтобы упорядочить режим дня воспитанников в некоторых школах-интернатах пошли по пути строгого ограничения времени,
отводимого на приготовление уроков, соответственно изменив структуру режима учебных занятий и отдыха воспитанников. По обычному режиму в школах-интернатах приготовление уроков проводится под контролем воспитателя после обеда и отдыха на открытом воздухе. По режиму, предложенному коллективом школы-интерната № 15 Москвы для I—IV классов, воспитанники готовят уроки в первой половине дня под контролем не воспитателя, а педагога. В школе-интернате № 6 была сделана попытка перевести на этот режим также и воспитанников V и VI классов.
Чтобы освободить последние часы учебных занятий в школе для выполнения самостоятельных заданий, уроки пения, рисования, физической культуры и труда были перенесены во вторую половину дня и их проводили в часы, которые по обычному режиму предназначались для приготовления уроков (с 16 до 18 часов). Во время приготовления уроков присутствовал педагог, что давало ему возможность строго регламентировать объем заданий. Поэтому продолжительность этих занятий, как правило, не превышала 1—2 академических часов.
Чтобы предотвратить чрезмерное утомление, которое могло возникнуть в результате напряженных занятий в течение 4—5 учебных часов в первой половине дня, после 2-го или 3-го урока проводился более длительный (до 50—60 минут) перерыв, во время которого воспитанники завтракали и отдыхали на пришкольном участке. Благодаря такому распределению учебных занятий приготовление уроков проходило в часы еще относительно высокой работоспособности учащихся. Во второй половине дня, когда работоспособность учащихся снижается, проводились занятия, требующие меньшего умственного напряжения.
Необходимо подчеркнуть, что составление расписания, по которому уроки пения, рисования, физкультуры и труда проводились во второй половине дня, не вызывало больших трудностей только для I—IV классов. В V и VI классах в связи с увеличением количества предметов и учебных часов построить расписание учебных занятий полностью по такому же плану не удавалось. В этом случае приходилось переносить на вечер и такие уроки, как история, география, иностранный язык, физика.
В настоящей работе ставилась задача изучать функциональное состояние центральной нервной системы воспитанников при различном чередовании учебных занятий и отдыха. Работа проводилась в течение 1956/57—1957/58 учебных годов в школах-интернатах № 6 и 15 Москвы, где был введен опытный режим, и в школе-интернате № 8 с обычным режимом. Условия жизни, питания, бюджет времени воспитанников III, IV и V классов, взятых под наблюдение, во всех интернатах были примерно одинаковыми.
В качестве методик исследования применяли дозированные во времени задания (корректурная проба), определение скрытого периода зрительно-моторной реакции и времени устойчивости ясного видения.
Каждого воспитанника наблюдаемых групп обследовали не менее 8—10 раз. Исследования проводили 4 раза в день.
Первое и второе исследования как в опытном, так и в контрольном (обычном) режимах проводили до и после занятий в школе; третье и четвертое—в условиях обычного режима — в начале и конце приготовления уроков, а в условиях опытного режима — до начала и в конце уроков пения, рисования, физической культуры или труда.
Данные первого исследования брались за исходные, с которыми сравнивали результаты последующих исследований.
Всего за период исследования было дано 3675 дозированных заданий, проведено 4865 исследований скрытого периода зрительно-моторной реакции и 205 исследований устойчивости ясного видения.
Функциональное состояние организма учащихся оценивали по уровню работоспособности, т. е. по количеству ошибок, которые делали воспитанники при выполнении дозированных заданий (при этом учитывали и объем выполненной работы), по величине скрытого периода зри-тельно-моторной реакции и времени устойчивости ясного видения. Увеличение количества ошибок, снижение времени устойчивости ясного видения и увеличение скрытого периода зрительно-моторной реакции свидетельствовали об ухудшении функционального состояния организма.
Результаты исследования показали, что изменения работоспособности и отдельных физиологических реакций воспитанников зависят от построения режима дня. В условиях контрольного режима изменения этих показателей имели тот же характер, который ранее отмечался в исследованиях гигиенистов и физиологов (М. В. Антропова, Л. В. Михайлова, Д. X. Нусбаум, Ю. М. Пратусевич, Г. П. Сальникова и др.),— значительное снижение работоспособности к концу занятий в школе некоторое повышение работоспособности к началу выполнения самостоятельных занятий и повторное снижение к моменту их окончания, что свидетельствовало о нарастании утомления.
В условиях же опытного режима изменение функционального состояния организма учащихся приобретает ряд особенностей. У воспитанников IV класса количество ошибок в дозированных заданиях к моменту второго исследования в среднем равно данным первого исследования, а время зрительно-моторной реакции даже несколько меньше этих данных. При контрольном режиме количество ошибок увеличивалось в среднем почти в 2V2 раза, время скрытого периода зрительно-моторной реакции возрастало на 10% (рис. 1 и 2). К моменту третьего исследования (после обеда и отдыха) в условиях опытного режима улучшение этих показателей более выражено, чем в условиях контрольного режима. Так, количество ошибок, допускаемых учащимися в корректурных пробах, снижалось на 7% по сравнению с исходным уровнем, а время зрительно-моторной реакции уменьшалось на 5%; в контрольном режиме к третьему исследованию количество ошибок оставалось увеличенным на 62%, время зрительно-моторной реакции было равно исходной величине (данным первого исследования). К концу учебного дня (после уроков рисования и т. д.) при опытном режиме количество ошибок увеличивалось лишь на 20% (в контрольном—на 90%), время зрительно-моторной реакции воспитанников оставалось ниже исходного уровня, в контрольном же режиме возрастало на 15%.
Аналогичная тенденция выявлена и у воспитанников III класса в изменении устойчивости ясного видения (рис. 3). По окончании занятий как в первой половине дня (после выполнения самостоятельных заданий), так и в конце всего учебного дня показатели устойчивости ясного видения у воспитанников оставались выше исходного уровня, в контрольном — ниже.
Незначительное нарастание утомления в течение учебного года у воспитанников III и IV классов школ-интернатов, в которых был установлен опытный режим, по-видимому, объясняется 'более рациональным его построением. Несомненно, что относительно хорошие показатели функционального состояния организма учащихся по окончании выпол нения самостоятельных заданий в .первую половину дня связаны с введением после 2-го или 3-го урока длительного перерыва с обязательной прогулкой и вторым завтраком. Незначительное же нарастание утомления в конце учебного дня у учащихся обусловлено еще и тем, что во вторую половину дня учащиеся заняты не выполнением самостоятельных заданий, как это проводится по контрольному режиму, а физической культурой, пением, рисованием или трудом.
Примерно такой же характер изменений работоспособности и фи зиологических реакций в условиях опытного режима выявляется у вос-
питанников V класса к моменту второго и третьего исследований (рис. 1, 2). В первом случае количество ошибок при выполнении дозированной работы превышает у учащихся исходную величину всего лишь на 12% (в контрольном — на 95%); время скрытого периода зрительно-моторной реакции не изменяется (в контрольном увеличивается на 9%). Во втором случае количество ошибок остается меньше исходной величины на 20% (в контрольном количество ошибок выше исходного уровня на 32%); время скрытого периода зрительно-моторной реакции
%, гчо
220
200
180
160
МО
Условные обозначения
Чкласс 5класс Контрольный режим
—-Чкласс
---------- 5класс
Рис. 1. Работоспособность воспитанников IV—V классов школ-интернатов в зависимости от различного чередования учебных занятий и отдыха (ошибки в процентах к данным первого исследования).
д? - ^ ^ Опытный режим Условные ____Чкласс
0бозначснтКонтрольньшреэ^имС
- Чкласс
-------5класс J
Рис. 2. Изменение скрытого периода зрительно-моторной реакции у воспитанников IV и V классов школ-интернатов в зависимости от различного чередования учебных занятий и отдыха (сотые доли секунды в процентах к данным первого исследования).
меньше исходного уровня на 3% (в контрольном время скрытого периода по своей величине только приближается к исходному уровню). К концу же учебного дня (четвертое исследование) отмечается более интенсивное, чем у воспитанников III и IV классов, нарастание утомления. Об этом свидетельствует значительное увеличение количества ошибок в дозированных заданиях (в V классе —на 44%, а в IV классе — всего лишь на 20%) и увеличение скрытого периода зрительно-мотор-ной реакции на 6% (в IV классе время скрытого периода было даже меньше исходной величины).
Таким образом, у воспитанников V класса к концу учебного дня и в условиях опытного режима обнаруживаются явные признаки снижения работоспособности и нарастания утомления. Иначе говоря, у воспитанников III и IV классов работоспособность в условиях опытного режима в течение всего дня находится на относительно высоком уровне, а у воспитанников V класса положительные изменения имеют место только в первую половину дня, а к концу учебных занятий, так же как и при контрольном режиме, показатели работоспособности ухудшаются. Помимо этого, для воспитанников V класса :в условиях опытного режима остается неразрешенным вопрос организации самостоятельных заданий. Специально проведенный анкетный опрос воспитанников IV, V и VI классов, обучающихся как в условиях опытного, так и контрольного
режимов, показал, что почти все воспитанники V и VI классов в часы, отводимые для приготовления уроков, не успевают выполнить полностью все задания, главным образом устные. Число воспитанников, не успевающих выучить уроки, в условиях опытного режима даже больше, чем в условиях контрольного. Это объясняется тем, что в контрольном режиме воспитатель за счет свободного времени воспитанников произвольно увеличивает продолжительность приготовления уроков (до 2Ч2—3 часов) с тем, чтобы дать возможность большинству учащихся выполнить полиостью все задания; в условиях же опытного режима
%
120 но
105 100 95
90
¡Г .
Опытный режим Условные ■ обоз на. чения-.
Контрольный режим
Рис. 3. Время ясного видения у воспитанников III класса школы-интерната в зависимости от режима учебных занятий (в процентах к данным первого исследования).
1.5 а ¡¡3 «с 1.1
^ 0,7 0.5
oj а о; с а> а
g ^ * t sc с; sc q§ ^о Со öo о Си 5 а о о
CJ- If}
Рис. 4. Изменение работоспособности воспитанников III класса школы-интерната в течение первой половины учебного дня (опытный режим) (ошибки на каждую 1000 просмотренных знаков).
время приготовления уроков строго ограничено учебным расписанием (4-й и 5-й уроки). В течение этих уроков, как показал анкетный опрос, воспитанники успевают сделать только письменные 'задания. Для выполнения устных заданий у них не остается времени. Доучивают уроки только прилежные ученики, в большинстве случаев за счет сна (до утреннего подъема или поздно вечером).
Отсюда следует, что в связи с большой учебной нагрузкой и большим количеством предметов, не позволяющими воспитанникам приготовить уроки в отведенное по режиму время, такое распределение учебных занятий, которое имело место в опытном режиме, для воспитанников средних, а тем более старших классов в настоящее время не имеет значительного преимущества в сравнении с обычным режимом.
Для начальных же классов такое чередование учебных занятий , является весьма рациональным. Оно обеспечивает учащимся этих классов более равномерное распределение труда и отдыха, в результате чего у воспитанников поддерживается на протяжении всего учебного дня относительно высокая работоспособность, и позволяет большинству учащихся вовремя приготовить уроки.
Отношение воспитанников IV класса к новому режиму положительное. Отвечая на вопрос, нравится ли им новый режим, все воспитанники без исключения ответили, что этот режим им нравится больше, чем обычный. Они отмечают, что в условиях нового режима меньше устают. В V и VI классах мнения воспитанников расходятся. В V классе положительную оценку нового режима дали только 52% опрошенных, а в VI классе — 85%. Воспитанники V и VI классов отмечали в опросных листах, что они устают в условиях нового режима, особен-
но утомительными являются вечерние занятия, у них создается впечатление, что с утра до самого ужина идут уроки. Воспитанники жаловались также на отсутствие свободного времени, так как в часы прогулок и свободных занятий им приходилось готовить устные задания.
Особого внимания заслуживает вопрос о допустимой общей продолжительности учебных занятий в условиях опытного режима. Было бы ошибкой считать, что новое распределение учебных занятий и отдыха в опытном режиме дает право нарушать установленные Министерством просвещения РСФСР нормы обшей продолжительности учебных занятий. Попытка, сделанная в некоторых школах-интернатах, увеличить для I—III классов в первую половину дня количество уроков до пяти привела к значительному снижению работоспособности воспитанников к моменту окончания 5-го урока.
Проведенные исследования воспитанников III класса до начала занятий после 1-го, 4-го и 5-го уроков в условиях опытного режима показали, что к концу 5-го урока признаки утомления организма начинают заметно нарастать. У воспитанников уменьшается время ясного видения, увеличивается количество ошибок в корректурной пробе. Особенно заметно нарастание ошибок при выполнении второй части дозированных заданий с введением дополнительного тормозного раздражителя. В этом случае по окончании 5-го урока количество ошибок по сравнению с количеством ошибок после 4-го урока возрастало в IV2 раза (ом. рис. 4). Поэтому количество уроков в условиях экспериментального режима в первой половине учебного дня для воспитанников I, II и III классов не должно превышать четырех. Один час из четырех отводится на выполнение самостоятельных заданий. Воспитанникам I класса самостоятельные задания рекомендуется давать не более 2 раз в неделю. Во вторую половину учебного дня один урок отводится на занятия физической культурой, пением, рисованием. В IV классе количество ежедневных уроков можно доводить до пяти (два последних урока отводить для самостоятельных заданий).
Выводы
1. Введение часового перерыва после 2-го или 3-го урока с обязательным завтраком и отдыхом на открытом воздухе способствует сохранению относительно высокой работоспособности воспитанников в течение учебного дня. Следует ввести организацию такого перерыва для воспитанников всех классов.
2. Режим учебных занятий, при котором самостоятельные задания выполняются в первую половину, дня, а после обеда и отдыха проводятся занятия рисованием, физической культурой, пением и трудом, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся начальных классов и может быть рекомендован наряду с обычным режимом для внедрения в практику работы школ-интернатов.
3. Для воспитанников средних и старших классов такой режим учебных занятий не имеет преимуществ по сравнению с обычным режимом, принятым в большинстве школ-интернатов. Наличие большой учебной нагрузки и увеличение количества предметов в учебном плане по сравнению с младшими классами не позволяют равномерно и рационально распределить учебные занятия в течение дня и приводят к концу дня к значительному снижению работоспособности воспитанников.
4. Исследования, проведенные на воспитанниках III клаоса, показали, что учебные занятия продолжительностью более 4 уроков даже в условиях опытного режима (с введением часового перерыва после 2-гэ урока) вызывают значительное снижение работоспособности к концу
5-го урока. Поэтому количество уроков в первой половине учебного дня для воспитанников I—III классов не должно превышать четырех (включая и выполнение самостоятельных заданий).
Поступила 22/1 1959 г.
THE WORKING CAPACITY OF BOARDING SCHOOL STUDENTS IN RELATION TO
THE DAILY ROUTINE
D. Kh. Nusbaum, candidate of medical sciences N. S. Fokina, candidate of medical
sciences
The aim of the investigation was to study the efficiency of boarding school students with different alternations of classes and recreation periods. For the assessment of different variants of daily routine, a number of physiological reactions were studied in students of III, IV and V forms. The tests performed involved timing of dosed-ouf tasks, determining the latent period in the visuo-motor reaction and measuring the period of acute vision.
The results of the investgiatioin showed that the recommended school regimen has a favorable effect on the functional condition of the body in the children of primary forms. However, for students of middle and senior forms this arrangement of the school day had no advantages, in comparison with the ordinary one.
-fr -tr Ъ
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТЕЗЯКОВ (К 100-летию со дня рождения)
А'. И. Идельчик
Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко Министерства здравоохранения СССР
В первые годы работы Наркомздрава РСФСР, когда вокруг руководителей и первых организаторов советского здравоохранения концентрировались лучшие, прогрессивные силы дореволюционной медицинской интеллигенции, по приглашению 3. П. Соловьева приезжает из Саратова в Москву и принимает на себя руководство отделом лечебных местностей Н. И. Тезяков.
С ноября 1919 г. до своей скоропостижной смерти 2 января 1925 г. он под непосредственным руководством Н. А. Семашко и 3. П. Соловьева руководил санаторно-курортным делом молодой советской республики, будучи в последнее время заведующим медико-санитарным отделом Главного курортного управления. Правильное понимание сущности и задач Наркомздрава в лечебно-профилактическом обслуживании трудящихся и роли в нем санаторно-курортного дела, организационный талант, энергия и творческая инициатива позволили Н. И. Тезякову на этом новом не только для него, но и для всей страны поприще оправдать возложенные на него надежды и оказанное ему доверие.
Место, которое занял Н. И. Тезяков в числе первых организаторов советского здравоохранения, его роль в наиболее трудные годы становления советского санаторно-курортного дела замечательно выражены в словах 3. П. Соловьева, который писал: «Его ум и деятельная натура нашли на этот раз широкий простор для своего приложения. Его трезвость и редкая способность ориентироваться в окружающей действительности и оценивать даваемые ею возможности, оказались чрезвычайно ценными в сложных, не всякому интеллигенту понятных и далеко не для каждого интеллигента приемлемых условиях нового государства