ПРОБЛЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Малышева Е.А., Малышева С.А.
ГОУ СПО «Арзамасский медицинский колледж», г. Арзамас
Для совершенствования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров необходимо формирование условий для внедрения новых организационных форм и современных педагогических технологий с учетом адаптивной и возрастной физиологии обучающихся. Профессиональное образование всегда было одним из факторов стабильности и перспективного развития государства. Ситуация складывающаяся на рынке труда подстегнула образовательные учреждения к инновациям в работе. В современных условиях демографической ситуации, при конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто первым в интересах работодателей завоюет этот рынок. При этом следует учитывать, что на современном этапе развития профессионального образования остро стоит задача по реализации парадигмы обучения граждан в течение всей жизни.
Это требует радикального пересмотра уровневой системы профессионального образования в СПО. Изучение данной проблемы показало, что именно колледж должен стать многоуровневым, многофункциональным образовательным учреждением, реализующим разные программы профессионального образования, в том числе в течение всей жизни обучающегося. Причем каждый уровень освоения программ должен стать сертифицированным, завершенным и позволять с учетом желаний, способностей и возможностей обучающихся выходить на рынок труда.
В настоящее время в Арзамассском медицинском колледже сформирована многоуровневая система подготовки специалистов медицинского профиля, включающая следующие уровни: базовый и повышенный, а так же постдипломное и дополнительное образование. Медицинские работники должны обладать современными профессиональными компетенциями, поэтому роль постдипломной подготовки средних медицинских специалистов постоянно возрастает. Как показывает практика, базовое профессиональное образование не может в полной мере обеспечить должного уровня узкой специализации, поэтому обязательным условием успешной профессиональной деятельности является последипломная подготовка. Проблему подготовки современного специалиста, готового к самостоятельной работе, решает непрерывное образование. Однако возникает и ряд задач, связанных с возрастной адаптацией к учебному процессу.
Взрослые обучающиеся - это сложившиеся люди, обладающие значительным жизненным и профессиональным опытом. При анализе работы педагогов с данным контингентом были выявлены следующие проблемы: уменьшение психических ресурсов личности обучающихся; сужением поля возможностей самореализации; проблемы в восприятии и усвоении учебного материала, что связано с возрастными особенностями. Поэтому работа в колледже строится динамично, с использованием многочисленных соответствующих данной аудитории технологий. К педагогу, работающему со взрослым контингентом, предъявляются особые требования: мобильно и быстро реагировать на реальные запросы практического здравоохранения; определять типовые и индивидуальные проблемы аудитории; помогать в самоопределении и выборе необходимого маршрута и режима обучения; создавать позитивный настрой и понимание перспектив профессионального роста. Постдипломная подготовка - это один из этапов в системе непрерывного образования, обеспечивающий адаптацию специалиста к потребностям рынка труда.
Адаптация слушателей в процессе постдипломного образования - это приспособление к условиям многоуровнего образования путем приобретения новых профессиональных компетенций. Важным свойством системы непрерывного образования является адаптивность - это показатель скорости адаптации системы в случае изменения внешних условий и появления новых стимулов внешней среды.
Таким образом, для решения обозначенных проблем надо скоординировать два основных направления: совершенствование многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также формирование условий в колледже для внедрения новых организационных форм и современных педагогических технологий с учетом адаптивной и возрастной физиологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.___
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
PROBLEMS MULTILEVEL VOCATIONAL EDUCATION AT THE MEDICAL COLLEGE Malysheva E.A, Malysheva S.A.
Arzamas Medical College, Arzamas
To improve the multilevel system of training, retraining and medical personnel necessary to create conditions for introduction of new organizational forms and modern teaching technologies to address adaptive and Physiology students.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010