СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ
Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В., Арефьева А.В.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень
Аннотация: Обосновывается многофакторность влияния на состояние здоровья детей и подростков окружающей среды и поведенческих факторов, необходимость выявления групп риска в условиях реформирования образовательной системы. Это будет способствовать не только разработке профилактических мероприятий, но и оценке эффективности экологической, здравоохранительной и образовательной политики. Ключевые слова: сохранение здоровья, дети, донозологическая диагностика, адаптация.
Одной серьезных проблем современного общества является не прекращающееся ухудшение состояния здоровья детей и подростков. На заседании Президиума Совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике (26.02.10) приведены данные о том, что только 21,4% учащихся в стране здоровы, 58% - нуждаются в амбулаторном, а 20,6% - в стационарном лечении. В связи с этим и в целях контроля состояния здоровья детей, выявления групп риска по заболеваниям необходимо осуществление донозологической диагностики. Она включает определение основных индикаторов здоровья - уровня физического и психического развития, состояния основных гомеостатических систем, адаптационных возможностей организма. Необходим постоянный мониторинг этих показателей. Полученная при этом информация позволит не только правильно разрабатывать профилактические и оздоровительные мероприятия, но и оценивать эффективность проводимой экологической, здравоохранительной и образовательной политики. Подобные исследования признаны приоритетными в программах Минобрнауки, Минздравсоцразвития, РАО РФ. К сожалению, отсутствие ощутимой интеграции органов здравоохранения и образования, недостаток специалистов с комплексными знаниями в области физиологии и медицины, педагогики и психологии, необходимых для просвещения населения и профилактической работы в семьях и образовательных учреждениях, приводит к тому, что, не смотря на все усилия медиков, детская заболеваемость не сокращается. Множество факторов оказывает влияние на состояние здоровья детского населения (экологическая обстановка, социальноэкономические условия, климатогеографические особенности региона, условия школьного обучения, гиподинамия). Весомый вклад в сохранении здоровья принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье, образу жизни, поэтому совершенно недостаточна та роль, которая отводится педагогическим кадрам в сохранении и укреплении здоровья детей. В связи с этим проблема оздоровления является междисциплинарной и требует консолидации усилий всего общества. Негативная роль принадлежит особенностям организации обучения в образовательном учреждении [1; 2; 3]. Традиционная организация школьного обучения не только не сберегает здоровье детей, но приводит к его ухудшению. Введение многочисленных педагогических инноваций не меняет ситуацию, так как часто они сводятся к введению дополнительных предметов, новой системы оценок успеваемости, новых учебников, повышению требований к деятельности учащихся [3]. При этом во многих разработках здоровьесбережения акцент ставится лишь на физическом здоровье. В сложившихся условиях любая инновационная технология образования должна включать в себя здоровьесберегающие компоненты. Необходимо не только вводить отдельные программы, ориентированные на охрану здоровья школьников, но и в качестве критерия ее принятия определять здоровьесберегающие свойства любой новой педагогической технологии. При этом здоровье должно рассматриваться как комплексное, многогранное явление, включающее в себя физические, психические и личностные компоненты. Основополагающим принципом всех ориентированных на здоровье технологий образования должна являться адаптация обучения к индивидуальным особенностям учащихся. А это означает необходимость построения учебно-воспитательного процесса с учетом системного строения высших психических функций человека, в соответствии с закономерностями их становления в онтогенезе и с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Такие знания дает комплекс медико-биологических дисциплин, входящих в федеральный компонент учебных планов педагогических специальностей. Но многолетний опыт нашей работы показывает, что даже в условиях большого города имеет место крайне низкая осведомленность педагогического состава в сфере возрастной физиологии и нейропсихологии; недостаточна компетентность педагогов при учете индивидуальных различий учащихся. Школьное обучение по-прежнему остается не ориентированным на конкретного ребенка. В итоге здоровье как приоритет образования только декларируется. На практике же индивидуальный подход, доброжелательность, ориентация на поощрение ребенка встречаются редко. Именно поэтому школьное обучение относится к факторам риска развития нервнопсихической и соматической патологии у детей и подростков. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо повышение физиологической "грамотности" участников образовательного процесса, широкое внедрение в него современных образовательно-диагностических технологий, направленных на диагностику и коррекцию состояния здоровья, позволяющих обучать детей методам регуляции и саморегуляции. Увлечение прикладными исследованиями, в том числе в области возрастной физиологии, нейропсихологии привело к тому, что недостаточное внимание уделялось фундаментальным работам, недостаточно изучены динамика процессов роста, развития и созревания современных детей, их изменчивость (секулярный тренд), адаптационные возможности учащихся разных возрастных групп. Получаемые данные помогут расширению научных
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
представлений о формировании детского организма в гипокомфортных условиях окружающей среды, внесут вклад в дальнейшую разработку фундаментального знания - теорию адаптации. Фактические данные станут основой создания современных нормативов развития детей.
Таким образом, донозологическая диагностика детей и подростков с целью прогнозирования и коррекции здоровья - это важнейшая составляющая стратегии дальнейшего развития, особенно регионов, характеризующихся неблагоприятными природно-климатическими и экологическими условиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации. - М.: Триада-Фарм, 2002. - 114 с.
2. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области. Монография. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ. - 240 с.
3. Шквирина О.И. Мониторинг физического развития школьников как критерий адаптации к образовательной среде /Материалы международной научной конференции «Физиология развития человека». - М.: Вердана, 2009. - С. 100.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
PRESERVATION OF HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENCE IN THE MODERN EDUCATIONAL REFORMS
Grebneva N.N., Sazanova T. V., Aref’eva A. V.
Tyumen State University, Department of Physiology, Tyumen
One of the major problems of modern society is the deterioration of the health of children and adolescents.
Abstract. One of the major problems of modern society is the deterioration of the health of children and adolescents. The health of children affected by such factors as environment, socio-economics conditions, climate, lifestyle, conditions of schooling. The problem of school improvement is interdisciplinary and requires consolidation of efforts of society. Necessary to implement prenosological diagnostics to monitor the health of children, identify groups at risk for diseases. The data obtained will help to expand scientific understanding of the formation of the childs body in uncomfortable conditions of the environment and contribute to the development of the theory of adaptation.
Key words: health, kids, prenosological diagnosis, adaptation.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010