Научная статья на тему 'Влияние активного отдыха школьников на открытом воздухе на приготовление уроков'

Влияние активного отдыха школьников на открытом воздухе на приготовление уроков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние активного отдыха школьников на открытом воздухе на приготовление уроков»

Л. В. Михайлова

Влияние активного отдыха школьников на открытом воздухе на приготовление уроков

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

Важнейшими условиями рационального построения режима дня школьника являются: правильная организация учебных занятий, чередование в течение дня различных видов деятельности, наличие разумного и достаточного по продолжительности отдыха. Организация отдыха учащихся, особенно дневного,-составляет наименее разработанную часть режима дня, между тем от этого в значительной степени зависит работоспособность учащихся во время последующих занятий.

В школьном возрасте излюбленный вид отдыха — это активный отдых, сопровождающийся играми, спортивными развлечениями, различными физическими упражнениями. Деятельность школьников при этом переключается с преимущественно умственной учебной работы на физическую или игровую, связанную с эмоциональным подъемом. Организация подобного дневного отдыха школьников, несомненно, заслуживает внимания.

Не нужно доказывать, что в часы отдыха учащиеся должны возможно больше находиться -на открытом воздухе. Это имеет чрезвычайно важное значение для физического развития, состояния здоровья детей и их работоспособности. Однако до сих пор пребывание школьников на открытом воздухе очень кратковременно в силу их большой учебной нагрузки и неудовлетворительной организации режима.

В задачу настоящей работы входило экспериментальное изучение влияния активного отдыха в условиях открытого воздуха на работоспособность учащихся во время последующих учебных занятий.

Наблюдение проводилось в детском доме № 4 за десятью здоровыми мальчиками — учащимися V класса, которые успевали по всем предметам и имели среднее физическое развитие и остроту зрения 0,9—1.

Исследование заключалось в изучении работоспособности детей во время подготовки домашних заданий при различном (по продолжительности) активном отдыхе.

В одном случае час активного отдыха на воздухе предшествовал выполнению домашних заданий, в другом — проводился после подготовки уроков.

В остальном режим дня воспитанников был одинаков. Дети вставали в 7 часов утра, занимались в школе в I смену, по дороге из школы гуляли 30—40 минут, затем обедали. После обеда в течение часа работали в столярной мастерской (работали охотно без принуждения, на усталость после работы никогда не жаловались). С 16 до 17 часов проводился активный отдых на открытом воздухе, после чего воспитанники приступали к выполнению домашних заданий. В другие дни активный отдых на воздухе проходил с 18.30 до 19.30, а домашние учебные занятия начинались через 20 минут после окончания работы в мастерской.

Время прогулки дети проводили в активных движениях — играх, спортивных развлечениях. Инструктор по физическому воспитанию наблюдал за учащимися, руководил их играми и занятиями. Мальчикам был предоставлен большой выбор игр и развлечений. Играли чаще всего в волейбол, лапту, городки; толкали ядро, метали диск, прыгали, разучивали старт бега, занимались на перекладине. При наступлении холодных дней готовили площадку для катка и помогали заливать ее, в последующие дни расчищали каток от снега, играли в хоккей.

Перед началом домашних занятий и после окончания их мы проводили определение работоспособности детей методикой дозированных заданий и устойчивости ясного видения. Детям предлагалось решить устно 20 арифметических примеров на сложение, вычитание и умножение трех-и двухзначных чисел. Показателем работоспособности являлось процентное отношение правильно решенных примеров после уроков к общему числу их. Устойчивость ясного видения определялась обычной методикой.

В процессе подготовки уроков проводилось наблюдение за вниманием учеников. В готовом протоколе с фамилиями воспитанников отме-•чали, кто и когда отвлекался от уроков; фиксировали время, затрачиваемое учащимися на подготовку заданий по различным предметам, начало и конец занятий у каждого ученика, качество выполненного задания. В протокол занятий заносили особенности каждого дня, отмечали поведение детей.

В результате наблюдения за детьми было установлено, что активный отдых на открытом воздухе способствовал повышению внимания и работоспособности в последующих занятиях* что выражалось в снижении количества ошибок в предлагаемых арифметических примерах, увеличении времени ясного видения, а также в том, что дети меньше отвлекались от занятий. После пребывания на открытом воздухе мальчики быстрее включались в работу, занимались (особенно в начале) более сосредоточенно, вели себя спокойнее, чем в дни, когда занятиям не предшествовал отдых на воздухе. В табл. 1 представлены результаты наблюдения за отвлечением от занятий у 10 мальчиков за 10 дней наблюдения (после прогулки и без нее). Количество отвлечений дано отдельно за каждые полчаса работы. С увеличением продолжительности занятий число случаев выключения внимания нарастает, мальчики чаще занимаются посторонними делами, переговариваются, меняют положение тела, особенно часто наблюдается это к концу второго часа работы.

Таблица 1. Количество случаев отвлечений от занятий у мальчиков за первые

два часа работы

После прогулки Ьез прогулки

Дата первые 30 минут вторые 30 минут третьи 30 минут четвертые 30 мииут Дата первые 30 минут 1 вторые 30 минут третьи 30 минут 1 четвер- тые 30 минут

21/Х 2 2 4 8 24/XI 4 13 30 20

15/Х 4 4 9 14 26/XI 18 22 24 34

3I/X 4 8 7 14 28/XI 8 24 30 21

11/XI 0 5 12 14 2/X1I 10 17 19 23

21/XI 4 12 14 4 8./XII 16 22 19 25

I8/II 7 6 8 17 9/XII 2 13 10 29

20/11 0 8 13 10 13/1 10 12 7 24

2 4/Н 0 4 10 13 20/1 12 16 19 14

6/IH 6 15 15 17 23/1 3 7 8 19

10/III 5 5 3 27 27/1 7 25 16 30

Итого . . . 32 69 95 138 90 171 182 239

В те дни, когда занятиям предшествовал активный отдых на открытом воздухе, количество замеченных нарушений внимания было * в 2—3 раза меньше, чем в дни без прогулки.

Внимание детей тесно связано с их работоспособностью. После прогулки школьники решали арифметические примеры большей частью безошибочно или с одной ошибкой, а когда прогулка отсутствовала, в этих же примерах дети часто делали 2 или 3 ошибки (табл. 2). В процессе занятий количество ошибок в предлагаемых нами арифметических примерах нарастало, причем скорость снижения числа правильно решенных примеров была не одинакова в дни с различным режимом.

Таблица 2. Количество ошибок в решении арифметических

примеров

Количество ошибок После прогулки Без прогулки

количество наблюдений процент наблюдений количество наблюдений процент наблюдений

0 1 2 3 4 5 38 59 52 16 1 24 36 31 9 12 22 38 24 10 1 11 21 37 22 9

Итого 166 100 107 100

После прогулки, через полтора часа занятий количество верно решенных примеров не изменялось или снижалось на 5%, через два с половиной часа снижение доходило в среднем до 15%. Без прогулки до занятий уже через полтора часа снижение числа верно решенных примеров доходило до 10—15%, а через два с половиной часа — до 20—25%.

Аналогичные данные получены при проверке устойчивости ясного видения. После прогулки при двухминутном наблюдении время ясного видения у большинства мальчиков равнялось 100 секундам; без прогулки оно в начале подготовки домашних уроков было на 10—15 секунд меньше. В процессе занятий устойчивость ясного видения снижалась.

Снижение устойчивости ясного видения, так же как и количества правильно решенных арифметических примеров, происходило в большей степени после занятий без прогулки. После прогулки устойчивость ясного видения за первые два часа занятий снижалась на 10—15% и доходила в течение третьего часа до 30—35% от первоначального уровня. Без прогулки до подготовки уроков устойчивость ясного видения за два часа "снижалась в среднем на 25%, а за три часа — на 35—40%.

Положительное влияние прогулки (сопровождавшейся спортивными играми и развлечениями) продолжительностью в один час сказывалось на работоспособности мальчиков главным образом в первые два часа занятий, на протяжении третьего часа это влияние уменьшалось.

В настоящей работе экспериментальному исследованию подвергались в основном два режима, отличающиеся друг от друга распределением часов отдыха на воздухе.

Сопоставление результатов исследования позволяет отдать предпочтение режиму, в котором прогулка проводится до приготовления уроков.

* а а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.