УДК 613.955 (470.621)
оптической плотности микробной массы стафилококков произошло в 1,2 раза (табл. 2). Анти-БАС, рассчитанная по формуле, составила:
(226,5 - 192,3)
Анти-БАС =____________________*100 = 57,8 ± 5,6%.
(283,6 - 224,4)
Следовательно, патогенные стафилококки проявляют чувствительность к БАС в 42,2 ±5,6% (t=1,69, p>0,05, n=78). Анти-БАС активность стафилококков в 1,2 раза ниже, чем у штамма E. coli M-17 (t= 0,9, p>0,05, n=30); результаты статистически недостоверны.
Обсуждение
При культивировании в течение 2,5 часа без присутствия сыворотки здорового человека наблюдается нарастание оптической плотности ОД у E. coli M-17 в 1,3 раза, в присутствии сыворотки кратность нарастания ОД снижается до 1,2 раза, т. е. наблюдается угнетение плотности микробной массы в 1,1 раза, или на 59,2%. АнтиБАС активность E. coli M-17 составляет 68,4±9,9%.Таким образом, более чем в 50% случаев рост E. coli M-17 не подавляется действием БАС. Нарастание оптической плотности энтеробактерий при их культивировании в присутствии сыворотки происходит в 1,1 раза, или на 23,9%, что меньше, чем у E. coli M-17, на 35,3%. Анти-БАС активность энтеробактерий невысокая - составляет 40,4± 9,3%. Рост патогенных стафилококков составляет 226,5 ± 4,4 после 2,5 часа культивирования, нарастание оптической плотности ОД произошло в 1,2 раза, или на 34,2 %, чем показатель после 10 минут инкубирования. Анти-БАС активность меньше, чем у E. coli M-17, в 1,2 раза, но выше, чем у энтеробактерий, и составляет 57,8 ± 5,6%.
Выводы
Наибольшая устойчивость к бактерицидному действию сыворотки выявилась у штамма E. coli M-17 из БТП колибактерин. Отмечаются высокие способности
секретировать бактериальные субстанции, направленные на инактивацию механизмов иммунитета организма, у S.aureus (57,8%) анти-БАС ниже, чем у E. coli M-17, только в 1,2 раза.
Снижение анти-БАС активности в нашем опыте наблюдается в ряду: E. coli M-17 > S. aureus > энтеробактерии.
Поступила 26.09.2006
ЛИТЕРАТУРА
1. Бухарин О. В. Персистенция патогенных бактерий. М.: Медицина. 1999. С. 332.
2. Обгольц А. А. Механизмы персистирования бактерий // Журн. микробиол. 1992. № 4. С. 72-74.
3. Смирнова С. Т., Кузьмина Л. Т. Упрощенный фотонефе-лометрический метод определения бактерицидной активности сыворотки. ОГМИ. 1966.
N. C. HISHTOVA
COMPARATIVE OFANTIBACTERICIDAE AC-TIVITYOFE.COLIM- 17STRAIN OF COLIBAC-TERIN PREPARATIONS AND CULTURES OF BACTERIA ALLOCATED AT DYSBACTERIOSIS
Antibactericidal activity of strain E.coli M-17 from BTP Colibacterin and indicator strains (IS) of enterobacteria and S. aureus allocated from patients with dysbacteriosis of intestine using nephelometric method is studied. In presence of healthy person serum the oppression of microbic mass at 2, 5 hours incubation of the studied cultures is not the same in comparison with the initial value of optical density. The most anti — BAC activity has the strain E. coli M-17 - 68, 4 ± 9,9%.
Kew words antibactericidal activity, value of optical, colibacterin, staphylococci, enterobacteria.
А. Я. ЧАМОКОВА
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Кафедра общей гигиены и микробиологии Адыгейского филиала Кубанского государственного медицинского университета, г. Майкоп
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Целью проводимого эксперимента является повышение качества образования и совершенствование его структуры, укрепление здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой
модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников [1, 2, 4, 6-15]. Однако широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания образования не имеет должного научного и медицинского обеспечения, что не позволяет судить о его результатах с точки зрения сохранения
и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников российских школ, в том числе с учётом особенностей санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в субъектах Российской Федерации.
Эти проблемы еще в большей степени актуализируются в связи с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004) и национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения и образования (2006).
В условиях модернизации системы общего образования Республики Адыгея изучено влияние её элементов на состояние здоровья и морфофункциональный статус обучающихся, обоснованы рекомендации по коррекции мероприятий модернизации образования с учетом особенностей санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения Республики Адыгея.
В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиени-ческие, в том числе саногенетический мониторинг [3, 5, 10]. Под наблюдением находились все обучающиеся 3 экспериментальных школ (1192 ребенка). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.
С 2001 г. 9 общеобразовательных учреждений республики (35 классов, более 800 школьников) участвуют в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в котором принимают участие 76 регионов Российской Федерации.
С 2004 г. сельская общеобразовательная школа № 3 аула Джерокай Шовгеновского района в числе 11 школ района - участник эксперимента по введению предпрофильной подготовки в основной и профильного обучения в старшей школе.
Учреждения образования, расположенные в республике, участвуют в экспериментах по введению единого государственного экзамена. В 2004 г. выпускники общеобразовательных учреждений сдавали в форме ЕГЭ 5 предметов: математика - обязательный для всех, остальные 4 предмета (русский язык, химия, физика, биология) - по выбору учащихся.
В Республике Адыгея работает сеть школ здоровья. Одна из школ сети (городская школа № 6 г. Майкопа) была выбрана в качестве экспериментальной площадки по оценки здоровьесбережения в ней.
Исследования проводились в 3 образовательных учреждениях Республики Адыгея: средняя образовательная школа № 3 аула Джерокай (общероссийский эксперимент по профилизации обучения), средняя образовательная школа № 6 г. Майкопа (общеобразовательная школа здоровья), средняя образовательная школа № 9 г. Майкопа (общероссийский эксперимент по изменению структуры и содержания обучения в условиях 12-летней школы).
В начальной школе городского экспериментального образовательного учреждения (ГЭШ-12л) используется проект проф. Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО. При этом обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей; методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятель-
ности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры; обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
Средняя образовательная школа № 3 аула Джерокай (СЭШ-Пр) апробирует профильное обучение на старшей ступени общего образования. При этом отработаны механизмы и рекомендации психологической поддержки учащимся в подростковом возрасте; организована профориентационная работа, формирующая профессионально-целостную мотивацию в предпрофильном классе; учебный процесс организован с учётом психолого-возрас-тных особенностей обучающихся (многоступенчатость).
Предпрофильная подготовка в школе включает объективную оценку учеником своих возможностей (знания, здоровье, личные качества), представления о престижности профессий, учитывает социальное положение семьи и семейные традиции, место проживания и место расположения учебных заведений. В школе в целях предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения в 10-х классах подготовлены и реализуются специальные элективные курсы: «Мой выбор» (34 ч), «Развитие культуры здорового образа жизни» (10 ч), «Золотой век русской литературы» (7 ч), «Учитесь писать грамотно (трудные случаи правописания)» (34 ч), «Химия в быту» (17 ч), «Генетика человека» (17 ч).
Городская школа № 6 г. Майкопа работает как школа здоровья. В ней реализуются: элементы здоровьесберегающих образовательных технологий (смена видов учебной деятельности; измерение и построение геометрических фигур на местности - на школьном дворе, в городском парке; индивидуально построенная исследовательская работа; бригадный метод обучения в процессе трудового обучения; психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение учащихся в течение всего времени пребывания их в школе; обеспечение благоприятного психологического климата на уроках; интеграция в учебные программы вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни, и др.; увеличение двигательной активности - ежедневные двигательно-активные занятия (динамические перемены, физкультурные паузы на уроках, спортивные праздники олимпийских колец и «Весёлые старты», туристические слёты, дополнительные занятия адаптивной физической культурой); 2-разовое горячее питание с употреблением детьми фторированного молока; комплексная оздоровительная работа, включающая фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, организацию физиотерапевтических процедур, противогриппозную вакцинацию, ежегодный диспансерный медицинский осмотр с привлечением врачей-специ-алистов; пропаганда и формирование здорового образа жизни («Дни здоровья», «Карнавал здоровья»).
Учебно-материальная база школ республики не отвечает требованиям современных образовательных технологий, что не позволяет обеспечить выполнение в полном объеме государственных образовательных стандартов. Особенно это относится к таким учебным дисциплинам, как химия, физика, трудовое обучение, физическая культура. Значительное количество специализированных кабинетов (17% от общего числа имеющихся кабинетов информатики, 32,5% - кабинетов химии, 31% - кабинетов физики, 23,6% - спортивных залов) не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по площади, набору помещений, не имеет
приточно-вытяжной вентиляции и подвода проточной воды, специализированного оборудования.
Охват учащихся общеобразовательных учреждений организованным горячим питанием составляет 52% от общего числа учащихся школ республики (25 425 учащихся). Организованным питанием в младших классах (1-4-й классы) охвачено 71,6% от общего числа обучающихся в начальных классах, в 5-9-х классах - до 38,2%, а в 10-11-х классах - только 17,4% . Не охвачены питанием учащиеся 10-11-х классов в школах Красногвардейского и Майкопского районов, г. Адыгейска.
В рацион питания школьников в обязательном порядке включается йодированная соль, в школах города Майкопа в рацион учащихся включены пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
Результаты исследований показывают, что на фоне продолжающегося из года в год роста заболеваемости детей и подростков Республики Адыгея отмечаются более высокие показатели распространенности болезней системы кровообращения, костно-мышечной, нервной и мочеполовой систем по сравнению с аналогичными показателями по Российской Федерации. В формирование патологии указанных систем и органов вносят заметный вклад так называемые внутришкольные факторы, что позволяет предположить менее выраженное санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Республики Адыгея.
Гигиеническая оценка расписания занятий в обследованных школах показала, что за исключением отдельных дней недели в начальных классах имеет место завышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков в день. В расписании не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Наиболее трудные и утомительные предметы изучались в дни с низкой работоспособностью. Недостаточная загруженность отдельных дней недели, когда трудность предметов в 1,3 раза ниже должной, неблагоприятно сказывается на процессе врабатывания в последующие дни. Нецелесообразно составленное расписание занятий в образовательных учреждениях усугубляется нарушениями режимных моментов: недостаточная длительность больших перемен, а также отсутствие перерыва между обязательными и факультативными занятиями не обеспечивают в достаточной мере снятия утомления и восстановления работоспособности младших школьников.
Результаты динамических исследований умственной работоспособности учащихся позволяют заключить, что суммарная учебно-воспитательная нагрузка не приводит у подавляющего большинства обучающихся к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как физиологическое, поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося в ГШЗ. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.
Результаты динамического исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы (по ЧСС и артериальному давлению) свидетельствуют, что проведение пробного тестирования (ЕГЭ) не сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением у старшеклассников.
Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, особенно у учащихся ГШЗ, обусловленным позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания в школе, ее рациональной организации.
В школе здоровья отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, артериального давления и вариабельности артериального давления, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых.
В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлена норма либо слабо выраженные сдвиги.
Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей и подростков Республики Адыгея показало, что 98,4% обучающихся школьников имели риск развития отклонений в состоянии здоровья по медико-биологическим факторам риска, факторам раннего детства и образа жизни. Основное значение в развитии риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников имеют медико-биологические факторы: факторы пренатального периода, интранатального периода (течение, осложнения в родах у матери и плода), постна-тального периода. Немаловажную роль в развитии риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников имеют факторы раннего развития ребенка и факторы образа жизни: жилищно-бытовые условия, состав семьи и психоэмоциональная семейная обстановка, режим дня, регулярность, режим и качество питания.
Уровень физического развития обучающихся в экспериментальных школах Республики Адыгея характеризуется достаточно благополучными показателями. При этом наилучшие показатели физического развития имеют ученики городской школы здоровья, а наихудшие - сельские дети. Среднее положение, но с явным преобладанием ( 88,9%) детей с показателями физического развития на среднем уровне и выше, занимают ученики городской экспериментальной школы, реализующей систему 12-летнего обучения детей и подростков.
Подавляющее большинство (80,3-88%) обследованных детей может быть отнесено к так называемым практически здоровым, относящимся к I-II группам здоровья. Хронически больные дети составляют 1219,6%.
Наполняемость групп здоровья в каждой из школ имеет некоторые особенности. Среди учеников начальных классов самая большая численность I группы здоровья в городской школе здоровья (5,1%), далее следует сельская экспериментальная школа (4,8%), и самый маленький показатель (1,3%) в городской экспериментальной школе, начавшей работать в 12-летнем цикле обучения. Однако в городской экспериментальной школе самая большая - II группа здоровья (89,9%). Больше всего детей-хроников (III группа здоровья) среди учеников начальных классов сельской экспериментальной школы.
В классах средней школы больше всего детей-хрони-ков в городской школе здоровья (21,3%), а здоровых детей (I и II групп здоровья) в городской экспериментальной школе с 12-летним циклом обучения.
Среди старшеклассников максимальное число здоровых детей (I и II групп здоровья) регистрируется в городской школе здоровья (90,7%), в экспериментальной городской школе этот показатель составляет 80,6%, а в сельской школе - 80,3%.
В целом можно констатировать, что среди всех обследованных в городских школах количество практически здоровых детей существенно выше и составляет в ГШЗ 82,1%, в ГЭШ-12л - 88,0%. На селе таких детей всего 80,3%. Число детей-хроников в городских школах примерно одинаково (17,6 и 12%), а в СЭШ-Пр практически каждый 5-й ребенок относится к Ш-М группам здоровья.
Таким образом, обучение в условиях школы здоровья с достаточным ресурсным обеспечением двигательной активности школьников и оздоровительных мероприятий в школе по влиянию на функциональное состояние организма (умственная работоспособность, саногенетический статус), состояние здоровья, включая физическое развитие, позволяет оценить его как способствующее сохранению и укреплению здоровья.
Поступила 12.09.2006
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. № 1. С. 5-8.
2. Баранов А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. 1999. № 4. С. 5-7.
3. Баранов А. А., Кучма Л. М., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей). М.: издательский дом «Династия». 2004. 168 с.
4. Баранова А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19041959-2004). М.: издательский дом «Династия». 2006. 312 с.
5. Комаров Г. Д., Кучма В. Р., Носкин Л. А. Полисистемный саногенетический мониторинг. М.: МИПКРО. 2001. 343 с.
6. Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М., 2000. 138 с.
7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: изд-во НЦЗД РАМН. 2001. 376 с.
8. Кучма В. Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2002. № 2. С. 11-14.
9. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». М.: издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. 316 с.
10. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 528 с.: ил.
11. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Подросток: физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. 280 с.
12. Степанова М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. на соискание ученой степени д. м. н. М., 2003. 48 с.
13. Ямпольская Ю. А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С. 24-26.
14. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников -жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Дис. в виде научного доклада д. м. н. М., 2000. 76 с.
15. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине ХХ века // Актовая речь. М.: издательство НЦЗД РАМН. 2003. 39 с.
A. J. CHAMOKOVA
THE HYGIENIC ESTIMATION OF MODERNIZATIONOFTRAININGANDEDUCATION OF CHILDREN IN REPUBLIC ADYGEA
In conditions of natural hygienic experiment (12 years training at school, preprofile preparation the hygienic estimation of basic elements of modernization is lead to the basic and profile training at the senior school, uniform graduation examination) formations and works of school of health. The basic components of their work are corresponding material base; a psychological climate at school; вариативный character of the maintenance of formation; the personnel of schools, purposeful and regularly conducting work on strengthening health of schoolboys. The estimation of influence of training on a functional condition of an organism seem a high level of intellectual working capacity of children and preservation, and strengthening of their health at school of health.
Л. В. ШУЛЬЖЕНКО
О ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИНАХ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТКАНЕВЫХ БАЗОФИЛОВ В ПЕРИОД 11-ЛЕТНЕГО СОЛНЕЧНОГО ЦИКЛА
Кафедра госпитальной терапии, центральная научно-исследовательская лаборатория Кубанского государственного медицинского университета
В ранее выполненных работах [4, 5] нами было ТБ были исследованы в фазе минимума, а также на
показано, что в целом ряде объектов тканевые ба- 1-м и 4-м месяцах развития фазы максимума, и тогда
зофилы (ТБ) грызунов реагируют на развертывание было установлено, что в первые 4 месяца фазы мак-
фазы максимума 11-летнего (23-го) солнечного цикла: симума изменяется морфологическая, количественная
УДК 611- 018.21+577.486]:599.323.4