Научная статья на тему 'Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью'

Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ПЕРВОЕ ДЕТСТВО / FIRST CHILDHOOD / ВТОРОЕ ДЕТСТВО / SECOND CHILDHOOD / СДВГ / ADHD / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / INTEGRATED INDICATORS OF THE CIRCULATORY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребнева Надежда Николаевна, Канбекова Рамиля Илдусовна, Смирнова Марина Валерьевна

В статье представлены данные сравнительной оценки морфофункциональных показателей 185 здоровых школьников и с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте 6-10 лет. Показано: отсутствие различий по уровню физического развития; у детей с СДВГ частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, вегетативный индекс выше контрольных; величины сердечного выброса от 6-7 к 8-10 годам у здоровых детей и с СДВГ снижаются, что указывает на ограничение функциональных возможностей организма, более выраженного среди девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребнева Надежда Николаевна, Канбекова Рамиля Илдусовна, Смирнова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphofunctional indicators of primary school age children with attention deficit hyperactivity disorder

The article presents the comparative evaluation of morphological and functional indicators of 185 children either healthy or suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) at the age of 610. There were no significant differences in the level of physical development, but children with ADHD had higher indexes of heart rate, blood pressure and vegetation. The values of cardiac output from 67 to 810 years of age reduce both in healthy schoolchildren and ADHDdiagnosed ones, indicating organism’s limited functionality and efficiency, that is more pronounced among girls.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

УДК 612.6+612.13 ББК 28.903.7+28.911

Н.Н. Гребнева, Р.И. Канбекова, М.В. Смирнова

морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и ГиПЕРАКТивнОСТью

В статье представлены данные сравнительной оценки морфофункциональных показателей 185 здоровых школьников и с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте 6-10 лет. Показано: отсутствие различий по уровню физического развития; у детей с СДВГ частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, вегетативный индекс выше контрольных; величины сердечного выброса от 6-7 к 8-10 годам у здоровых детей и с СДВГ снижаются, что указывает на ограничение функциональных возможностей организма, более выраженного среди девочек.

Ключевые слова: школьники; первое детство; второе детство; СДВГ; контроль; физическое развитие; интегральные показатели системы кровообращения.

N.N. Grebneva, R.I. Kanbekova, M.V. Smirnova

MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF PRIMARY SCHOOL AGE children with ATTENTION DEFICIT

hyperactivity disorder

The article presents the comparative evaluation of morphological and functional indicators of 185 children either healthy or suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) at the age of 6-10. There were no significant differences in the level of physical development, but children with ADHD had higher indexes of heart rate, blood pressure and vegetation. The values of cardiac output from 6-7 to 8-10 years of age reduce both in healthy schoolchildren and ADHD-diagnosed ones, indicating organism's limited functionality and efficiency, that is more pronounced among girls.

Key words: schoolchildren, first childhood, second childhood, ADHD, control, physical development, integrated indicators of the circulatory system.

Современные социально-экономические и экологические условия, повышенные учебные и эмоциональные нагрузки предъявляют к организму ребенка высокие требования, что вызывает снижение функциональных резервов и работоспособности, ухудшение состояния здоровья [9]. Особое внимание вызывает рост числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска, к числу которых относят детей с минимальными мозговыми дисфункциями, появляющимися в результате легких перинатальных поражений центральной нервной системы. По мере роста ребенка и под влиянием провоцирующих факторов среды такие нарушения приобретают прогре-

диентный характер. Проявляются они незначительными отклонениями в работе мозга, на фоне которых наблюдаются трудности школьного обучения, нарушения поведения, неврозы и неврозоподоб-ные состояния. В основном эти нарушения носят обратимый характер, поэтому их относят к пограничным состояниям. Наиболее распространенной мозговой дисфункцией является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [3; 4]. Дети с таким состоянием здоровья, как правило, не состоят на диспансерном учёте и не получают адекватной помощи. Недостаточно внимания уделяется изучению нарушений развития, состояния сомы, методам коррекции. Причем

2 л н о о

X

СО S

Ё

го ^

ф с

£1

ф щ

X

ей

го н

о

Го со

го

°-8

ф

ф ч Ел 2

го о X О.

о ч

S X

ü о

-8-2

Я " -а

;> ш

го ш о

X

О 03

го ш о ¡£ Ф

ю

X

го

го"

ей ф

X

ю ф

I I

у мальчиков СДВГ встречается обычно чаще, чем у девочек.

Младший школьный возраст является важным периодом развития сомы и физиологических функций ребенка, когда осуществляется реализация сложных психомоторных актов в специально организованной учебной деятельности [1; 5]. В связи с началом систематического школьного обучения дети начинают испытывать большие эмоциональные и физические перегрузки [7]. В это же время часто обнаруживают себя и проявления СДВГ, что существенно затрудняет адаптацию ребенка к школьным условиям [2; 4; 8].

Нами было обследовано 185 детей 6-10 лет, из них: 117 мальчиков и 68 девочек в условиях школьных коллективов г. Тюмени. Экспериментальную группу составили 120 детей с диагнозом СДВГ (83 мальчика и 37 девочек). Диагноз установлен неврологом и психиатром амбулаторного отделения ОКПБ. Контролем для них служили данные 65 практически здоровых детей такого же возраста. Согласно схеме возрастной периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма в онтогенезе, все дети были поделены на две возрастные группы: 6-7 лет - первое детство (64 чел.); 8-10 лет - второе детство (56 чел.).

Унифицированными антропометрическими методами проводились измерения основных показателей физического развития - длины тела (ДТ), массы тела (МТ) и окружности грудной клетки (ОГК). Регистрировались интегральные показатели системы кровообращения: систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление (АД) по методу Н.С. Короткова, частота сердеч-

ных сокращений (ЧСС) по записи ЭКГ во II стандартном отведении, сидя. На основании регистрируемых параметров вычисляли показатели сердечного выброса - ударный (УОК) и минутный (МОК) объемы кровообращения, вегетативный индекс Кердо (ВИК). Полученные данные обработаны с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0. Для каждого исследуемого параметра вычислялись среднее значение (М) и ошибка средней (т). Различия средних показателей считались достоверными при р<0,05.

Полученные данные позволяют охарактеризовать ДТ в обеих группах как соответствующую средней возрастной норме (25-75 центили), при этом значимых различий по этому параметру между экспериментальной и контрольной группами не выявлено. Анализ возрастной динамики ДТ обследованных детей показал ее закономерный прирост (р<0,01) в обеих группах, вне зависимости от пола (табл. 1).

Таким образом, основной, генетически детерминированный, признак уровня физического развития - ДТ у детей с СДВГ соответствовал средней возрастной норме. Хотя сравнительная оценка темпов роста детей с СДВГ показала тенденцию их снижения по сравнению с контролем.

Исследование показателя текущего состояния организма - МТ позволило выявить, что ее значения у детей с СДВГ также укладываются в диапазон средних величин. Однако при рассмотрении возрастной динамики обращает на себя внимание снижение темпов прироста этого показателя в возрасте 6-7 лет. К 10 годам, значения МТ обеих групп обследованных детей находятся на уровне нижней границы нормы, независимо от пола (табл. 1).

Табл. 1. Основные показатели физического развития детей с СДВГ (M±m)

н V ДТ, см МТ, кг ОГК, см

% Группа Возраст, л Пол М±т * М±т * М±т *

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 6-7 М 119,0±1,2 **(1,3) 21,3±1,3 *(1,3) 58,8±1,7 *(1,3)

2 [-4 Д 118,5±3,8 **(2,4) 20,3±2,2 *(2,4) 57,8±2,6 *(2,4)

3 Р5 Ч и 8-10 М 131,4±1,3 °(3,4) 27,9±1,2 64,8±1,3 °(3,4)

4 Д 129,1±2,5 26,4±2,3 62,2±2,4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5 Л 6 7 М 119,6±1,9 **(5,7) 23,1±2,8 *(5,7) 60,2±2,3 *(5,7)

6 ч 0 Д 117,4±2,6 **(6,8) 29,5±2,6 *(6,8) 57,4±1,9 *(6,8)

7 н я 8-10 М 135,1±1,6 °°(7,8) 20,2±1,2 °°(7,8) 65,9±2,6 °(7,8)

8 0 И Д 130,5±2,8 26,9±2,2 63,1±2,8

Примечание: * - достоверность различий по возрасту, ° - достоверность различий по полу Цифры в скобках - номера сравниваемых групп.

Различий по МТ между группами в зависимости от пола не выявлено. Хотя по данным более ранних исследований тюменских детей межполовые различия по ДТ и МТ проявлялись уже в 7-8 лет (За-гайнова А.Б., 1999; Гребнева Н.Н., 2001). Динамика показателя ОГК у детей с СДВГ (табл. 1) соответствовала динамике других показателей физического развития. Они не различались по полу и соответствовали величинам показателей среднего уровня физического развития. Таким образом, анализ основных показателей физического развития - ДТ, МТ и ОГК у детей 6-10 лет с СДВГ не выявил статистически значимых различий, зависящих от половой принадлежности, что можно

расценивать как задержку функционального созревания, так как между детьми контрольной группы эта разница наблюдалась. МТ девочек была больше, чем у мальчиков, что связано с начинающимися возрастными эндокринными перестройками женского организма, зрелость которого наступает раньше мужского.

Наиболее научно обоснованным и широко применяемым на практике является подход, когда индикатором уровня здоровья и его функциональных резервов рассматривается сердечнососудистая система. Сравнительный межгрупповой анализ показал, что у детей экспериментальной группы ЧСС выше, чем в контрольной (табл. 2).

Табл. 2. Показатели сердечнососудистой системы детей с СДВГ(M±m)

^ Группа Возраст, лет Пол ЧСС, уд/мин САД, мм.рт.ст. ДАД, мм.рт.ст.

M±m * M±m * M±m *

1 СДВГ 6-7 М 98,4±2,1 *(1,3) 101,2±1,9 **(1,3) 70,7±1,9 *(1,3)

2 Д 97,1±2,3 ЛЛ(2,6) 103,6±1,9 лл(2,6) 72,7±1,9 лл(2,6)

3 8-10 М 92,5±1,6 л(3,7) 108,9±1,6 лл(3,7) 75,5±2,1

4 Д 92,3±1,7 *(2,4) 109,1±1,5 **(2,4) 77,2±2,6 *(2,4)

5 я Л 0 § * н 6-7 М 89,4±2,1 лл(1,5) 94,1±2,1 лл(1,5) 65,9±1,9 л(1,5)

6 Д 87,2±2,3 *(6,8) 97,3±2,6 **(6,8) 66,9±2,6 **(6,8)

7 8-10 М 85,6±2,6 *(5,7) 102,4±1,9 **(5,7) 72,8±1,8 **(5,7)

8 Д 84,3±1,7 л(4,8) 105,2±2,3 л(4,8) 70,6±2,2 л(4,8)

2 л I-

о о

X

са s

Ё

го ^

ф с

£1

ф щ

Примечание: * - достоверность различий по возрасту, Л - достоверность различий между СДВГ и контролем. Цифры в скобках - номера сравниваемых групп.

Исследование возрастной динамики выявило снижение ЧСС с возрастом, достоверное в группе детей с СДВГ и у мальчиков контрольной группы (р<0,05). Уровень САД у мальчиков с СДВГ также был выше (р<0,05), чем в контроле. При этом между девочками с СДВГ и в контрольной группе значимых различий по

X

са

го н

САД не выявлено. Оценка возрастных изменений позволила выявить рост САД, как у мальчиков, так и у девочек с СДВГ (р<0,05), причем в большей степени у первых. В контрольной группе также отмечался прирост САД с возрастом у детей обоего пола, но в меньшей степени, чем у детей с СДВГ. Для детей с СДВГ было

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Го со

ГО *

Ф Ф ч

М

го о X О.

о ч

S X

ü о

К -8-2

Я "

-8-го ;> ш

более характерным и повышение уровня ДАД (р<0,05) по сравнению с контролем. Разницы по уровню САД и ДАД в зависимости от половой принадлежности не установлено.

Рассчитанные значения вегетативного индекса указывали на преобладание симпатикотонии в регуляции функций сердечнососудистой системы у всех детей с СДВГ, подтверждая вышесказанное. Изменения вегетативного баланса в виде активации симпатического звена обычно трактуются как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия. Наиболее высокий уровень симпатико-тонии приходился на возраст кризиса 6-7 лет, что связано с наличием напряжения, обусловленного началом школьного обучения. По мере взросления наблюдалось снижение значений ВИК (р<0,01) у детей с СДВГ обоего пола, так же, как и в контрольной группе.

При анализе показателей сердечного выброса (УОК и МОК) в экспериментальной группе была выявлена тенден-

ция к их снижению у детей к 8-10 годам, что соответствует общей тенденции возрастной динамики регионарного кровообращения в этом возрастном периоде. Анализ показателей УОК у детей с СДВГ вывил значимое снижение (р<0,05), как и у детей в контрольной группе. К 8-10 годам УОК у детей с СДВГ был ниже, чем в контроле (табл. 3).

Анализ показателей МОК у детей с СДВГ выявил его снижение (р<0,01) с возрастом, как у мальчиков, так и у девочек, особенно в период первого детства, что может быть вызвано фазовым синдромом гиподинамии, который характеризуется удлинением периода напряжения, что приводит к неизменности периода изгнания крови и сокращению диастолической паузы. А так как время диастолы сокращается, желудочки меньше наполняются кровью, что и объясняет снижение МОК. При этом величины МОК у детей экспериментальной и контрольной групп значимых различий не имели. Но с возрастом отмечалось снижение уровня МОК в обеих группах, как у мальчиков, так и у девочек.

Табл. 3. Показатели ударного и минутного объема кровообращения (М±т)

УОК, мл МОК, л/мин

% Группа Возраст, лет Пол М±т * М±т *

1 6 7 М 39,8±2,3 *(1,3) 3,9±1,3 **(1,3)

2 СДВГ Д 38,8±2,8 *(2,4) 3,8±1,2 **(2,4)

3 8-10 М 31,4±2,6 2,9±1,6

4 Д 29,6±3,2 Л(4,8) 2,7±1,4

5 6-7 М 41,6±1,9 **(5,7) 3,7±1,4 **(6,8)

6 Л ч О а н X о Д 42,1±2,1 *(6,8) 3,7±1,5 *(5,7)

7 8-10 М 31,1±1,7 2 7±1 3

8 И Д 35,0±2,0 3,0±1,7

Примечание: * - достоверность различий по возрасту при р<0,05, ** р<0,01,

л - достоверность различий между СДВГ и контролем при р<0,05.

при

Таким образом, проведенное исследование показателей системы кровообращения выявило повышение ЧСС по сравнению с нормой, как у детей с СДВГ, так и в контрольной группе, хотя с возрастом наблюдалась тенденция сниже-

ния этого показателя. В то же время величина УОК у детей экспериментальной и контрольной групп вместо возрастного увеличения снижалась, причем к 10-летнему возрасту снижение стало значимым. Та же картина выявлена и при исследова-

нии динамики МОК. Его значения снизились к 10 годам, что может быть связано с недостаточной двигательной активностью обследованных детей, чему могут препятствовать начавшиеся возрастные морфофункциональные перестройки организма, в т.ч. в деятельности сердечнососудистой системы.

Выводы

Уровень физического развития детей 6-10 лет с СДВГ соответствует физическому развитию здоровых детей. Отмечена лишь тенденция снижения МТ у детей с СДВГ.

Для детей с СДВГ обоего пола характерна выраженная симпатикотония, что подтверждается повышением ЧСС, уровня системного АД, значениями вегетативного индекса.

Показатели сердечного выброса -УОК и МОК у здоровых детей и с СДВГ в возрастном периоде первого детства (6-7 лет) не имеют значимых различий. В периоде второго детства (8-10 лет) у детей с СДВГ значения сердечного выброса ниже контрольных, что указывает на снижение функциональных возможностей и работоспособности организма, которое более выражено среди девочек.

Библиографический список

Беликова, Р.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей 6-7 лет в связи с проблемой школьной зрелости и адаптации к школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Бийск, 2004. - 21 с.

Гасанов, Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей [Текст] / Р.Ф. Гасанов. - СПб.: Изд. центр СПб. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 174 с.

Гребнева, Н.Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири [Текст]: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Тюмень, 2001. - 46 с.

Заваденко, Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение [Текст] / Н.Н. Заваденко // Русский медицинский журнал. - 2006. - Т. 14, № 1. - С. 51-56.

Загайнова, А.Б. Ростовые процессы и функциональные возможности детей 4-9 лет Тюменской области [Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Тюмень, 1999. - 26 с.

Канжин, А.В. Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи [Текст] / А.В. Канжин, Т.В. Емельянова // Новые исследования. - 2011. -Т.1, В. 27. С. 24-31. 2 2

Козак, Л.М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.М. Козак, Л.Г. Коробейникова // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - № 2.

Кучма, В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) [Текст] / В.Р. Кучма, И.П. Бряз-гунов. - М., 1994.

Сонькин, В.Д. Основные закономерности и типоло-гические особенности роста и развития ребенка [Текст] / В.Д. Сонькин, И.А. Корниенко // Физиология развития ребенка. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 31-34.

О .0

References

1. Belikov R.M. Morphological and physiological characteristics of 6-7 year old children due to the problems of school maturity and adaptation to school: Author's abstract diss. ... cand. of Sciences (Biology). Biisk, 2004. P. 21. [in Russian].

2. Hasanov R.F. Formation of ideas about attention deficit in childhoodIzd.tsentr SPb NIPNIim. V.M. Bekhtereva. 2009. P. 174. [in Russian].

3. Grebneva N.N. Functional reserves and the formation of the child's organism in Western Siberia: Author's abstract diss. ... doct. of Sciences (Biology), 2001. P. 46. [in Russian].

4. Zavadenko N.N. Attention deficit hyperactivity of children: diagnosis and treatment. Russkiy meditsin-skiy zhurnal. 2006. P. 51-56. [in Russian].

о

° £ CQ

! 1 ф Q.

! =

5 ^

£1

ф Щ

S I

^ CO _

I- TO

(0 H n —

ro :x * s °-8

£ s

го о I О.

о ч

S I ü о £ ^ -8-2

-8-ro ;> со

.O

5. Zagaynova A.B. Growth processes and functionality of 4-9 year old children of the Tyumen region: Author's abstract diss... cand. of Sciences (Biology). Tyumen, 1999. P. 26. [in Russian].

6. Kanzhin A.V. Emelyanov T.V. Lack of control functions in children with attention deficit disorder and children with speech disorders. Novye issledovaniya. 2011. P. 24-31. [in Russian].

7. Kozak L.M., Korobeinikova L.G. Physical development and the state of psychophysiological functions in children of primary school age. Fiziologiya cheloveka. 2002. [in Russian].

8. Kuchma V.R, Bryazgunov I.P. Attention Deficit Hyperactivity Disorder of children (epidemiology, etiology, diagnosis, treatment, prevention and prognosis). M., 1994. [in Russian].

9. Sonkin V.D., Kornienko I.A. Basic laws and typological features of the growth and development of a child. Fiziologiya razvitiya rebenka. M.: Obrazovanie ot A do Ya, 2000, P. 31-34. [in Russian].

Сведения об авторах: Гребнева Надежда Николаевна,

доктор биологических наук, профессор, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Ктай: grebnevann@mail.ru

Information about the authors: Grebneva Nadezhda Nikolaevna,

Doctor of Sciences (Biology), professor,

The Department of Biomedical sciences and life safety, Tyumen State University, Tyumen.

Канбекова Рамиля Илдусовна,

соискатель, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Kanbekova Ramilya Ildusovna,

Applicant,

The Department of Biomedical sciences and life safety, Tyumen State University, Tyumen.

Смирнова Марина Валерьевна,

аспирант, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности,

Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Smirnova Marina Valerievna,

Post-graduate student,

The Department of Biomedical sciences and life safety,

Tyumen State University, Tyumen.

03 <

УДК 612 ББК 28.903.13

А.В. Исаев

УРОВЕНЬ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научное исследование посвящено изучению стрессового напряжения у студентов с разной двигательной активностью в течение учебного года. Были выявлены стресс-факторы среды, которые играли большую роль в повышении стрессового напряжения студентов с разной двигательной активностью. Также была выявлена динамика работы сердечно-сосудистой системы исследуемых студентов в процессе учебного года. Сравнительный анализ между двумя группами студентов показал, что в условиях покоя у всех обследуемых параметры сердечно-сосудистой системы подвержены влиянию сезонных ритмов. Было выявлено, что максимальные значения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.