Научная статья на тему 'Лонгитудинальные результаты междисциплинарной реабилитационной работы со школьниками с задержкой психического развития'

Лонгитудинальные результаты междисциплинарной реабилитационной работы со школьниками с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лонгитудинальные результаты междисциплинарной реабилитационной работы со школьниками с задержкой психического развития»

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

профессор В. И. Багаев, д. м. н. М. В. Злоказова ЛОНГИТУДИНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Кировская государственная медицинская академия

Задержка психического развития (ЗПР) относится к группе психосоциально обусловленных пограничных психических расстройств и встречается у 5-7% учащихся младших классов массовых школ [3]. Стойкая неуспеваемость у школьников в 50,4-80% случаев также обусловлена наличием специфических нарушений психологического развития [1, 8]. У значительной части детей и подростков с ЗПР встречаются расстройства поведения и неврозоподобные синдромы, которые способствуют в дальнейшем формированию стойкой школьной дезадаптации и девиантному поведению [4]. Поэтому необходима разработка системы раннего выявления таких детей и организация междисциплинарной реабилитационной работы с учетом личностных и интеллектуальных возможностей.

Современный подход к разработке и организации учебного и реабилитационного процесса со школьниками с ЗПР основан, прежде всего, на междисциплинарном взаимодействии различных специалистов: психологов, психиатров, психотерапевтов, педагогов, дефектологов, логопедов, социальных работников идр. [2,4,7,8]. Своевременное оказание помощи ребенку с проблемами, в том числе и интеллектуального развития, способно предотвратить формирование личностных расстройств, зависимостей, способствовать адаптации личности в социуме [6].

Для проведения междисциплинарной реабилитационной работы с учащимися с ЗПР в 1993 году был открыт детский дневной психиатрический стационар (ДДПС) на базе общеобразовательных школ г. Кирова.

Целью нашего исследования являлось отслеживание результатов междисциплинарной реабилитации со школьниками с ЗПР младших классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) 7 вида на протяжении 4-х лет, со 2 по 5 класс. Для этого было проведено лонгитудинальное обследование 105 учащихся с ЗПР со 2 по 5 класс, с которыми активно проводилась комплексная реабилитационная работа в течение 4-х лет в условиях ДДПС.

В контрольную группу вошло 98 детей с ЗПР классов КРО, с которыми не проводилась реабилитационная работа.

Достоверных различий по степеням тяжести ЗПР в экспериментальной и контрольной группах выявлено не было, т.е. группы были примерно однородными по этому критерию.

Все учащиеся ежегодно обследовались клинически и по экспериментально-

психологическим методикам. Во 2-4 классах для этого использовались: тест словесно-логического мышления, корректурная проба, тест Равена, методика запоминания 10 слов, опросник А.И. Захарова на выявление уровня тревожности, тест на самооценку, опросник школьной адаптации, тест школьной мотивации и тест на восприятие незавершенных предметов.

В 5 классе интеллектуальный уровень школьников экспериментальной и контрольной групп определялся по детскому варианту методики Векслера.

Полученные данные заносились в специально разработанные нами анкеты, затем

- в компьютерную базу данных и подвергались статистической обработке с использованием программы «Биостат» и определением критерия достоверности Стьюдента.

Реабилитационная работа с детьми с ЗПР проводилась в условиях ДДПС и была основана на тесном междисциплинарном взаимодействии специалистов различного профиля.

В каждой школе работал детский психиатр, имеющий специализацию по психотерапии, психолог, социальный педагог, логопед, медсестра, массажист.

Учащиеся с ЗПР младших классов ежегодно проходили комплексную реабилитацию в соответствии с индивидуальными программами в условиях ДДПС в течение 1 или 2 учебных четвертей. В начале каждого учебного года проводилось обследование, которое включало в себя клинический осмотр психиатром и педиатром, психологическое, логопедическое и лабораторное обследование, при необходимости

- электроэнцефалографическое исследование, рентгенография черепа, реоэнцефалография, компьютерная томограммаголовного мозга, осмотр окулиста. При беседе с педагогом выявлялись особенности поведения учащихся на уроках, их взаимоотношения с другими детьми, мотивация на обучение и т.д. У родителей уточнялись особенности реагирования детей в различных ситуациях, определялся преобладающий тип семейного воспитания, взаимоотношения в семье. На каждого ребенка заполнялась история болезни и специально разработанная анкета.

В ходе медико-психолого-педагогических совещаний в начале и в конце каждой четверти обсуждались индивидуальные подходы и разрабатывались индивидуальные программы реабилитации для школьников с ЗПР.

Наиболее значимыми при проведении реабилитационной работы являлись принципы: партнерских взаимоотношений; разносторонности усилий и воздействий, направленных на разные стороны психосоциального функционирования; единства биологических и социальных воздействий и ступенчатости, т.е. переходного характера различных мероприятий.

Психотерапия является, с нашей точки зрения, одним из ведущих методов реабилитации. Предпочтение отдавалось групповой игровой терапии, которая позволяла добиться значительного улучшения адаптивных возможностей учащихся за счет улучшения коммуникативности ребенка, формирования адекватной самооценки, устранения невротических форм реагирования.

Проводилась также индивидуальная рациональная психотерапия, при необходимости - гипнотерапия. В случаях, когда нарушения в психическом состоянии ребенка были связаны с неадекватным типом семейного воспитания, наличием конфликтной ситуации в семье, возникала необходимость в семейной психотерапии. С родителями проводились беседы об особенностях когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы школьников с ЗПР, что способствовало формированию более адекватного отношения к своему ребенку в семье.

Назначалась медикаментозная терапия курсами по 2-3 месяца в осенний и весенний периоды. Основное место в лечении отводилось ноотропам (пирацетам, пикамилон, пантогам, эцефабол, глиатилин и др.) и сосудистым препаратам (винпоцетин, пентоксифилин, трентал, циннаризин и т.д.). Активно назначались витамины группы В, А, Е, общеукрепляющие препараты, стимуляторы, адаптогены. При необходимости проводилась дегидратация, с этой целью чаще всего использовался диакарб. В случае значительной выраженности неврозоподобной симптоматики, при нарушениях активности и внимания, при расстройствах поведения назначались транквилизаторы (преимущественно бензодиазепинового ряда), нейролептики (чаще всего - сонапакс и неулептил). Проводилась также фитотерапия соответствующих синдромов с использованием седативных, мочегонных, тонизирующих трав.

Учитывая, что у многих учащихся (72%) выявлялись специфические расстройства школьных навыков (дисграфия, дислексия), важным звеном в реабилитационной работе являлись занятия с логопедом.

Все ученики посещали коррекционные занятия с психологом по развитию познавательной сферы (улучшению памяти, внимания, развития логического мышления и т.д.).

С учащимися проводилась лечебная гимнастика с целью улучшения координации движений, по показаниям - различные виды массажа, физиотерапия.

Дальнейшая реабилитация младших школьников с ЗПР продолжалась в условиях Дома детского творчества «Вдохновение» психологами и педагогами. Она осуществлялась по специально разработанной программе «Росточек», которая ставила своей целью многостороннее развитие личности ребенка с ЗПР и улучшение его адаптации в современной жизни.

Базовой концепцией этой программы являлось развитие познавательных интересов путем активизации творческой активности за счет отказа от паттерналистских позиций в обучении, формирование инициативности и уверенности в своих силах.

Работа коррекционно-развивающей программы осуществлялась в 9 кружках (шахматы, бумагоиластика, вязание, изобразительная деятельность, шейпинг, настольный теннис, изобразительная деятельность, природа и творчество, развивающие игры и психологический тренинг). В начале учебного года дети выбирали 2-3 кружка ио интересам и посещали их 2-3 раза в неделю в течение года. Занятия в кружках способствовали расширению знаний и представлений детей об окружающем мире, ускоряли речевое развитие, улучшали память, внимание, позволяли адекватно формировать эмоционально-волевую сферу, познавательную активность, проявляющуюся в соответствующих интересах и мотивации.

Анализ динамики успеваемости и показателей психологических тестов на фоне проводимой междисциплинарной реабилитации (см. табл. 1) показал, что во 2 классе не отмечалось достоверных различий (р>0,05) у детей с ЗПР экспериментальной и контрольной групп по среднему баллу, технике чтения и другим показателямпсихологическихтестов. Исключение составили показатели школьной адаптации, которые были достоверно лучше (р<0,05) в 1 группе - 2,03+0,75, во 2 группе - 2,36±0,13. Это, по всей видимости, было связано с тем, что в классах КРО экспериментальной группы изначально сложилась более доброжелательная обстановка, способствующая хорошей школьной адаптации.

При обучении в 3 классе, примерно через полтора года после начала проведения реабилитационной работы, достоверных различий в показателях стало больше. Был отмечен достоверно более высокий (р<0,05) средний балл - 3,51+0,41 в экспериментальной группе по

сравнению с 3,31+0,35 - в контрольной группе. Достоверно выше (р<0,05) в 1 группе оказались показатели теста Равена - 26,3+2,42, во 2 группе

- 24,7+2,65; коэффициент устойчивости внимания соответственно - 32,1+3,96 и 24,58+3,72 и итоговая оценка словесно-логического мышления

- 29,23+4,21 и 27,54+4,03.

В конце 4 класса сохранились достоверно более высокие (р<0,05) значения среднего балла, у школьников экспериментальной группы он был равен 3,72+0,39, в контрольной группе -3,32+0,37. Несмотря на усложнение школьной программы в 4 классе по сравнению с 3 классом, в группе детей, с которыми проводилась реабилитационная работа, произошло улучшение успеваемости, которое выразилось в повышении среднего балла по сравнению с предыдущим учебным годом. В контрольной группе он остался примерно на том же уровне, что и в предыдущем году. Сохранились также достоверные различия (р<0,05) по коэффициенту устойчивости внимания в 1 группе - 48,2+3,69, во 2 группе -31,6+3,16; по тесту Равена - 29,7+3,14 и 27,8±2,44

- соответственно и по итоговой оценке словесно-логического теста - 31,66+2,91 и 2,82+3,83. К 4 классу удалось добиться достоверно более высокого (р<0,01) значения показателей техники чтения - 78,82+18,52, в контрольной группе -

67,45+23,12. Достоверно более высокие (р<0,01) результаты были получены по мнестическим показателям в экспериментальной группе -8,89+2,1, в контрольной - 7,88±1,77. В 4 классе в экспериментальной группе достоверно выше (р<0,05) были также показатели школьной адаптации, в 1 группе - 1,89+0,58, во 2 группе -2,39+0,85; школьной мотивации соответственно -22,38±2,36и 19,27+3,91 и достоверно ниже (р<0,05) уровень тревожности - 12,52+3,41 и 14,23+3,81. В результате 3-летней реабилитационной работы к 4 классу удалось сформировать достоверно более (р<0,05) адекватный уровень самооценки у школьников экспериментальной группы - 6,13+1,11, у учащихся контрольной группы -5,41 + 1,87.

Результаты проведенной междисципли-нарпой реабилитации (см. табл. ^свидетельствуют о достоверно более высоком (р<0,05) уровне словесно-логического мышления у детей 4 класса, с которыми проводилась реабилитационная работа. Достоверные различия (р<0,05) в экспериментальной и контрольной группе были получены по 3 субтестам: «Осведомленность», «Классификация», «Обобщение». Несмотря на активную коррекцию, проводимую с детьми экспериментальной группы, не удалось сформировать достоверно более высокого уровня

Таблица 1

Динамика успеваемости и показателей психологических тестов у учащихся экспериментальной и контрольной групп

Психологические тесты Экспериментальная группа - 2 класс (п=105) Контрольная группа - 2 класс (п=98) Экспериментальная группа - 4 класс (п=105) Контрольная группа - 4 класс (п=98)

Средний балл 3,24+0,39 3,29+0,4 3,72+0,39* 3,32+0,37*

Чтение 42,01+19,13 38,9+21,52 78,82+18,5* 67,45±23,12*

Внимание: работоспособность 1,01+0,29 1,11+0,31 1,62+0,57 1.57+0,49

Коэффициент устойчивости внимания 18,7+4,05 21,3+3,71 48,2+3,69* 31,6+3,16*

Внимание: ошибки 4,61+3,12 4,54+2,76 2,89+2,45 3,29±2,73

Память 7,2+1,65 7,2+2,36 8,89+2,1 * 7,88+1,77*

Школьная адаптация 2,03+0,75* 2,36+0,13* 1,89+0,58* 2,39+0,85*

Школьная мотивация 17,56+2,13 18,65+1,94 22,4+2,36* 19,27+3,91*

Восприятие 4,68+0,49 4,61+0,84 - -

Равен 24,6+2,86 23,8+3,07 29,7+3,14* 27,8+2,44*

Самооценка 4,97+1,63 4,89±2,05 6,13+1,11* 5,41 + 1,87*

Тревожность 14,63+3,04 14,06+2,98 12,52+3,41* 14,23±3,81*

1 субтест Осведомленность 6,38+2,41 6,42±2,18 7,86±0,8* 6,91 + 1,34*

2 субтест Классификация 7,21 + 1,42 7,28±1,54 8,29+0,84* 7,61 + 1,55*

3 субтест Умозаключение 6,55+1,24 6,28+1,93 7,17+1,22 6,9+1,32

4 субтест Обобщение 6,95±1,53 6,82+1,65 8,34+0,82* 7,4+1,03*

Итоговая оценка словесно-логического теста 27,09±4,37 26,8+3,85 31,66+2,91* 28,82+3,83*

умозаключений, что можно объяснить большей сложностью данного субтеста. По всем субтестам результаты учащихся экспериментальной группы, средний возраст которых был 10 лет и 11 месяцев, оказались лишь немного выше, чем показатели этих субтестов у учащихся с нормальным интеллектом в возрасте 8-9 лет. Лишь к 4 классу дети с ЗПР экспериментальной группы смогли приблизиться к максимальному по этой методике - 4 уровню успешности (он составляет 32 и более баллов). Ученики контрольной группы достигли лишь 3 уровня успешности - 28, 8 баллов.

После окончания 4 класса 10 (9,5%) человек из экспериментальной группы было переведено в обычные классы общеобразовательной школы. В контрольной группе таких детей было меньше - 5 (5,1%), различия недостоверны (р>0,05).

Адаптация учащихся, переведенных в обычные классы общеобразовательной школы, прошла удовлетворительно. Средний балл при обучении в 5 классе составил 3,65.

Таким образом, для получения достоверных различий в показателях интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы необходимо проведение многолетней реабилитационной работы.

В 5 классе для отслеживания результатов комплексной реабилитации проводилось исследование уровня интеллекта у учащихся экспериментальной и контрольной групп по детскому варианту методики Векслера (см. табл. 2).

По данным теста Векслера, суммарные показатели интеллектуального развития детей в экспериментальной группе находились на нижней границе нормы при относительно низких показателях вербального интеллекта (ОИП =

92,5 ± 4,8; ВИП = 87,2 ± 11,7; НИП = 93,5 ± 11,8). В контрольной группе суммарные показатели интеллектуального развития находились на более низком уровне, ОИП и ВИП - в промежуточном интервале между нормой и умственной отсталостью, характерном для пограничной интеллектуальной недостаточности, НИП - на нижней границе нормы (ОИП = 88 ± 12; ВИП = 86,7 ± 11,9; НИП = 90,9 ± 12,4). Достоверные различия (р<0,05) удалось получить только по ОИП.

В результате проведенной реабилитационной работы достоверные различия (р<0,05) в балльных оценках у пятиклассников экспериментальной и контрольной групп были получены по субтесту «Словарь», «Понятливость» и «Последовательные картинки».

По большинству показателей более высокими были значения субтестов у учеников экспериментальной группы, за исключением субтестов «Недостающие детали» и «Повторение цифр».

Наименьшие различия в основной и контрольной группе были получены по субтестам «Осведомленность», «Сходство», «Конструирование» и вербальному

интеллектуальному показателю.

Таким образом, в результате комплексной реабилитации, проводимой с учащимися с ЗПР младших классов, удается достичь достоверного улучшения общего интеллектуального показателя, прежде всего за счет улучшения практического мышления (субтест «Понятливость), увеличения общего словарного запаса (субтест «Словарь») и более высокого уровня развития невербального

Таблица 2

Средние значения субтестов методики Векслера у школьников 5 классов экспериментальной и

контрольной групп

Субтесты Основная группа (п=105) Контрольная группа(п=98)

1. Осведомленность 7,79+2,43 7,69+2,59

2. Понятливость 9,52+3,17* 8,64+4,03*

3. Арифметика 8,66+1,6 8,2+2,15

4. Сходство 10,7+1,41 10,4+1,96

5. Словарь 4,13+2,3* 3,26+2,63*

6. Повторение цифр 7,38+2,23 1,1+2,25

7. Недостающие детали 8,45+2,36 8,88+2,06

В. Последовательные картинки 11,27+2,66* 10,07+3,34*

9. Конструирование из кубиков 10,44+2,29 10,24+2,28

10. Складывание фигур 7,18+3,45 7,71+3,23

11. Кодирование 8,67+2,83 8,28±2,77

12. Лабиринты 9,8+3,99 9,18+3,68

Общий интеллектуальный показатель 92,54+4,76* 88+12,01*

Вербальный интеллектуальный показатель 87,23+11,74 86,71+11,89

Невербальный интеллектуальный показатель 93,48+11,78 90,93+12,4

мышления (НИП). Средние значения ОИП в экспериментальной группе оказались чуть выше показателей 1£), которые характеризуют пограничную интеллектуальную недостаточность. В контрольной группе ОИП был чуть ниже аналогичных показателей.

Положительные лонгитудинальные

результаты проведенной междисциплинарной реабилитации заключались также в уменьшении проявлений психопатологических синдромов, осложняющих течение ЗПР у значительной части школьников. Динамика психопатологических синдромов у учащихся экспериментальной и контрольной группы представлена в таблице 3. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что на фоне комплексной коррекционной работы произошло достоверное уменьшение (р<0,05) количества детей с неврозоподобным синдромом в экспериментальной группе с 37,1% во 2 классе до 22,9% - в 5 классе, в контрольной группе с 37,8% до 28,6% - соответственно. Распространенность церебрастенического синдрома также значительно снизилась (р<0,05) в экспериментальной группе с

25,7% до 18,1%, в контрольной группе достоверных различий получено не было и уменьшение количества детей с церебрастенией было менее существенным - от 27,6% до 22,5%. Достоверно больше (р<0,05) стало учеников без осложняющей течение ЗПР симптоматики.

У достоверно меньшего количества учеников в 5 классе в основной группе отмечалась дисграфия (р<0,05). Дислексия значительно сложнее поддавалась коррекции и достоверных различий в количестве учеников с дислексией во 2 и 5 классе как в экспериментальной, так и в контрольной группе не наблюдалось.

Наблюдалось уменьшение количества учащихся как в экспериментальной, так и в контрольной группе, страдающих энурезом, тикозными расстройствами, заиканием. При объединении всех моносимптомных неврозоподобных расстройств в одну группу оказалось, что в экспериментальной группе во 2 классе они наблюдались у 15,3% учащихся, к 5 классу их количество уменьшилось до 9,6%. В контрольной группе это снижение было

Таблица 3

Динамика психопатологических синдромов у школьников с ЗПР экспериментальной

и контрольной групп

Синдромы Экспериментальная группа, %, 2 класс (п=105) Экспериментальная группа, %, 5 класс (п=105) Контрольная группа, %, 2 класс (п=98) Контрольная группа, %, 5 класс (п=98)

Неврозоподобный 37,1* 22,9* 37,8* 28,6*

В т. ч.: энурез 8,6 5,7 7,1 6,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В т. ч.: заикание 1,9 1 1 1

В т. ч.: тикозное расстройство 4,8 2,9 5,1 4,1

В т. ч.: фобическое расстройство 5,7 2,9 4,1 - 3,1

В т. ч.: церебрастенический синдром 25,7* 18,1* 27,6 22,5

Тревожное расстройство 1,9 1 3,1 2

Нарушения активности и внимания 28,6 22,9 29,6 26,5

Гиперкинетичсское расстройство поведения 8,6 5,7 7,1 5,1

Несоциализированное расстройство поведения - 1 1 1

Социализированное расстройство поведения - 1 1 1

Смешанные расстройст-ва поведения и эмоций 1,9 1,9 1 3,1

Эпилептиформный 2,9 1 3,1 2

Нарушения сна 1,9 1 4,1 2

Дисграфия 56,2* 39* 48 42,9

Дислексия 15,2 12,4 18,4 16,3

Нет осложняющих синдромов 16,2* 23,8* 16,3 19,4

незначительно - с 13,2% до 11,3%. Полученные результаты подтверждают точку зрения многих авторов (1,3,5) о том, что неврозоподобные расстройства при ЗПР значительно сложнее поддаются коррекции и требуют длительной и упорной терапии для достижения положительных результатов.

Достоверных различий по фобическим и тревожным расстройствам в экспериментальной и контрольной группе получено не было, что, может быть, связано с низким уровнем распространенности подобных синдромов у школьников с ЗПР.

Распространенность нарушений активности и. внимания у детей экспериментальной группы снизилась с 28,6% - во 2 классе до 22,9% - в 5 классе (р>0,05). В контрольной группе уменьшение было меньшим - от 29,6% до 26,5%. По гиперкинетическим расстройствам поведения различия в динамике были менее существенными.

Несмотря на проводимую реабилитационную работу как в основной, так и в контрольной группе, прослеживалась тенденция к некоторому увеличению (р>0,05) различных видов нарушения поведения (несоциализированное и социализированное расстройство поведения, смешанные расстройства поведения и эмоций). Во 2 классе таких учеников в экспериментальной группе было 1,9%, в 5 классе - 3,8%. В контрольной группе их количество соответственно возросло с 3,1% до 5,1%. Достоверных различий по этим показателям не выявлено (р>0,05). При анализе причин возникновения этого явления оказалось, что у всех детей с нарушениями поведения регистрировалась неблагополучная семейная ситуация: воспитание по типу гипоопеки и безнадзорности, неполные семьи и алкоголизация родителей.

Еще одним очень важным критерием результативности проводимой реабилитации явилось то, что ни один учащийся экспериментальной группы не был переведен на индивидуальный (домашний) вид обучения из-за гиперкинетического расстройства поведения или смешанного расстройства поведения и эмоций. В контрольной группе таких детей было 4 (3,9%).

Проведенная комплексная реабилитация с учащимися с ЗПР способствовала достоверному уменьшению неврозоподобной и в том числе церебрастенической симптоматики и дисграфии. Положительная динамика отмечалась также по нарушениям активности и внимания и гиперкинетическому расстройству поведения. Нарушения поведения социализированного и несоциализированного типа поддавались коррекции сложнее всего, т.к. в их возникновении ведущую роль играли неблагоприятные социальные и семейные факторы.

Значительное улучшение показателей по

различным параметрам позитивно отразилось на отношении учеников к учебной деятельности. В результате проведенной терапии у школьников повысился интерес к школьным занятиям, они с желанием посещают школу, практически исчезли пропуски уроков, появился интерес к учебе, конфликты с детьми и педагогами стали отмечаться значительно реже.

Таким образом, проведение комплексной реабилитации интенсифицирует положительную динамику в психическом и психологическом состоянии учащихся с ЗПР и способствует значительному улучшению адаптации детей и подростков с ЗПР в школе и социуме.

Результаты лонгитудинального исследования свидетельствуют о том, что для получения устойчивых положительных клинических и экспериментально-психологических результатов у школьников с ЗПР необходимо проведение многолетней комплексной междисциплинарной реабилитации в условиях ДДПС на базе общеобразовательных школ.

Список литературы:

1. Безменов П. В. Социально-клинические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекцияуучениковмладшихклассов//Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2001.

- №1. - С. 64-69.

2. Ваганов Н. И. Организация медицинской помощи детям в современных условиях // Здравоохранение. - 1998. - №9. - С. 33-35.

5. Волошин В. М., Вострокнутов Н. В., Козлова И. А. с соавт. Состояние и перспективы развития детско-подростковой психиатрии и психотерапии в Российской Федерации // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001.

- №1,- С. 34-38.

3. Иовчук H. M., Северный А. А. Междисциплинарное взаимодействие в коррекциониой работе при пограничной психической патологии у детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2001. - №1. - С. 70-77.

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

5. Шевченко Ю. С. Актуальные проблемы совершенствования детско-подростковой психиатрической службы // Материалы 4 Конгресса педиатров России «Охрана психического здоровья детей и подростков». - М.

- 1999.-С. 104-105.

6. Richardson G., Partridge I., Jones N. A tiered child and adolescent mental health service // Abstracts 11th International Congress European Child and Adolescent Psychiatry. - Hamburg. - 1999. - 11/196.

7. Konodyli A., Pitsouni D., Giannopoulou S. et al. Psychopatology of children reffered for academic difficulties //Abstracts of 11th International

Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry. - Hamburg. - 1999. - 11/76.

Summary V.I. Bagaev, M.V. Zlokazova LONG TERM RESULTS OF MULTIDISCIPLINARY REHABILITATION OF SCHOOL CHILDREN WITH THE DELAY OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT Kirov State Medical Academy

The current article analyzes long-term results of complex medical, psychological and pedagogical correction. 105 primary school children that studied at correction classes with delay of psychological development were studied. The current study was carried out under the conditions of a day time psychiatric hospital located at an ordinary school. The experts in additional education of the Center of Creative Youth were involved in investigations and actively participated in correction procedures. The findings have shown the objective decrease of neurosis-like symptoms in the experimental group as compared to the control. The experimental group also differs from the control group in the results of some psychological tests and demonstrates higher levels and better results in the WISP test according to verbal sub-tests and verbal IQ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.