Научная статья на тему 'Сохранение здоровья педагога, как участника образовательного процесса'

Сохранение здоровья педагога, как участника образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Н. В., Юрлова Е. С.

The problem of literacy educators in maintaining and strengthening their own health should be regarded as one of the priorities that are interested in the health of both the teachers and their pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF HEALTH EDUCATOR AS A MEMBER OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The problem of literacy educators in maintaining and strengthening their own health should be regarded as one of the priorities that are interested in the health of both the teachers and their pupils.

Текст научной работы на тему «Сохранение здоровья педагога, как участника образовательного процесса»

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА, КАК УЧАСТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Петрова Н.В., Юрлова Е.С.

ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас

Задача повышения грамотности педагогов по вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных, что в интересах здоровья, как самих педагогов, так и их воспитанников.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов в ОУ СПО послужил основанием к развитию инновационных процессов, которые охватили разработку новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения.

Приоритетным направлением в инновационном образовании получили здоровьесберегающие технологии. Введенный представителями данного направления термин «здоровьесбережение» понимается как «единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение здоровья у них самих и у партнеров, а так же на рост качества образованности и профессиональной квалификации». Главная цель использования здоровьесберегающих технологий - здоровье участников образовательного процесса. Проблеме сохранения здоровья учащихся посвящено много исследовательских и научных работ, а вот работ, посвященных проблеме сохранения здоровья педагогов, недостаточно. Нездоровый педагог не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься воспитанием культуры здоровья подрастающего поколения, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся. Поэтому достижение главной цели здоровьесберегающих технологий, без заботы о здоровье педагога, труднодостижима.

Условия работы педагога включают, кроме большого нервно- психического напряжения, такие факторы как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня. Все это приводит к существенному ухудшению здоровья.

Пути профилактики этого состояния лежат в позитивном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни. Под этим понимается повышение уровня личностной зрелости, предполагающей способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта.

Как показали исследования, чтобы педагогу предотвратить негативное влияние выше перечисленных факторов, важно постоянно непрерывно повышать грамотность педагога в вопросах сохранения и укрепления индивидуального здоровья, ведение здорового образа жизни, уровень профессионального мастерства и субъективного контроля.

Руководителям образовательных учреждений несут ответственность за организацию образовательного процесса, внедряемые и используемые технологии обучения с точки зрения здоровьесбережения участников образовательного процесса. Это в свою очередь предполагает новое содержание профессиональнопедагогической деятельности - в частности, возрастает значимость информированности о физическом и психическом состоянии участников образовательного процесса, владения технологиями здоровьесбережения. Определяя концепцию проектирования реализации здоровьесберегающих технологий в Арзамасском медицинском колледже, в рамках программы по формированию здоровьесберегающего пространства, создана подпрограмма по охране здоровья педагогического коллектива. Для реализации последней создана психологопедагогическая служба, обеспечивающая регулярное прохождение каждым педагогом семинаров тренингов коррекционно-диагностической направленности.

Таким образом, задача повышения грамотности педагогов по вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных на всех ступенях образовательного процесса, что в интересах здоровья, как самих педагогов, так и их воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.______

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

PRESERVATION OF HEALTH EDUCATOR AS A MEMBER OF THE EDUCATIONAL PROCESS Petrova N.V, Yurlova E.S.

Arzamas Medical College, Arzamas

The problem of literacy educators in maintaining and strengthening their own health should be regarded as one of the priorities that are interested in the health of both the teachers and their pupils.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.