Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]
Stafeev V.F., Vasileva G.V.
Petrozavodsk state university, lycée 13, Petrozavodsk.185014, Lososinskoe highway, 23.
MANAGEMENT OF THE CLASS TEACHER IN THE COURSE OF PRESERVATION OF HEALTH OF THE TRAINE
Annotation :ways of perfection of preservation of health of schoolboys are defined. An important link of such work is increase of an administrative role of the class teacher.
Key words: schoolboys, health of pupils, perfection of organizing process by preservation
Стафеев В.Ф., Васильева Г.В.
Петрозаводский государственный университет, курс гигиены, лицей 13, г. Петрозаводск
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В работе обобщен опыт внедрения новых здоровьесберегающих технологий в среднем образовательном учреждении, позволяющих включить в их осуществление как медицинских работников, так и всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: школьники, здоровьесбережение, новые оздоровительные технологии, здоровый образ жизни
Неблагополучие в состоянии здоровья детей и подростков, уже на этапе дошкольного образования в сочетании с низкими стартовыми возможностями для успешного освоения предлагаемых программ предопределяют риск дальнейшего ухудшения здоровья в процессе обучения на фоне нарастания объема учебных нагрузок, дефицита времени для усвоения учебной информации (Баранов А.,2009). Создавшаяся ситуация предполагает разработку более действенных методов здо-ровьесбережения в учебном процессе. Основой для подобной работы является проведение науч-но-практичесеких исследований в этом направлении. Среди них «Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся». Многолетние исследования свидетельствуют, что помимо организации и проведения традиционной учебно-воспитательной работы, одним из важнейших приоритетов деятельности классного руководителя на современном этапе востребована его совместная деятельность со всем коллективом школы, родителями и медицинскими работниками в области здоровьесбережения. Для этой цели разработано методическое пособие, которое включает несколько блоков. В их числе блок диагностики (состояние здоровья обучающихся, психолого-педагогическая характеристика класса, социальный портрет класса); блок
планирования профилактических мероприятий по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному сопровождению (краткий SWOT-анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения результата в условиях лицея), мероприятия по совместной здоровьесберегающей деятельности медицинских работников, администрации, родителей и учеников. Следующим таким же, на наш взгляд, перспективным направлением является включение компонентов здоро-вьесбережения в поурочные планы каждого педагога. Разработана модель поурочных планов преподавателей на основе принципов здоровьесбе-режения. В контексте плана учителя прописаны важные здоровьесберегающие элементы. Новые походы выработаны к организации и проведению физкультминуток. Предлагаемый состав упражнений физкультминутки зависит, как правило, от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние). Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. В последнее время мы посчитали целесообразным включить в их перечень элементов изометрической гимнастики (упражнения для офисной изометрической гимнастика), рекомендованных А.И. Борщенко (2012). Разработана система на достижение высокого уровня компетентности преподавателей в вопросах здорового
Since 1999 ISSN 2226-7425
Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]
образа жизни и здоровьесбережения, как залога сохранения здоровья обучающихся. Особое внимание уделяется повышение гигиенической культуры родителей и более активное вовлечение их в процесс обеспечение вопросов здоровьесбереже-ния. Для включения в решение этой проблемы самих учащихся предлагается каждому школьнику средних и старших классов разработку «Индивидуального плана здоровьесбережения». В
типовой модели данного документа выделены такие разделы как законодательно-правовая база медико-социального обеспечения; оценка собственного здоровья по результатам периодических медицинских осмотров и собственных наблюдений на основе предлагаемой схема вшоЬ
анализа. В данном документе представлены многочисленные приложения, позволяющие школьнику самостоятельно оценить ситуацию со своим здоровьем и наметить профилактические мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А, Кучма В.Р., Сухарева Л.М. // Вестник Российской академии медицинских наук . — 2009 . — N 5 . — С. 6-11 .
2. БорщенкоИ.А. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко.-М.;2012.