ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Князева О.В., Фешина Г.А., Бекетова Ю.А.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас
Использование личностно-деятельностного подхода позволяет сформировать мотивационный, операционнодеятельностный и когнитивный компоненты психологической готовности студентов медицинского колледжа к работе с пожилыми людьми.
Качественная подготовка будущих медицинских сестер к работе с пожилыми людьми невозможна без формирования у студентов медицинского колледжа психологической готовности к данному роду деятельности, включающая в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты. И мы считаем, что содержание и структура психологической готовности медицинской сестры к деятельности, в частности к работе с пожилыми, определяются требованиями деятельности к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам личности медицинской сестры и ее мотивам, а также к определенному набору знаний, умений, навыков и профессионально важных ценностей и качеств личности [1].
Целью работы было формирование психологической готовности студентов медицинского колледжа к работе с пожилыми путем применения личностно-деятельностного подхода.
Личностно-деятельностный подход определен концепцией общего среднего образования, выдвинутой в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки школьного, и в том числе профессионального образования. Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост [2].
При данном подходе к обучению, одним из основным элементом работы студентов медицинского колледжа является решение ситуационных и деонтологических задач при изучении такой дисциплины, как «Гериатрия». При этом не только выявляются теоретические знания студентов, но и формируется умение профессионально и грамотно применять их в конкретной практической обстановке. В процессе решения ситуационных и деонтологических задач студентам прививается чувство ответственности, любви и уважения, а также социальной значимости своей профессии [3].
Параллельно с освоением этого рода деятельности, студенты вовлекаются в исследовательскую деятельность, проводимую в рамках работы кружка «Гериатр». В студенческих работах исследуются проблемы пожилых людей, их психофизиология, формируются межличностные отношения, что благотворно влияет и на самих студентов, так и на людей преклонного возраста. Студенты осваивают различные методы и средства, которыми они смогут впоследствии воспользоваться при работе с людьми пожилого возраста, расширяют свою познавательную сферу, осваивают некоторые социальные действия, которые помогают им утвердиться в социуме.
В итоге среди обследованных студентов в 21% повысился интерес к людям пожилого возраста, и после окончания медицинского колледжа они выразили желание работать в медико-социальной сфере.
После изучения курса гериатрии и проведения комплекса мероприятий студенты стали активнее проявлять познавательную и творческую активность, у четверти обследованных студентов повысился уровень усвоения учебного материала.
Таким образом, при помощи личностно-деятельностного подхода были сформированы мотивационный, операционно-деятельностный и когнитивный компоненты психологической готовности студентов медицинского колледжа к работе с пожилыми людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2.
3. Черновицкая Е.В. Современные тенденции воспитательной деятельности профессиональных образовательных учреждений // Воспитание учащейся молодёжи: проблемы, исследования, перспективы: Сборник материалов 3-й региональной научно-практической конференции.- Владивосток: МГУ, 2002.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
PERSON-ACTIVITY APPROACH IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE TO WORK WITH OLDER PEOPLE
Knyazeva O.V, Feshina G.A, Beketova Yu.A.
Arzamas Medical College, Arzamas
Using student-active approach allows to generate motivation, operational activity-and cognitive components of psychological preparedness of medical college students to work with older people.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010