Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 13—15 ЛЕТ В ДНИ ЭКЗАМЕНОВ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 13—15 ЛЕТ В ДНИ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 13—15 ЛЕТ В ДНИ ЭКЗАМЕНОВ»

При облучении более мощным тепловым потоком легкая одежда высыхает и не защищает от облучения. В этих случаях более целесообразно применение плотной суконной одежды.

Поступила 22/1У 1954 г

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 13—15 ЛЕТ В ДНИ ЭКЗАМЕНОВ

Кандидат медицинских наук А. П. Чабовская

Из кафедры школьной гигиены Московского педагогического института

имени В. И. Ленина

Экзамены являются очень важным этапом в школьной жизни. Подготовка к экзаменам и сдача их требует большой затраты энергии учащихся, что не может не отражаться на состоянии их нервной системы. Однако характер и величина влияния экзаменов на нервную систему учащихся неизвестны, так как специальных экспериментальных исследований в этом направлении проводилось очень мало. В настоящей работе сделана попытка экспериментальным путем .изучить влияние экзаменов на функциональное состояние нервной системы девочек-подростков (13—15 лет).

Для наблюдений было отобрано 27 здоровых девочек, учениц 6-х классов школы № 364 Сокольнического района Москвы.

У наблюдаемых определяли величину хронаксии поверхностного сгибателя и общего разгибателя пальцев правой руки, а также рефлекторные сдвиги хронаксии этих мышц под влиянием сокращения и расслабления одноименных мышц другой руки. Исследования проводили в течение 2 лет в обычные школьные дни до, после первого и после последнего уроков, а также до и после экзаменов при переходе девочек из 6-го в 7-й класс.

При этих исследованиях нельзя было наблюдать какой-то единой стандартной реакции нервной системы девочек 13—15 лет на обычные школьные занятия. Даже у одной и той же наблюдаемой многократные повторные определения показывали порой наличие значительных колебаний периферической моторной хронаксии. Индивидуальные особенности, условия жизни, интерес к тому или иному предмету, а также настроение и самочувствие всегда сказывались яа величине и рефлекторных сдвигах хронаксии исследуемых мышц. Однако при окончательной обработке полученного материала выявились определенные, характерные для большинства наблюдаемых, закономерности в изменениях величины и рефлекторных сдвигов хронаксии в течение обычного школьного дня.

У большинства девочек 13—15 лет к концу учебного дня наблюдалось уменьшение величины хронаксии, а также одностороннее направление ее рефлекторных сдвигов или в сторону увеличения, или в сторону уменьшения при сокращении как сгибателя, так и разгибателя кисти второй руки, что указывало яа частичное нарушение реципрокности в нервных центрах мышц-антагонистов. Такие изменения хронаксии под влиянием школьных занятий, по наблюдениям А. Н. Кабанова и его сотрудников, были свойственны также большинству девочек 9—12 лет и являлись признаком начинающегося у них утомления. Однако у девочек 13—15 лет величина хронаксии исследуемых мышц в течение обычного школьного дня, как правило, изменялась менее значительно, чем у дево-

чек 9—12 лет. Поскольку хронаксия периферических нервов и мыши отражает функциональное состояние нервной системы, меньшие изменения в ее величине в обычные школьные дни можно рассматривать как косвенное доказательство более устойчивого состояния нервной системы старших девочек (13—15 лет) по сравнению с младшими (9—12 лет).

В дни экзаменов, до и после них, как правило, у большинства наблюдаемых величина и колебания моторной хронаксии были значительно выше, чем в обычные дни. Так, у Лиды А. в обычные школьные дни средняя величина хронаксии сгибателя равнялась 0,19 миллисекунды, разгибателя — 0,5, а колебания лежали в пределах для первой мышцы от 0,12 до 0,24, для второй — от 0,44 до 0,68 миллисекунды. В дни экзаменов средняя величина хронаксии сгибателя равнялась 0,25, разгибателя — 0,58 миллисекунды, а колебания для первой мышцы лежали в пределах от 0,12 до 0,34, для второй — от 0,4 до 0,77 миллисекунды (рис. 1). То же наблюдалось у Леди X. (рис. 2), а также у ряда других наблюдаемых.

Средние величины хронаксии вычисляли из величин хронаксии, полученных при исследовании наблюдаемых до и после обычного учебного дня, а также из величин хронаксии, полученных у наблюдаемых непосредственно до и после экзамена (табл. 1).

Таблица 1

Средние величины хронаксии поверхностного сгибателя и общего разгибателя пальцев в обычные школьные дни и дни экзаменов

Наблюдаемая Возраст (лет) Среди не величины хронаксии

обычные дни дни экзаменов

сгибатель разгибатель сгибатель разгибател

Лида А 13 19 50 25 58

Лида К- 13 16 43 20 46

Роза К. 13 15 43 14 37

Рита С. 13 9 28 16 30

Римма У. 13 14 47 18 47

Ледя X. 13 13 28 16 30

Лида Ш. 13 11 20 18 28

Тоня А. 14 12 30 16 38

Женя Д. 14 13 27 16 40

Клава 3. 14 25 55 28 62

Валя К- 14 15 33 27 45

Валя Кам. 14 17 29 26 32

Рита К. 14 15 21 19 31

Света Л. 14 8 26 10 24

Люда Л. 14 16 39 9 48

Валя М. 14 16 50 15 32

Кира С. 14 19 55 28 72

Галя С. 14 14 48 19 37

Галя Т. 14 11 25 20 34

Елена Ф. 14 12 35 10 37

Галя Б. 15 14 51 9 46

Нина Д. 15 16 35 22 40

Валя Курл. 15 16 25 21 30

Рая Л. 15 19 39 17 43

Лариса О. 15 17 59 21 57

Таня С. 15 18 21 27 31

Нина III. 15 11 32 10 31

У наблюдаемых, обследованных в течение нескольких экзаменов, величина и колебания моторной хронаксии в дни первых экзаменов, по какому бы предмету их ни проводили, почти всегда были выше, чем в дни последующих (табл. 2).

Сгибатель

6/0'2 380

340

5 300 <»

ч

ч

\2В0 220

180

140

*

100

В ?бй/ чнь 'е <5 'ни В дм гэкз 2Ш

/ уоО

{

\

\

\

• \

I

/ \ \

/ \ / 1 /

\ Г \ /

\ \ /

\

I

<510 800

7ВЦ

720

680

| 640

I 600

V ¿60

520

480

-.г

Разгибатель

об ые дни I в д, чи

амет 76

11

11 ] |

1 1 I 1

-1 1 1 1 _1_

1 1 \ 1

1 1 \ \ 1 1 1

/ \ , \ 1 1

1/ V» 1

! 1

1 \

/ \

1 \ 1

\

! 1 \ У/

\

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 3 4 5 6 7 8 9 Ю

Дни исследовании

2 3 4 5 6 7 .8 9 10 ' /¡ни исследований

Рис. 1. Лида А. Величина хронаксии. до уроков (экзаменов)

после уроков (экзаменов)

Сгибатель

,-г

Разгибатель

610 280

5 240

<з %

^

160 120 80

|

Во бычны ей/ чи в 'ни

ЭК31 7ме нов

\

| 1 \

\ \

\ 1

\ \ \ /

\ 1 л 1/ \

\ / V \ 1 4 \

\ Г 1 \

б-10 480

440

400

5)

^ зео

«3 *

§ 320 V

280 240 200

В

обычные дни

А

п

л

Ь

гни эк-заменой

1 23456789 Дни исслейобаний

Рис. 2. Ледя X. Величина хронаксии

- до уроков (экзаменов)

-------- после уроков (экзаменов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Дни исследований

Таблица 2

Средняя величина хронаксии поверхностного сгибателя н общего разгибателя пальцев в дни первых и последующих экзаменов

Последова- Величина хронаксии

1

Название тельность

Наблюдаемая предмета в порядке

1 экзаменов сгибатель разгибатель

Лида А. Ботаника 1-й 36 77

Русский 2-й 36 24

История 3-й 12 20

Лида К. Русский 1-й 28 54

История Не обследована

География 3-й 14 38

Ботаника 4-й 16 20

Роза К. Русский 1-й 14 34

Ботаника 4-й 54 40

Рита С. Ботаника 1-й 10 36

География 4-й 22 34

Римма У. Ботаннка 1-й 14 58

Русский 2-й 20 46

География 4-й 20 34

Ледя X. Ботаника 1-й 20 38

Русский 2-й 18 26

География 4-й 10 26

Тоня А. Ботаника 1-й 20 52

География 4-й 12 24

Клава 3. Русский 1-й 32 66

История 2-й 24 58

Валя К. Ботаника 1-й 30 38

История £-й 24 52

Рнта К. Ботаника 1-й 18 36

Русский 2-й 18 26

' История 3-й 20 30

Света Л. Русский 1-й 9 26

• География 3-й 9 22

Ботаника 4-й 12 22

Валя М. Русский 1-й 16 34

География 3-й 14 30

Галя Т. Ботаника 1-й 24 38

Русский 2-й 22 38

География 4-й 14 34

Кира С. Ботаника 1-й 34 80

Русский 2-й 32 66

История 3-й 28 74

География 4-й 16 66

Галя Б. Ботаника 1-й 14 50

Русский 2-й 6 44

География 4-й 8 48

Валя Курл. Ботаника 1-й 24 33

Русский 2-й 20 28

История 3-й 18 28

Лариса О. Русский 1-й 24 66

География 3-й 22 51

Ботаника 4-й 18 62

Таня С. Русский 1-й 30 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

География 3-й 24 32

Это объясняется, повидимому, тем, что первый экзамен является большим раздражителем для нервной системы, чем последующие, когда девочки несколько привыкают к экзаменационной обстановке.

Исследование рефлекторных сдвигов хронаксии показало, что по сравнению с обычными школьными днями во время экзаменов почти

у всех наблюдаемых наступало значительное ухудшение реципрокных отношений мышц-антагонистов, причем особых различий в рефлекторных реакциях до и после экзаменов не наблюдалось. Так, непосредственно перед экзаменом рефлекторные сдвиги хронаксии отображали правильные реципрокные отношения в 34% случаев, частично нарушенные— в 53% и извращенные — в 13%. После экзаменов правильные рефлекторные сдвиги хронаксии наблюдались в 32%, частично нарушенные— в 50% и извращенные—в 18%.

Особый интерес представляют два случая, когда у наблюдаемых Раи М. и Гали В. после неудачного экзамена при изменении положения кисти левой руки (сгибание, разгибание) величина хронаксии поверхностного сгибателя и общего разгибателя пальцев правой руки совершенно не изменялась.

Отсутствие рефлекторных сдвигов хронаксии у приведенных нами наблюдаемых можно объяснить центральным торможением, возникшим вследствие сильного умственного напряжения, сопровождавшегося тяжелыми эмоциональными переживаниями, связанными с неудачным результатом работы.

Приведенный выше материал наблюдений показал, что необычайная для каждого дня умственная нагрузка, эмоциональный подъем и волнения, сопровождающие подготовку и сдачу экзаменов, значительно отражаются на нервной системе девочек 13—15 лет. Величина и колебания моторной хронаксии девочек в дни экзаменов, как правило, намного превышают их в обычные школьные дни; характер рефлекторных сдвигов хронаксии указывает на резкое ухудшение реципрокных (взаимосо-четанных) отношений мышц-антагонистов по сравнению с обычными школьными днями, причем все эти изменения особенно заметны в день первого экзамена или после неудачных экзаменов. В связи с этим требования, предъявляемые врачами-гигиенистами к режиму учащихся в дни экзаменационной сессии и к порядку проведения экзаменов, являются вполне обоснованными.

ЛИТЕРАТУРА

Введенский H. Е., Журн. рус. об-ва охр. нар. здрав., 1897, № 1, стр. 1—12.— Кабанов А. Н. и др., в кн.: Вопросы возрастной морфологии и физиологии, М., 1953, в. 1, стр. 122—128.—Кабанов А. Н., в кн.: Вопросы физиологии и морфологии нервной системы, М., 1953, стр. 75—86—К и с е л е в Г1. А. и Майоров Ф. П., Физиол. журн. СССР, 1939, т. 27, в. 3, стр. 290—298.—П а в л о в И. П., Полное собра ние сочинений, т. 4, изд. 2-е, М.—Л., 1951.

Посттявла 27/111 195« г.

* -йг -а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.