Научная статья на тему 'Использование принципа «Критических контрольных точек» при организации здоровьесбережения обучающихся'

Использование принципа «Критических контрольных точек» при организации здоровьесбережения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципа «Критических контрольных точек» при организации здоровьесбережения обучающихся»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №4, 2011 том 13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА «КРИТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стафеев В. Ф., Васильева Г.В., Смирнова М. С.

Петрозаводский гос. университет, медицинский факультет лицей №13

Представлен опыт использования так называемых «критических контрольных точек» в системе мониторинга обеспечения здоровьесбережения обучающихся.

Многолетние собственные исследования и опыт отечественных авторов(1,2) по данной проблеме в режиме социально-гигиенического мониторинга подтверждают правильность выбранного направления. При этом для прицельного изучения выбрана технология использования критических контрольных точек, что позволяет более детально проследить динамику в системе организации здоровьесбережения и вносить коррективы в совершенствовании медико-социального, педагогического и психологического сопровождения обучающихся. Содружественная работа на основе договора о творческом содружестве между Роспотребнадзором в РК, медицинским факультетом Петр ГУ и лицеем № 13 определяет уровень объективности подобной работы. С позиции гигиенической диагностики и теории оценки рисков на первый план выделены наиболее распространенные заболевания и факторы риска среды обитания. На первое место выделены заболевания, связанные с неудовлетворительной организацией учебновоспитательного процесса. На второе - патология, связанная с гиподинамией и нарушением в подборе мебели, и на третье - алиментарно-зависимые заболевания. Из всех перечисленных факторов риска, с позиций менеджмента, «управляемыми» и полностью зависящими от решений на уровне образовательного учреждения можно отнести только первую причину и, частично, вторую группу факторов. Опыт многолетнего мониторинга организации системы здоровьесбережения технология «критических контрольных точек» показал свою эффективность расширил направления, отмечаемыми в ежегодных «Государственных докладах». Так, в дополнение к ним включены такие, как исследование репродуктивного здоровья, гендерные аспекты организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение образовательных учреждений спортивным инвентарем, удовлетворение потребности учащихся в оказании медицинской помощи. Последний аспект особенно важен, так как, по свидетельству специалистов ГУ Научный центр здоровья детей РАМН НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, «образ жизни детей не может нейтрализовать стрессовые воздействия окружающей среды». Для этой цели они рекомендуют при медицинском блоке МОУ иметь комплекс реабилитационных кабинетов (технологий). К сожалению, даже такие элементарные меры, как осведомленность школьников о группе здоровья по результатам периодических медицинских осмотров находится на 32% уровне. Лишь половина обучающихся получила рекомендации по оздоровлению. Из комплекса факторов, выделенных как «организация учебно-воспитательного процесса», в систему мониторинга особо выделены такие важные два аспекта, как организация внеклассной самостоятельной работы и использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Данные исследований свидетельствуют, что в результате целенаправленной работы наметились позитивные сдвиги. Доказательством этого служат уменьшение количества жалоб обучающихся на нехватку времени при выполнении домашних заданий и увеличение частоты использования приемов здоровьесберегающих технологий на уроках. Значительным негативным моментом в борьбе с гиподинамией является недостаточная оснащенность спортивным инвентарем. Подобные критические контрольные точки определены и по другим аспектам жизнеобеспечения школьников. В частности, в последние годы особую актуальность приобрели социальные факторы. В связи с этим в перечень контрольных точек включены и такие как уровень социальной защищенности и качество жизни.

Литература

1. Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях //Здравоохр.Рос.Федерации .- 2008.- №1.- С. 21-22.

2. Щербо А. П., Киселев А. В. О методических проблемах аналитического обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга // Здравоохр. Рос. Федерации.- 2008.- №1.- С. 16-17.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Стр. [415]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.