Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка отдельных компонентов в режиме дня учащихся'

Гигиеническая оценка отдельных компонентов в режиме дня учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка отдельных компонентов в режиме дня учащихся»

Д. Г. Нусбаум

Гигиеническая оценка отдельных компонентов в режиме

дня учащихся

Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана

Рациональная организация режима дня учащихся приобретает особенно большое значение в свете решений XIX съезда КПСС о переходе к обязательному 10-летнему образованию и введению политехнического обучения. Эти исторические решения обязывают врачей-гигиенистов заняться глубоким научным изучением режима дня школьников.

До последнего времени много внимания уделялось изучению режима занятий в школе и значительно меньше вопросу организации режима занятий при приготовлении домашних заданий.

В ряде работ (Антропова, Богаченко, Сальникова? Варсакин) установлено, что большая перегрузка учащихся домашними заданиями приводит к нарушению режима дня школьников и в первую очередь к уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе.

Перед нами стояла задача дать гигиеническую оценку отдельным компонентам режима дня учащихся и в первую очередь времени приготовления домашних заданий, изучить их влияние на работоспособность учащихся и разработать мероприятия в целях профилактики утомления. Под нашим наблюдением находилось 12 воспитанниц детского дома, которые учились в одной школе в IV, V и VI классах. Эти дети в течение 3 лет находились в совершенно одинаковых условиях быта и обучения. Кроме указанной группы воспитанниц детского дома, под нашим наблюдением в школе находились и остальные учащиеся класса.

Для полной характеристики состояния здоровья учащихся был приведен тщательный медицинский осмотр детей данного класса, а также учитывались данные о заболеваемости.

Исследования проводили 5 раз в день: 3 раза в школе (до начала занятий, после 2-го и 6-го урока) и 2 раза в детском доме после возвращения детей из школы (до начала и в конце приготовления домашних заданий).

Функциональное состояние организма изучали путем физиологических исследований и учета работоспособности учащихся.

Физиологические исследования заключались в определении электрической возбудимости глаза методом оптической хронаксии и произвольного изменения дыхания по методу П. П. Дьяконова в модификации В. А. Гамбурцева.

Литературные данные и наши собственные наблюдения показывают, что эти методики являются достаточно чувствительными и отражают состояние центральной нервной системы.

Всего было проведено 1 038 исследований оптической хронаксии и произвольного изменения дыхания.

Результаты обработаны вариационно-статистическим методом и показаны в табл. 1.

Как видно из табл. 1, имеют место закономерные изменения оптиче ской хронаксии и дыхательной экскурсии, связанные с различными моментами в режиме дня. Начиная со 2-го урока, наблюдается незначительное удлинение оптической хронаксии и уменьшение дыхательной экскурсии. Особенно заметны эти изменения к концу учебных занятий (т. е. после 6-го урока) в школе.

Интересно, что во время отдыха (обед, прогулка) эти показатели улучшаются и снова ухудшаются, достигая максимума к концу приготовления уроков, т. е. к концу учебного дня.

"

Таблица 1. Величина оптической хронаксии и дыхательной экскурсии у школьников в зависимости от продолжительности учебных Занятн'» в течение дня (средние данные)

Показатель Исследования в школе Исследовании в легком доме щи выполнении домашних заданий

до начала занятий после 2 го урока после Ь-го урока до начала занятий после и* окончания

Оптическая хронаксия (в сигмах) ..... Дыхательная экскурсия (в мм) 1,98 62 •2,13 60 3 54,2 2,42 62,5 3,58 52

Таким образом, к концу учебного дня оптическая хронаксия удлиняется почти в 2 раза и дыхательная экскурсия уменьшается приблизительно на 16%, что свидетельствует о нарастании утомления у учащихся в процессе учебных занятий.

Об утомляемости к концу учебного дня в школе говорят также результаты, полученные нами по изучению работоспособности учащихся до и после занятий о школе.

Для определения работоспособности были использованы обычные тексты, в которых учащимся предлагалось в течение определенного времени (3 минуты) вычеркивать заданную букву.

Кроме того, для исследования работоспособности учащиеся решали простые арифметические примеры на сложение и вычитание. Подобные испытания проводились на первом и шестом уроках в школе. По числу допущенных ошибок или пропусков при вычеркивании букв в текстах и при решении арифметических примеров определялось изменение работоспособности учащихся.

Всего было проведено 284 испытания с вычеркиванием букв и решено 632 арифметических примера.

Анализ полученных результатов показывает, что на шестом уроке учащиеся делают значительно больше ошибок, чем на первом (табл. 2).

За 100% принято количество ошибок на первом уроке.

Как видно из табл. 2, число ошибок при вычеркивании букв в текстах возросло к шестому уроку на 58%, а число ошибок при решении арифметических примеров—на 44%.

Таблица 2. Количество ошибок при вычеркивании букв и при решении арифметических примеров на первом и шестом уроках

Вид задання Общее число заданий Числи ошибок Увеличение ошибок на шеио1»! уроке

на первом уроке на шестом уроке число процент

Тексты . . . • . 28» 809 1 290 481 58

Арифметические примеры . . 632 973 1 393 420 44

Л

Наряду с физиологическими исследованиями, нами были проведены наблюдения, показывающие, как отражается утомляемость учащихся к концу учебного дня на их поведении во время урока. С этой целью мы учитывали на первом и шестом уроках при одном и том же педагоге время, в течение которого девочки внимательно и сосредоточенно занимаются, и время, которое в результате наступления утомления уходит на посторонние занятия (разговоры и др.).

Эти наблюдения за поведением учащихся совпадают с физиологическими исследованиями и представляют интерес как дополнительный тест при изучении утомления.

Нас интересовали отдельные компоненты режима дня в связи с динамикой утомления. Одним из таких моментов явилось изучение изменения работоспособности учащихся от 5-го к 6-му уроку.

В настоящее время имеется специальное указание о количестве уроков в течение учебного дня в школе для каждого класса, в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Однако практика показывает, что это указание в ряде случаев, особенно в старших классах, нарушается. В большинстве школ мы имели по 6 уроков в V и VI классах почти ежедневно (в виде дополнительных уроков) вместо полагающихся 2 раз в неделю.

С целью изучения влияния 6-го урока на утомляемость школьников было введено дополнительное исследование физиологических функций при помощи тех же методик после 5-го урока.

Всего проведено 132 исследования оптической хронаксии и дыхательной экскурсии.

В табл. 3 приведены средние данные результатов исследования в процентах по отношению к первоначальным величинам.

Как видно из табл. 3, значительные изменения оптической хронаксии и дыхательной экскурсии отмечаются от 5-го к 6-му уроку. Так, от первого урока к 5-му оптическая хронаксия возрастает приблизительно на 21—32%, а дыхательная экскурсия — на 6—9%. В то же время только за один час — от 5-го к 6-му уроку — оптическая хронаксия удлиняется приблизительно на 40—70%, а дыхательная экскурсия уменьшается на 9—13%.

Таким образом, в течение учебного дня в школе наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма, связанные с нарастанием утомления, наступают от 5-го урока к 6-му.

Полученные результаты подтверждают необходимость точного соблюдения количества уроков в течение учебного дня и показывают, что проведение 6-го урока возможно только в исключительных случаях.

Проведенные наблюдения и исследования указывают, что дети к концу учебных занятий в школе утомлены, их работоспособность понижена, самочувствие ухудшается.

По возвращении из школы этим учащимся предстоит еще выполнить домашние задания. Мы неоднократно убеждались в том, что при нарушении режима дня учащиеся часто приступают к выполнению домашних занятий без предварительного отдыха и прогулки на свежем воздухе

Мы поставили перед собой задачу физиологически обосновать необходимость проведения прогулок перед приготовлением уроков как обязательного компонента в режиме дня учащихся. Этому важному вопросу нередко уделяется еще недостаточное внимание как со стороны педагогов, воспитателей и родителей, так и со стороны самих учащихся.

С этой целью у той же группы воспитанниц детского дома, обучавшихся в первой смене, изучалось функциональное состояние организма, как обычно, до и после приготовления домашних уроков, но только с учетом прогулки на свежем воздухе.

Учащиеся проводили после обеда перед приготовлением

домашних уроков один час на воздухе, совершая активные движения (ходьба, катание на санках и лыжах, игра в мяч и др.).

Мы изучали значение прогулки как фактора, снижающего утомление учащихся, возникающее в процессе учебных занятий.

Принимая за 100% величину оптической хронаксии и дыхательной экскурсии до начала приготовления уроков, мы нашли, что у детей, которые не проводили прогулки на свежем воздухе, оптическая хронаксия к концу занятий повысилась на 77%, а дыхательная экскурсия снизилась на 20,6%.

Дети же, отдыхавшие на свежем воздухе, не дали таких резких изменений. Оптическая хронаксия в среднем повысилась у них лишь на 36,4%, а дыхательная экскурсия понизилась в среднем на 16%.

Полученные результаты свидетельствуют о более резком нарастании утомления у учащихся, которые приступали к приготовлению домашних уроков без предшествующей прогулки. Вторичное нарастание утомления у учащихся в течение дня наступает после приготовления домашних уроков, которое продолжалось у наших учащихся 3 часа. Для изучения динамики утомления в период приготовления уроков проводились физиологические исследования 4 раза в течение 3 часов: до начала приготовления уроков, после первого, второго и третьего часа занятий.

Всего было проведено 199 исследований оптической хронаксии и дыхательной экскурсии.

В табл. 4 показаны результаты исследований. Наиболее выраженные сдвиги отмечаются после 2 часов непрерывных занятий. Это выражается в резком удлинении оптической хронаксии и уменьшении дыхательной экскурсии.

Наши данные совпадают с результатами наблюдений Г. П. Сальниковой которая указывает, что у учащихся V классов уменьшается время ясного видения, снижается острота зрения и падает работоспособность после 2 часов учебной работы.

Однако, как показывают наши наблюдения над режимом дня школьников и данные анкетного опроса, учащиеся в те-

1 Сальникова Г. П., К вопросу о гигиеническом обосновании продолжительности приготовления уроков учащихся V классов средней школы, Гигиена и санитария, 1952, № 10.

Таблица 4. Величина оптической хронаксии и дыхательной экскурсии у учащихся во время приготовления домашних уроков без перерыва и с перерывом

Показатель Без перерыва С перерывом

до приготовления уроков после первого часа приготовления уроков после второго часа приготовления уроков после третьего! часа приготов-, ления уроков | до приготовления уроков после первого часа приготовления уроков после второго часа приготовления уроков после третьего часа приготовления уроков

Оптическая хронаксия (в сигмах) ..... Дыхательная экскурсия (в мм) 1,85 6?,4 1,85 62,5 2,15 53,9 3,13 50,1 1,87 62,4 1,85 62,8 2,21 58,6 2,27 57,3

чение 2 часов не успевают выполнить все письменные и устные задания.

Естественно, возникает вопрос о необходимости перерыва во время приготовления уроков.

Исходя из того, что наибольшие функциональные изменения у учащихся наступают после 2 часов непрерывных занятий, нами был введен 20-минутный перерыв именно в это время.

Учащиеся проводили перерыв на свежем воздухе, а в плохую погоду в зале, обязательно в активном движении.

При занятиях без перерыва после 3-го часа приготовления уроков оптическая хронаксия удлиняется на одну сигму, а дыхательная экскурсия уменьшается на 8,8 мм по сравнению со 2-м часом. В то же время при занятиях с перерывом величина оптической хронаксии и дыхательной экскурсии после 3-го часа занятий очень близка была к показателям после двух часов занятий (табл. 4).

Следовательно, утомляемость учащихся к концу приготовления уроков при наличии перерыва ниже, чем без перерыва.

Выводы

1. В течение дня у обследованных детей изменяются физиологические реакции организма в связи с утомлением, что выражается в удлинении оптической хронаксии (понижение электрической возбудимости глаза), уменьшении дыхательной экскурсии и понижении работоспособности.

Наибольшей величины утомление достигает к концу занятий в школе, особенно от 5-го к 6-му уроку, и после приготовления домашних заданий. >

2. Прогулка учащихся на свежем воздухе перед началом приготовления домашних заданий снижает утомление.

3. 20-минутный перерыв после двух часов занятий при приготовлении домашних уроков также снижает утомление.

4 Для предупреждения утомления детей школьные врачи должны:

а) не допускать перегрузки учащихся в школе;

б) широко пропагандировать необходимость обязательной прогулки школьников перед выполнением домашних заданий и 20-минутного перерыва после 2 часов работы по приготовлению уроков;

в) разъяснять педагогам недопустимость домашних заданий, требующих более 3 часов работы.

-А- -¿г -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.