РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ Стафеев В. Ф., Мирошник И.Ю.,Васильева Г.В.
Петрозаводский государственный университет, управление образования администрации Петрозаводского городского округа, лицей 13, г.Петрозпаводск
Исследованы знания и навыки учителей младших классов в вопросах здоровьесбережения учащихся и направления повышения их профессионализма в этой области.
Значительная часть учителей осуществляет профессиональную деятельность в состоянии напряжения адаптационных механизмов или их срыва (Смирнов Н.К.,2003). При этом многие не выделяют здоровье как важную личностную ценность, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития здоровья ученика и собственного здоровья. Актуальность подобных исследований обусловлена также противоречием между необходимостью повышения уровня готовности учителя к сохранению своего здоровья и недостаточной разработанностью процесса ее формирования в теории и практике педагогического образования. Здоровьесбережение учащихся на современном этапе должно выступать, как одно из составляющих образовательного процесса. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения одно из наиболее важных положений программ оздоровления детей и подростков (Баранов А.А. и соавт.2006). Для выяснения ситуации в этой области и в последующем разработки специальной программы совершенствования знаний и навыков учителей и было предпринято исследование. Проведен опрос учителей третьих и четвертых классов по специально разработанной анкете. При исследовании оказалось, что на вопрос о том, «как часто соблюдается режим сна?» утвердительно ответили только 30,0% респондентов. Из общего количества опрошенных лишь четвертая часть (25,0%) соблюдают режим питания. Ответы на вопросы, связанные с профилактикой гиподинамии тоже оказались мало утешительными. Утреннюю гимнастику делают только 10,0% ,а 75,0% учителей считают, что для этого достаточно обычной бытовой активности.. В рейтинге ответов, о проведении свободного времени первые места занимают такие мероприятия, как «встречи с друзьями», «просмотр телепередач», «чтение книг, газет и журналов», Такими активными формами отдыха, как физическая культура и спот занимаются 10% опрошенных. Среди средств оптимизации своего здоровья на первом месте (65,0% опрошенных) стоит «использование лекарств и витаминов», а 45,0% - используют для этой цели чай или кофе. На вопрос о том, как следить за своим весом (определение индекса массы тела) верно ответили 20,0% респондентов. При этом 65,0 % учителей вообще об этом не задумывались. В оправдание создавшейся ситуации наиболее часто назывались такие причины: «дефицит свободного времени», «усталость после работы». Отрадно отметить, что лишь 5,0% учителей отметили отсутствие интереса к собственному здоровью. Почти каждый третий (от 30,0 до 35,0%) высказался за необходимость получение более глубоких знаний по вопросам здорового образа жизни. Среди них часто высказывались пожелания в «освоении методами психокоррекции», «рационального питание», «очистки организма от шлаков». При том 45,0% опрошенных хотели бы получить эти знания путем специальных консультаций специалистов. Опрос показал, что 10,0% учителей курят, 75,0% не исключают употребление алкоголя. Учитель должен быть носителем знаний и навыков здорового образа жизни среди учеников. Часть вопросов была направлена на выяснение их компетентности в этой области. Результаты исследования показали, что учителя имеют правильные представления о факторах определяющих нормальное физическое и психическое развитие своих подопечных (полноценное питание, двигательная активность, семейное воспитание и другие). Только немногим более половины (65,0%) учителей правильно определили такие понятия, как физическое развитие и группы здоровья. Примерно такая же картина при оценке оптимального времени активного внимания своих подопечных - 45,0% неверных ответов. Большинство опрошенных (75,0%) не имеют правильного представления о гигиенических требованиях к составлению расписания уроков, еще большее количество (90,0%) - об оптимальной учебной нагрузке в 3-4 классах. Только около половины учителей (55,0-60,0)% правильно ориентируются в таких здоровьесберегающих положениях, как временной объем домашних заданий, число видов деятельности на уроке, трудоемкость различных уроков. Полученные данные легли в основу программы гигиенического обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. 1.Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России.- М.:ГЭ0ТАР-Медиа,2006 - 120 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы.- М: АРКТИ,2003 - 272 с.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т. 12.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т. 10.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
RESERVES OF PERFECTION OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF PRESERVATION OF HEALTH OF THE TEACHER
V.F.Stafeev, I.Y. Miroshnik, G.V. Vasileva
Management of formation of administration of Petrozavodsk city district, lycee 13, Petrozavodsk state university. Petrozavodsk.185014,Lososinskoe highway,23.
Knowledge and skills of teachers of elementary grades in questions of preservation of health of pupils and directions of increase of their professionalism and this area is investigated.
Keyword- The teacher, preservation of health of pupils, abilities, skills, perfection ways
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва