ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Гвоздецкая Е.А., Майорова Е.А., Фешина Г.А.
Арзамасский медицинский колледж, Арзамас
Разработанная в колледже программа по психологическому сопровождению и формированию профессиональной направленности студентов способствует развитию и воспитанию профессионально важных качеств, профессиональной компетентности и культуре студентов, формированию самостоятельной, активной и ответственной личности будущего специалиста.
Основная цель сестринского дела - улучшение качества ухода за пациентами, улучшение состояния здоровья каждого пациента, для их осуществления необходимы новые подходы к подготовке среднего медицинского персонала. Одной из главных целей системы профессионального сестринского образования в России является развитие будущего специалиста как личности, полноценного и ответственного субъекта, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры, тоесть быть профессионально развитым. По мнению Э.Ф. Зеера, результатом профессионального развития должно быть формирование трех основных компонентов личности:
1. Профессиональная направленность, включающая специфическую систему социальных мотивов, осознание значимости профессиональной деятельности и интерес к ней, а также систему профессиональных норм и ценностей.
2. Профессиональная компетентность, включающая профессиональные знания, умения и навыки.
3. Профессионально важные качества, к которым можно отнести: доброжелательность,
коммуникабельность, толерантность, способность к эмпатии, гуманность, уважительное отношение к старшим и младшим, понимание высшей ценности человеческой жизни.
В связи с этим в Арзамасском медицинском колледже была создана программа «Психологическое сопровождение и профессиональная направленность студентов». Основная ее цель - воспитание и развитие профессионально важных качеств и профессиональной культуры у студентов.
Респондентами были 90 студентов первого курса специальности «Сестринское дело» и студенты выпускных групп - 60 человек этой же специальности. Для них были специально разработаны анкеты: «Уровень осведомленности профессионально важных качествах медицинских сестер», «Оценка абитуриентов об уровне развития и воспитания нравственных и моральных качеств в колледже».
В результате установлено, что у студентов преобладает низкий уровень осведомленности о профессиональных качествах медицинских сестер (60%), средний уровень составил 22%, высокий - 18%. Среди перечисленных качеств абитуриенты могли выделить только доброту, уважение, общительность. У студентов выпускных курсов на первое место выходит высокий уровень осведомленности, что составило 85%, средний - 10% и низкий - 5%. То есть уровень профессиональной ориентированности у выпускников высокий и выбор профессии состоялся.
В результате анализа результатов, полученных при использовании второй анкеты, студенты первого курса считают, что развить данные качества можно только на общепрофессиональных дисциплинах, среди которых они выделяют «Основы сестринского дела» и на производственной практике. Мнение выпускников заключается в том, что развитие и воспитание моральных и нравственных качеств происходит на протяжении всей учебы в колледже: на всех дисциплинах, производственных практиках, внеаудиторных мероприятиях, участия в акциях «Милосердие», в общении друг другом и с преподавателями как результат становления профессионально развитой личности. Дифференцированный подход к студентам, комплексное использование коррекционных мероприятий, сплоченность педагогического коллектива способствует уровню развития эмпатии и других нравственных качеств личности студентов.
Таким образом, разработанная в колледже программа «Психологическое сопровождение и профессиональная направленность студентов» способствует развитию и воспитанию профессионально важных качеств, профессиональной компетентности и культуре студентов, формированию самостоятельной, активной и ответственной личности будущего специалиста.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AT STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE
Gvozdetskaja E.A., Majorova E.A., Feshina G. A.
Arzamas medical college, Arzamas
The program developed in college on psychological support and construction to a professional orientation of students promotes development and education of professionally important qualities, professional competence and culture of students, formation of the independent, active and responsible person of the future expert.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011