Научная статья на тему 'Психофизиологический статус как показатель донозологической диагностики нарушений нервно-психического здоровья школьников'

Психофизиологический статус как показатель донозологической диагностики нарушений нервно-психического здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / НЕВРОТИЗАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHO-NEUROLOGICAL DISEASES PRENOSOLOGICAL DIAGNOSIS / PHYSIOLOGICAL FEATURES SCHOOLCHILDREN / ACCENTUATION OF CHARACTER / NEUROTICISM / ANXIETY / HEALTH-EDUCATION AREAS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорина Ирина Геннадьевна

ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Включение в работу школьных психологов, изучение психофизиологических особенностей обучающихся наряду с осуществлением педагогических задач личностно-ориентированного образования детей и подростков дают возможность ранней профилактики психо-неврологических заболеваний. К критериям донозологической диагностики психоневрологических заболеваний у школьников следует относить высокие степени тревожности и невротизации, возбудимый тип акцентуации характера, низкую умственную работоспособность и мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зорина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS AS AN INDICATOR PRENOSOLOGICAL DIAGNOSIS OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

Turning to the work of school psychologists to study psycho-physiological characteristics of students will create real conditions for the early prevention of psycho-neurological diseases along with the implementation of pedagogical problems of personality-oriented education for children and adolescents.The criteria prenosological diagnosis of neuropsychiatric disorders in school children, consider it appropriate to refer the following set of psycho-physiological characteristics: a high degree of anxiety, a high degree of neuroticism, excitable type of character accentuation, low mental capacity, low motivation.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический статус как показатель донозологической диагностики нарушений нервно-психического здоровья школьников»

36

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)

Зараженность грызунов гельминтами в экосистемах Кировской области

Вид Экст. инвазии, % Трематоды Trematoda Ленточные черви Cestoda Круглые черви Nematoda Всего видов

Мышь домовая 13,0 - 1 1 2

Крыса пасюк 100 - 1 2 3

Мышь полевая 0 - - -

Мышь лесная 100 1 1 2 4

Полевка обыкновенная 66,7 1 1 2 4

Рыжая полёвка 84,2 1 1 3 5

Красная полёвка 100 - 1 1 2

Ондатра 30,0 1 1 - 2

Белка 25,0 - 1 -- 1

g

S

ет 4 вида грызунов: мышь домовая, серая крыса, полёвка обыкновенная, ондатра. У мыши, крысы и ондатры обнаружен стробилоцеркоз (личинка ленточного червя H. taeniaeformis), а полёвка обыкновенная участвует сразу в трёх зоонозах: гименолепидозе, аляриозе, гидатигерозе и стро-билоцеркозе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паразитология и инвазионные болезни животных / Сост.: М.Ш. Акбаев, А.А. Водянов, Н.Е. Косминков, А.И. Ятусович и др. - М.: «Колос», 2000. - 743 с.

2. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях: проблемные лекции. — М.: ММА им. Сеченова. — 1996. — С. 23—26.

3. Масленникова О.В., Колеватова А.И. О природной очаговости некоторых гельминтозов в Кировской области

//Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями: Матер. Докладов научной конференции. — М., 2003. — Вып. 4. - С. 256—258.

Павлов А.В., Романенко, Н.А., Хижняк Н.И. Биологическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека / Под ред. Н.И. Хижняка. — Киев: Здоровье, 1992. — 326 с. Сергиев В.П., Лебедева М.Н. Распространенность паразитарных болезней и их профилактика в России / В.П. Сергиев, М.Н. Лебедева //Мед. паразитол., 1997. — № 3. — С. 5—9.

Контактная информация:

Ерофеева Виктория Вячеславовна, тел.: 8 (915) 077-90-59, e-mail: erofeeva-viktori@mail.ru

Contact information: Erofeeva Victoria, phone: 8 (915) 077-90-59, e-mail: erofeeva-viktori@mail.ru

-♦♦♦-

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

И.Г. Зорина

PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS AS AN INDICATOR PRENOSOLOGICAL DIAGNOSIS OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

I.G. Zorina

Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска; ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Включение в работу школьных психологов, изучение психофизиологических особенностей обучающихся наряду с осуществлением педагогических задач личностно-ориентированного образования детей и подростков дают возможность ранней профилактики психо-неврологических заболеваний. К критериям донозологической диагностики психоневрологических заболеваний у школьников следует относить высокие степени тревожности и невротизации, возбудимый тип акцентуации характера, низкую умственную работоспособность и мотивацию. Ключевые слова: психо-неврологические заболевания, донозологическая диагностика, психофизиологические особенности школьников, акцентуация характера, невротизация, тревожность, здоровьесбе-регающие направления образования.

Turning to the work of school psychologists to study psycho-physiological characteristics of students will create real conditions for the early prevention of psycho-neurological diseases along with the implementation of pedagogical problems of personality-oriented education for children and adolescents.The criteria prenosological diagnosis of neuropsychiatric disorders in school children, consider it appropriate to refer the following set of psycho-physiological characteristics: a high degree of anxiety, a high degree of neuroticism, excitable type of character accentuation, low mental capacity, low motivation.

Keywords: psycho-neurological diseases prenosological diagnosis, physiological features schoolchildren, accentuation of character, neuroticism, anxiety, health-education areas.

По данным ВОЗ, число нервно-психических заболеваний в мире за последние 50 лет выросло более чем в 30 раз [3]. В РФ заболеваемость пограничными нервно-психическими расстройствам за период 2002—2006 гг. среди учащихся возросла в 2,5 раза, а диагностируемая нервно-психическая заболеваемость — в 1,8 раза.

По мнению ряда исследователей, существует множество факторов, способствующих формированию нервно-психической патологии среди детского населения: примат образования в системе воспитания, не оставляющий ребенку времени для сна, прогулки, движения; авторитарная педагогика, конфликты в семье наряду с интен-

ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО

37

^^ сификацией учебного процесса в школе, а также неблагоприятные жилищно-бытовые условия, наследственная отягощённость, предрасположен-5? ность к расстройству нервно-психического здоровья [1; 4; 5].

Особое место в формировании различных форм данной патологии занимает проживание нескольких поколений населения в регионах, j-^ экология которых (атмосферный воздух, почва) ES загрязнена вредными для нервной системы чело-^ века соединениями мышьяка, марганца, свинца, ЕЕ оксида углерода и др. [2]. Челябинск известен 3 масштабами загрязнения окружающей среды.

■_ Материалы и методы исследования. В данной

работе использовалась информация о факторах среды обитания по данным семилетнего наблюдения ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» и результаты собственных исследований.

Были изучены психофизиологические особенности 28810 школьников, родившихся и всю жизнь проживающих в Челябинске, из 17 общеобразовательных школ, 8 гимназий и 5 лицеев. В исследовании для определения структурных компонентов тревожности применялась методика Кондаша, для выявления личностной и ситуативной тревожности — тест Спилбергера, оценки уровня интеллекта — методика Э.М. Александровой (1997), установка акцентуаций характера проводилась при помощи методики Х. Шмишека (1970). Психоэмоциональные особенности выявлялись с помощью анкетных методик: тесты САН (самочувствие, активность, настроение), на стрессоустойчивость и нервно-психическое напряжение (Т. А. Немчинова и Тейлора). Состояние здоровья школьников исследовалось с помощью социально-гигиенического метода выкопировки данных учётно-отчётной документации лечебно-профилактических и образовательных учреждений.

Полученные результаты исследований обрабатывались методами параметрической и непараметрической статистики с использованием пакета прикладных программ на ЭВМ. Расчеты проводились с использованием статистических пакетов «SPSS 10», «STANGRAPHICS PLUS 3.0», «STATISTICA 6 Demo».

Результаты исследования. За период 2000-2010 гг. выбросы в атмосферу марганца увеличились на 380,1 %, свинца — на 55,5 %, мышьяка —57,8 %, бензола — 60 %, оксида углерода — 11,9 %, бензапирена —2,9 %. В результате в 2010 году концентрации в пробах воздуха свинца, марганца, мышьяка, хрома и окиси углерода в 5 раз превысили предельно допустимые концентрации (ПДК).

В атмосферу города выбрасываются и другие вредные примеси, что характеризуют экологию четырёх из семи районов города как зоны очень высокого и высокого загрязнения, где проживает около двух третей школьников всего города (87,5 тыс. из 138,6 тыс. обучающихся).

Среди различных нозологий детской возрастной группы за указанный период нарастала распространённость психических расстройств (в 2,2 раза) и нервных болезней (в 1,7 раза) при меньшем приросте других школьных болезней (в 1,2 раза). С 2005—2010 гг. общая заболеваемость школьников в изученных образовательных учреждениях характеризовалась интенсивным нарастанием психических расстройств с 10,5%о до 69,6%о (в 6,6 раза), а болезней нервной системы — с 81,9%о до 99,5%о. В связи с этим, обоснована необходимость особого контроля за состоянием нервно-психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях г. Челябинск в процессе плановых профилактических осмотров (согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 30 от 12 марта 2008 г.).

Цель данной работы — изучение особенностей психофизиологического статуса школьников Челябинска с определением характеристик каждого из них с предложением комплекса показателей в качестве критериев донозологической диагностики психоневрологических заболеваний для формирования групп риска.

Для определения донозологических проявлений психоневрологических заболеваний было обследовано 1612 детей, распределенных на две группы детей: I группа (контроль) — дети с неврологическими диагнозами (п = 520) и II группа (группа сравнения) — здоровые дети с преимущественно 2 группой здоровья без неврологической патологии (п = 1092). Проведен корреляционный анализ связи между показателями психофизиологического статуса у детей группы сравнения и детей группы контроля (табл. 1).

У детей I группы из комплекса психофизиологических характеристик индикаторами «нездорового» психоневрологического состояния могут служить высокая тревожность (Я = 0,87), низкая умственная работоспособность (Я = 0,88) и низкая мотивация (Я = 0,83).

Таблица 1. Корреляционная связь некоторых психофизиологических показателей в группе сравнения

(2 группа) и группе контроля (1 группа)

Показатели Коэффициенты корреляции

группа контроль (I группа) группа сравнения (II группа)

Высокая тревожность 0,87 0,77

Высокое нервно-психическое напряжение 0,67 0,56

Низкая стрессоустойчивость 0,75 0,65

Низкая мотивация 0,83 0,79

Низкая умственная работоспособность 0,88 0,73

Высокий уровень невротизации 0,65 0,45

Неудовлетворительное настроение 0,60 0,62

Возбудимый тип акцентуации 0,72 0,73

Тревожный тип акцентуации 0,66 0,70

38

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)

Таблица 2. Корреляционная связь между состоянием некоторых психофизиологических показателей в зависимости от профиля психоневрологической патологии у школьников

Показатели 1 подгруппа (психические расстройства и расстройства поведения) F00—F99 2 подгруппа (болезни нервной системы) G00—G99 Достоверность различий

Высокая тревожность 0,61 ± 0,02 0,83 ± 0,04 < 0,05

Высокое нервно-психическое напряжение 0,70 ± 0,04 0,65 ± 0,03 > 0,05

Низкая стрессоустойчивость 0,72 ± 0,03 0,68 ± 0,04 > 0,05

Низкая мотивация 0,86 ± 0,01 0,95 ± 0,02 < 0,05

Низкий интеллектуальный потенциал 0,64 ± 0,01 0,73 ± 0,02 < 0,05

Низкая умственная работоспособность 0,80 ± 0,03 0,74 ± 0,04 > 0,05

Высокий уровень невротизации 0,83 ± 0,01 0,92 ± 0,03 < 0,05

Неудовлетворительное самочувствие 0,54 ± 0,02 0,62 ± 0,03 < 0,05

Неудовлетворительная активность 0,34 ± 0,01 0,39 ± 0,01 > 0,05

Неудовлетворительное настроение 0,72 ± 0,02 0,70 ± 0,02 > 0,05

Возбудимый тип акцентуации 0,77 ± 0,03 0,93 ± 0,04 < 0,05

Тревожный тип акцентуации 0,65 ± 0,02 0,79 ± 0,04 < 0,05

Дистимический тип акцентуации - 0,32 ± 0,01 - 0,20 ± 0,02 > 0,05

Низкая успеваемость 0,48 ± 0,02 0,56 ± 0,03 < 0,05

Для решения вопроса о возможности использования выделенных показателей психофизиологического статуса в качестве донозологических проявлений как психических расстройств, так и болезней нервной системы, группа контроля (I группа) была разделена на две подгруппы в зависимости от характера имеющейся у них нервно-психической патологии. Показатели каждой подгруппы ещё раз подверглись корреляционному анализу (табл. 2). Было выявлено, что у школьников с расстройствами личности наибольшую связь (Я > 0,8) с характером патологии имели преимущественно те же показатели психофизиологического статуса (высокая тревожность, низкая умственная работоспособность, низкая мотивация).

У школьников 2 подгруппы с болезнями нервной системы присутствующая связь выделенных в предпатологию психофизиологических показателей увеличивалась до Я = 0,95 (низкая мотивация) и расширялась за счёт включения новых показателей: высокого уровня невротизации (Я = 0,92) и возбудимого типа акцентуации характера (Я = 0,93).

Выводы. В перечень критериев для донозо-логической диагностики психоневрологических заболеваний у школьников целесообразно внести следующий комплекс психофизиологических особенностей заболеваний: высокие степени тревожности и невротизации, возбудимый тип акцентуации характера, низкая умственная работоспособность и низкая мотивация.

В современных образовательных учреждениях психологическая служба присутствует во всех гимназиях, лицеях и в каждой третьей общеобразовательной школе, поэтому педагогам следует координировать свою работу со школьными психологами исходя из личностно-ориентированных

и здоровьесберегающх направлений современного школьного образования. Использование школьными психологами данных о психофизиологических особенностях учащихся создаст реальные условия для возможности ранней профилактики психо-неврологических заболеваний наряду с осуществлением педагогических задач личностно-ориентированного образования детей и подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Автореф... дисс. док.мед.наук / Е.Г. Блинова. — М., 46 - .2010 с.

2. Кучма В.Р., Чубаровский В.В. Проблема психогигиены и психопрофилактики у детей и подростков на современном этапе // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М., 2007. — С. 27—11.

3. Навстречу новым государственным стандартам общего образования: как сделать школу территорией здоровья / Н.Н. Куинджи //Администратор образования. — 2009. — №4. — С. 90—84.

4. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста / В.В. Чубаровский, М.А. Некрасов. — Орёл, 2005.

5. Полувековая динамика состояния здоровья школьников. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В.Р. Кучма [и др.]. — М., 2009. — С. 9—28.

Контактная информация:

Зорина Ирина Геннадьевна, тел.: 8 (351) 263-06-43, e-mail: stat@uzag74.ru

Contact information: Zorina Irina, phone: 8 (351) 263-06-43, e-mail: stat@uzag74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.