Научная статья на тему 'О продолжительности домашних учебных занятий школьников третьих классов'

О продолжительности домашних учебных занятий школьников третьих классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О продолжительности домашних учебных занятий школьников третьих классов»

для клинициста и гигиениста. Оно не имеет самостоятельного значения и его необходимо учитывать вместе с данными общего клинического осмотра и с другими лабораторными исследованиями.

В некоторых странах для той же цели употребляют определение содержания свинца в моче. У нас нет большого опыта работы с этим методом, но мы не сомневаемся, что оценка результатов будет иной, потому что механизм и ритм выделения свинца почками очень мало известны, так как выделение свинца происходит под влиянием различных факторов. Определение отдельных доз мочи очень неточно, потому что количество выделяемого свинца в различное время суток может быть различное. Поэтому необходимо определять количество свинца в общем количестве мочи в течение суток. По своему опыту мы знаем, как трудно получить общее количество мочи у амбулаторных больных. Поэтому определение свинца в моче значительно сложнее, чем указанный нами метод.

■¿г. -Й- -¿Г

Л. В. Михайлова

О продолжительности домашних учебных занятий школьников третьих классов

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Рациональное распределение времени суток в отношении часов сна и бодрствования, работы и отдыха, питания и пребывания на воздухе является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный режим дня имеет большое значение для здоровья ребенка и является серьезным воспитывающим фактором. Между тем, по данным ряда обследований и наблюдений, имеются большие погрешности в режиме дня школьников различного возраста, что подтвердило и массовое обследование, проведенное Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

Результаты этого обследования указали на большую учебную нагрузку школьников старших и младших возрастов. Учебная нагрузка учащихся третьих классов складывалась из 5 часов работы в школе и 2—4 часов дома, что вело к сокращению часов сна, пребывания на открытом воздухе и т. д.

Для уточнения времени, затрачиваемого на приготовление домашних уроков, и выяснения эффективной продолжительности домашних учебных занятий было организовано опытное приготовление уроков школьниками третьего класса в нашем присутствии (для чего группа учениц приходила готовить уроки в школу) и наблюдение за выполнением домашних уроков в детском доме.

Во время выполнения домашних уроков наблюдатель следил за работоспособностью детей, за их поведением, учитывая время, затрачиваемое на подготовку заданий по каждому предмету.

Для оценки изменения работоспособности, кроме наблюдения за непосредственной учебной работой, была использована методика дозированной работы, впервые предложенная русским психиатром П. А. Сикорским.

До и после занятий детям предлагали решить устно 20 арифметических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление двузначных чисел в пределах 100. Примеры эти не представляли затруднений для наблюдаемых, так как действия с двузначными числами в пределах 100 бы-

ли ими освоены еще во втором классе. Всего было составлено 20 аналогичных комплексов примеров.

На решение их дети затрачивали 3—4 минуты. При проверке мы учитывали в£емя решения, количество правильно и неправильно решенных, примеров, подсчитывали процентное отношение количества верно решенных примеров после уроков к количеству их до уроков.

Кроме того, проводили исследование зрительных функций, зависящих в значительной степени от функционального состояния корковой части анализатора. Для этого была использована методика определения устойчивости ясного видения и остроты зрения по Холиной.

Работа была организована в женской школе № 201 ив детском доме № 53.

В школе № 201 в течение месяца (в конце III и начале IV четверти учебного года) велось наблюдение за 12 девочками, занимавшимися во вторую смену. Для выполнения домашних уроков ученицы в 9 часоа 30 минут приходили в школу, где для них была выделена специальная комната.

В детском доме № 53 в течение всего учебного года наблюдение проводилось за группой детей, состоявшей из 5 девочек и 9 мальчиков, занимавшихся в школе в первую смену. Домашние уроки дети начинали учить в 16 часов в своей групповой комнате. В помещениях, где происходили занятия, поддерживались гигиенически полноценные условия воздушно-теплового и светового режимов.

В сбоих случаях отбирали здоровых детей среднего физического развития с остротой зрения не менее 0,9—1. По успеваемости и способностям это были средние ученики.

Как и следовало ожидать, занятия, проходившие в утренние часы, оказались более продуктивными, дети скорее справлялись с домашним заданием, меньше уставали, неблагоприятные функциональные сдвиги появлялись позднее.

Продолжительность выполнения домашних уроков колебалась от 1 до 3 часов, причем процент случаев более быстрого выполнения заданий был несколько большим у школьников, учивших уроки в утренние часы. Эти данные представлены в табл. 1.

Таблица 1. Процентное распределение случаев различной продолжительности выполнения домашних заданий

Продолжительность занятий

Время занятий 1 час 30 минут 2 часа 2 часа 30 минут 3 часа

Утренние часы . . . 54 34 5,5 6,5

Вечерние часы . . . 45 29 18 8

Больше всего времени дети затрачивали на подготовку заданий по арифметике — от 50 минут до 1 часа 30 минут. На подготовку урока по грамматике учащиеся затрачивали от 20 до 40 минут, на выполнение устных заданий уходило от 10 до 20 минут.

Результаты исследования работоспособности, зрительных функций а наблюдения показали, что после занятий продолжительностью до 17г часов у школьниц третьего класса, готовивших уроки в утренние часы, не было существенных признаков утомления. В течение этого времени девочки внимательно и сосредоточенно работали и уходили после занятий бодрыми и жизнерадостными. Скорость решения арифметических примеров

к концу занятий у половины наблюдаемых не изменялась, а у половины увеличивалась на 10, 20 секунд. Число ошибок в них после полуторачасовых занятий в большинстве случаев не изменялось. Однако у отдельных:

Рис. 1. Изменение устойчивости ясного видения в процессе выполнения домашних уроков в утренние (сплошная кривая) и вечерние (прерывистая кривая) часы.

девочек и после полуторачасовых занятий преобладало увеличение количества ошибок (табл. 2). Острота зрения у всех школьниц после занятий продолжительностью 11/л часа увеличивалась на 15—20%. Время ясного видения в большинстве случаев наблюдения возрастало по сравнению с исходными данными на 10—15% (рис. 1).

Продолжительность занятий

Рис. 2. Изменение числа правильно решенных арифметических примеров в процессе выполнения домашних уроков в утренние и вечерние часы.

У детей этого же возраста, готовивших уроки во второй половине дня. занятия в течение Г/л часов у половины всех наблюдаемых вызывали снижение работоспособности и устойчивости ясного видения в среднем на

3 Гигиеца и санитария, № 8

за

12—15% (рис. 1 и 2). Через 50—60 минут после начала работы дети начинали отвлекаться от занятий, количество нарушений внимания особенно возрастало с середины 2-го часа занятий.

В тех 'случаях, когда продолжительность выполнения домашних заданий затягивалась свыше 17г—2 часов, учащиеся, занимавшиеся в утренние часы, к концу 2-го часа работы (после выполнения каждого урока дети 10—12 минут отдыхали) начинали часто отвлекаться, разговаривать. Скорость решения арифметических примеров у них, как правило, уменьшалась, количество ошибок заметно возрастало (табл. 2).

Таблица 2. Число ошибок при решении арифметических примеров в зависимости от продолжительности занятий

Количество ошибок

§ « после занятий

Наблюдаемые Количес! ошибок до занят продолжительностью 1 !/2 часа продолжи- | тельностью 2х/2 и 3 часа

Галя А. . . . 1 1 4

Тамара В. . . . 1 2 3

Светлана В. 6 7 9

Галя Ч..... 3 3 6

Люба Ж. . . . 1 2 2

Нина Л. . . . 2 1 3

Лида М. . . . 3 2 4

Тамара М. . . 1 1 1

Зина М. . . . 3 5 4

Таня С. . . . 1 1 2

Вера У. . . . 1 Ч 2

Муся Щ. . . . 2 2 4

Устойчивость ясного видения после занятий продолжительностью 2 часа и выше снижалась в среднем на 10—20%. В отдельные дни устойчивость ясного ведения снижалась весьма значительно. После 3 часов занятий у некоторых девочек наблюдалось снижение и остроты зрения, например, у Муси Щ., после занятий продолжительностью 2 часа 45 минут острота зрения снизилась на 27%, у Тани С. — на 10%. Это наблюдалось в самые благоприятные для работы утренние часы. У детей, занимавшихся в вечерние часы, работоспособность и зрительные функции снижались в большей степени.

Устойчивость ясного видения в вечернее время после занятий продолжительностью свыше 2 часов снижалась поголовно у всех на 20—30% и более. Работоспособность после занятий продолжительностью 3 часа снижалась в среднем на 20—-25% (рис. 1 и 2). Однако у отдельных детей даже при большой продолжительности занятий наблюдалось повышение работоспособности, что, очевидно, зависит от индивидуальных особенностей их высшей нервной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют, что при увеличении времени, затрачиваемого учащимися третьего класса на выполнение домашнего задания, нарастают показатели, указывающие на снижение работоспособности и внимания детей.

При занятиях в первой половине дня снижение работоспособности начинается через 11/я—2 часа после начала занятий, во второй половине

дня снижение работоспособности наблюдается через 1—l'/г часа. Учебные занятия, продолжающиеся дольше этого времени, протекают недостаточно эффективно.

Наблюдая за детьми на протяжении учебного года, мы заметили, что в IV четверти учащиеся затрачивали на выполнение домашних заданий значительно больше времени, чем во II и даже III четверти (табл. 3).

Таблица 3. Продолжительность домашних занятий по четвертям года (в процентах)

Продолжительность занятий II четверть III четверть IV четверть

1 час 30 минут . . 54 60 12

2 часа ..... 32 27 29

2 часа 30 минут . 10 5 40

3 часа ...... 4 8 19

Объем домашних заданий в IV четверти не увеличился, материал давался знакомый; по арифметике и грамматике в основном шло повторение. Качество выполнения домашних заданий в конце учебного года, особенно во второй половине апреля и в мае, было зачастую неполноценным. Воспитатель и педагог отмечали, что дети делали большое количество ошибок даже при списывании.

Было отмечено также, что в IV четверти, особенно в конце ее, значительно снизилась работоспособность, ухудшилось внимание; дисциплина особенно не нарушалась, дети спокойно сидели на местах, не шумели, но, присмотревшись к каждому из них, можно было заметить, что учащиеся лишь 30—40 минут (в вечерние часы) работали сосредоточенно, после чего очень легко и быстро выключались из работы, отвлекались, занимались посторонними делами. Очевидно, что такое понижение внимания, частые отвлечения от занятий и способствовали увеличению времени, затрачиваемого на выполнение всех уроков.

Одновременно с этим в конце года наблюдалось увеличение количества ошибок в предлагаемых нами арифметических примерах. Во II четверти до уроков преобладали случаи безошибочного решения или с одной

Таблица 4. Процентное соотношение количества ошибок в арифметических примерах до занятий по четвертям года

Количество II чет- III чет- IV чет-

ошибок верть верть верть

0 22 7 7

1 30 13 12

2 15 33 7

3 10 15 19

4 9 15 32.

5 и более 14 17 23

ошибкой, в III—преобладают 2 ошибки, а в IV — 4 ошибки (табл. 4). Это также указывает на снижение внимания и работоспособности школьников к концу учебного года.

Возможно, что, наряду с нарастанием утомления к концу учебного года, длительное и частое повторение одних и тех же раздражителей

(учебная работа) является одной из. причин того, что в IV четверти дети быстрее выходят из рабочего тонуса и через 30—40 минут после начала обычной работы отвлекаются от нее.

Таким образом, если в начале и середине учебного года наиболее эффективная продолжительность домашних учебных занятий школьников третьего класса составляет 17г часа, то в конце года она сокращается до одного часа и даже 40 минут.

У школьников учебная нагрузка является определяющим фактором всего режима дня. При увеличении ее сокращается продолжительность остальных элементов режима, что и было установлено. Как в школе, так и в детском доме систематически наблюдалось недостаточное пребывание детей на открытом воздухе, а зачастую и недосыпание.

Для нормализации режима дня учащихся третьих классов необходимо упорядочение учебной нагрузки, сокращение часов пребывания в школе, тщательный подход к даче домашних заданий.

Построение режима дня учащихся третьих классов в соответствии с гигиеническими требованиями возможно лишь при 4-часовой учебной работе в школе и полуторачасовой учебной нагрузке дома. В конце учебного года домашнюю учебную работу целесообразно ограничить одним часом.

М. И. Шрейбер

Роль санитарного врача в осуществлении санитарного надзора за состоянием очистки населенных мест

Из Орехово-Зуевской городской санитарно-эпидемиологической станции

Работа санитарно-эпидемиологической станции по санитарному надзору за очисткой населенных мест должна включать три обязательных элемента:

1) изучение состояния очистки с постановкой в возможно широком объеме лабораторных, инструментальных, статистических и иных исследований, последующий анализ и обобщение собранных материалов;

2) организационную работу по реализации намеченных мероприятий;

3) контроль исполнения.

На практике нередко первое и второе звено выпадают и работа сводится к выполнению только контрольной функции без изучения санитарных условий и без организационной деятельности. Такая работа не может быть эффективна и не дает удовлетворения санитарному врачу.

Контроль, как один из элементов работы санитарного врача не должен сводиться к инспекторским обходам дворов по сигналам жителей, санитарных уполномоченных, медицинских работников лечебно-профилакти-ческой сети или по календарному плану санитарно-эпидемиологической станции.

Основное направление контроля заключается в проверке выполнения решений Исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, планов-заданий и отдельных предложений самой санитарно-эпидемиологической станции, касающихся постановки дела и организации очистки.

В этом отношении методы контроля по вопросам санитарной очистки не отличаются в сущности от методов контроля по любым другим отраслям деятельности санитарно-эпидемиологической станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.