НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...
УДК 612.1/8
Гребнева Надежда Николаевна
Доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тюменского государственного университета, grebnevann@mail.ru, Тюмень
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОяНИя ЗДОРОВья учащихся тюменского региона НА ОСНОВЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Аннотация. В статье представлены данные об уровне физического развития, функционального состояния и адаптационных возможностях учащихся разного возраста Тюменской области. Установлены существенные изменения закономерностей роста и развития, снижение функциональных резервов детского организма на фоне дискомфортных климатических условий и условий обучения. Предлагается комплексная донозологическая оценка здоровья учащихся с целью прогнозирования риска развития заболеваний.
Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние, адаптационные возможности, донозологическая диагностика.
Grebneva Nadezhda Nikolaevna
Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Medical-biological disciplines and Life safety at the Tyumen State University, grebnevann@mail.ru, Tyumen
RESEARCH OF THE HEALTH STATE OF PUPILS OF THE TYUMEN REGION ON THE BASIS OF PRENOZOLOGICAL DIAGNOSTICS
Abstract. In article data about level of physical development, a functional condition and adaptive possibilities of pupils of different age of the Tyumen area are presented. Essential changes of rate of growth and development, decrease in functional reserves of a children’s organism in noncomfortable climatic and training conditions are established. The complex prenozological diagnostics is offered to estimate the pupils health for the purpose of forecasting of risk of diseases development.
Keywords: physical development, a functional condition, adaptive possibilities, prenozological diagnostics.
Несмотря на все усилия медиков, заболеваемость детей в России не сокращается. Такое положение принято связывать не только с эндогенными факторами, но и с отрицательным влиянием климатогеографических, социально-экономических, экологических и других факторов окружающей среды. Среди них выделяется отрицательное влияние на здоровье детей так называемого «школьного фактора», особенно в условиях внедрения многочисленных инновационных технологий, не сопровождающихся надлежащим контролем состояния здоровья. Составляющими этого фактора являются несоответствие программ обучения физиологическим возможностям учащихся; авторитарная тактика школьной педагогики; недостаточные
знания учителей и родителей о возрастных закономерностях и особенностях развития ребенка; нарушения режима дня и питания; несовершенство системы физического воспитания; неконтролируемое увлечение детей компьютерными играми и др. [1; 2]. Отмечается, что вклад «школьного фактора» в ухудшение здоровья по мере обучения постоянно растет. Наиболее ощутимую нагрузку на организм при этом испытывают дети в условиях проживания в дискомфортном и экстремальном климате, со сниженным уровнем физического развития, адаптационных возможностей, напряжением механизмов регуляции жизненно важных функций.
Имеющиеся программы санитарного просвещения населения ориентированы
лишь на медицинские аспекты здоровья и совершенно не учитывают психолого-педа-гогические проблемы развития личности, индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности детей. При разработке концепции о здоровье населения России основной акцент ставится также на лечении болезней, обеспечение санитарных норм, хотя в сохранении здоровья важное место принадлежит поведенческим факторам: условиям и образу жизни, режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и др. Совершенно недостаточна та роль, которая отводится в сохранении и укреплении здоровья учащихся педагогам.
Целью исследования явилась комплексная донозологическая диагностика уровня физического развития, функционального состояния, адаптационных возможностей учащихся разного возраста. Обследование проведено в условиях образовательных учреждений на юге и севере Тюменской области.
Предлагаемый междисциплинарный подход в решении проблемы сохранения здоровья (в процессе задействованы не только медицинские работники, а также физиологи и психологи, педагоги и родители) позволяет ближе подойти к ее решению.
Методы исследования. В работе использованы не травмирующие детей методы, соответствующие международным этическим стандартам при обследовании «здоровья здоровых»:
1 - оценка уровня физического развития и функционального состояния - основных
критериев здоровья с использованием унифицированных антропометрических методик и регрессионного анализа данных с использованием метода Мартина (сигмальных отклонений);
2 - оценка функциональных возможностей организма с учетом периодов индивидуального возрастного развития по состоянию основных гомеостатических систем - кровообращения, дыхания с компьютерной регистрацией данных;
3 - определение физической работоспособности методом PWC170 (в модификации для детей М. В Антроповой);
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных выявил снижение индивидуальных темпов роста тюменских детей школьного возраста и годовых прибавок тотальных размеров тела -длины и массы тела, окружности грудной клетки.
В телосложении городских и сельских школьников 9 лет отмечено преобладание мезоморфных пропорций со склонностью к умеренной долихоморфии, о чем свидетельствует динамика значений индекса Вервека-Воронцова (ИВВ). Его значения подтверждают наличие достаточно интенсивных процессов роста у школьников этого возраста. Причем годовые приросты более выражены у городских детей по сравнению с детьми, проживающими в сельской местности (табл. 1).
У 80 % мальчиков и девочек из сельской местности реакции на стандартную физиче-
Таблица 1
Показатели физического развития школьников 9 лет (М ±m, б)
№ 1 2 3 4
Группа СЕЛО ГОРОД
Пол М Д М Д
п 30 30 30 30
М ± т б М ± т б М ± т б М ± т б
ДТ, см 128,6 ± 1,0 5,2 128,3 ± 1,0 5,4 130,1 ± 0,4 2,2 31,1 ± 0,4 2,2
* *(2,4)
МТ, кг 26,6 ± 0,7 3,6 26,5 ± 0,8 4,3 ,6 ,3 0, -н ,5 7, 2 28,1 ± 0,4 2,2
ОГК, кг 65,4 ± 0,7 3,8 64,9 ± 0,8 4,2 62,4 ± 0,3 1,6 62,2 ± 0,4 2,2
* ***(1,3) **(2,4)
ИВВ 1,09 ± 0,04 0,21 1,08 ± 0,02 0,11 1,11 ± 0,04 0,22 1,11 ± 0,05 0,27
Примечание: в скобках указаны номера сравниваемых групп; М - мальчики, Д - девочки.
скую нагрузку были адекватными, нормотоническими, 10% мальчиков и 13,2% девочек реагировали на нагрузку по неблагоприятному гипотоническому типу, у небольшой части детей выявлен неблагоприятный гипертонический тип реагирования.
При этом время восстановления показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений (АД и ЧСС) до исходного уровня у некоторых «нормотони-ков» происходило замедленно, составляя до 7 минут. Реакции такого типа также принято относить к неблагоприятным. Среди городских школьников количество нормотонических реакций в ответ на дозированную физическую нагрузку оказалось меньшим по сравнению с сельскими детьми, составляя 67% и 73% , соответственно.
У детей, проживающих, как на юге, так и на севере Тюменской области, установлено наличие явлений грацилизации и астениза-ции сомы, снижение крепости телосложения, задержки физического развития и функционального созревания. В подростковом возрасте у детей, мигрировавших на север из мест с более благоприятным климатом, выявлены нарушения закономерностей роста и развития. Отмечено снижение амплитуды пубертатного скачка роста у мальчиков и его практическое отсутствие у девочек, запаздывание наступления вторых биологических ростовых перекрестов, особенно по окружности грудной клетки, что отрицательно сказывается на величине легочной экскурсии и жизненной емкости легких.
Изучая адаптацию первоклассников к условиям обучения на севере региона, мы установили снижение количества детей с нормальным уровнем физического развития, а также ухудшение функционального состояния по сравнению с детьми контрольной группы. Повышена встречаемость явлений гипервентиляции легких, тахикардии, дис-регуляторных реакций сердечно-сосудистой системы на предъявляемую стандартную мышечную нагрузку.
У детей-северян подросткового возраста выявлено снижение интегрального показателя кардиореспираторной системы - физической работоспособности, рассчитанной на кг массы тела испытуемых (табл. 2).
Низкий уровень физической работоспособности может отражаться и на снижении
Таблица 2 физическая работоспособность у детей 13-14 лет на севере (м ± m)
Возраст, лет Пол PWC170, кгм/мин/кг
13(п - 225) м 16,1 ± 0,5 *** 0
д 10,4 ± 0,3 0
14 (п - 238) м 18,4 ± 0,6 ***
д 12,4 ± 0,4
Примечание: * - различия по полу; 0 - различия по возрасту.
умственной работоспособности учащихся, приступивших к обучению в условиях незавершенной адаптации к условиям севера. Вследствие этого организм вынужден повышать физиологическую «цену» адаптации. Вместе с установленным фактом, что формирование телосложения современных тюменских школьников происходит по астеническому типу с преимущественным преобладанием продольного роста, дефицитом массы тела, узкой грудной клеткой и слабым типом телосложения, это ведет к увеличению заболеваемости.
Существенные различия детей-северян 7 лет с контрольной группой выявил анализ распределения антропометрических признаков по сигмальным интервалам. Количество средних значений признаков среди северян оказалось больше, чем в контроле. Хотя рост «ниже среднего» был отмечен у одинакового количества детей экспериментальной и контрольной групп, процент сдвига показателей в сторону «выше средних» и «высоких» был выше у детей контрольной группы. Среди северян отмечено также увеличение детей с избытком массы тела, что может быть связано с понижением уровня обменных процессов у жителей высоких широт, обусловленным снижением резервных возможностей щитовидной железы. Дисгармоничность развития может быть связана также и с нерациональным, однообразным питанием, при котором не учитываются возрастные особенности развития и специфика обмена веществ в условиях холодного климата. О том, что построение специальных пищевых рационов, разработка индивидуальных режимов труда и отдыха, а также питания, с употреблением необходимых естественных
антиоксидантов является жизненной необходимостью для северян известно давно. Тем не менее, исследования в этом направлении показывают, что большая часть жителей северных регионов до сих пор страдает витаминной недостаточностью, а соотношения основных классов питательных веществ, далеки от оптимальных.
Заключение. Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены существенные изменения закономерностей роста и развития, снижение функциональных резервов детского организма на фоне дискомфортных климатических условий, влияния условий обучения. Комплексный подход при изучении адаптивной изменчивости детского организма в условиях высоких умственных нагрузок в школе с учетом индивидуальных возрастных особенностей и влияния факторов окружающей среды является перспективным, поскольку адаптация тесно связана с характеристикой здоровья. Использование, разработанной в ходе исследования, технологии донозологической диагностики, основанной на методологических принципах и совокупности методов оценки физического развития и функций жизненно важных систем организма в результате скрининга - первичного инструмента контроля нарушений здоровья - открывает перспективы прогнозирования и профилактики заболеваний.
Очевидно, что усилиями только медиков, ориентированных в основном на лечение,
не удается справиться с обвалом болезней нынешнего поколения. Необходимы другие, принципиально новые пути, при сохранении всего лучшего, что уже достигнуто по улучшению здоровья детей [3, 4]. К заботе о здоровье необходимо приобщать педагогов, воспитателей, родителей, повышая уровень их «физиологической грамотности», заинтересовывая их в сохранении здоровья учащихся, что требует нового мышления, перестройки системы взглядов на проблему формирования, сохранения и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Безруких М. М. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 201 с.
2. Гребнева Н. Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 240 с.
3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. Учебное пособие (Под научной ред. Казина Э. М. д. б. н., проф.). 2-е изд., доп. и перераб. Кемерово: КРИП-КиПРО, 2011. - 355 с.
4. Grebneva N. N, Zagainova A. B., Krivoschek-ov S. G. Development of children from urban and rural areas of West Siberia. // J. Circumpolar Health, 2001: 60; 618-622.