Научная статья на тему 'Динамика показателей здоровьесбережения в образовательных учреждениях ПОО «Алые паруса»'

Динамика показателей здоровьесбережения в образовательных учреждениях ПОО «Алые паруса» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLBOYS / HEALTH OF PUPILS / HEALTH OF TEACHERS / RISK FACTORS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеев В. Ф., Мирошник И. Ю., Васильева Г. В., Крюкова Т. Ю.

On the basis of monitoring of risk factors of intraschool inhabitancy the estimation of their dynamics and their possible influence on health of the trained is given. At systematic preventive work it is possible to achieve essential positive shifts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеев В. Ф., Мирошник И. Ю., Васильева Г. В., Крюкова Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF PRESERVATION OF HEALTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS POO «SCARLET SAILS»

On the basis of monitoring of risk factors of intraschool inhabitancy the estimation of their dynamics and their possible influence on health of the trained is given. At systematic preventive work it is possible to achieve essential positive shifts.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей здоровьесбережения в образовательных учреждениях ПОО «Алые паруса»»

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОО «АЛЫЕ ПАРУСА»

Стафеев В. Ф., Мирошник И.Ю., Васильева Г.В., КрюковаТ.Ю.

Петрозаводский государственный университет, управление образования администрации Петрозаводского городского округа, лицей 13, г. Петрозаводск

На основе мониторинга факторов риска внутришкольной среды обитания дана оценка их динамики и возможного их влияния на здоровье обучающихся. При планомерной профилактической работе можно добиться существенных позитивных сдвигов.

Для достижения устойчивых результатов в здоровьесбережении обучающихся важным является организация системного подхода, системы мониторинга (Сухарев А.Г.,2000; А.А.Баранов и соавт.,2006). В основу мониторинга положена окружная комплексная программа «Образование и здоровье» полисистемного образовательного округа. Одним из важных направлений выделен контроль над физико-химическими параметрами внутришкольной среды обитания (микроклимат, уровень искусственного освещения, содержание углекислого газа в учебных помещениях), гигиеническая оценка расписания занятий, организация внеклассной самостоятельной работы, утомление, организация питания и состояние трофологического статуса. Проводится оценка физического и психического здоровья педагогов. В сборе материала принимают участие медицинские работники образовательных учреждений, педагоги и студенты медицинского факультета. Отрадно отметить, что за последние годы произошли позитивные сдвиги по ряду обследуемых показателей. Так, средние значения температуры и влажности воздуха в исследуемом периоде находились на уровне, близком к гигиенической норме. Однако, содержание углекислого газа (максимальные его значения) нередко до 1,5 - 2 раза превышали предельно допустимый уровень. Улучшилась освещенность учебных рабочих мест и классных досок. Вместе с тем в уровне совмещенного освещения еще существенную роль играет компонент естественного освещения. Одновременно с объективными исследованиями проводился опрос обучающихся по оценке ими уровня комфортности внутришкольной среды обитания. Судя по этим данным, отмечается совпадение оценок. При этом количество неудовлетворительных оценок за последние годы снизилось с 14 до 8 %. В текущем году в условиях более суровой зимы порой выявлялось несоответствие между объективной оценкой температуры воздуха (при соответствии ее гигиеническим требованиям) и субъективной оценкой (тепловым ощущением). Это связано с тем, что при ленточном остеклении классов существенную роль играет так называемое «радиационное охлаждение». Для более объективной оценки в этих условиях необходимо измерение и оценка средней радиационной температуры. И такое дополнение должно быть включено в санитарные правила. Оценка организации внеклассной самостоятельной работы свидетельствует, что в округе проводится целенаправленная работа по ее совершенствованию. Количество «отличных» оценок ее организации, поставленных самими учащимися, увеличилось в 2 раза. Учащимися отмечается существенное усиление роли в ее организации классных руководителей. Отличительной чертой нынешних старшеклассников является увеличение частоты на 15% использования компьютеров для целей самоподготовки. Однако одновременно увеличено число учащихся, проводящих за компьютером более трех часов, с 43 до 60 %. Учащиеся отмечают об увеличении возможности проведения досуговой деятельности в стенах школы (22% против 11% опрошенных). О положительных сдвигах в организации отдыха свидетельствуют такие факты, как увеличение 19% числа учащихся, стремящихся проводить отдых на свежем воздухе, на 20% увеличилось количество учащихся осознающих необходимость обучения приемам снятия утомления. В целом еще значительное число опрошенных отмечали наличие перегрузки из-за большого объема домашних заданий. Оценка школьного расписания, проведенная с использованием оценочных шкал, корректурной пробы и теста САН, показала позитивные сдвиги по большинству показателей. В рационах питания (домашний завтрак) чаще используются молочные, мясные, рыбные продукты. Примечательно, что в отличие от прошлых лет, часть школьников (17%) приносит завтрак из дома. При этом не уменьшилось, а увеличилось и количество учащихся, которые обедают в школьной столовой. Наметились положительные тенденции в уровне физического и психического здоровья педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1.Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2006 - 120 с.

2. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. - 2000. С. 44-53.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

DYNAMICS OF INDICATORS OF PRESERVATION OF HEALTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS POO «SCARLET SAILS»

V.F.STAFEEV, I.Y. MIROSHNIK, G.V. VASILEVA, T.J. KRJUKOVA

Petrozavodsk state university, Management of formation of administration of Petrozavodsk city district, lycée 13

Annotation- On the basis of monitoring of risk factors of intraschool inhabitancy the estimation of their dynamics and their possible influence on health of the trained is given. At systematic preventive work it is possible to achieve essential positive shifts.

Keyword- Schoolboys, health of pupils, health of teachers, risk factors, monitoring

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.