Выводы
1. В свежем картофельном пюре, зараженном стафилококками, энте-ротоксин образуется в условиях хранения при температуре 19—20° через 5 часов, при температуре 35—37° — через 4 часа', при температуре 5—6° — через 18 дней.
2. В кашах (манной и пшенной) энтеротоксин образуется при температуре 19—20° через 8 часов, 35—37° — через 4 часа и 5—6° —через 18 дней.
3. В условиях хранения пшенной каши при температуре 35—37° энтеротоксин оказался в значительной степени устойчивым — не разрушался в течение 5 дней.
4. В молоке накопление энтеротоксина идет медленнее по сравнению с картофельным пюре и кашами. В зараженном стафилококками молоке энтеротоксин образуется при температуре 19—20е через 8 часов, при температуре 35—37°—через 5 часов, при температуре 5—6° энтеротоксин в молоке не обнаруживается даже на 18-й день его хранения.
5. Обнаружение энтеротоксина в картофельном пюре и кашах, хранившихся на протяжении 18 дней при температуре 5—6°, позволяет сделать вывод, что при этих условиях размножение стафилококков не прекращается.
6. Заражение стафилококками и накопление энтеротоксина не вызывает заметных органолептических изменений пищи.
7. Для обнаружения энтеротоксина в картофельном пюре, кашах и молоке можно пользоваться опытами на котятах, кошках и щенках.
ЛИТЕРАТУРА
Игнатович 3. А., Характер и особенности пищевых отравлений в годы блокады Ленинграда, Вопросы этиопатогенеза пищевых отравлений и патогенного значения В. coli, Труды Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, 1948, 61—71.—Нефедьева Н. П., Биохимическое и серологическое изучение штаммов стафилококков, выделенных при пищевых отравлениях, Сборник Институга питания АМН СССР, М.. Изд. АМН СССР, 1948, стр. 49.— Орлов Н. И., Некоторые пищевые отравления бактериального происхождения, Гигиена и •санитария, 1940, № 2—3, 4—12.
Е. М. Белостоцкая, Д. Г. Нусбаум
Физиологические сдвиги у школьников во время
экзаменов
Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
В воспитании здорового поколения исключительное значение имеет правильная организация и распорядок дня школьника, т. е. режим. Правильный режим дня способствует укреплению здоровья школьников, поддерживает их активность, бодрость, жизнерадостность.
В этой связи понятно внимание, которое уделяется в нашей стране режиму школьных занятий. За последнее время появился ряд работ, посвященных вопросам утомления учащихся в разные четверти года и в разные часы занятий, изменениям физиологических реакций в зависимости от длительности школьных и внешкольных занятий, а также показана эффективность ряда гигиенических мероприятий для понижения утомления школьников (Антропова, Нусбаум, Попович, Сальникова, Суботкевич и др.). Эти работы свидетельствуют о неблагополучии в режиме дня
школьника и необходимости дальнейшего углубленного изучения его. В частности, мало изучается режим учащихся в период экзаменов, занимающих особое место в жизни школьников.
Мы поставили перед собой задачу изучить физиологические реакции у учащихся в период экзаменов. С этой целью проводились физиологические исследования группы учащихся женской школы во время экзаменов в течение 2 лет. Одна группа девочек (12 человек) находилась под нашим наблюдением при переходе из IV в V класс и из V в VI класс, вторая группа (9 человек) — при переходе из VI в VII класс. Одновременно мы проводили анкетный опрос учащихся.
При разработке анкетного материала были выделены три основных компонента в режиме дня — длительность занятий, прогулки и сна. Оказалось, что учащиеся IV, V классов, как правило, во время экзаменов спят только 7—8 часов вместо полагающихся 10 часов, занимаются же 9—11 часов вместо 74г—8'/г часов и очень мало гуляют — не более одного часа в день. Анкетные данные также показывают, что учащиеся VI классов в период экзаменов в основном соблюдают нормальный режим. Однако накануне экзаменов, особенно перед экзаменами, требующими запоминания большого количества названий (история, география и др.), учащиеся иногда занимаются в течение всей ночи.
Физиологические реакции учащихся во время экзаменов мы изучали путем исследования электрической возбудимости глаза методом оптической хронаксии и определения величины дыхательной экскурсии при произвольном изменении дыхания. Эти наблюдения над выделенными группами учащихся производились на протяжении всего учебного года вплоть до начала экзаменов, а затем и в период экзаменов. Результаты их еще раз подтвердили наблюдения других авторов о том, что к концу IV четверти утомление у учащихся выражено значительно резче, чем в предыдущие. Это выразилось в понижении электрической возбудимости глаза (увеличение оптической хронаксии) и дыхательной функции (уменьшение дыхательной экскурсии), что свидетельствует об угнетении физиологических реакций вследствие утомления. В этот же период участились жалобы учащихся на головную боль, усталость, повысилась обращаемость к школьному врачу. Таким образом, мы видим, что учащиеся приступили к экзаменам уже утомленными.
Порядок проведения физиологических исследований во время экзаменов был следующим: первое исследование мы проводили за 15 минут
Таблица 1. Изменение оптической хронаксии и дыхательной экскурсии в IV четверти учебного года и во время экзаменов для учащихся IV и V классов
(средние данные из 160 исследований)
Оптическая хронаксия (в сигмах) Дыхательная экскурсия (в мм)
Классы IV четверть экзамены IV четверть экзамены
до после V 3 после экзаменов до уроков после ДО экзаменов после экзаменов
уроков уроков 5 и О Ьй о Ч т х уроков
Четвертый 4,6 5,12 6,46 7,7 55,7 43,2 52,0 45,9
Пятый . . 2,5 4,05 4,Н 5,14 61,1 51,0 57,3 47,2
до начала экзаменов, второе — тотчас после сдачи. Одновременно вел» наблюдения за общим состоянием, настроением, поведением учащихся,, а также изучали их режим дня.
Полученные нами сравнительные данные по изменению физиологических реакций у учащихся в IV четверти и в период экзаменов представлены в табл. 1.
Эти данные указывают, что в период экзаменов угнетение физиологических реакций у школьников, связанное с утомлением, выражено еще в большей степени, чем в IV четверти. Особенно это относится к учащимся IV классов, которые впервые сдают экзамены.
Таблица 2. Изменение оптической хронаксии в IV четверти учебного года и во время экзаменов для учащихся VI класса
03 Оптическая хронаксия (в сигмах)
0) IV четверть экзамены
«=с
ч о я до уроков после уроков до экзаменов после экзаменов
д. 3,8 4,55 3,5 5,9
ш. 2,85 3,6 5,9 7,8
к. 4,4 5,82 11 9
Примечание. В таблице представлены средние данные 30 исследований для каждой учащейся.
У учащихся VI класса также наблюдаются высокие величины оптической хронаксии как в IV четверти, так и в период экзаменов (табл. 2).
Общим для учащихся является заметное удлинение оптической хронаксии в период экзаменов. Абсолютные значения оптической хронаксии,. особенно после экзаменов, в отдельные дни достигают таких больших величин, с которыми мы не встречались во время занятий даже в IV четверти.
Очевидно, в период экзаменов имеют место более сложные взаимодействия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Перед экзаменами мы чаще наблюдали у учащихся преобладание процесса возбуждения, который сменялся легко развивающимся охранительным торможением. Это выражалось в значительном удлинении оптической хронаксии и уменьшении дыхательной экскурсии (см. табл. 1 и 2).
В отдельные дни экзаменов у некоторых учащихся отмечаются иные взаимодействия. Так, например, у учащейся К. (см. табл. 2) величина оптической хронаксии до экзаменов была очень большой, а после экзаменов уменьшалась (с 11 до 9 з ), хотя и оставалась на высоком уровне. Можно привести еще ряд таких примеров, которые свидетельствуют о преобладании торможения перед экзаменом.
Интересно, что менее резкие колебания в изменении оптической хронаксии и дыхательной экскурсии до и после экзаменов наблюдаются у учащихся более спокойных, которые уверенно шли на экзамены.
Так, учащаяся Г., очень способная, отличница, исполнительная, спокойная, систематически занималась в течение всего года вплоть до экзаменов. Экзамены также сдавала легко, спокойно и уверенно. У этой девочки мы не получили заметных изменений физиологических реакций в период экзаменов.
Иная картина у учащейся М. Это тоже способная, но очень живая, неуравновешенная девочка. В течение года занималась нерегулярно, неодинаково серьезно относилась к разным предметам. Ей пришлось более напряженно заниматься во время экзаменов, чтобы хорошо сдать их.
Гигиена и санитария, № 7
33
Напряженная подготовка к экзамену сказалась на более значительном понижении дыхательной функции и электрической возбудимости глаза у этой девочки. Большинство же учащихся со средней успеваемостью •очень усиленно занимались в период экзаменов и дали значительные физиологические сдвиги.
В табл. 3 показано изменение величины оптической хронаксии и дыхательной экскурсии в зависимости от времени сдачи экзамена. Сдача экзаменов происходила в две смены. Половина класса, около 20 человек, сдает в первую смену — с 9 часов утра, а остальные 20 человек — во вто-
Таблица 3. Изменение величины оптической хронаксии и дыхательной экскурсии в зависимости от времени сдачи экзамена
к Экзамен по русскому языку Экзамен по арифметике
<и «3 ч ю я Г длительность ожидания сдачи экзамена удлинение оптической хронаксии (в сигмах) ■ £ 5 и 2 1 V ° _ <и н и ю ^ га ж * «в х д Л О я о Ч Я и длительность ожидания сдачи экзамена удлинение оптической хронаксии (в сигмах) Я ч и 3 ч н и и * 3 "Г Я 2 »Я К I з о К О Ч я и
К. м. г. о. к. 14 минут 23 минуты 27 минут 1 час 47 минут 2 часа 12 минут На 0,6 Без изменения То же На 1,6 , 3,6 На 1 . 5 . 3 . ю „ 12 1 час 1 час 24 минуты 23 минуты 2 часа 40 минут 9 минут Без изменения * На 2,4 . 0,8 Ел 0,4 На 4 , 15 . 6 • 10 . 1
А. 2 часа 55 минут .... » 2,44 . 17 1 час 36 минут . 4 . 7
рую смену, с 1 часа дня. При этом все 20 человек одновременно входят в класс и остаются до конца экзамена. При такой организации девочки часто сидят в классе в ожидании сдачи экзамена около 3 часов.
Мы видим, что изменения физиологических реакций у учащихся тем сильнее, чем больше им приходится ждать сдачи экзамена. Так, ожидание свыше одного часа ведет к резкому понижению физиологических реакций. Беседы с учащимися подтвердили наши наблюдения. Школьницы отмечали, что их волнуют ответы товарищей, что это мешает им сосредоточиться на обдумывании своего билета, что длительное ожидание сдачи экзамена просто утомляет их. Мы считаем, что следует подумать об изменении порядка сдачи экзаменов с тем, чтобы сократить время ожидания.
Опыт изучения физиологических сдвигов во время экзаменов показывает значительные изменения, связанные с резким напряжением центральной нервной системы учащихся.
Необходимо обеспечить строгое выполнение режима дня, соблюдения длительности занятий как в школе, так и дома в течение всего учебного года в соответствии с возрастными особенностями. Только при этом условии учащиеся не будут так утомлены к концу года перед экзаменами, как это имело место в изученном нами случае. Школа и семья должны окружить учащихся в период экзаменов особым вниманием и заботой, создать благоприятную обстановку для занятий, обеспечить правильный режим дня, умелое чередование труда и отдыха.
Ъ -к -й-