Научная статья на тему 'Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников'

Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT AND HEALTH MONITORING / ENVIRONMENTAL FACTORS / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / PRENOSOLOGICAL DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорина Ирина Геннадьевна

Установлены отличия в ранговом распределении рисков для здоровья обучающихся из различных типов образовательных учреждений, что находит выражение в приоритетах внедрения профилактических мероприятий в гимназиях, лицеях и школах с традиционным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING OF ENVIRONMENTAL FACTORS AND HEALTH STATUS AS A METHOD OF PRIORITIZING PREVENTATIVE HEALTH EDUCATION FOR SCHOOL CHILDREN

The differences of rank distributions of health risks among students in different types of educational institutions, which determines the different priorities of preventive measures in the public schools, high schools and schools with traditional training.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников»

ЯНВАРЬ №1 (238)

17

g

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИИ МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОФИЛАКТИКИ В ГИГИЕНЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

И.Г. Зорина

THE SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING OF ENVIRONMENTAL FACTORS AND HEALTH STATUS AS A METHOD OF PRIORITIZING PREVENTATIVE HEALTH EDUCATION FOR SCHOOL CHILDREN

I.G. Zorina

Управление здравоохранения Администрации города Челябинска; ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия, г. Челябинск

Установлены отличия в ранговом распределении рисков для здоровья обучающихся из различных типов образовательных учреждений, что находит выражение в приоритетах внедрения профилактических мероприятий в гимназиях, лицеях и школах с традиционным обучением.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, социально-гигиенический мониторинг, факторы среды обитания, психофизиологические особенности, донозологические расстройства.

The differences of rank distributions of health risks among students in different types of educational institutions, which determines the different priorities of preventive measures in the public schools, high schools and schools with traditional training.

Keywords: sanitary-epidemiological safety, environment and health monitoring, environmental factors, physiological characteristics, prenosological disorder.

В соответствии с ФЗ № 52 от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства РФ № 426 от 1 июня 2000 г. в России создана система социально-гигиенического мониторинга (СГМ), ставшая инструментом в изучении влияния факторов среды обитания на здоровье населения и научным обоснованием социально-экономических и медико-профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения [1; 4]. Несмотря на сведение рисков для здоровья детей и подростков в школах-новостройках до минимума, состояние здоровья обучающихся по-прежнему ухудшается, поэтому актуальность вопроса о совершенствовании методического обеспечения СГМ среди детского населения отмечается всеми органами Роспотребнадзора мегаполисов и крупных промышленных центров.

Опыт применения СГМ в гигиене детей и подростков (Туровец Г.Л., 1991; Михайлова С.А. 1995; Котова Н.В., 1996; Сухарев А.Г., 2001 и др.) показал, что приоритетное отрицательное воздействие на здоровье детей и подростков оказывают социальные и экологические риски. Большинство авторов по результатам своих исследований отводят первое ранговое место по вкладу в здоровье детей и подростков социальным рискам, второе — экологическим.

Цель работы: адаптация СГМ для решения непосредственных задач гигиены детей и подростков (на примере детского населения Челябинска, обучающегося в гимназиях, лицеях и общеобразовательных школах при различном состоянии экологии и организации учебного процесса).

В задачи входило подробное изучение воздействия на здоровье обучающихся следующих компонентов жизнедеятельности:

— социальные условия жизни (у трети школьников доход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума; дефицит жилой площади у 22 % обследованных; неполная семья — у 11 % респондентов);

— благоустройство гимназий, лицеев (меньшее отступление от требований СанПиНа при превышении на 35,5-60,8 % проектной мощности образовательного учреждения (ОУ) отмечено среди лицеев);

— соблюдение регламента недельного объема образовательных нагрузок в организации образовательного процесса (образовательные нагрузки завышены во всех типах ОУ, но в наибольшей степени в лицеях (на 3-6 ч против 1—2 ч в гимназиях и традиционных школах);

— плотность уроков (лицеи — около 90 %, гимназии — около 80 %, традиционные школы — около 70 %);

— соответствие учебников гигиеническим требованиям и жалобы на трудности восприятия изложенной в них информации (наибольшее число отступлений от гигиенических требований, независимо от типа ОУ, обнаружили учебники для 9-11 классов: 20,2 % против 11,5 % — в учебниках для 5—8 классов).

— экология города: выбросы свинца, мышьяка, марганца, а также хрома, бензола, оксида углерода от 130 промышленных предприятий воздействуют не только на ЦНС, но и на другие физиологические системы; почти две трети (67 %) школьников обучаются в районах с очень высоким и высоким уровнями загрязнения воздушного бассейна. Специфичность воздействия на здоровье детей указанных загрязнителей демонстрирует увеличение среди них распространенности психических расстройств с 10,5 (2005) до 69,6 %о (2009), болезней нервной системы с 81,9 до 99,5 % соответственно.

18

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)

Присутствие в экологии ОУ рисков для нервно-психического здоровья обучающихся послужило основанием для изучения и включения в СГМ психофизиологических особенностей школьников, проявляющихся донозологически-ми расстройствами невротического круга и поведения. Для установления влияния факторов среды обитания на здоровье учащихся проведен многофакторный анализ, определивший количественные вклады оцениваемых компонент в заболеваемость школьников.

Согласно полученным данным, в гимназиях и лицеях первое ранговое место по вкладу в здоровье обучающихся заняла существующая организация образовательного процесса (24,7 и 24,4 % соответственно); второе — психофизиологические особенности обучающихся (21,2 и 20,6 %); третье

— экологическая обстановка мест расположения ОУ (18,6 и 20 %). В школах с традиционным обучением первое ранговое место пришлось на социальные условия школьников (23,9 %); второе

— на состояние благоустройства и наполняемость школ (22,9 %); третье — на риски со стороны экологии (22,9 %).

Отличия в ранговом распределении рисков для здоровья обучающихся в различных типах образовательных учреждений способствуют расстановке приоритетов при проведении профилактических мероприятий в гимназиях, лицеях и школах с традиционным обучением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Е.Н., Фокин М.В., Калиновская, М.В. и др. Состояние и перспективы ведения СГМ в связи с реформированием госсанэпидслужбы. / Е.Н. Беляев [и др.] //Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды. М., 2004. С. 32—37.

2. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Автореф. дис. ... док. мед. наук. М., 2010. 46 с.

3. Куинджи Н.Н. Навстречу новым государственным стандартам общего образования: как сделать школу территорией здоровья / Н.Н. Куинджи. М.: Администратор образования, 2009. № 4. С. 84—90.

4. Сухарев А.Г., Баевский, Р.М. Методика донозологи-ческой диагностики состояния здоровья школьников / А.Г. Сухарев [и др.] //Материалы IX Всерос. съезда гиг. и сан. врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века» [под ред. А.И. Потапова и Г.Г. Они-щенко]. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001. Т. 2. С. 497—498.

5. Якубова И.Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф дис. ... док. мед. наук. СПб., Н. Новгород, 2001. 48 с.

Контактная информация:

Зорина Ирина Геннадьевна, тел.: 8 (351) 263-06-43, е-mail: stat@uzag74.ru

Contact information: Zorina Irina,

рЬопе: 8 (351) 263-06-43, е-mail: stat@uzag74.ru

-♦+♦-

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А. Дрожжина, А.Е. Тишук SOCIAL-HYGIENIC RESEARCH OF BEHAVIORAL CHARACTERISTICS

OF SCHOOL CHILDREN

N.A. Drozhzhina, A.E. Tichuk

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Москва

По результатам анкетирования учащихся 4-х, 5-х, 9-х и 11-х классов московских школ выявлено отрицательное отношение большинства старшеклассников к курению, употреблению алкогольных и энергетических напитков. Склонность к занятиям физкультурой зависит от пола школьников. Отмечено излишнее времянахождение за компьютером значительной части детей на этапе начальной школы.

Ключевые слова: школьники, курение, алкогольные напитки, физическая культура. According to the results of questioning of pupils 4-5's, 9 th and 11th classes in Moscow it was revealed that the majority of high school pupils have the negative attitude to smoking, alcohol, energy drinks. Penchant for physical education of school children is different depending on gender. Significant proportion of children even at the stage of primary school clearly excessive time sits at the computer. Keywords: school, smoking, alcohol, physical education.

В настоящее время особую тревогу вызывает снижение качественных показателей состояния здоровья молодого поколения на фоне двукратного снижения численности родившихся в течение последних десятилетий в России [1]. На встрече Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи обсуждался вопрос «демографической проблемы в России и путей ее законодательного решения». Бесспорным следствием ухудшения условий и образа жизни населения стало «современное состояние и тенденции заболеваемости у женщин и новорожденных, что порождает замкнутый цикл: «...больной плод — больной ребенок — больной подросток — боль-

g

S

ные родители». Продолжительность такого цикла составляет 20—25 лет, и «.с каждым новым циклом патологическая пораженность новорожденных соответственно возрастает.» (Материалы «Круглого стола», 04 декабря 1997 г.).

Цель данной работы — социально-гигиеническое исследование состояния здоровья школьников, в частности их поведенческие особенности.

Методика исследования. Объектом изучения стали учащиеся одной из средних общеобразовательных школ Северного административного округа г. Москвы. По разработанной анкете проведен анонимный опрос учеников 4—5-х классов как рубежа начального образования, 9-го класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.