Л. В. Михайлова
Влияние активного отдыха школьников на открытом воздухе на приготовление уроков
Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР
Важнейшими условиями рационального построения режима дня школьника являются: правильная организация учебных занятий, чередование в течение дня различных видов деятельности, наличие разумного и достаточного по продолжительности отдыха. Организация отдыха учащихся, особенно дневного,-составляет наименее разработанную часть режима дня, между тем от этого в значительной степени зависит работоспособность учащихся во время последующих занятий.
В школьном возрасте излюбленный вид отдыха — это активный отдых, сопровождающийся играми, спортивными развлечениями, различными физическими упражнениями. Деятельность школьников при этом переключается с преимущественно умственной учебной работы на физическую или игровую, связанную с эмоциональным подъемом. Организация подобного дневного отдыха школьников, несомненно, заслуживает внимания.
Не нужно доказывать, что в часы отдыха учащиеся должны возможно больше находиться -на открытом воздухе. Это имеет чрезвычайно важное значение для физического развития, состояния здоровья детей и их работоспособности. Однако до сих пор пребывание школьников на открытом воздухе очень кратковременно в силу их большой учебной нагрузки и неудовлетворительной организации режима.
В задачу настоящей работы входило экспериментальное изучение влияния активного отдыха в условиях открытого воздуха на работоспособность учащихся во время последующих учебных занятий.
Наблюдение проводилось в детском доме № 4 за десятью здоровыми мальчиками — учащимися V класса, которые успевали по всем предметам и имели среднее физическое развитие и остроту зрения 0,9—1.
Исследование заключалось в изучении работоспособности детей во время подготовки домашних заданий при различном (по продолжительности) активном отдыхе.
В одном случае час активного отдыха на воздухе предшествовал выполнению домашних заданий, в другом — проводился после подготовки уроков.
В остальном режим дня воспитанников был одинаков. Дети вставали в 7 часов утра, занимались в школе в I смену, по дороге из школы гуляли 30—40 минут, затем обедали. После обеда в течение часа работали в столярной мастерской (работали охотно без принуждения, на усталость после работы никогда не жаловались). С 16 до 17 часов проводился активный отдых на открытом воздухе, после чего воспитанники приступали к выполнению домашних заданий. В другие дни активный отдых на воздухе проходил с 18.30 до 19.30, а домашние учебные занятия начинались через 20 минут после окончания работы в мастерской.
Время прогулки дети проводили в активных движениях — играх, спортивных развлечениях. Инструктор по физическому воспитанию наблюдал за учащимися, руководил их играми и занятиями. Мальчикам был предоставлен большой выбор игр и развлечений. Играли чаще всего в волейбол, лапту, городки; толкали ядро, метали диск, прыгали, разучивали старт бега, занимались на перекладине. При наступлении холодных дней готовили площадку для катка и помогали заливать ее, в последующие дни расчищали каток от снега, играли в хоккей.
Перед началом домашних занятий и после окончания их мы проводили определение работоспособности детей методикой дозированных заданий и устойчивости ясного видения. Детям предлагалось решить устно 20 арифметических примеров на сложение, вычитание и умножение трех-и двухзначных чисел. Показателем работоспособности являлось процентное отношение правильно решенных примеров после уроков к общему числу их. Устойчивость ясного видения определялась обычной методикой.
В процессе подготовки уроков проводилось наблюдение за вниманием учеников. В готовом протоколе с фамилиями воспитанников отме-•чали, кто и когда отвлекался от уроков; фиксировали время, затрачиваемое учащимися на подготовку заданий по различным предметам, начало и конец занятий у каждого ученика, качество выполненного задания. В протокол занятий заносили особенности каждого дня, отмечали поведение детей.
В результате наблюдения за детьми было установлено, что активный отдых на открытом воздухе способствовал повышению внимания и работоспособности в последующих занятиях* что выражалось в снижении количества ошибок в предлагаемых арифметических примерах, увеличении времени ясного видения, а также в том, что дети меньше отвлекались от занятий. После пребывания на открытом воздухе мальчики быстрее включались в работу, занимались (особенно в начале) более сосредоточенно, вели себя спокойнее, чем в дни, когда занятиям не предшествовал отдых на воздухе. В табл. 1 представлены результаты наблюдения за отвлечением от занятий у 10 мальчиков за 10 дней наблюдения (после прогулки и без нее). Количество отвлечений дано отдельно за каждые полчаса работы. С увеличением продолжительности занятий число случаев выключения внимания нарастает, мальчики чаще занимаются посторонними делами, переговариваются, меняют положение тела, особенно часто наблюдается это к концу второго часа работы.
Таблица 1. Количество случаев отвлечений от занятий у мальчиков за первые
два часа работы
После прогулки Ьез прогулки
Дата первые 30 минут вторые 30 минут третьи 30 минут четвертые 30 мииут Дата первые 30 минут 1 вторые 30 минут третьи 30 минут 1 четвер- тые 30 минут
21/Х 2 2 4 8 24/XI 4 13 30 20
15/Х 4 4 9 14 26/XI 18 22 24 34
3I/X 4 8 7 14 28/XI 8 24 30 21
11/XI 0 5 12 14 2/X1I 10 17 19 23
21/XI 4 12 14 4 8./XII 16 22 19 25
I8/II 7 6 8 17 9/XII 2 13 10 29
20/11 0 8 13 10 13/1 10 12 7 24
2 4/Н 0 4 10 13 20/1 12 16 19 14
6/IH 6 15 15 17 23/1 3 7 8 19
10/III 5 5 3 27 27/1 7 25 16 30
Итого . . . 32 69 95 138 90 171 182 239
В те дни, когда занятиям предшествовал активный отдых на открытом воздухе, количество замеченных нарушений внимания было * в 2—3 раза меньше, чем в дни без прогулки.
Внимание детей тесно связано с их работоспособностью. После прогулки школьники решали арифметические примеры большей частью безошибочно или с одной ошибкой, а когда прогулка отсутствовала, в этих же примерах дети часто делали 2 или 3 ошибки (табл. 2). В процессе занятий количество ошибок в предлагаемых нами арифметических примерах нарастало, причем скорость снижения числа правильно решенных примеров была не одинакова в дни с различным режимом.
Таблица 2. Количество ошибок в решении арифметических
примеров
Количество ошибок После прогулки Без прогулки
количество наблюдений процент наблюдений количество наблюдений процент наблюдений
0 1 2 3 4 5 38 59 52 16 1 24 36 31 9 12 22 38 24 10 1 11 21 37 22 9
Итого 166 100 107 100
После прогулки, через полтора часа занятий количество верно решенных примеров не изменялось или снижалось на 5%, через два с половиной часа снижение доходило в среднем до 15%. Без прогулки до занятий уже через полтора часа снижение числа верно решенных примеров доходило до 10—15%, а через два с половиной часа — до 20—25%.
Аналогичные данные получены при проверке устойчивости ясного видения. После прогулки при двухминутном наблюдении время ясного видения у большинства мальчиков равнялось 100 секундам; без прогулки оно в начале подготовки домашних уроков было на 10—15 секунд меньше. В процессе занятий устойчивость ясного видения снижалась.
Снижение устойчивости ясного видения, так же как и количества правильно решенных арифметических примеров, происходило в большей степени после занятий без прогулки. После прогулки устойчивость ясного видения за первые два часа занятий снижалась на 10—15% и доходила в течение третьего часа до 30—35% от первоначального уровня. Без прогулки до подготовки уроков устойчивость ясного видения за два часа "снижалась в среднем на 25%, а за три часа — на 35—40%.
Положительное влияние прогулки (сопровождавшейся спортивными играми и развлечениями) продолжительностью в один час сказывалось на работоспособности мальчиков главным образом в первые два часа занятий, на протяжении третьего часа это влияние уменьшалось.
В настоящей работе экспериментальному исследованию подвергались в основном два режима, отличающиеся друг от друга распределением часов отдыха на воздухе.
Сопоставление результатов исследования позволяет отдать предпочтение режиму, в котором прогулка проводится до приготовления уроков.
* а а