ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Трофимова Г.А., Савельева А.В., Панков А.В.
Арзамасский медицинский колледж, Арзамас,
Мордовский государственный университет им. Огарева, Саранск
Результаты исследования свидетельствуют о достаточно высокой эффективности используемой в колледже модели управления качеством образования и сформированном положительном отношении студентов к избранной профессии.
Диверсификация системы среднего профессионального медицинского образования требует оптимизации основных направлений деятельности как в плане актуализации целеполагания образовательно-воспитательной доктрины образовательных учреждений, так и развития стратегии эффективной политики в области обеспечения всех компартментов управления качеством образования. В различных образовательных учреждениях страны сформированы концепции управления качеством образования, целью которых является достижение наилучших результатов подготовки конкурентоспособных и практикоориентированных специалистов, социально адаптированных к будущей профессиональной деятельности и востребованных на современном рынке труда.
В Арзамасском медицинском колледже (АМК) также создана собственная организационная модель управления качеством образовательного процесса, включающая дефиницию теории управления качеством и педагогической проблемы; иерархическую модульную управленческую структуру, а также батарею квалитативных критериев достигнутой эффективности. Сформирована система обеспечения качества образовательной деятельности в режиме постоянного совершенствования, состоящая из нескольких модулей. В ее основе лежит адаптированная к имеющимся условиям концепция Деминга с учетом другого важного компонента системы управления - «Треугольника Джойнера».
Для обеспечения дизайна настоящего исследования, следует дополнительно выделить два фрагмента: во-первых, - это модуль воспитательной системы. Наряду с другими сущностными характеристиками это упорядоченная целостная совокупность компонентов, интеграция которых обеспечивает целенаправленное и эффективное развитие личности студентов, адаптацию их социального статуса и формирование мотиваций будущей профессиональной деятельности.
Во-вторых - это модуль формирования здоровьесберегающего поведения. За период обучения студенты подвергаются воздействию целого ряда факторов, способных оказать влияние на состояние их здоровья. Будущая профессиональная деятельность студентов медицинских специальностей связана с воздействием многих стрессогенных факторов. Поэтому важной составляющей конкурентоспособности выпускников является формирование стрессоустойчивости. В связи с этим в колледже создана пилотная экспериментальная площадка по апробации комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие здоровьесберегающего поведения в учебной и будущей профессиональной деятельности и организовано новое структурное подразделение - служба медико-социально-психологического сопровождения обучающихся.
Однако окончательная оценка сформированной системы управления качеством образования, безусловно, принадлежит ее потребителям - студентам колледжа. Поэтому в рамках настоящего исследования в динамике 4 лет было изучено восприятие 200 студентами отделения «Сестринское дело» качества обучения, а также их отношения к своей профессии и будущей профессиональной деятельности.
Вначале было проведено скрининговое исследование, которое позволило выявить принципиально положительное (в 1,5-1,8 раза) трендирование мнения студентов о качестве обучения.
Результаты углубленного исследования с использованием специально разработанной блочной анкеты свидетельствуют, что практически по всем изученным критериям к выпускному курсу доля студентов удовлетворенных качеством обучения в колледже существенно нарастает, достигая по ряду показателей 90%.
Эти данные подтверждаются и другой серией исследований, когда в анкету включались вопросы, касающиеся условий, формирующих образовательную среду колледжа. Прослеживается четкая положительная динамика мнения студентов, что особенно наглядно видно при использовании 5-бальной системы оценивания. К выпускному курсу большинство критериев оценивается студентами в среднем выше 4 баллов.
Любопытные сведения получены при обработке результатов анкетирования выпускников, касающихся их мотивации выбора специальности и отношения к будущей профессии. Наряду с подтверждением правильности избранных приоритетов социальной и психологической адаптации студентов, они четко осознают необходимость приобретения общих и профессиональных компетенций.
Внедрение разработанной модели формирования здоровьесберегающего поведения, позволяет готовить стрессоустойчивых выпускников. Оценка медико-социальной эффективности модели показала достоверное снижение от 1-го к 4 году обучения доли студентов с вредными привычками, нерациональным
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
питанием и низкой физической активностью. По сравнению с 1 годом отмечено снижение заболеваемости студентов по данным обращаемости в 1,4 раза, составляющие данного показателя также существенно снижались.
Анализ динамики за последние годы, свидетельствует, что ежегодно трудоустройство выпускников по специальности составляет 72-78%, доля поступающих учиться в ВУЗы медицинского профиля - до 10%. Эти данные также подтверждают хорошее качество подготовки специалистов, их желание работать по приобретенной специальности.
Таким образом, приведенные сведения свидетельствуют о достаточно высокой эффективности используемой в АМК модели управления качеством образования и сформированном положительном отношении студентов к избранной профессии.
Литература
1. Сборник научных тезисов и
2. Сборник научных тезисов и
3. Сборник научных тезисов и
4. Сборник научных тезисов и
5. Сборник научных тезисов и
6. Сборник научных тезисов и
7. Сборник научных тезисов и
8. Сборник научных тезисов и
9. Сборник научных тезисов и
10. Сборник научных тезисов и
11. Сборник научных тезисов и
статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование
в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
RESTIGE NURSING PROFESSION AND QUALITY OF EDUCATION IN PERCEPTION OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE
Trofimova G.A. Savelieva A. V., Pankov A. V.
Arzamas Medical College, Arzamas
The Mordovian state university of Ogaryov, Saransk
These results indicate a fairly high efficiency model used in the college of education quality management and formed a positive attitude of students to their chosen profession.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012