Чаще всего отмечалось увеличение печени, дегенеративные изменения, амиловдоз и некрозы в ней. Изменения сердечной мышцы выражались в отеке, воспалительных и дегенеративных изменениях. Частой находкой являлись бронхиты и эмфизема легких. В почках обнаруживали склероз и амилоидоз клубочков, дегенеративные изменения в канальцах, а также амилоидоз селезенки.
Выводы
1. При повторных смазываниях кожи смолой процессы выпадения волос и их регенерации повторяются многократно, вызывая в конечном итоге у части мышей стойкое облысение.
2. Длительное воздействие смолы на кожу вызывает хронические дерматиты, а позднее — атрофию эпидермиса, появление роговых образований, бородавок, папиллом и в единичных случаях — рак кожи.
3. Продолжительные аппликации смолы, помимо заболевания кожи, вызывают выраженное резорбтивное действие, приводящее к значительным дегенеративным изменениям во внутренних органах — легких, сердце, печени, почках, селезенке.
4. Длительное воздействие на кожу смолы, в которой не выявлено методом спектрально-флюоресцентного анализа 3-4-бензпирена и подобных ему углеводов, в единичных случаях вызывает рак кожи.
5. Наиболее выраженное общее действие оказывает каменноугольное антисептическое масло (образец № 7), что, вероятно, связано с более высоким содержанием в ней фенола (34,5%), чем в двух других образцах (содержащих 18,9 и 21,3% фенола).
£ -¿г тйг
А. Н. Столмакова
Образование стафилококкового энтеротоксина в пищевых продуктах в условиях эксперимента
Из кафедры общей гигиены Львовского медицинского института
Мы изучали образование стафилококками энтеротоксина в картофельном пюре, кашах и молоке.
Картофельное пюре и каши являются благоприятной средой для размножения стафилококков. Об этом свидетельствуют эпидемиологические наблюдения.
3. А. Игнатович среди прочих пищевых продуктов, вызвавших стафилококковую интоксикацию, упоминает пшенную кашу. В зарубежной литературе описан ряд вспышек пищевых стафилококковых интоксикаций, связанных с употреблением картофельного шоре.
Вопрос о роли молока в возникновении стафилококковых интоксикаций не представляется новым, так как имеется ряд эпидемиологических наблюдений, которыми доказана способность стафилококка выделять энтеротоксин в молоке.
Мы изучали процесс образования энтеротоксина в картофеле, кашах и молоке при различных температурах окружающей среды.
Для заражения продуктов были использованы три штамма золотистого стафилококка, выделенные при пищевых интоксикациях. Все они дали положительный энтеротоксический синдром при проверке на котятах и кошках. Биологические свойства взятых штаммов приведены в таблице.
В опытах для искусственного заражения продуктов стафилококками мы применяли примерно 5 млн. бактериальных тел на 1 г продукта. Образование энтеротоксина устанавливали путем кормления котят зараженными продуктами. В некоторых случаях биологические испытания проводились на кошках и щенках путем внутривенного введения прогретых вытяжек из зараженных продуктов.
Контролем служили незараженные продукты, хранившиеся при тех же условиях, что и зараженные.
Всего поставлено 206 опытов, из них 56 контрольных.
Как показали исследования, в условиях хранения картофельного пюре при комнатной температуре (19—20°) уже через 5 часов в нем обнару-
а г £ та 3 х п В" К к 1 5 О к та , * К «3 со я со а СО СП о « СП о Фиолетовая реакция
3 « 1) ч * ►X и — со Й 3 « и 2 га О. и Ч м 2 гч н М 19 с; н Я ГЭ 2 л р» еэ со И га и
1643 + + 1 ~Г К К К К К +
1645 -ь + + К к К К к +
726 4- + + К к К к к (-
Условные обозначения: + реакция положительная; К—кислотообра-зование.
живается энтеротоксин: 10—30 г картофельного пюре вызвали у котят понос и рвоту. Зараженное картофельное пюре, простоявшее 4 часа при комнатной температуре, дало отрицательный результат. Очевидно, в течение 4 часов при комнатной температуре энтеротоксин еще не успевает образоваться. При 35—37° энтеротоксин обнаруживается через 4 часа.
При хранении картофельного пюре в холодильнике при температуре 5—6° образование энтеротоксина шло гораздо медленнее. Так, при хранении картофельного пюре в течение 18 и 20 часов энтеротоксин не был получен. Дальнейшие наблюдения показали, что в картофельном пюре, хранившемся при температуре 5—6°, энтеротоксин образовался лишь на 18-й день, что объясняется медленным размножением стафилококков при пониженных температурах.
Испытание картофельного пюре на наличие энтеротоксина было проведено не только на котятах, но и на щенках. Для испытания брали навески в 10 г из разных мест картофельного пюре, растирали их в ступке и готовили 10% вытяжку в физиологическом растворе поваренной соли. 2—3 мл приготовленной вытяжки вводили щенкам внутривенно. У всех щенков наблюдали яркую картину стафилококковой интоксикации, сопровождавшуюся обильной многократной рвотой, поносом, слабостью и другими явлениями. Положительный энтеротоксический синдром на щенках подтверждает вывод, сделанный в опытах на котятах, о накоплении энтеротоксина в картофельном пюре, простоявшем 5 часов при комнатной температуре.
Во второй группе опытов мы изучали процесс образования энтеротоксина в кашах. Зараженную стафилококками манную и пшенную кашу, уложенную в стеклянные банки и хранившуюся при комнатной температуре (19—20°), в термостате (35—37°) и холодильнике (5—6°), периодически испытывали на наличие энтеротоксина.
Как показали исследования, энтеротоксин образуется в манной и пшенной кашах после 8-часового хранения продуктов при комнатной температуре. При хранении манной каши в течение 3—4—5 часов при ком-
натной температуре энтеротоксин не образуется. Следовательно, в манной и пшенной кашах образование энтеротоксина происходит несколько замедленнее, чем в картофельном пюре. Интересно отметить, что энтеротоксин, образовавшийся в пшенной каше при температуре 35—37°, при дальнейшем хранении в термостате не разрушается. Так, биологическое испытание пшенной каши через 5 дней показало присутствие энтеротоксина.
Что касается условий образования энтеротоксина в манной каше при ее хранении в холодильнике, то оказывается, как и в опытах с картофельным пюре, накопление энтеротоксина идет медленно. Только на 18-й день было установлено наличие энтеротоксина. При этом как зараженная, так и незараженная манная каша были по органолептическим свойствам доброкачественными.
При внутривенном введении вытяжек из манной каши, хранившейся при температуре 37° в течение 18 часов, кошки, как и котята, при скармливании дали экспериментальную стафилококковую интоксикацию. Незараженная и зараженная манные каши, хранившиеся при 6° в течение 42 часов, у кошек при внутривенном введении, как и у котят при скармливании, не вызвали заболевания.
Проведенные опыты на взрослых кошках позволяют высказать мнение о возможном использовании этих животных для обнаружения энтеротоксина в кашах и картофельном пюре. Если вытяжка продукта содержит энтеротоксин, то при внутривенном введении у кошек появляются желудочно-кишечные расстройства, характерные для стафилококковой интоксикации.
В третьей группе опытов изучали процесс образования энтеротоксина в молоке. С этой целью предварительно прокипяченное молоко заражали стафилококками и хранили при разных температурах.
На основании полученных данных можно заключить, что в молоке в отличие от картофельного пюре и каш энтеротоксин накапливается несколько медленнее. Так, при хранении зараженного молока при комнатной температуре энтеротоксин был обнаружен только через 7 часов.
При хранении молока в термостате энтеротоксин обнаруживается уже через 5 часов.
Зараженное молоко, хранившееся при температуре 5—6° в течение 18 дней, оказалось нетоксичным для котят.
Отсутствие энтеротоксина в молоке, хранившемся 18 дней при температуре 5—6°, а также некоторое запаздывание в образовании энтеротоксина при других условиях, по сравнению с манной кашей и картофельным пюре можно объяснить различием химического состава этих продуктов. Следует думать, что для образования энтеротоксина стафилококками большое значение имеет наличие крахмала, в присутствии которого стимулируется размножение стафилококков. На значение крахмала для образования энтеротоксина указывает Н. И. Орлов.
Необходимо отметить, что во всех контрольных опытах с незаражен-ным молоком животные остались здоровы.
Несомненно, большое практическое значение имеет вопрос, сопровождается ли развитие стафилококков и накопление энтеротоксина в пище и пищевых продуктах изменением их внешних свойств. Опыты, проведенные нами, показали, что органолептические свойства молока, картофельного пюре и каш, зараженных стафилококками и содержащих энтеротоксин, не были изменены. Изменение органолептических свойств, появление кисловатого запаха каш и картофельного пюре, зараженных стафилококками, происходило лишь при многочасовом хранении их при температуре 35—37°.
Следовательно, по внешнему виду пищи трудно судить о ее зараженности и накоплении в ней энтеротоксина.
Выводы
1. В свежем картофельном пюре, зараженном стафилококками, энте-ротоксин образуется в условиях хранения при температуре 19—20° через 5 часов, при температуре 35—37° — через 4 часа', при температуре 5—6° — через 18 дней.
2. В кашах (манной и пшенной) энтеротоксин образуется при температуре 19—20° через 8 часов, 35—37° — через 4 часа и 5—6° —через 18 дней.
3. В условиях хранения пшенной каши при температуре 35—37° энтеротоксин оказался в значительной степени устойчивым — не разрушался в течение 5 дней.
4. В молоке накопление энтеротоксина идет медленнее по сравнению с картофельным пюре и кашами. В зараженном стафилококками молоке энтеротоксин образуется при температуре 19—20е через 8 часов, при температуре 35—37°—через 5 часов, при температуре 5—6° энтеротоксин в молоке не обнаруживается даже на 18-й день его хранения.
5. Обнаружение энтеротоксина в картофельном пюре и кашах, хранившихся на протяжении 18 дней при температуре 5—6°, позволяет сделать вывод, что при этих условиях размножение стафилококков не прекращается.
6. Заражение стафилококками и накопление энтеротоксина не вызывает заметных органолептических изменений пищи.
7. Для обнаружения энтеротоксина в картофельном пюре, кашах и молоке можно пользоваться опытами на котятах, кошках и щенках.
ЛИТЕРАТУРА
Игнатович 3. А., Характер и особенности пищевых отравлений в годы блокады Ленинграда, Вопросы этиопатогенеза пищевых отравлений и патогенного значения В. coli, Труды Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, 1948, 61—71.—Нефедьева Н. П., Биохимическое и серологическое изучение штаммов стафилококков, выделенных при пищевых отравлениях, Сборник Институга питания АМН СССР, М.. Изд. АМН СССР, 1948, стр. 49.— Орлов Н. И., Некоторые пищевые отравления бактериального происхождения, Гигиена и •санитария, 1940, № 2—3, 4—12.
Е. М. Белостоцкая, Д. Г. Нусбаум
Физиологические сдвиги у школьников во время
экзаменов
Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
В воспитании здорового поколения исключительное значение имеет правильная организация и распорядок дня школьника, т. е. режим. Правильный режим дня способствует укреплению здоровья школьников, поддерживает их активность, бодрость, жизнерадостность.
В этой связи понятно внимание, которое уделяется в нашей стране режиму школьных занятий. За последнее время появился ряд работ, посвященных вопросам утомления учащихся в разные четверти года и в разные часы занятий, изменениям физиологических реакций в зависимости от длительности школьных и внешкольных занятий, а также показана эффективность ряда гигиенических мероприятий для понижения утомления школьников (Антропова, Нусбаум, Попович, Сальникова, Суботкевич и др.). Эти работы свидетельствуют о неблагополучии в режиме дня