Научная статья на тему 'Влияние комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние здоровья и успеваемость младших школьников с задержкой психического развития'

Влияние комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние здоровья и успеваемость младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VII ВИДА / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / A SPECIAL (CORRECTIONAL) COMPREHENSIVE SCHOOL OF THE SEVENTH KIND / CHILDREN WITH A MENTAL RETARDATION / A STATE OF HEALTH / DISEASE / INTELLECTUAL WORKING CAPACITY / PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильин Валерий Алексеевич, Карпушкин Александр Алексеевич

В статье приводятся результаты исследования влияния комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в режиме дня учеников начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида, на состояние их здоровья, умственную работоспособность и успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильин Валерий Алексеевич, Карпушкин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние здоровья и успеваемость младших школьников с задержкой психического развития»

УДК 796.011.1

В. А. Ильин, А. А. Карпушкин

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования влияния комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в режиме дня учеников начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида, на состояние их здоровья, умственную работоспособность и успеваемость.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития (ЗПР), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида, состояние здоровья, заболеваемость, умственная работоспособность, успеваемость.

Abstract. In article results of research of influence of the complex program of the sports improving actions spent in a mode of day of pupils of initial classes of a special (correctional) comprehensive school of the seventh kind, on a condition of their health, intellectual working capacity and progress are resulted.

Keywords: children with a mental retardation, a special (correctional) comprehensive school of the seventh kind, a state of health, disease, intellectual working capacity, progress.

Введение

ЗПР является одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения психического здоровья детей. По данным ряда авторов, в популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 20 % [1-3].

В практике аномальности детей с ЗПР могут сочетаться разнообразные черты, однако постоянной составляющей является интеллектуальное недоразвитие. Оно характеризуется ретардацией эмоционально-волевой сферы и интеллекта, сниженной работоспособностью и другими чертами, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях массовых общеобразовательных школ [1, 3, 4].

Дети с ЗПР отстают от своих сверстников в физическом развитии и имеют соматическую патологию. Сниженный уровень состояния их здоровья в большинстве случаев способствует развитию у них негативных черт личности и, таким образом, приводит к девиантному поведению, что существенно осложняет проведение с ними учебно-воспитательной и коррекционной работы.

Анализ литературных источников показал недостаточное количество научно обоснованных работ, посвященных вопросам комплексного оздоровления детей младшего школьного возраста с ЗПР.

1. Материалы и методы исследования

Учитывая актуальность данной проблемы, нами была разработана инновационная комплексная программа оздоровления детей младшего школьного возраста с ЗПР, предназначенная для применения в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида. Помимо лечеб-

ных, оздоровительных и закаливающих процедур, соблюдения санитарногигиенических требований к организации процесса обучения и воспитания детей с ЗПР в начальной школе, она включала в себя обязательное проведение в режиме дня следующих мероприятий: гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, физкультурных пауз на переменах, ежедневного «Часа здоровья», уроков по адаптивному физическому воспитанию и плаванию (3 урока в неделю), уроков аэробики (2 урока в неделю), занятий в спортивных секциях по выбору учеников (3 раза в неделю по 2 академических часа), домашних заданий по адаптивной физической культуре, индивидуальных и самостоятельных занятий по адаптивному физическому воспитанию, проводимых с использованием карточек-заданий с графическим изображением, спортивных праздников и физкультурных досугов.

При проведении этих мероприятий широко использовались игровые логоритмические задания из комплекса «Физкультурная азбука», выполнялись различные упражнения с использованием мини-тренажера «Бабочка», детских спортивных комплексов типа «Батыр», мячей различного диаметра и другого физкультурного оборудования и инвентаря. Дети играли в подвижные, спортивные игры и сюжетно-ролевые игры типа «Подготовка космонавтов», «Путешествие по Африке» и т.п.

Разработанная программа проходила экспериментальную проверку на базе специальной (коррекционной) образовательной школы VII и VIII видов № 227 г. Заречного Пензенской области.

В ходе эксперимента, проводимого при активном участии педагогического и медицинского коллектива школы, были получены данные о влиянии инновационной программы на состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность и умственную работоспособность младших школьников с ЗПР.

Исследование умственной работоспособности проводилось по общепринятой методике корректурных проб. Дети выполняли двухминутные задания на корректурных таблицах. Они должны были в каждой из трех определенных фигур проставить нужный знак: плюс (крестик), минус (черточку), точку.

При обработке результатов учитывалось общее количество просмотренных строчек (в каждой строчке по 10 фигур) и число сделанных ошибок. За ошибку считался пропуск фигуры, строчки, неправильный выбор фигур или знака и т. п.

Количество просмотренных строчек и качество выполненной работы оценивались как отдельно, так и комплексно - в виде коэффициента продуктивности.

Влияние комплексной программы на состояние здоровья младших школьников с ЗПР оценивалось по результатам медицинских осмотров, проводимых в начале и в конце педагогического эксперимента, а также анализа заболеваемости детей из экспериментальных и контрольных классов в течение учебного года.

2. Некоторые результаты исследования и их обсуждение

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты влияния комплексной программы оздоровительных мероприятий на умственную работоспособность младших школьников с ЗПР представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели умственной работоспособности младших школьников с ЗПР из экспериментальных и контрольных классов в динамике педагогического эксперимента

Группы испытуемых Количество Количество Количество Коэффициент

просмотренных строк Х ± m ошибок Х ± m пропусков Х ± m продуктивности Х ± m

В начале педагогического эксперимента

1-й экспериментальный класс 7,34 ± 0,44 1,89 ± 0,4 7,11 ± 1,61 4,02 ± 0,27

1-й контрольный класс 5,43 ± 0,56 1,29 ± 0,84 1,43 ± 0,56 3,98 ± 0,71

2-й экспериментальный класс 8,49 ± 0,42 0,66 ± 0,49 4,38 ± 0,91 6,19 ± 0,51

2-й контрольный класс 7,56 ± 0,61 0,56 ± 0,24 3,89 ± 1,07 5,02 ± 0,59

3-й экспериментальный класс 10,93 ± 0,27 0,67 ± 0,27 5,7 ± 0,95 7,88 ± 0,37

3-й контрольный класс 10,2 ± 0,32 1,73 ± 0,45 2 ± 0,41 8,26 ± 0,49

4-й экспериментальный класс 10,69 ± 0,88 0,81 ± 0,29 2,31 ± 0,88 8,76 ± 0,92

4-й контрольный класс 10,81 ± 0,59 0,13 ± 0,07 1,94 ± 0,66 9,08 ± 0,68

В конце педагогического эксперимента

1-й экспериментальный класс 10,1 ± 0,97 2 ± 0,87 5 ± 1,41 6,67 ± 1,11

1-й контрольный класс 7,14 ± 0,7 2,51 ± 0,78 1,91 ± 1,28 4,97 ± 0,71

2-й экспериментальный класс 13,35 ± 0,55 0,59 ± 0,28 1,42 ± 0,28 11,83 ± 0,87

2-й контрольный класс 9,47 ± 0,65 2,5 ± 0,16 2,57 ± 0,57 8,12 ± 0,78

3-й экспериментальный класс 13,71 ± 0,77 0,29 ± 0,18 2,91 ± 2,01 12,47 ± 0,45

3-й контрольный класс 12,2 ± 1,47 0,8 ± 0,25 5,05 ± 2,45 8,97 ± 0,74

4-й экспериментальный класс 13,28 ± 0,59 0,29 ± 0,15 3,12 ± 0,59 10,65 ± 0,7

4-й контрольный класс 12,61 ± 0,71 0,21 ± 0,1 3,5 ± 0,54 9,62 ± 0,67

Из таблицы видно, что в начале педагогического эксперимента дети из

1-го экспериментального класса, несмотря на то, что при выполнении заданий они просматривали в среднем на 35,7 % больше строк, делали почти в 1,5 раза больше ошибок и в 5 раз больше пропусков, по сравнению с детьми из 1-го контрольного класса, имели с ними практически одинаковый коэффициент продуктивности (при р < 0,05).

В конце учебного года у детей из 1-го экспериментального класса коэффициент продуктивности вырос с 4,02 до 6,67 условных единиц (или на 65,9 %). По сравнению с началом педагогического эксперимента они стали просматривать в среднем на 37 % больше строк, хотя и делая при этом на 58 % больше ошибок, но в то же время уменьшив на 29,7 % количество пропущенных знаков.

Дети из 1-го контрольного класса к концу педагогического эксперимента стали просматривать в среднем на 31,55 % больше строк. По сравнению с началом педагогического эксперимента, они стали делать почти в два раза

больше ошибок. У них в среднем на 33,65 % увеличилось и количество пропусков. Коэффициент продуктивности у них возрос с 3,98 до 4,97 условных единиц, или на 24,9 %.

В конце педагогического эксперимента дети из 1-го экспериментального класса просматривали в среднем на 41,55 % больше строк, а коэффициент продуктивности у них стал на 34,2 % выше, чем у детей из 1-го контрольного класса (при р < 0,05).

Анализ результатов корректурной пробы учеников вторых классов свидетельствует о том, что в начале педагогического эксперимента у детей из экспериментального класса в среднем на 23,3 % было более высокое значение коэффициента продуктивности, по сравнению с детьми из контрольного класса. Несмотря на то, что дети из экспериментального класса просматривали в среднем на 12,3 % больше строк, они совершали на 12,6 % больше пропусков и делали на 17,9 % больше ошибок, чем дети из контрольного класса (прир < 0,05).

В конце педагогического эксперимента у детей из 2-го класса экспериментальной группы коэффициент продуктивности возрос в среднем с 6,19 до 11,83 условных единиц (на 99,1 %). Они стали просматривать в среднем на

57,2 % больше строк, сократив при этом в среднем на 67,6 % количество пропусков, и на 10 % стали делать меньше ошибок по сравнению с началом педагогического эксперимента.

Дети из контрольного класса к концу педагогического эксперимента просматривали в среднем на 25,3 % больше строк. Количество ошибок у них, по сравнению с началом педагогического эксперимента, увеличилось в среднем в 4,5 раза, а количество пропусков сократилось в среднем на 33,9 %, и за счет этого коэффициент продуктивности у них вырос в среднем с 5,02 до 8,12 условных единиц (на 61,8 %).

В конце педагогического эксперимента дети из 2-го класса экспериментальной группы в среднем просматривали на 41 % больше строк, а коэффициент продуктивности у них стал в среднем на 45,75 % выше, чем у детей из

2-го класса контрольной группы (при р < 0,05).

Результаты анализа заданий на корректурных таблицах учеников третьих классов свидетельствуют о том, что дети из экспериментального класса в начале педагогического эксперимента показывали в среднем на 4,65 условных единиц более низкое значение коэффициента продуктивности, по сравнению с детьми из контрольного класса. Несмотря на то, что они просматривали в среднем на 7,25 строки больше и делали на 61,3 % меньше ошибок, количество пропусков у них было на 18,5 % больше, чем у детей из контрольного класса (прир < 0,05).

К концу педагогического эксперимента у детей 3-го экспериментального класса коэффициент продуктивности вырос на 58,2 %, с 7,88 до 12,47 условных единиц. Они стали просматривать в среднем на 25,4 % большее количество строк, делая при этом в среднем на 56,7 % меньше ошибок и на 48,95 % меньше пропусков, по сравнению с началом педагогического эксперимента.

Дети из 3-го контрольного класса к концу педагогического эксперимента стали просматривать в среднем на 19,6 % большее количество строк. Количество ошибок у них, по сравнению с началом педагогического эксперимента, уменьшилось на 53,8 %, количество пропусков же уменьшилось

в 2,5 раза. Коэффициент продуктивности у них вырос на 8,6 % (с 8,26 до 8,97 условных единиц).

К концу педагогического эксперимента дети из 3-го класса опытной группы в среднем просматривали на 12,4 % больше строк, а коэффициент продуктивности у них стал на 39 % выше, чем у детей из 3-го контрольного класса (прир < 0,05).

Анализ результатов корректурной пробы учеников 4-го класса опытной группы говорит о том, что в начале педагогического эксперимента дети имели в среднем на 3,5 % меньшее значение коэффициента продуктивности по сравнению с детьми из 4-го контрольного класса. Несмотря на то, что они просматривали в среднем на 1,1 % меньше строк, т.е. почти одинаково, они делали в 6,2 раза больше ошибок и на 19,1 % больше пропусков (прир < 0,05).

К концу педагогического эксперимента у детей 4-го класса опытной группы коэффициент продуктивности вырос на 21,6 % (с 8,76 до 10,65 условных единиц). Они стали просматривать в среднем на 24,2 % большее количество строк, делая при этом на 64,2 % меньше ошибок и на 31,5 % больше пропусков, по сравнению с началом педагогического эксперимента.

Дети 4-го контрольного класса к концу педагогического эксперимента стали просматривать в среднем на 16,7 % большее количество строк. В то же время, по сравнению с началом педагогического эксперимента, у них увеличилось количество ошибок на 61,5 % и на 80,4 % количество пропусков. Коэффициент продуктивности за это время у них вырос на 5,95 % (с 9,08 до 9,62 условных единиц).

К концу педагогического эксперимента дети из 4-го класса опытной группы в среднем просматривали на 5,3 % больше строк, а коэффициент продуктивности у них стал на 10,7 % выше, чем у детей из 4-го контрольного класса (прир < 0,05).

Анализ результатов медицинского осмотра, проведенного в конце педагогического эксперимента, и медицинских карточек детей показал, что занятия по экспериментальной программе оказали положительное влияние на состояние здоровья учеников с ЗПР из экспериментальных классов специальной (коррекционной) школы VII вида. Так, среди учеников 1-го экспериментального класса количество случаев заболевания на одного ученика во время педагогического эксперимента составило 2,17, а у детей из контрольного класса -3,17 (рис. 1), при этом средняя продолжительность одного заболевания в экспериментальном классе составила 7,5 дня, а у учеников контрольного класса -12,1 (рис. 2).

Рис. 1. Количество случаев заболеваний у учеников начальных классов в течение педагогического эксперимента

Рис. 2. Средняя продолжительность одного заболевания (в днях) учеников начальных классов в ходе педагогического эксперимента

По результатам медицинского осмотра, проходившего в конце учебного года, у двух учеников из экспериментального класса отмечено существенное улучшение состояния осанки (100 %). У детей из контрольного класса в конце учебного года, наоборот, диагностировалось увеличение на одного человека числа детей с нарушением осанки.

Все ученики 1-го экспериментального класса закончили учебный год на «хорошо» и «отлично». Среди них было 66,7 % отличников.

В контрольном классе учебный год на «отлично» закончили 41,7 % учеников, столько же на «хорошо и отлично» и 16,6 % - на «хорошо и удовлетворительно».

Мы считаем, что благодаря широкому использованию в экспериментальной программе физкультурно-оздоровительных мероприятий, игровых заданий типа «Физкультурная азбука» и закаливающих процедур были достигнуты такие результаты в экспериментальном классе.

Среди учеников 2-го экспериментального класса количество случаев заболевания на одного ученика во время педагогического эксперимента составило 1,5, а у детей из контрольного класса - 2,67 (рис. 1), при этом средняя продолжительность одного заболевания в экспериментальном классе составила 6,8 дня, а у учеников контрольного класса - 10,3 дня (рис. 2).

Анализ заболеваемости детей в течение педагогического эксперимента показал снижение заболеваемости хроническим тонзиллитом в экспериментальном классе с 16,7 до 5,6 %, а в контрольном классе наблюдалось повышение количества случаев заболевания с 9,38 до 12,5 %.

Лучшее состояние здоровья учеников экспериментального класса положительно сказалось и на их успеваемости. Так, 50 % учеников 2-го экспериментального класса закончили учебный год на «отлично», 41,7 % - на «хорошо и отлично» и 8,3 % - на «хорошо и удовлетворительно».

В контрольном классе учебный год на «отлично» закончили 33,4 % учеников, 50 % - на «хорошо и отлично» и 16,6 % - на «хорошо и удовлетворительно».

Среди учеников 3-го экспериментального класса количество случаев заболевания на одного ученика во время педагогического эксперимента составило 1,67, а у детей из контрольного класса - 2,75 (рис. 1), при этом средняя продолжительность одного заболевания в экспериментальном классе составила 7,1 дня, а у учеников контрольного класса - 11,4 (рис. 2).

Анализ заболеваемости детей в течение педагогического эксперимента показал снижение заболеваемости рецидивирующим бронхитом в экспериментальном классе с 10 до 5 %, хроническим тонзиллитом в экспериментальном классе с 10 % до 0, а в контрольном классе - с 9,1 до 6,1 %.

Результаты медицинского осмотра, проведенного в конце педагогического эксперимента, подтвердили улучшение осанки у одного ученика из экспериментального класса. У двух учеников с нарушением осанки из контрольного класса при медицинском осмотре ее улучшения отмечено не было.

58,3 % учеников 3-го экспериментального класса закончили учебный год на «отлично», 33,4 % - на «хорошо и отлично» и 8,3 % - на «хорошо и удовлетворительно».

В контрольном классе учебный год на «отлично» закончили 41,7 % учеников, столько же - на «хорошо и отлично» и 16,6 % - на «хорошо и удовлетворительно».

Среди учеников 4-го экспериментального класса количество случаев заболевания на одного ученика во время педагогического эксперимента составило 1,42, а у детей из контрольного класса - 2,1 (рис. 1), при этом средняя продолжительность одного заболевания в экспериментальном классе составила 6,9 дня, а у учеников контрольного класса - 9,4 дня (рис. 2).

Анализ заболеваемости детей в течение педагогического эксперимента показал снижение заболеваемости рецидивирующим бронхитом в экспериментальном классе с 17,6 до 5,9 %, хроническим тонзиллитом в экспериментальном классе с 11,8 % до 0, а в контрольном классе снижения заболеваний хроническим тонзиллитом не отмечено (оно составляет 12 %).

По результатам итоговых оценок 50 % учеников 4-го экспериментального класса закончили учебный год на «отлично», 33,4 % - на «хорошо и отлично» и 16,6 % - на «хорошо и удовлетворительно».

В контрольном классе учебный год на «отлично» закончили 33,4 % учеников, 50 % - на «хорошо и отлично» и 6,6 % - на «хорошо и удовлетворительно».

Заключение

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что при помощи специально подобранных средств и методов адаптивного физического воспитания, рационально применяемых в режиме дня младших школьников с ЗПР, можно не только решить проблему укрепления их здоровья, но и повысить у них уровень умственной работоспособности, что положительно влияет на успеваемость учеников начальных классов с ЗПР и эффективность проводимой с ними коррекционной работы в целом. Это позволяет рекомендовать разработанную комплексную программу физкультурнооздоровительных мероприятий к использованию в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов, классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ, а также дома при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими ограниченные психофизические возможности.

Список литературы

1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.

2. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1973. - 150 с.

3. Дети с задержкой психического развития / Т. Я. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цапина [и др.]. - М., 1984. - 256 с.

4. Кондрашин, В. И. Влияние особенности развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната / В. И. Кондрашин // Дефектология. - 1991. - № 1. - С. 49-53.

5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 163 с.

6. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9.

7. Пр еслени, Л. И. Механизм нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л. И. Преслени. - М. : Педагогика, 1984. - 160 с.

8. Блинов, Ю. А. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития / Ю. А. Блинов, Л. Н. Мордич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 1. - С. 17-22.

Ильин Валерий Алексеевич кандидат педагогических наук, профессор, кафедра физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Карпушкин Александр Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Ilyin Valery Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, professor, sub-department of physical training and sport, Penza State University

Karpushin Alexander Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, head of sub-department of physical training and sport,

Penza State University

УДК 796.011.1 Ильин, В. А.

Влияние комплексной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние здоровья и успеваемость младших школьников с задержкой психического развития / В. А. Ильин, А. А. Карпушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1 (13). - С. 160-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.