ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Богданова Оксана Юрьевна
учитель начальных классов МАОУ ТСОШ № 1 п.Тисуль
E-mail: [email protected]
J ^
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Л________________________________________г
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования внимания младших школьников с использованием психолого-педагогических методов на уроках русского языка.
Ключевые слова: актуальность, проблема развития внимания, условия педагогического руководства, эффективная работа по коррекции внимания.
Проблема развития внимания является актуальной на протяжении всего обучения ребёнка в школе, но наиболее значима она в начальной школе, когда идёт формирование всех познавательных процессов.
Внимание как один из ведущих познавательных психических процессов в учебной деятельности учащихся играет очень важную роль в усвоении учебного материала. Особенно актуальна проблема развития внимания на уроках русского языка, так как то, что изучается на уроках русского языка, является отправной точкой для усвоения других предметов и средством усвоения надпредметных связей [2].
Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка: из-за неумения управлять вниманием ребёнок испытывает трудности в школе. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Детям с проблемами внимания трудно сосредоточиться, невозможной оказывается длительная концентрация, малейшие пометки отвлекают их. это ведёт к усилению «слабости памяти», что ярче всего проявляется в письменных работах по русскому языку. Развитие произвольного внимания становится условием успешной познавательной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.
Обнаружив подобную проблему, необходимо изучить особенности внимания младших школьников и проверить на практике условия педагогического руководства процессом его развития, выявить и проверить методы педагогического руководства развитием произвольного внимания младших школьников средствами уроков русского языка [7].
Далее следует спланировать эффективную работу по коррекции внимания школьников. 1 и 2 классы -начало формирования произвольного внимания, через
деятельность в парах и организацию игр, таких как «Кто внимательный?» (детям необходимо прослушать внимательно сказку «Лисёнок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «и»); игра «Сколько чего?» (детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т»); игра «Полслова за вами» (участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, а тот, кто ловит, должен назвать вторую половину слова).
Каждый урок русского языка начинаю с минутки чистописания [3], которая не только развивает и корректирует каллиграфические навыки, но и развивает внимание у детей. В основе таких минуток лежит приём нахождения среди спрятанных букв определённой буквы для чистописания. Минутки чистописания с такими заданиями позволяют развивать произвольную память, учат концентрировать внимание на определённом предмете.
Результаты обучения учащихся в 1 и 2 классах показали, что доминирующим у них является непроизвольное внимание. В конце 2 класса дети допускали до 10 ошибок в письменных работах по русскому языку при списывании или записи текстов под диктовку в силу доминирующего непроизвольного внимания. Наряду с методом наблюдения за результатами моих учеников в письменных работах использовала метод корректурной пробы (автор А. Бине), который используется в психологии с 1900 г для составления индивидуальных показателей по уровню развития внимания каждого учащегося. Испытуемый должен в течение 5 минут зачеркнуть в контрольном тексте определённые буквы (например, все «а»). Большее или меньшее число пропусков определяет качественную работу по критерию
18
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
внимания. Например, если испытуемый в тексте, содержащем 79 букв «а», зачеркнул 76 букв, пропустив при этом 3, то ИВ: 76/79=0,96 показывает, что у испытуемого высокий уровень развития внимания. ИВ= 0,6-0,9 - средний, ИВ < 0,6 - низкий. Составила карту индивидуальных показателей по уровню развития внимания.
На начало третьего класса были получены следующие результаты диагностики внимания:
• 11% детей с высоким уровнем внимания;
• 39% детей со средним уровнем внимания;
• 50% детей с низким уровнем внимания.
На этом этапе моей работы по развитию внимания у младших школьников стал отбор упражнений и заданий, дидактических игр и использование этих средств на уроках русского языка [4]. Методика русского языка располагает достаточным объёмом упражнений, позволяющих развивать и корректировать внимание. Были проанализированы основные программы, по которым ведётся обучение в начальной школе. За основу я взяла развивающую программу Л. В. Занкова, где большое внимание уделяется развитию познавательных способностей, в частности, внимания. Вместе с психологом нашей школы мы определили, что привлечь внимание разных детей можно по-разному. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
• визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
• аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
• кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений.
Результаты диагностики у учащихся ведущих каналов восприятия и переработки информации, проведенной по методике В. П. Беспалько [7] психологом школы, совпали с результатами диагностики по определению уровня внимания. Оказалось, что учащиеся с низким вниманием - кинестетики, со средним уровнем внимания - аудиалы, с высоким уровнем внимания - визуалы. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Для создания успеха в классе я использовала дифференцированную работу по развитию внимания для аудиалов, визуалов и кинестетиков. Отобранные упражнения и задания я распределила по уровню внимания у учащихся.
Упражнения для визуалов:
А) «Путаница» Цель: развитие произвольного внимания, способствует концентрации внимания.- Найти замаскированные изображения и записать слова существительные, указать склонение.
Б) Работа с таблицами и схемами. Цель: развитие зрительной памяти, умение сосредотачивать внимание.-В табл. спрятано 10 названий животных. Найдите их.
В) Работа с орфографическим словарём - используется при написании сочинений. Цель: развитие умения сосредотачивать внимание.
Г) Зрительный диктант.- Прежде, чем записать текст, ученик фиксирует на нём внимание в соответствии с заданием: объяснить написание, правила. Затем текст диктует учитель, а по окончании работы запись сверяется с текстом. Возможны варианты взаимопроверки, самопроверки.
Упражнения для аудиалов:
A) «Найди слово». Цель: развитие произвольного внимания, концентрации внимания.- Детям предлагалось найти слова среди напечатанных без пробелов слов. Это упражнение было использовано на разных этапах урока. Например: ВУКПРСАБАКАЖИТр - найдите и выпишите слова, исправьте возможные в них ошибки.
Б) «Поиск отличий». Цель: тренировка распределения внимания. Детям предлагалось назвать как можно больше отличий в словах, записанных на доске: борются - смотрят.- Необходимо дать достаточно времени, чтобы дети внимательно рассмотрели слова, и нашли отличия с точки зрения грамматики, морфе-мики.
B) Диктант «Проверю себя». Цель: развитие умения сосредотачивать внимание, развитие произвольного внимания.
Дидактические игры для кинестетиков:
Игра «Пишущая машинка». Цель: развитие произвольного внимания, концентрации внимании.-Каждому ребёнку присваивается буква алфавита в зависимости от изучаемой орфограммы. Использовала эту игру при изучении темы «Парные согласные в корне слова». Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано» полностью, все дети хлопают в ладоши. Необходимо подбирать слова так, чтобы каждый ребёнок поучаствовал в игре.
Разноуровневые задания направлены на достижение одной и той же цели: развитие произвольного внимания учащихся. Например, при изучении темы «Правописание «ь» знака после шипящих у существительных»:
• Группе визуалов предлагалось отделить друг от друга слова и составить из них пословицу. Записать её. Подчеркнуть существительное с «ь» после шипящей. А) ЛОЖЬЧЕЛОВЕКАНЕКРАСИТ; Б) ТОЛОЧЬВОДУВ-СТУПЕ.
• Группе аудиалов учитель читает список из 10 слов на правописание «ь» знака после шипящих у существительных» и просит их запомнить любым удобным для них способом. Затем задаёт вопросы: Сколько всего было слов? Сколько из них существительных 3 склонения? Сколько содержали «ь»? Назовите и запишите те, в которых не было «ь». Обозначьте части речи.
• Группе кинестетиков предлагается игра «Хлопки в ладоши». Если в слове есть «ь» после шипящей, нужно хлопнуть в ладоши (мяч, гараж, тишь и др.)
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
19
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Такие приёмы обучению правописания не только развивают орфографическую зоркость, но и развивают внимание [1,11]. Дети стали более собраны, повысилась активность на уроках даже у слабых учащихся. Текстологический подход стал одним из ведущих современных подходов преподавания русского языка. Для формирования более высокого уровня произвольного внимания я использовала работу с текстами - эти знания являются ведущими в среднем и старшем звене [8,9]. Помимо игр и упражнений, рекомендованных методистами и психологами для формирования «внимательного письма» у младших школьников, мной был использован метод поэтапного формирования умственных действий, предложенный П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабыльницкой. Занятия по формированию внимания проводились как обучение внимательному письму и строились на материале с текстами, содержащими разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слов с предлогом и др. Важным моментом процесса формирования внимания явилась для нас работа с карточкой, на которой выписаны «правила» проверки, порядок операций при проверке текста. Ребенок читает текст вслух слово за словом, отделяя голосом слог от слога. Одновременно он читает и выполняет требования, изложенные на карточке «Схема полной ориентировочной основы действия». Да и ребенок первое время выполняет действие проверок ошибок как бы вместе с взрослым (или для взрослого, информируя его о выполнении каждого пункта карточки). У самых слабых учеников может не хватить навыков выделения слогов в слове голосом, и тогда необходимо будет научить совершать это действие в материальной форме: каждый слог в слове надо будет отчеркивать карандашом вертикальной чертой. Затем, при достижении известных умений, можно будет перейти снова к выделению слогов голосом, а после этого к слитному произнесению слова, т.е. выделению слога как бы про себя. Занятия заканчиваются, когда школьник начинает проверять тексты с ошибками безошибочно, быстро и молча. В качестве мотивационной основы формируемого действия использовалось желание детей научиться под руководством взрослого проверять контрольные работы учащихся других классов, т.е. проверять чужие ошибки. Через 20-25 таких занятий значительно снижается количество ошибок по невнимательности.
Корректурные задания. Цель: развитие концентрации внимания. В корректурных заданиях детям предлагалось находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для их проведения брались любые печатные тексты с крупным шрифтом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Корректурные упражнения проводились ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение нескольких месяцев. Занятия были как индивидуальными, так и групповыми. По мере овладения игрой правила усложнялись: менялись отыскиваемые буквы; одновре-
менно отыскивались две буквы, одна зачеркивалась, вторая подчеркивалась; на одной строке буквы обводились кружочком, на второй отмечались галочкой. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга. Практика работы с этим заданием показала, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Каждое занятие мы начинали с нового договора о возможном количестве ошибок. Результаты показали, что в группе испытуемых уровень внимательности повысился на ступень, а самое главное - значительно уменьшилось количество ошибок в письменных работах по русскому языку.
В процессе реализации намеченного результаты по сравнению с 3 классом увеличились к концу 1 полугодия 4 класса:
• низкий уровень - 10%;
• средний уровень - 45%;
• высокий уровень - 45%
Для решения проблемы внимания на данном этапе мною были использованы следующие направления работы:
1. взаимодействие с психологом школы в вопросах изучения динамики развития внимания младших школьников;
2. использование специальных упражнений в процессе обучения русскому языку, способствующих расширению объёма, возрастанию устойчивости, формированию произвольности внимания младшего школьника;
3. организации индивидуальной и групповой работы с детьми, требующими коррекционных мероприятий по развитию внимания.
Именно индивидуальный подход позволяет добиться высоких результатов и сделать процесс обучения для учеников приятным и продуктивным, что позволяет проследить позитивную динамику психо-эмоциональной сферы детей. Так, в начале эксперимента уровень утомляемости составлял 55%, а к концу эксперимента 5%, уровень качественной успеваемости на уроках русского языка в начале эксперимента составлял 60%, а к концу эксперимента 80%. Повысился уровень самооценки: в начале эксперимента 30%, а сейчас - 100%. Результаты показали, что цель полностью достигнута.
Проблема развития внимания младших школьников - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая проблема. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Карточка
«Схема полной ориентировочной основы действия»
Наметь ПОРЯДОК выполнения проверки: сначала проверь ПО СМЫСЛУ, потом проверь ПО НАПИСАНИЮ.
Чтобы проверить предложение по смыслу:
1. Читай предложение ВСЛУХ.
2. Проверь, подходят ли слова друг к другу.
3. Нет ли ПРОПУСКА СЛОВ в предложении.
20
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Чтобы проверить по написанию:
1. Читай каждое слово по порядку ПО СЛОГАМ и ВЫДЕЛЯЙ каждый слог
2. Проверь, подходят ли БУКВЫ к слову?
3. Нет ли ПРОПУСКА слов?
Литература
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 1978.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского, Р С. Фомичёвой.- М., 1977.
3. Абдулаева Т. С., Яшная С. Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.
4. Абрамова Т. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.
5. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: учеб. пособие.- М., 1981.
6. Баранов С. П., Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пособие.- М., 1986.
7. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения.- М., 1968.
8. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: учеб. пособие.- Ростов-на-Дону, 1970.
9. Бураева Н. Н. Лабораторная работа: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка» // Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.- № 3.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: учеб. пособие.- М., 1956.
11. Золотая И. Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 1.
Андреева Ирина Вячеславовна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородской области E-mail: [email protected]
J ^
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОЕ УУД У УЧАЩИХСЯ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
л_________________________________________г
Аннотация. В статье представлены результаты диагностики и мониторинга формирования и развития универсальных учебных действий учащихся дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Подчеркивается важность аналитической компетентности учителя для успешного формирования и моаиторинга уровня сформированности УУД.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, диагностика и мониторинг сформированности УУД, личностные результаты, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.
Соврсменнаа образовательная ситуация в стране характеризуется переходом на новые образева-теланые сткнда рты.
Одним из требований ФГОС является планомер-нае и целенаправленное формирование УУД учащихся. Работа по этому напаавлению нкпрямую зависит от того, насколько грамотно учитель выстраивает образовательный
процесс, организует учебную деятельность ребенка и делает ее результативной и успешной. Следовательно, первоосновой ученического успеха является профессиональный успех учителя, его мастерство, его профессиональная компетентность, его оснащенность средствами анализа и диагностики [5,6,8].
К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспи-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
21