ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Гвоздецкая Е.А., Русакова Н.Л., Должикова Л.В.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас
Программа формирования здорового образа жизни студентов первого курса медицинского колледжа способствует развитию мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, особенно на физическое и духовное самосовершенствование.
Анализ происходящих в России социальных процессов показывает: образ жизни в современном обществе стал нездоровым и люди полагаются на технические приспособления, которые, в свою очередь, лишают их физической активности, виртуальная реальность заменила общение с природой, стремительный темп жизни, стрессы оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Именно поэтому актуальны в наши дни вопросы о сохранении здоровья и организации здорового образа жизни (ЗОЖ).
Здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и стратегически необходимым условием для эффективного функционирования и развития государства. Только здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые трудовые процессы во всех сферах деятельности. Пропаганда ЗОЖ проводится с ребенком, начиная с рождения, когда родители прививают ему любовь к чистоте и порядку, к соблюдению режима питания, дня и отдыха. Формирование этих навыков углубляется в школе. Приходя в стены медицинского колледжа, у студентов имеется сформировавшееся мнение о пагубном влиянии вредных привычек и здоровом образе жизни. В связи с этим для студентов в колледже разработана программа по здоровому образу жизни для созидания, сохранения, укрепления здоровья и психофизической подготовки к будущей медицинской деятельности.
Цель настоящего исследования - определение исходного уровня здорового образа жизни у студентов I курса и разработка комплекса профилактических рекомендаций.
Обследовано 90 студентов отделения «Сестринское дело» и 90 человек отделения «Лечебное дело» групп нового набора. Для исследования авторами были разработаны анкеты: «Определение уровня здорового образа жизни», «Уровень осведомленности о ЗОЖ».
Результаты анкетирования по первой анкете свидетельствуют, что на отделении «Сестринское дело» у студентов преобладает низкий уровень знаний о ЗОЖ, что составляет - 53,5%, средний уровень составил 24,4%, а высокий
- 22,1%. При этом наиболее негативными выглядят показатели, связанные с употреблением никотина, алкоголя и несоблюдение режима питания.
У студентов отделения «Лечебное дело» на первое место выходит средний уровень ЗОЖ - 48,5%, низкий уровень составил - 22,5%, а высокий - 30% Возможно такое различие связано с преобладанием эмоциональной неустойчивости, акцентуацией характера, свойственной данному возрасту.
Результаты анкетирования по второй анкете: показатели у студентов отделения «Сестринское дело» следующие: низкий уровень - 33%, высокий - 67%. У студентов «Лечебное дело»: низкий уровень составил - 30%, а высокий
- 70%.
Видно, что показали уровня осведомленности на обоих отделениях достаточно высоки. Студенты имеют представление о пагубном влиянии вредных привычек на организм, но не считают себя ответственными за состояние своего здоровья.
Здоровье, потребность и стремление в его сохранении практически у большинства людей выступают на первый план. Иначе говоря, здоровье - это абсолютная и жизненная непреходящая ценность, занимающая самую верхнюю ступень в иерархической лестнице потребностей. Однако положение здоровья на вершине жизненных потребностей носит скорее теоретический аспект (или желанный результат). На практике же, как свидетельствуют исследования, здоровье занимает далеко не первые позиции среди граждан России. Исходя из этого в Арзамасском медицинском колледже проводятся следующие профилактические мероприятия:
1. Проведение спортивных занятий, конкурсов и физкультурных праздников.
2. Спортивные походы на природу, проведение спортивных игр.
3. Обеспечение рационального питания студентов.
4. Мероприятия по улучшению режима труда и отдыха.
5. Проведение лекционных работ, конференций и классных часов.
6. Обеспечение занятости студентов во внеаудиторное время.
7. Выпуск и конкурсы санбюллетеней о пагубном влиянии вредных привычек.
8. Индивидуальные беседы со студентами о здоровом образе жизни
Таким образом, программа формирования здорового образа жизни способствует развитию мотивационноценностного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, особенно студентов первого курса, на физическое и духовное самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях физической культурой. Характеризуя предпосылки для установки на здоровый образ жизни, реализуемая программа обращает особое внимание на ответственность каждого человека, а особенно молодого поколения за свое здоровье и роль самосохранительного поведения.
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
FORMATION OF THE GUIDELINES FOR HEALTHY LIFESTYLE AMONG FIRST-YEAR STUDENT MEDICAL COLLEGE
Gvozdetskaya E.A, Rusakova N.L, Dolzhikova L. V.
Arzamas Medical College, Arzamas
The program of a healthy lifestyle first-year students of medical college promotes motivational-value attitude towards their health, set a healthy lifestyle, especially on the physical and spiritual self.
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010