ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Трофимова Г.А., Лавровский С.Н., Савельева А.В.
ГОУ СПО Арзамасский медицинской колледж, г. Арзамас
Внедрение разработанной организационной модели по формированию здоровьесберегающего поведения позволяет готовить стрессоустойчивых выпускников медицинского колледжа с благоприятным психологическим статусом.
Высокую актуальность имеет изучение различных параметров психофизиологии современных студентов, влияния их на показатели здоровья данного контингента в процессе адаптации к образовательному процессу. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся в ОУ СПО медицинского профиля, немаловажным является также анализ уровня их стрессоустойчивости как важнейшего компонента здоровьесберегающего поведения.
Проведена психофизиологическая диагностика и оценка полученных результатов у студентов Арзамасского медицинского колледжа в двух сравниваемых когортах: 120 чел. отделения «Лечебное дело»- ЛД и 60 чел. отделения «Сестринское дело» - СД (контрольная группа) и аналогичная по количеству группа обучающихся в условиях реализации модели формирования здоровьесберегающего поведения.
По Шкале тревожности Спилбергера-Ханина определены вегетативные компоненты ситуативной (SSN), личностной (SL) тревожности и экзаменационного стресса- SSE (Табл. 1). У студентов контрольных групп обоих отделений к 4 курсу происходит нарастание показателей SSN и SSE, что свидетельствует о малой адаптированности студентов к процессу обучения, низком уровне стрессоустойчивости. Показатель SL практически не изменялся у всех студентов контрольных групп на протяжении всех лет обучения.
В группах воздействия у студентов 2-го года обучения отделения ЛД и 3-го года обучения отделения СД (Табл. 2) происходит существенное снижение показателя
Таблица 1.Показатели ситуативной, личностной тревожности и экзаменационного стресса студентов отделения «Лечебное дело» контрольной группы и группы воздействия по годам обучения (в баллах)
Срок обучения Показатель
SSN SL SSE
Контрольная группа
1 год 39,64±1,57 35,28±1,42 58,72±1,65
2 год 39,87±1,18 34,17±1,75 57,23±1,61
3 год 40,24±1,01 34,93±1,71 57,62±1,94
4 год 45,58±1,14* 34,41±1,66 62,52±0,83*
Группа воздействия
1 год 39,11±1,26 36,14±1,91 58,44±1,66
2 год 35,89±1,11* 35,89±1,41 56,11±1,49
3 год 29,25±1,78* 34,02±1,21 54,91±0,85*
4 год 35,86±1,67 33,82±1,25* 55,06±1,02*
Примечание: * - р<0,05 между показателями по отношению к 1 году обучения
SSN. К 4 году обучения его величина не достигает уровней 1 года обучения, оставаясь достоверно сниженной, несмотря на нарастание стрессогенных воздействий, связанных с подготовкой к ГИА, ЕГЭ, негативными социокультурными прогнозами. К 4 году обучения существенно снижается показатель SL за счет понижения уровня нейротизма и выработанной стрессоустойчивости. Об этом свидетельствует и динамика показателя SSE, сходная у студентов групп воздействия обоих отделений.
Таблица 2. Показатели ситуативной, личностной тревожности и экзаменационного стресса студентов отделения «Сестринское дело» контрольной группы и группы воздействия по годам обучения (в баллах)
Срок обучения Показатель
SSN SL SSE
Контрольная группа
1 год 41,92±1,84 39,62±1,63 60,10±1,88
2 год 41,28±1,39 40,50±0,84 59,34±1,82
3 год 43,56±0,99 40,84±0,83 58,26±1,73
4 год 45,78±1,92* 39,84±1,56 64,72±1,85*
Группа воздействия
1 год 42,61±1,36 39,81±1,15 61,84±1,82
2 год 40,90±1,64 38,26±0,54 58,71±1,73
3 год 38,35±0,89* 37,88±1,32 56,34±1,42*
4 год 39,61±0,66* 35,15±1,34* 56,93±0,86*
Примечание: * - р<0,05 между показателями по отношению к 1 году обучения
Уровни SSN и SL имеют гендерные различия и зависят от места проживания студентов. Девушки в 1,5 раза чаще склонны проявлять личностную тревожность. Для городских жителей ряд ситуаций может выступать как
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
угрожающие, поэтому они в 1,6 раза более восприимчивы и тревожны, сельские жители ведут себя более спокойно и рационально.
Использование «Теста на учебный стресс» показало, что в группах воздействия к 4 курсу доли 15 проблем, вызывающих учебный стресс, достоверно снижались у студентов обоих отделений. При этом существенно нарастала доля позитивных способов преодоления стрессового состояния. У студентов отделения ЛД нарастала приоритетность использования физической активности в 3,7 раза, прогулок в 6,8 раза и аутотренинга в 13,5 раза. Доли приемов, связанных с вредными привычками или не имеющих явной позитивной направленности (алкоголь, курение, телевизор, компьютерные игры, избыточная еда) достоверно снижались.
В контрольных группах для снятия стресса респонденты 1-го года обучения отделения ЛД предпочитают курение, избыточную еду и общение с друзьями (22,5; 17,5; 20,8%), на отделении СД - поддержку родителей, избыточную еду и сон (18,4; 13,3; 16,7%). К 4 курсу эти приемы у студентов отделения ЛД сохраняются на том же уровне, а на отделении СД наблюдается перестройка приоритетов (снижается доля поддержки родителей и сна и в 1,9 раза повышается доля компьютерных игр и в 1,4 раза - курения).
Уровень самооценки стрессоустойчивости по результатам тестирования у студентов 1-го года обучения обоих отделений составил 37-41 баллов (низкий уровень), к 4 году данный показатель в контрольной группе составил 33-37 баллов (средний уровень), а в группе воздействия - 22-28 баллов (высокий уровень стрессоустойчивости). Таким образом, внедрение разработанной модели по формированию здоровьесберегающего поведения, позволяет готовить стрессоустойчивых выпускников с благоприятным психологическим статусом, умеющих адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию и одновременно обладающих необходимыми профессиональными компетенциями. Студенты групп воздействия формируют позитивное отношение к избранной профессии, характеризующейся психофизической гармонией и эмоциональной насыщенностью. Они легче адаптируется к новым условиям быта, режиму дня, освоению учебных норм и требований, к новым способам межличностных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
STRESS DYNAMICS OF STUDENTS MEDICAL COLLEGE IN THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL HEALTH-BEHAVIOR Trofimova G.A, Lavrovsky S.N, Savelieva A.V. Arzamas Medical College, Arzamas
Implementation developed an organizational model for the formation of health-behavior can make stress-resistant medical college graduates with a favorable psychological status.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010