Научная статья на тему 'Социально-гигиеническое исследование поведенческих особенностей школьников'

Социально-гигиеническое исследование поведенческих особенностей школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / КУРЕНИЕ / АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SCHOOL / SMOKING / ALCOHOL / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дрожжина Наталья Агафоновна, Тишук А. Е.

По результатам анкетирования учащихся 4-х, 5-х, 9-х и 11-х классов московских школ выявлено отрицательное отношение большинства старшеклассников к курению, употреблению алкогольных и энергетических напитков. Склонность к занятиям физкультурой зависит от пола школьников. Отмечено излишнее времянахождение за компьютером значительной части детей на этапе начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дрожжина Наталья Агафоновна, Тишук А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HYGIENIC RESEARCH OF BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF SCHOOL CHILDREN

According to the results of questioning of pupils 4-5's, 9 th and 11th classes in Moscow it was revealed that the majority of high school pupils have the negative attitude to smoking, alcohol, energy drinks. Penchant for physical education of school children is different depending on gender. Significant proportion of children even at the stage of primary school clearly excessive time sits at the computer.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиеническое исследование поведенческих особенностей школьников»

18

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)

Присутствие в экологии ОУ рисков для нервно-психического здоровья обучающихся послужило основанием для изучения и включения в СГМ психофизиологических особенностей школьников, проявляющихся донозологически-ми расстройствами невротического круга и поведения. Для установления влияния факторов среды обитания на здоровье учащихся проведен многофакторный анализ, определивший количественные вклады оцениваемых компонент в заболеваемость школьников.

Согласно полученным данным, в гимназиях и лицеях первое ранговое место по вкладу в здоровье обучающихся заняла существующая организация образовательного процесса (24,7 и 24,4 % соответственно); второе — психофизиологические особенности обучающихся (21,2 и 20,6 %); третье

— экологическая обстановка мест расположения ОУ (18,6 и 20 %). В школах с традиционным обучением первое ранговое место пришлось на социальные условия школьников (23,9 %); второе

— на состояние благоустройства и наполняемость школ (22,9 %); третье — на риски со стороны экологии (22,9 %).

Отличия в ранговом распределении рисков для здоровья обучающихся в различных типах образовательных учреждений способствуют расстановке приоритетов при проведении профилактических мероприятий в гимназиях, лицеях и школах с традиционным обучением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Е.Н., Фокин М.В., Калиновская, М.В. и др. Состояние и перспективы ведения СГМ в связи с реформированием госсанэпидслужбы. / Е.Н. Беляев [и др.] //Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды. М., 2004. С. 32—37.

2. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Автореф. дис. ... док. мед. наук. М., 2010. 46 с.

3. Куинджи Н.Н. Навстречу новым государственным стандартам общего образования: как сделать школу территорией здоровья / Н.Н. Куинджи. М.: Администратор образования, 2009. № 4. С. 84—90.

4. Сухарев А.Г., Баевский, Р.М. Методика донозологи-ческой диагностики состояния здоровья школьников / А.Г. Сухарев [и др.] //Материалы IX Всерос. съезда гиг. и сан. врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века» [под ред. А.И. Потапова и Г.Г. Они-щенко]. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001. Т. 2. С. 497—498.

5. Якубова И.Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф дис. ... док. мед. наук. СПб., Н. Новгород, 2001. 48 с.

Контактная информация:

Зорина Ирина Геннадьевна, тел.: 8 (351) 263-06-43, е-mail: [email protected]

Contact information: Zorina Irina,

рЬопе: 8 (351) 263-06-43, е-mail: [email protected]

-♦+♦-

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А. Дрожжина, А.Е. Тишук SOCIAL-HYGIENIC RESEARCH OF BEHAVIORAL CHARACTERISTICS

OF SCHOOL CHILDREN

N.A. Drozhzhina, A.E. Tichuk

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Москва

По результатам анкетирования учащихся 4-х, 5-х, 9-х и 11-х классов московских школ выявлено отрицательное отношение большинства старшеклассников к курению, употреблению алкогольных и энергетических напитков. Склонность к занятиям физкультурой зависит от пола школьников. Отмечено излишнее времянахождение за компьютером значительной части детей на этапе начальной школы.

Ключевые слова: школьники, курение, алкогольные напитки, физическая культура. According to the results of questioning of pupils 4-5's, 9 th and 11th classes in Moscow it was revealed that the majority of high school pupils have the negative attitude to smoking, alcohol, energy drinks. Penchant for physical education of school children is different depending on gender. Significant proportion of children even at the stage of primary school clearly excessive time sits at the computer. Keywords: school, smoking, alcohol, physical education.

В настоящее время особую тревогу вызывает снижение качественных показателей состояния здоровья молодого поколения на фоне двукратного снижения численности родившихся в течение последних десятилетий в России [1]. На встрече Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи обсуждался вопрос «демографической проблемы в России и путей ее законодательного решения». Бесспорным следствием ухудшения условий и образа жизни населения стало «современное состояние и тенденции заболеваемости у женщин и новорожденных, что порождает замкнутый цикл: «...больной плод — больной ребенок — больной подросток — боль-

g

S

ные родители». Продолжительность такого цикла составляет 20—25 лет, и «.с каждым новым циклом патологическая пораженность новорожденных соответственно возрастает.» (Материалы «Круглого стола», 04 декабря 1997 г.).

Цель данной работы — социально-гигиеническое исследование состояния здоровья школьников, в частности их поведенческие особенности.

Методика исследования. Объектом изучения стали учащиеся одной из средних общеобразовательных школ Северного административного округа г. Москвы. По разработанной анкете проведен анонимный опрос учеников 4—5-х классов как рубежа начального образования, 9-го класса

ЯНВАРЬ №1 (238)

19

^^ — как получивших общее основное образование и 11 класса — как завершивших программу обще-О го среднего образования. Исследование охвати-5? ло совокупность всех учащихся данной школы, в результате чего было собрано 59 полностью и правильно заполненных анкет, из них 6 анкет учеников четверного класса, 29 — пятого, 16 — девятого и 8 — одиннадцатого). ¡-^ Обработка проводилась с помощью программы «^аЙБЙеа» с применением непараметрических ^ критериев.

ЕЕ Результаты и обсуждение. Важно отметить, 3 что в формировании здоровья детей и подрост-■_ ков совокупность поведенческих факторов играет ет особо важную роль. Именно в подростковом возрасте закладываются те стереотипы, которые определяют дальнейшую судьбу человека. Многое зависит от того, пройдет ли подросток мимо курения, склонности к употреблению алкоголя, сформируется ли у него стремление к здоровому активному образу жизни.

На вопрос о курении подавляющее количество опрошенных юношей и все девушки 9-го класса, а также две трети юношей и чуть меньше девушек 11-го класса ответили на вопрос о курении отрицательно (табл. 1). Приблизительно у четверти юношей 9-го и 11-го классов уже сформировалась привычка выкуривать половину пачки в день, что

позволяет расценивать их как потенциальных курильщиков. Расстались с вредной привычкой почти треть девушек.

Мнение об увлечении школьной молодежи энергетическими напитками не нашло подтверждений: все опрошенные девушки 9-го класса и юноши 11-го класса не употребляют их совсем, а редко употребляют юноши-девятиклассники и девушки-одиннадцатиклассницы. Употребление энергетических напитков 2—3 раза в неделю или ежедневно отрицали все участвовавшие в опросе школьники.

Большинство старшеклассников отрицательно относятся и к употреблению алкогольных напитков: не употребляет их или употребляет совсем редко.

Старшеклассники также отрицательно отнеслись к вопросу употребления энергетических напитков с содержанием алкоголя. Практически все однозначно заявили о неприемлемости употребления подобных напитков.

Физическая активность — непременная составляющая гармоничного развития человека, в особенности растущего школьного организма. Полученные ответы дают основание полагать, что склонность к физическим занятиям у школьников зависит от их пола (табл. 2). Так, во всех возрастных группах заявили о положительном отношении

Таблица 1. Результаты опроса школьников о вредных привычках (%)

Курите ли Вы? 4—5 классы 9 класс 11 класс

мальчики девочки юноши девушки юноши девушки

Нет Х Х 80,0 100,0 80,0 66,6

Да, 2—3 сигареты в день Х Х - - -

Да, полпачки/пачку в день Х Х 20,0 20,0 -

Да, больше пачки в день Х Х - - -

Курил (а) раньше, сейчас не курю Х Х - - 33,3

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Употребляете ли Вы энергетические 4—5 классы 9 класс 11 класс

напитки? мальчики девочки юноши девушки юноши девушки

Нет, Х Х 30,0 100,0 100,0 33,3

Да, редко Х Х 70,0 - - 66,7

Да, 2—3 раза в неделю Х Х - - - -

Ежедневно Х Х - - - -

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Употребляете ли Вы алкогольные 4—5 классы 9 класс 11 класс

напитки? мальчики девочки юноши девушки юноши девушки

Нет Х Х 70,0 83,4 80,0 66,7

Да, редко Х Х 30,0 16,6 20,0 33,3

Да, 2—3 раза в неделю Х Х - - - -

Ежедневно Х Х - - - -

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Употребляете ли Вы алкогольные 4—5 классы 9 класс 11 класс

энергетические напитки? мальчики девочки юноши девушки юноши девушки

Да, периодически Х Х - - - -

Да, но редко Х Х 10,0 - - -

Нет Х Х 90,0 100,0 100,0 66,7

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечание: в отдельных случаях общая сумма ответов может не совпадать со 100,0 % в силу того, что респонденты могли давать несколько вариантов ответа на вопрос или пропускать его.

20

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (238)

Таблица 2. Отношение школьников к занятиям физической культурой

Нравятся ли Вам занятия физкультурой 4—5 классы 9 класс 11 класс

в школе? мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

Да 86,7 55,0 100,0 16,7 100,0 33,3

Не очень 13,3 40,0 - 83,3 - 66,7

Я освобожден (а) - - - - - -

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Делаете ли Вы утреннюю зарядку, бегаете 4—5 классы 9 класс 11 класс

по утрам? мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

Да, каждый день 13,3 20,0 10,0 - 20,0 -

Да, 2—3 раза в неделю 26,7 15,0 20,0 33,3 20,0 -

Редко 53,3 50,0 60,0 50,0 60,0 33,3

Нет 13,3 15,0 10,0 16,7 - 66,7

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Посещаете ли вы спортивные секции, 4—5 классы 9 класс 11 класс

бассейны? мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

Да, регулярно 20,0 30,0 70,0 - 40,0 -

Да, иногда 26,7 40,0 20,0 33,3 40,0 -

Нет 53,3 30,0 10,0 50,0 10,0 100,0

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Занимаетесь ли Вы на открытой спортив- 4—5 классы 9 класс 11 класс

ной площадке во дворе, на территории школы? мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

Да, регулярно 46,7 20,0 60,0 - 40,0 -

2-3 раза в неделю 13,3 15,0 20,0 - 40,0 -

Редко 33,3 60,0 20,0 50,0 10,0 33,3

Нет 6,7 5,0 - 50,0 - 66,7

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

к занятиям физкультурой почти все школьники мужского пола, что достаточно резко контрастирует с ответами школьниц. Положительное отношение к школьным занятиям физкультурой отмечено примерно половиной учениц 4-го и 5-го классов, примерно четвертой частью девочек из 9 и 11-го классов, а воспринимают занятия физкультурой в школе как «не очень нравящиеся» почти все девочки 9го класса и больше половины — из 11-го класса (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к спорту вне школы у опрошенных также неоднородно. Основная масса школьников не делает утреннюю зарядку вообще или делает крайне редко. Ежедневные утренние занятия физическими упражнениями отмечает незначительное количество школьников, а 2—3 раза в неделю — примерно треть учащихся.

Активно занимаются в спортивных секциях и плавательных бассейнах юноши 9-го и 11-го классов. Среди учеников 4—5-х классов почти половина мальчиков и две трети девочек посещают секции или бассейны. Совсем не занимаются в спортивных секциях и бассейнах все девушки 11-го и половина 9-го класса. Немаловажным компонентом физической активности является участие в играх на открытых спортивных площадках (во дворе или на территории школы). С различной степенью регулярности участвуют в подвижных спортивных играх почти все учащиеся 4—5-х классов (мальчики и девочки), и все юноши 9 и 11-х классов. «Не участвуют совсем» или «участвуют редко» в спортивных играх на откры-

том воздухе Все учащиеся-девушки 9 и 11-х классов либо совсем не участвуют в играх, либо совсем редко.

Особое место в исследовании занял вопрос времени, проводимого школьниками за компьютером. Уже в начальной школе значительное количество детей много времени проводят за ПК. С возрастом ситуация усугубляется. Так, к 11-му классу практически отсутствуют ученики, проводящие за компьютером менее 2 ч в неделю (табл. 3).

Следует отметить, что в зависимости от возраста школьники преследуют разные цели при пользовании ПК: количество учащихся, использующих компьютер в учебных целях, возрастает соразмерно взрослению.

Выводы. Большинство опрошенных старшеклассников отрицательно относятся к курению.

Не находит доказательств мнение об увлечении энергетическими напитками в среде школьной молодежи. Большая часть старшеклассников (9 и 11-й классы) негативно относится к алкоголю и совсем не употребляет подобные напитки, практически все учащиеся старших классов негативно относятся к употреблению энергетических напитков с содержанием алкоголя.

Склонность к занятиям физкультурой у школьников зависит от пола. Отношение к внеклассным занятиям физической культурой неоднородно. Наиболее активно посещают спортивные секции и плавательные бассейны юноши 9-х и 11-х классов.

ЯНВАРЬ №1 (238)

21

Таблица 3. Затрачиваемое время и побудительные причины пользования компьютером

Сколько времени в день Вы проводите за компьютером? 4—5 классы 9 класс 11 класс

мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

Менее 2 ч 66,7 50,0 40,0 33,3 20,0 33,3

2—5 ч 26,7 35,0 40,0 66,7 60,0 66,7

Более 5 ч 13,3 15,0 20,0 - 20,0 -

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

С какой целью преимущественно Вы пользуетесь компьютером? 4—5 классы 9 класс 11 класс

мальчики девочки юноши девушки юноши Девушки

В учебных целях 40,0 80,0 20,0 66,7 80,0 100,0

Для игр 73,3 35,0 50,0 16,6 40,0 -

Для общения в соцсетях 73,3 55,0 50,0 50,0 20,0 -

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Уже на этапе начальной школы значительное количество школьников много времени проводит за компьютером. Установлено, что увеличение затрачиваемого на компьютер времени зависит от возраста школьника. Однако обращает на себя внимание тот факт, что количество учащихся, использующих компьютер в учебных целях, увеличивается в зависимости от возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демографическая проблема в России и пути ее законодательного решения: Материалы «Круглого стола». М.:

Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи, 04.12.97.

Тишук Е.А. Формирование здоровья и физического развития детского населения Российской Федерации в современных условиях / Е.А. Тишук //Медицинская статистика и оргметод. работа в учреждениях здравоохранения. 2011. № 5. С. 3—12.

Контактная информация:

Дрожжина Наталья Агафоновна, тел.: 8 (963) 666-77-60, e-mail: [email protected] Contact information:

Drozhzhina Nataliya, phone: 8 (963) 666-77-60, e-mail: natali [email protected]

-♦♦♦-

ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН-РАБОТНИЦ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМАХ

Т.В. Морозова, М.А. Фесенко, П.В.Исаченков

EVALUATION REPRODUCTIVE DISORDERS OF FEMALE WORKERS IN THE MANUFACTURING INJURIES

T. Morozova, M. Fesenko,P.Isachenkov

ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова; ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН, г. Москва

Рассмотрены вопросы производственного травматизма в современных экономических условиях в РФ. Приведены данные собственных исследований о нарушениях репродуктивного здоровья при различном характере производственных травм. Дана оценка средств индивидуальной защиты и представлен алгоритм действия специалиста по гигиене и охране труда для снижения профессионального риска нарушений репродуктивного здоровья.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, производственный травматизм, профессиональный риск, средства индивидуальной защиты.

The article describes the questions of occupational traumatism in the current economic environment. It presents authors' own research data on violations of reproductive health with different character of occupational injuries. The article contains the assessment ofpersonal protective equipment and the algorithm for the expert on health and safety at work to reduce the occupational risk for reproductive health.

Keywords: reproductive health, accidents, occupational risk, personal protective equipment.

Травматизм на производстве как следствие несчастных случаев и аварий давно стал актуальной проблемой во всех странах мира. Каждый год в мире в связи с производственной деятельностью умирает 1,1 млн человек, из них 25 % от воздействия вредных и опасных веществ, что превышает количество жертв дорожно-транспортных происшествий (999 тыс. человек), войн (502 тыс. чело-

век), насилия (536 тыс. человек), и ВИЧ/СПИД (312 тыс. человек).

В возникновении производственных травм многое зависит как от характера технологического процесса, так и от организации труда. Эти взаимосвязанные звенья часто не рассматриваются с позиций профилактики травматизма, на предприятиях допускаются изменения технологий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.