Научная статья на тему 'Опыт внедрения инновационных подходов в системе здоровьесбережения школьников'

Опыт внедрения инновационных подходов в системе здоровьесбережения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / НОВЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SCHOOLBOYS / HEALTH OF PUPILS / PERFECTION OF ORGANIZING PROCESS BY PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеев В. Ф., Васильева Г. В.

В работе обобщен опыт внедрения новых здоровьесберегающих технологий в среднем образовательном учреждении, позволяющих включить в их осуществление как медицинских работников, так и всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеев В. Ф., Васильева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE CLASS TEACHER IN THE COURSE OF PRESERVATION OF HEALTH OF THE TRAINE

Ways of perfection of preservation of health of schoolboys are defined. An important link of such work is increase of an administrative role of the class teacher.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения инновационных подходов в системе здоровьесбережения школьников»

Since 1999 ISSN 2226-7425

The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]

Stafeev V.F., Vasileva G.V.

Petrozavodsk state university, lycée 13, Petrozavodsk.185014, Lososinskoe highway, 23.

MANAGEMENT OF THE CLASS TEACHER IN THE COURSE OF PRESERVATION OF HEALTH OF THE TRAINE

Annotation :ways of perfection of preservation of health of schoolboys are defined. An important link of such work is increase of an administrative role of the class teacher.

Key words: schoolboys, health of pupils, perfection of organizing process by preservation

Стафеев В.Ф., Васильева Г.В.

Петрозаводский государственный университет, курс гигиены, лицей 13, г. Петрозаводск

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В работе обобщен опыт внедрения новых здоровьесберегающих технологий в среднем образовательном учреждении, позволяющих включить в их осуществление как медицинских работников, так и всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: школьники, здоровьесбережение, новые оздоровительные технологии, здоровый образ жизни

Неблагополучие в состоянии здоровья детей и подростков, уже на этапе дошкольного образования в сочетании с низкими стартовыми возможностями для успешного освоения предлагаемых программ предопределяют риск дальнейшего ухудшения здоровья в процессе обучения на фоне нарастания объема учебных нагрузок, дефицита времени для усвоения учебной информации (Баранов А.,2009). Создавшаяся ситуация предполагает разработку более действенных методов здо-ровьесбережения в учебном процессе. Основой для подобной работы является проведение науч-но-практичесеких исследований в этом направлении. Среди них «Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся». Многолетние исследования свидетельствуют, что помимо организации и проведения традиционной учебно-воспитательной работы, одним из важнейших приоритетов деятельности классного руководителя на современном этапе востребована его совместная деятельность со всем коллективом школы, родителями и медицинскими работниками в области здоровьесбережения. Для этой цели разработано методическое пособие, которое включает несколько блоков. В их числе блок диагностики (состояние здоровья обучающихся, психолого-педагогическая характеристика класса, социальный портрет класса); блок

планирования профилактических мероприятий по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному сопровождению (краткий SWOT-анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения результата в условиях лицея), мероприятия по совместной здоровьесберегающей деятельности медицинских работников, администрации, родителей и учеников. Следующим таким же, на наш взгляд, перспективным направлением является включение компонентов здоро-вьесбережения в поурочные планы каждого педагога. Разработана модель поурочных планов преподавателей на основе принципов здоровьесбе-режения. В контексте плана учителя прописаны важные здоровьесберегающие элементы. Новые походы выработаны к организации и проведению физкультминуток. Предлагаемый состав упражнений физкультминутки зависит, как правило, от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние). Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. В последнее время мы посчитали целесообразным включить в их перечень элементов изометрической гимнастики (упражнения для офисной изометрической гимнастика), рекомендованных А.И. Борщенко (2012). Разработана система на достижение высокого уровня компетентности преподавателей в вопросах здорового

Since 1999 ISSN 2226-7425

Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]

образа жизни и здоровьесбережения, как залога сохранения здоровья обучающихся. Особое внимание уделяется повышение гигиенической культуры родителей и более активное вовлечение их в процесс обеспечение вопросов здоровьесбереже-ния. Для включения в решение этой проблемы самих учащихся предлагается каждому школьнику средних и старших классов разработку «Индивидуального плана здоровьесбережения». В

типовой модели данного документа выделены такие разделы как законодательно-правовая база медико-социального обеспечения; оценка собственного здоровья по результатам периодических медицинских осмотров и собственных наблюдений на основе предлагаемой схема вшоЬ

анализа. В данном документе представлены многочисленные приложения, позволяющие школьнику самостоятельно оценить ситуацию со своим здоровьем и наметить профилактические мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А, Кучма В.Р., Сухарева Л.М. // Вестник Российской академии медицинских наук . — 2009 . — N 5 . — С. 6-11 .

2. БорщенкоИ.А. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко.-М.;2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.