исчезавшее на следующие сутки. Результаты опытов показали, что ди-метилформамид не обладает выраженным раздражающим действием. Способность продукта проникать через кожу, по-видимому, также ограничена.
Выводы
1. Диметилформамид принадлежит к числу токсических веществ, способных в определенных условиях вызывать как острые, так и хронические интоксикации. Возможность острого отравления диметилформ-амидом вследствие низкой упругости его паров при обычной температуре в производственных условиях ограничена.
2. При длительном действии малых концентраций диметилформ-амида, не вызывающих острого отравления, в организме животных наступают нарушения, свидетельствующие о развитии хронической интоксикации, наиболее ранним проявлением которой являются нарушения высшей нервной деятельности.
3. Способность диметилформамида проникать через неповрежденную кожу, по-видимому, ограничена.
4. Учитывая, физико-химические и токсические свойства диметилформамида, считаем возможным в качестве временной предельно допустимой концентрации диметилформамида в воздухе рабочих помещений рекомендовать концентрацию в 0,05 мг/л.
ЛИТЕ РАТУРА
Massmann W. Brit. J. Indust. Med., 1956, v. 13, p. 51—54. —Idem. Zbl. Arbeitsmed. u. Arbeitsshutz., 1956, Bd. 6. S. 207—212. — S k i p p e r H. E., Scha-bel F. M„ Binns V. and others. Cancer Res., 1955, v. 15, p. 143—146.
Поступила 28/VII 1956 r.
CONCERNING THE TOXICOLOGY OF DIMETHYLFORMAMIDE
K. P. Lohanova
Dimethylforamamide is used in the production of synthetic fibre and in other industrial processes. It has a general toxic effect and a local irratative action. A general intoxication follows when it is administered by mouth, inhaled, injected subcu-taneously or applied to the skin. By the character of its action dimethylformamide may be classified into the group of narcotic poisons; besides it irritates the mucous membrane of the eyes and the upper respiratory tract. In acute poisoning with big doses and high concentrations it effects the vascular system (multiple hemorrhages) and the parenchymatous organs (necrosis of the liver and kidneys). During chronic poisoning (for a period of 6 months) with concentrations of tenths of mg/1 it causes a series of functional disturbances (changes of conditioned reflexes, interruption of interneuronal connections in the cerebral cortex, a tendency towards leukopenia, a fall in hemoglobin content). The results of the experiments suggest a preliminary permissible concentration of the dimethylformamide vapours to be not higher than 0.05 mg/1.
ft it ft
ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Научный сотрудник Л. И. Александрова
Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР
Интересы учебы и забота о здоровье детей требуют внесения в организацию педагогического процесса в первом классе гигиенических коррективов, основанных на функциональных особенностях центральной нервной системы 7-летних детей.
Основными особенностями высшей нервной деятельности детей 7-летнего возраста являются: склонность нервного возбуждения к широкой иррадиации и трудность его концентрирования, относительная недостаточность, слабость процессов внутреннего, активного торможения, резкая выраженность явлений пассивного торможения, преобладание первой сигнальной системы над второй (А. Г. Иванов-Смоленский, В. К. Фаддеева, Р. М. Пэн, Л. С. Богаченко и др.). Все это получает свое выражение в быстрой утомляемости и большой отвлекаемости детей этого возраста.
Исследования ряда авторов показали, что для детей 7-летнего возраста урок длительностью в 45 минут является утомительным (Н. В. Зак, В. В. Гориневский, А. Г. Иванов-Смоленский, X. С. Ривли-на и др.). Усвоение учащимися учебного материала наиболее эффективно происходит в течение первых 20—25 минут урока. Исходя из этого, наиболее целесообразно введение для 7-летних детей 30—35-минутного урока и удлинение перемен до 15—20 минут. Однако в большинстве школ такой режим учебных занятий невозможен ввиду отсутствия изолированных учебных и рекреационных помещений для учащихся младших классов. Поэтому учебные занятия в первых классах рекомендуется проводить по типу комбинированных уроков, обеспечивающих переключение учащихся в течение урока с одного вида деятельности на другой. Такое переключение соответствует более быстрому восстановлению функционального состояния истощенных клеток коры головного мозга, оказывает положительное влияние на организм учащихся и повышает эффективность учебных занятий.
Настоящее исследование ставило своей целью выявить влияние ежедневных непродолжительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми, проводившихся в дополнение к 45-минутным урокам физической культуры, предусмотренным учебным планом, на работоспособность учащихся первых классов.
Исследования были организованы в 315-й базовой школе АПН РСФСР в течение 1954/55 и 1955/56 учебного года. Под наблюдением находилось 132 практически здоровых учащихся 4 первых классов. Состав учеников по физическому развитию, состоянию здоровья, успеваемости и семейно-бытовым условиям был во всех классах примерно однородным. С учащимися трех классов ежедневно проводилось 20-минутное занятие по физической культуре при различном месте этого занятия в режиме учебного дня: с учениками первого класса А — после первого урока, с учениками первого класса Б — после второго урока, с учениками первого класса В — после третьего урока. Первый класс Г является контрольным. По договоренности с заведующей учебной частью школы и учителями продолжительность общеобразовательного урока, предшествующего дополнительным занятиям по физической культуре, составляла 30—35 минут.
20-минутные занятия физической культурой проводились с учащимися во дворе школы, а в дни с температурой наружного воздуха ниже 5°—в актовом зале при широкой аэрации его. В актовом зале и в теплую погоду во дворе школы учащиеся занимались в школьной форме (девочки снимали фартуки), на ноги надевали тапочки. При занятиях на участке, когда температура наружного воздуха была ниже 14°, учащиеся надевали поверх школьной формы лыжные костюмы.
Содержание дополнительных занятий по физической культуре соответствовало программе по физическому воспитанию учащихся 1—4 классов и включало: бег, прыжки, метание мячей, гимнастические упражнения или подвижные игры, знакомые детям по предыдущим урокам физической культуры. В зависимости от места проведения занятий (актовый зал или школьный двор) и температуры наружного воздуха содержание занятий и построение их были различны.
При температуре наружного воздуха от 10 до —5° занятия на школьном участке начинались с бега и включали игры средней и большой подвижности. Занятия, проводимые в зале при температуре воздуха II—14°, начинались с менее интенсивных движений. При проведении 20-минутных занятий применялась следующая методика:
-показ, объяснение, выполнение упражнений за преподавателем, преимущественно игровой метод с участием всех учащихся класса.
Отражением тех конечных физиологических сдвигов, которые происходят в организме человека под влиянием того или иного вида его деятельности, является состояние работоспособности. На этом основываются многие существующие методики изучения утомления путем установления степени работоспособности.
Из многочисленных методик изучения работоспособности организма учащихся наиболее удобной для применения в условиях массового экспериментального исследования является методика дозирования работы во времени. Эта методика основывается на учете количества и качества выполняемой работы в единицу времени.
В качестве дозированной работы нами использовались фигурные таблицы, в которых в определенном сочетании располагались различные геометрические фигуры Детям раздавались таблицы и предлагалось как можно правильнее и как можно скорее выполнить определенное задание, просматривая строку за строкой, начиная сверху и справа.
После словесного указания, например: «Ставьте в кружочки плюсы, а в треугольники минусы» дети начинали работу, которая через 45 секунд прекращалась. Детям предлагалось поставить вертикальную черточку после последнего просмотренного знака. Давалось второе указание: «Теперь ставьте в кружочках минусы, а в треуголь никах — плюсы», после чего работа продолжалась еще 45 секунд. Продолжительность всей работы составляла 11/2 минуты. Такая длительность работы была установлена в результате проведения предварительного эксперимента. Оказалось, что большинство детей в конце первого и в конце второго урока успевают просмотреть 140 знаков за 1'/г минуты.
О работоспособности судили по количеству выполненной работы (общее количество просмотренных фигур) и ее качеству (количество ошибок, т. е. не поставленных в геометрическую фигуру знаков в соответствии с заданием, пропусков и неправ лений). За 100% работоспособности принимался просмотр 140 фигур, выполненный учеником за 1'/2 минуты. Уменьшение количества просмотренных знаков и нарастание количества допущенных ошибок, пропусков и исправлений расценивалось как снижение работоспособности учащихся, увеличение количества просмотренных знаков при уменьшении количества ошибок, пропусков и исправлений — как повышение р а ботоспособности.
Следующей методикой, примененной в исследовании, являлось измерение скорости зрительно-моторной реакции при помощи реакциомера конструкции инженера В. М. Абалакова. Этот прибор позволяет определить время двигательной реакции человека в ответ на зрительное раздражение. При нарушении корковой динамики скорость зрительно-моторной реакции резко снижается.
В результате проведенных исследований выявилось закономерное изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебных занятий в школе. У большинства учащихся, как правило, отмечалось хорошее функциональное состояние организма и высокая работоспособность в первой половине учебных занятий в школе. К концу 3-го урока у учащихся наблюдалось снижение работоспособности: падало по сравнению с исходной утренней величиной количество просмотренных фигур, возрастало количество ошибок, уменьшалась скорость зрительно-моторной реакции. Эти изменения становились особенно выраженными к концу учебных занятий в школе. Число просмотренных фигур по сравнению с исходной утренней величиной к концу занятий уменьшалось (в среднем на 28), увеличивалось количество ошибок, пропусков и исправлений (в среднем на 4), снижалась скорость зрительно-моторной реакции (в среднем на 0,028 секунды).
Включение в режим учебных занятий в школе ежедневных дополнительных непродолжительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми благоприятно повлияло на работоспособность учащихся. Непосредственно после проведения дополнительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми отмечалось улучшение качества и увеличение количества дозированной работы, выполненной учащимися (см. таблицу).
Динамика работоспособности учащихся первых классов в течение учебных занятий?
в школе при измененном режиме
Количество
Класс Время просмотренных ошибок, про- сделанной ра-
знаков за 1>/, пусков и ис- боты (в процен
мннуты правлений тах)
А 95,2 3,21 68
Конец 1-го урока.......... 131,5 1 ,18 93,8
После дополнительных занятий физи-
ческими упражнениями...... 137 0,2 97,7
Конец 2-го урока.......... 135,5 0,68 96,5
» 3-го » ......... 98 2,25 70
» 4-го » .......... 81,2 3,96 58
Б До уроков............ 95,7 3,44 68,2
Конец 1-го урока......... 131,5 1,29 93,8
» 2-го » . - ....... 130,5 1,06 93,2
После дополнительных занятий физи-
ческими упражнениями...... 139 0,44 99,3
Конец 3-го урока.......... 98 2,21 70
» 4-го » .......... 82 4,17 58,5
В 95,7 3,33 68,2
-Конец 1-го урока........ 131,5 1,3 93,8
» 2-го » ......... 132 0,84 94,2
» 3-го » ......... 92 3,6 65,7
После дополнительных занятий физи-
ческими упражнениями...... 118 1,71 84,2'
Конец 4-го урока........ 103 1,67 73,5
Г До уроков............. 89,5 3,65 64
Конец 1-го урока......... 129,8 1,39 92,5
» 2-го » ......... 130 1,38 92,7
» 3-го » ......... 80,4 4,35 57,3-
» 4-го » . . • ...... 64 6,75 45,7
Особенно ярко это было выражено в том классе, в котором занятия, физическими упражнениями проводились после 3-го урока, т. е. тогда,. когда у учащихся уже имело место значительное утомление. Объем выполненной дозированной работы повышался у учащихся этого класса в среднем на 18,5%, количество ошибок, пропусков и исправлений уменьшилось на 2. В конце всех уроков у учащихся наблюдалось также менее резкое падение работоспособности. К концу занятий объем выполненной дозированной работы у учащихся, в которых велись наблюдения, был в 17г раза большим, а количество ошибок, пропусков и исправлений — в 2 раза меньшим, чем в контрольном классе.
О благоприятном влиянии дополнительных непродолжительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми на функциональное состояние организма учащихся свидетельствует также скорость их зрительно-моторной реакции. Увеличение скорости зрительно-моторной реакции непосредственно после проведения дополнительных непродолжительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми также наиболее ярко было выражено у учащихся первого класса В (скорость зрительно-моторной реакции увеличивалась в среднем на'.
0,07 секунды). В конце всех уроков учащиеся Классов, где проводились наблюдения, реагировали на предъявляемое зрительное раздражение на 0,05 секунды быстрее, чем учащиеся контрольного класса.
Средние показатели работоспособности (количество просмотренных знаков и количество допущенных у учащихся классов, в которых проводились наблюдения, на протяжении недели находились выше соответствующих показателей у учащихся контрольного класса. Например, во вторник и среду (дни наиболее высокой работоспособности учащихся) учащиеся классов, в которых проводились наблюдения, в среднем просматривали на 7—9 знаков больше, чем учащиеся контрольного класса (рис. 1).
Средние показатели скорости зрительно-моторной реакции у учащихся классов, в которых проводились наблюдения, на протяжении недели также были выше соответственных величин у учащихся контрольного класса. Во вторник и среду скорость зрительно-моторной реакции у учащихся классов, в которых проводились наблюдения, выше на 0,025 секунды, чем у учащихся контрольного класса.
В начале учебного года (первая четверть) учащиеся классов, в которых проводились наблюдения, и контрольного класса просматривали
приблизительно равное количество фигур и допускали примерно одинаковое количество ошибок. Однако, постепенно снижаясь в последующие четверти, количество просмотренных фигур» у учащихся классов, в которых проводились наблюдения, и контрольного класса к концу учебного года было различным. В 4-й четверти учащиеся классов, в которых проводились наблюдения, просматривали в среднем на 5 фигур больше учащихся контрольного класса (рис. 2).
Время зрительно-моторной реакции у учащихся экспериментальных и контрольного классов в начале учебного года примерно одинаково. Затем от четверти к четверти скорость зрительно-моторной реакции замедляется и к концу учебного года у учащихся классов, в которых проводились наблюдения, она оказывается на 0,023 секунды, а у учащихся контрольного класса на 0,035 секунды ниже исходных (в начале учебного года) величин.
Выводы
1. У учащихся первых классов при обычном режиме учебных занятий к концу 3-го и особенно к концу 4-го урока происходят значительные изменения в функциональном состоянии организма, о чем свиде-
ошибок, пропусков и исправлении;
/40 \
/7те- Ртертл Среда вмигт
УетОерг Ртща СдШт
/ /гстрых Оелаа набтОетя ТТГ. 4сщшш/й л/гасс
Рис. 1. Изменение работоспособности учащихся в течение недели (абсолютное количество просмотренных знаков).
11 II
II
/00
90-
30
/ г з ь
</ел70ер/пи
— /Траса/, & лта/к/т ве/гг/а //абждетя
— Лошрсрмт /грасс
Рис. 2. Изменение работоспособности учащихся в течение учебного года (абсолютное количество просмотренных знаков).
тельствуют резкое снижение работоспособности и уменьшение скорости зрительно-моторной реакции.
2. Правильное чередование умственного труда с занятиями физическими упражнениями (при включении в учебный процесс ежедневных дополнительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми) благоприятно сказывается на функциональном состоянии школьников 7-летнего возраста:
а) непосредственно после проведения дополнительных занятий физическими упражнениями и подвижными играми улучшается качество и увеличивается количество выполняемой учащимися дозированной работы, а также возрастает скорость зрительно-моторной реакции;
б) в конце всех уроков менее резко падает работоспособность, а также скорость зрительно-моторной реакции;
в) наблюдаются более высокие средние показатели работоспособности и скорости зрительно-моторной реакции на протяжении недели, а также менее резкое падение к концу учебного года показателей, характеризующих работоспособность и изменение зрительно-моторной реакции.
3. В школах-интернатах и в общеобразовательных школах рекомендуется ввести у учащихся первых классов по системе комбинированных уроков дополнительные занятия физическими упражнениями и подвижными играми как мероприятие, способствующее повышению работоспособности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Гориневскнй В. В. Рус. школа, 1894, № 1, стр. 45—59.—И в а н о в-С м о-ленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека (ребенка и взрослого, здорового и больного). М.,'1933.—Р ивлина X. С. В кн.: Республиканская научная конференция по гигиене детства. М., 1947, стр. 46—47.—О н а ж е. Гнг и сан., 1951, № 3, стр. 45—49.—Советов С. Е. В кн.: Обучение в первом классе, под ред. Б. П. Есипова. М., 1951, стр. 36—46.—Фаддеев а В. К. В кн.: Опыт систематического исследования условнорефлекторной деятельности ребенка М.—Л., 1930, Сб. № 1, стр. 133—159.
Поступила 7/1 1957 г.
THE EFFECT OF DAILY PHYSICAL EXERCISES AND ACTIVE GAMES ON THE WORKING CAPACITY OF SCHOOL CHILDREN
L. I. Alexandrova, scintific collaborator
The article contains the results of an investigation of the dynamics of the working capacity of school children (7 years old) under ordinary school regime and under a regime with a daily 20-minute period of active games and physical exercises. The dynamics of the children's working capacity was determined by checking the time required for performing a definite task and by measuring the rate of the oculomotor reaction.
The daily 20-minute period of physical exercises and active games, besides the regular 45-minute lessons of gymnastics twice a week, which have been carried out for one and a half years, had a favorable effect on the functional ability of the ■children's organisms. The author has observed the following facts: a) immediately after additional physical exercises and active games there was an improvement of the quality and an increase of the quantity of the work done and an increase in the rate of the oculomotor reaction; b) at the end of all the lessons there was a less marked fall in the working capacity and in the rate of the oculomotor reaction; c) the values of the working capacity and the rate of the oculomotor reaction of these pupils remained on higher levels throughout the week and the fall of these values was less marked towards the end of the school year.
ft -¿r ft