26
ЗНиСО
март №3 (240)
жающеи среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В.Г. Маймулов, Н.А. Пацюк, Г.А. Баскович // Гигиена и санитария. - 2004. - № 2. - С. 31—33. Онищенко Г. Г. Городская среда и здоровье человека / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. — 2007. — № 5.
- С. 3—4.
Раевич, Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения / Введение в экологическую эпидемиологию.
- М.: МНЭПУ, 2001. - 264 с.
Сетко Н.П. Современные подходы к интегральной до-нозологической оценке здоровья детей и подростков
/ Н.П. Сетко // Гигиена и санитария. — 2009. — № 4. С. 9—10.
Контактная информация:
Иванченко Маргарита Николаевна, тел.: 8 (917) 314-21-15, e-mail: [email protected]
Contact information:
Ivanchenko Margarita, phone: 8 (917) 314-21-15, e-mail: [email protected]
-V-
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИОЛОГИЧЕСКИ И ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
И.Г. Зорина
THE EXPERIENCE OF STUDYING AND DETERMINING ETIOLOGY AND PATHOGENESIS OF SIGNIFICANT ENVIRONMENTAL FACTORS PUPILS
I.G. Zorina
Управление здравоохранения Администрации города Челябинска; ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия, г. Челябинск
Проведена комплексная оценка санитарно-гигиенического благополучия 30 школ г. Челябинск для выявления приоритетного влияния факторов среды на заболеваемость. Отмечены достоверные связи между условиями среды обитания и состоянием здоровья учащихся. Определен рейтинг обследованных учреждений по санитарно-гигиеническому благополучию.
Ключевые слова: среда обитания, экологические риски, типы образовательнъаучреждений, санитарно-гигиеническое благополучие.
The complex assessment of sanitary and hygienic wellbeing of 30 schools Chelyabinsk for identification of priority influence of factors of the environment on incidence is carried out. Reliable communications between conditions of habitat and a state of health of pupils are noted. The rating of the surveyed establishments is determined by sanitary and hygienic wellbeing.
Keywords: habitat, environmental risks, types of educational institutions, sanitary welfare.
Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» (2005) направлена на создание для детей и подростков условий для нормального роста и гармоничного развития как в социальной, так и физической среде обитания, которая способна обеспечить охрану здоровья, считая это важнейшей стратегической задачей для всех стран.
Детям и подросткам присущи не только свои закономерности формирования здоровья, но и особенности влияния факторов окружающей среды на их организм [1; 5]. Санитарное благополучие образовательных учреждений — определяющее условие формирования здоровья [2; 3]. Ведущим критерием санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения следует признать здоровье учащихся, т. к. в нем отражается влияние как отдельных факторов вну-тришкольной среды, так и их суммы [4].
Материалы и методы. Для выбора пути управления здоровьем школьников и прогноза роста заболеваемости в зависимости от санитарно-гигиенических условий в школах была проведена комплексная оценка санитарно-гигиенического благополучия 30 школ Челябинска с целью выявления приоритетного влияния факторов среды на заболеваемость.
В работе использовалась комплексная оценка условий воспитания и обучения, которая основана на выявлении соответствия между фактическим
g
S
состоянием и существующими гигиеническими нормативами. Проведен анализ 62 характерных показателей внутришкольной среды. Дана оценка организации образовательного процесса по 35 показателям, санитарно-гигиеническим условиям жизнеобеспечения — по 32 показателям, эколого-гигиенической ситуации месторасположения — по 28. Психофизиологический статус учащихся оценивался по общепринятым методикам.
В связи с многообразием санитарно-гигиенических признаков возникла необходимость выделения более значимых (приоритетных), а также их группировки в совокупности. Учитывая много-компонентность состава и специфичность внутренней среды в школе, изучаемые показатели были распределены по группам в зависимости от критериев санитарно-гигиенического благополучия. Для корректного сопоставления разнообразных природных факторов в условиях внутриш-кольной среды фактические данные сравнивались с гигиеническими нормативами. Допустимый уровень каждого фактора определялся его относительной количественной характеристикой от 1 до 5 баллов.
В качестве ведущего критерия санитарно-гигиенического благополучия школ использовались данные о заболеваемости учащихся (отчетная форма 026у). С целью определения суммарного действия однородных показателей применялась интегральная оценка; для выявления причинно-
март №3 (240)
27
Таблица 1. Корреляционные нагрузки главных компонент на заболеваемость школьников
Признаки Сумма коэффициентов Относительный вклад в общую дисперсию, % Общая дисперсия, %
Организация образовательного процесса ^-1) 7,04 21,3 21,3
Эколого-гигиеническая ситуация месторасположения ^-2) 6,7 20,2 41,5
Психофизиологический статус школьника ^-3) 6,54 19,8 61,3
Благоустройство и наполняемость образовательного учреждения ^-4) 6,45 19,5 80,8
Санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения (¡-5) 6,39 19,2 100,0
Итого: 33,1 100,0
Таблица 2. Коэффициенты корреляции, характеризующие сочетанное действие совокупности факторов на здоровье школьников, обучающихся в разных типах образовательных организаций, и их вклад в общую дисперсию
Группы факторов среды обитания Тип образовательного учреждения
традиционные гимназии лицеи
сумма коэффициентов относительный вклад в общую дисперсию, % сумма коэффициентов относительный вклад в общую дисперсию, % сумма коэффициентов относительный вклад в общую дисперсию, %
Организация образовательного процесса (¡-1) 4,3 13,9 8,5 24,7 8,3 24,4
Эколого-гигиеническая ситуация месторасположения (¡-2) 6,9 22,2 6,4 18,6 6,8 20,0
Психофизиологический статус школьника (¡-3) 5,3 17,1 7,3 21,2 7,0 20,6
Благоустройство и наполняемость ОУ (¡-4) 7,1 22,9 6,3 18,3 6,0 17,6
Санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения (¡-5) 7,4 23,9 5,9 17,2 5,9 17,4
Итого 31,0 100,0 34,4 100,0 34,0 100,0
следственных связей применялся многофакторный анализ, позволяющий обнаружить скрытую зависимость между наблюдаемыми признаками. Значимой считалась связь при коэффициенте корреляции Я = 0,4—0,5; существенной — при Я = 0,6—0,7; сильной - при Я = 0,8—0,99.
Результаты корреляционного анализа и оценки информативности признаков выявили пять совокупностей факторов, оказывающих наибольшее воздействие на заболеваемость учащихся (табл. 1).
Многофакторный анализ показал, что из всех компонент наибольший вклад в общую заболеваемость школьников вносит «организация образовательного процесса», на втором месте — «эколого-гигиеническая ситуация места расположения школы».
Был установлен объём вкладов каждой из совокупностей факторов в заболеваемость школьников разных типов образовательных учреждений (табл. 2).
Приоритетным фактором, вносящим 07 вклад в состояние здоровья обучающихся и занимающим I ранговое место, в гим- 05 назиях и лицеях следует считать вопросы организации образовательного процесса и, прежде всего, объем учебных нагрузок. В данных учреждениях с повышенными объемами образовательной нагрузки с учебной деятельностью тесно связаны психофизиологические особенности обучающихся и занимают II ранговое место.
Совсем иное распределение факторов в общеобразовательных учреждени-
ях. I ранговое место принадлежит санитарно-гигиеническим условиям жизнеобеспечения детей и подростков, а II — благоустройству ОУ и условиям обучения. Экологические факторы по влиянию на здоровье школьников из всех типов образовательных учреждений находятся в одинаковом положении и занимают III ранговое место.
На основании результатов исследования экологических и социальных факторов, внутриш-кольной среды, факторов организации учебного процесса был составлен рейтинг обследованных учреждений по санитарно-гигиеническому благополучию (рис. 1).
При сравнительном анализе факторных комплексов был сделан вывод, что в гимназиях и лицеях, где отмечена самая высокая общая заболеваемость учащихся, выявлен самый низкий индекс санитарно-гигиенического благополучия.
Показатели рейтинга санитарно-гигиенического благополучия в школах
28
ЗНиСО
март №3 (240)
Таким образом, установлены приоритетные факторные комплексы по воздействию на здоровье школьников. Получены показатели, отражающие вклад каждого из указанных факторов внутришкольной среды в формирование здоровья школьников. Влияние экологических рисков на здоровье школьников одинаково для всех типов образовательных учреждений, однако в гимназиях и лицеях дополнительное влияние на здоровье оказывают еще и риски образовательного процесса, а в обычных школах - риски социального неблагополучия. При составлении профилактических программ для образовательных учреждений следует учитывать, что для каждого типа учреждения характерны свои сочетания рисков для здоровья и, соответственно, разные приоритетные факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников / А.А. Баранов, Л.М. Су-
харева // Вопросы современной педиатрии. — 2006 — № 6. - С. 23—32.
2. Гребняк Н.П., Вытрищак C.B. Состояние здоровья детского населения мегаполиса / Н.П. Гребняк, С.В. Вытрищак // Гигиена и санитария. — 2004. — № 2. — С. 50-54.
3. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
4. Кучма, В.Р., Сухарева, Л.М., Степанова, М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — 240 с.
5. Кучма В.Р. Научные основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в современных условиях / Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. — 2012. — С. 28—34.
Контактная информация:
Зорина Ирина Геннадьевна, тел.: 8 (351) 263-06-43, е-mail: [email protected]
Contact information: Zorina Irina,
phone: 8 (351) 263-24-01, е-mail: [email protected]
-♦+♦-
АЛГОРИТМ КОМПЬЮТЕРНОГО VNTR-ТИПИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НЕПОЛНЫХ СИКВЕНСОВ ДНК-ШТАММОВ VIBRIO CHOLERAE,
ВЫДЕЛЕННЫХ НА ГАИТИ В 2010 г.
А.С. Водопьянов, С.О. Водопьянов, Б.Н. Мишанькин, И.П. Олейников
г-Ь
COMPUTER VNTR-GENOTYPING ALGORITHM BASED ON THE PARTIAL SEQUENCE DATA OF VIBRIO CHOLERAE STRAINS FROM HAITIAN OUTBREAK (2010)
A.S. Vodop'yanov, S.O. Vodop'yanov, B.N. Mishan'kin, I.P. Olejnikov
ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора
Разработан алгоритм компьютерного VNTR-типирования штаммов Vibrio cholerae на основе неполных данных о нуклеотидных последовательностях. Проведено типирование штаммов V cholerae, выделенных на о. Гаити в 2010 г. Кластерный анализ позволил установить, что эпидемический процесс на о. Гаити был вызван двумя независимыми клонами V cholerae.
Ключевые слова: Vibrio cholerae, холера, VNTR, типирование, компьютерное моделирование, in silico, алгоритм.
It was developed the algorithm to computer simulation for VNTR-genotyping based on the partial sequence data. By used this program, we genotyping Vibrio cholerae isolates from Haiti. Cluster analysis showed two distinct clones of V. cholerae coexisted in Haitian outbreak (2010).
Keywords: Vibrio cholerae, cholera, VNTR, genotyping, computer simulation, in silico, algorithm.
Метод УКТЯ-типирования, разработанный на основе полиморфизма локусов вариабельных тандемных повторов возбудителя холеры, нашел широкое применение в практике эпидемиологического анализа [1; 3].
Важнейшим аспектом молекулярного типи-рования является анализ коллекций штаммов, выделенных в разные периоды времени и на разных территориях, который позволяет сравнивать вновь выделенные штаммы с уже исследованными ранее и определять происхождение и наличие связей между изолятами в случае вспышек заболеваний. С этой целью ранее была создана геоинформационная система «Холера. Штаммы — УКТЯ», содержащая информацию о 630 штаммах холерного вибриона [2]. Однако проведение УОТЯ-типирования требует наличия, по крайней мере, образцов ДНК исследуемых штаммов.
За последние годы в мире произошел мощный прорыв в области полногеномного секвенирова-ния живых организмов, в рамках которого разработано несколько типов высокопроизводительных ДНК-секвенаторов, и созданы программные продукты по обработке получаемых данных. Достигнутые успехи позволили провести секве-нирование генома множества штаммов различных возбудителей, включая Vibrio cholerae [4]. Результатом секвенирования поначалу являются данные о структуре множества сравнительно коротких фрагментов ДНК длиной от нескольких сот нуклеотидов. Производительность ДНК-секвенаторов превышает возможности программного обеспечения, используемого для обсчета результатов сиквенса и выдачи полной структуры геномов, что в случае с возбудителем холеры привело к тому, что в настоящее время в базе дан-