опыт гигиенического изучения влияния воздушных ванн на организм ребенка дошкольного возраста
Кандидат медицинских наук Н. Г. Прокофьева
Из кафедры школьной гигиены Московского педагогического института имени
В. И. Ленина
Задача настоящей работы — выяснить действие воздушных ванн на организм ребенка дошкольного возраста. Эффективность их мы учитывали по изменению состояния здоровья ребенка, его поведения, физического' развития на основании повторных исследований: углубленного осмотра, полного клинического анализа крови, антропометрических измерений, динамометрии, спирометрии.
В качестве показателя функционального состояния нервной системы исследова'ли моторную хронаксию мышц руки.
Для проведения исследования было взято 85 детей 4—6-летнего возраста (детский сад № б Серпухова), которые были разделены на три группы.
Дети первой группы принимали дозированные воздушные ванны в движении, второй группы — дозированные воздушные ванны в покое, третьей, контрольной, группы дозированных воздушных ванн не принимали.
Условия жизни детей были одинаковы. Они находились в детском саду круглосуточно в течение 6 дней. Воздушные ванны проводили ежедневно после ночного сна, в 8 часов утра, на участках, затененных ветвями деревьев.
В некоторых случаях при слишком ветреной погоде или дожде прием воздушных ванн переносили в помещение с открытыми окнами и дверьми.
Воздушные ванны в движении и в покое проводили по тщательно разработанному плану с учетом состояния погоды, возраста ребенка и степени его закаленности. Воздушные ванны в покое дети принимали лежа на раскладных кроватках с натянутым полотном, поставленных на затененном участке.
Продолжительность первой воздушной ванны равнялась 5 минутам, причем дети были закрыты простынками. Через каждые 2 дня продолжительность воздушной ванны увеличивали на 4—5 минут. Таким обра-зом, через 10 дней она достигала 20—25 минут. Через каждые 2—3 минуты ребенка поворачивали на бок, спинку и т. д., чтобы все тело равномерно находилось под воздействием воздуха.
Продолжительность воздушных ванн в движении ежедневно удлиняли на 3—4 минуты, и постепенно довели до 30—35 минут. Дети принимали ванны обнаженными на затененной площадке. При проведении воздушных ванн учитывали состояние погоды. В прохладные дни проводили игры и упражнения, требующие интенсивного движения. Однако нагрузка не была слишком большой и не утомляла детей. Интенсивные движения сменялись спокойными играми и отдыхом. Для проведения игр и упражнений был использован материал Е. Г. Леви-Горинев-ской, А. И. Быковой и М. М. Конторович.
Приводим пример распорядка проведения воздушных ванн в движении.
5-минутное занятие: 1) быстрая ходьба; 2) построение в круг; 3) упражнения:
а) «колка дров»; б) .поднимание рук в стороны и хлопок над головой; 4) построение в одну колонну и бег друг за другом; 5) заключительная ходьба.
10-минутное занятие: 1) ходьба; 2) построение в круг; 3) упражнения: а) поднимание рук вверх — «посмотри на руки», б) сгибание туловища со скольжением рук. по голени; в) приседание; 4) построение в одну колонну; 5) бег друг за другом..
б) игра «пустое место»; 7) заключительная ходьба.
!5-минутное занятие: 1) вводная ходьба, переходящая в бег друг за другом; 2) упражнения: а) дети поднимают руки в стороны, помахав несколько раз кистями рук. опускают их вниз. Движения повторяют 3—4 раза; б) дети, присев на корточки, ударяют кончиками пальцев о колени, затем выпрямляются, положив руки за спину, в) дети поворачиваются за ведущим и начинают бег, подняв руки в сторону, затем переходят на ходьбу; 3) спокойная игра «красные маки».
20-минутное занятие: 1) ходьба друг за другом, переходящая в бег; 2) построение в круг; 3) упражнения: а) согнуть руки в локтях, приставить их к плечам и сжать кулаки, затем спрятать их на спину; б) согнуть корпус, не сгибая колен, похлопать руками по прямым коленям и выпрямиться; в) высоко поднять ногу, согнуть в колене и опустить ее; 4) построение в одну колонну, медленная ходьба друг за другом; 5) спокойная игра «карусель»; 6) игра «ловля бабочек».
25-минутное занятие: 1) ходьба друг за другом, ходьба врассыпную. Построение в круг, 2) упражнения: а) руки в стороны, помахать ими, опустить, сделать 'выдох, повторить 3—4 раза; приседание; в) поскоки на месте на носках; 3) игра «уличное движение».
30-минутное занятие: 1) вводная ходьба, переходящая в бег; 2) упражнения: а) вытянуть руки вперед и 3 раза хлопнуть, затем отвести руки назад и опять 3 раза хлопнуть (повторить 3—4 раза); б) приседания (ноги на ширине плеч, по счету «раз» — присесть, по счету «два» — встать; в) поскоки на одной ноге 10 раз и на другой 10 раз. Марш на месте; 3) игра «найди пару». Во время проведения воздушных ванн в движении длительностью 20—25 и 30 минут утреннюю гимнастику следует проводить в течение 5—6 минут.
На месте проведения воздушных ванн ежедневно определяли температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха.
С наступлением холодных дней ванны не прекращали. Воздушные ванны в зимнее время проводили в большой светлой комнате. Первые воздушные ванны проходили при температуре воздуха 18—17°. Через каждые 2—3 ванны температуру снижали на 1—2° и постепенно доводили до 14—13°. Дети были одеты в трусики и майки, носки и тапочки. Занятия строили по тому же плану, как и в прохладные дни летом.
Наблюдения за действием воздушных ванн на организм ребенка проводили в течение 3 сезонов — лета, осени и зимы. За период с 25 июня по 2 сентября было проведено 60 воздушных ванн, а за 6 месяцев — 163 воздушные ванны для каждого ребенка.
Измерение хронаксии мышц начинали за 8—10 дней до проведения воздушных ванн. Исследовали хронаксию следующих мышц: поверхностного сгибателя пальцев, общего разгибателя пальцев, двуглавой мышцы плеча.
Всего произведено по 500 измерений хронаксии каждой мышцы до ванны и около 300 измерений хронаксии каждой мышцы тотчас после ванны.
Таблица 1
Среднее увеличение показателей физического развития и состава крови у детей за
2 месяца
Группа детей Рост (в см) Вес (в кг) Жизненная емкость легки* (в см') Дннамомет правая рука рия (в кг) левая рука Гемоглобин (в процентах) Эритроциты Цветной показатель
Первая ■ Вторая . . Третья . • . 1,4 1,0 0,6 1,4 1,4 0,5 160,6 153,5 84,8 1,3 0,8 0,5 0,9 0,7 0,9 8,2 НД 5,3 173 000 347 000 10 000 0,04 0,С4 0,01
В результате проведенного изучения влияния воздуха на организм ребенка дошкольного возраста установлено, что дети, принимавшие воздушные ванны в движении и в покое, дали более значительные положительные сдвиги в показателях физического развития и состояния здоровья, чем дети, не принимавшие ванн. Это видно из данных табл. 1.
4*
27
Ежедневные воздушные ванны закалили детей. Дети приобрели большую устойчивость к воздействию низких температур и значительно реже заболевали катарром верхних дыхательных путей, гриппом, ангиной. Систематическое проведение воздушных ванн способствовало не только оздоровлению детей, но и повысило дисциплину. Это было отмечено воспитателями, родителями и нашими наблюдениями. Многие дети стали значительно спокойнее, выдержаннее, уравновешеннее.
У детей, длительно принимавших воздушные ванны, снижение температуры воздуха, значительная скорость ветра не ведут к резким реакциям со стороны нервной системы. Это подтверждается хронаксиметри-ческими показателями. Если в первые дни при 5—10-минутном проведении
воздушных ванн (при температуре 15—19°, скорости движения воздуха 0,9—1,5 м/сек) большинство детей жаловалось на холод и тотчас после ванн отмечалось увеличение хронаксии мышц, то через 20—30 дней действие низких температур и значительной скорости воздуха не отражалось «и на самочувствии детей, ни на хронаксии мышц.
В первые дни приема воздушных ванн при температуре 15—19°, скорости движения воздуха 0,9—1,5 м/сек было произведено измерение хронаксии поверхностного сгибателя пальцев у 24 детей. Увеличение хронаксии мышц отмечено у 15 детей (60%), уменьшение — у 8 детей (32%) и изменений не наблюдалось у 2 детей (8%). Измерение хронаксии мышц поверхностного сгибателя пальцев через 20—30 дней от; начала приема ванн при тех же условиях дало иные результаты: из 33 детей у 25 (75,7%) она не изменилась, у 5 (15,3%) уменьшилась и у 3 (9,2%) увеличилась (см. рисунок).
Под влиянием систематически проводимых воздушных ванн организм ребенка приспосабливается к изменениям температурных условий среды. Приводим для примера изменения показаний хронаксии мышц в первые дни приема воздушных ванн и позже (табл. 2).
Наши наблюдения, подтвержденные показателями хронаксиметрии, показали, что для начинающих принимать воздушные ванны в движении наиболее благоприятными являются следующие условия: температура воздуха 20—22" при скорости движения воздуха 0,9—1 м/сек и относительной влажности 40—70%. Измерение хронаксии мышц при таких условиях было произведено у 50 детей. У 37 детей (74%) отмечено уменьшение хронаксии мышц, у 6 (12%) —увеличение и у 7 (14%) —отсутствие изменений хронаксии мышц. Наиболее благоприятными условиями для прозедения воздушных ванн в покое явились условия: температура 22—24°, скорость движения воздуха 0,3—0,6 м/сек, относительная влажность 40—70%. Измерение хронаксии мышц при таких условиях было произведено у 12 детей. У всех наблюдалось уменьшение хронаксии мышц. Полученный материал показал, что при данных условиях хронаксия мышц в начале приема ванн, как правило, уменьшалась.
При сравнении поведения, самочувствия и данных хронаксиметрии у детей, принимавших воздушные ванны в движении и в покое при низких температурах и сильном ветре, отмечено, что дети, принимавшие воздушные ванны в движении, более легко и быстро приспосабливаются
75.5%
60%
i
Р
é ///
у/
32%
э,г%
¡5.3%
Увеличение Уменьшение без изменении
у/Л & нерёь/е г/ни
Через ZO-3Ù дней
Хронаксия поверхностного сгибателя пальцев в первые дни и позже (при низких температурах).
Таблица 2
Изменение показаний хронаксии поверхностного сгибателя пальцев, измеренном в первые дни приема воздушных ванн и позже
Хронаксия по-
ОС Л верхностного
О О. О га сгибателя
С * 8 пальцев в мил-
га X 1« лисекундах
Фамилия, имя Дата С. >. Л Б1 К 2 Самочувствие
н га Н и -С ^ * о Е. ,
а. V с г ¡1 ч ^ 4 э Я 5 о- = О- >1 — С Ч X •П X с „я|| о га а х
н 0) - О аз = 2 а: а С и < £
К. Костя 7/УН 18° 65 1,2 10 0,324 0,336 Неохотно раздевался,
ежился, жаловался, что
холодно
19/У1П 16° 87 0,9 30 0,308 0,308 Самочувствие хорошее,
жалоб нет
С. Витя 4/\П1 15° 90 0,9 10 0,160 0,272 Жалобы на холод
21/УН 17° 66 3,5 35 0,312 0,304 Жалоб нет
Г. Люба 27/VI 19° 55 1,1 5 0,180 0,224 Жалобы на холод
27/VII 17° 66 3,5 30 0,296 0,212 Самочувствие хорошее
С. Слава 9/\'П 19° 69 0,5 20 0,168 0,180 Неохотно раздевался,
плакал, жаловался,
что холодно
Т/V111 14° 85 3,8 30 0,272 0,268 Самочувствие хорошее
В. Нина 30/\'II 18° 89 0,8 30 0,264 0,272 Пропустила несколько
ванн, в конце приема
ванны жалобы на холод
7/\Ч II 14° 85 4,2 30 0,284 0,260 Самочувствие хорошее
В. Боря 27/У1 19° 55 1.1 10 0,304 0,320 Жалобы на холод
23/УП 14° 99 0,6 30 0,304 0,284 Жалоб нет
Г. Витя 25/VI 19° 50 2,0 5 0,324 0,348 Жалобы на холод
22/VII 15° 82 0,9 35 0,312 0,280 Жалоб нет
К. Боря 9/УИ 19° 69 0,5 25 0,220 0,280 Жалобы на холод
8/УШ 17° 80 2,4 30 0,272 0,260 Самочувствие хорошее
к низким температурам и неблагоприятным метеорологическим условиям, не высказывают жалоб, у них не изменяется хронаксия мышц. У детей же, принимавших воздушные ванны в покое, эти условия вызывают увеличение хронаксии мышц, жалобы на холод и озноб. Эти дети медленнее приспосабливаются к резким изменениям температуры.
Для большинства детей, принимавших воздушные ванны в движении, первоначальные температурные условия могут быть значительно расширены. Воздушные ванны в этих условиях не оказывают отрицательного влияния на нервную систему, так как организм приспосабливается, закаляется. Для детей, принимавших воздушные ванны в покое, расширение этих условий производится более медленно.
Многочисленными работами советских авторов (А. Н. Магницкий, Э. Б. Салистовская, Ю. М. Уфлянд, И. О. Макаров, А. Н. Кабанов, Э. Г. Каплун и др.) доказана связь периферической хронаксии с состоянием нервных центров и координационными отношениями в центральной нервной системе. При развитии коркового торможения, как правило, наблюдается увеличение периферической хронаксии мышц и, наоборот, во время коркового возбуждения — уменьшение периферической хронаксии мышц.
У здоровых, физически развитых детей хронаксия мышц, измеренная тотчас после приема воздушной ванны, уменьшалась, что свидетельствует
об увеличении возбудимости коры мозга, а значит, и улучшении функционального состояния нервной системы. Воздушная ванна явилась своеобразным толчком, стимулирующим деятельность ребенка.
У некоторых детей хронаксия мышц после принятия воздушной ванны увеличивалась, что говорит о понижении возбудимости центральной нервной системы. Значительное увеличение хронаксии мышц у исследуемых детей можно рассматривать как показатель развивающегося утомления, перенапряжения. И, действительно, объективные показатели хронаксиметрии совпали с показаниями самочувствия ребенка. Дети, у которых было отмечено увеличение хронаксии мышц, измеренной тотчас после ванны, жаловались на озноб, ощущение холода во время приема ванны. Большей частью это были дети с физическим развитием ниже среднего, слабые, болезненные.
Под влиянием систематически проводимых воздушных ванн уменьшается диапазон колебаний хронаксии мышц, измеренной до и тотчас после ванны. Наблюдается устойчивое соотношение хронаксии прокси-мально-дистальных мышц и мышц-антагонистов.
Организм детей в процессе приема ванн приобретает способность более устойчиво переносить изменения метеорологических условий. Систематически проводимые воздушные ванны улучшают функциональное состояние нервной системы.
Выводы
1. Систематическое проведение воздушных ванн благоприятно отражается на здоровье, самочувствии и физическом развитии детей.
2. Наиболее эффективным способом является проведение воздушных ванн в сочетании с движениями.
3. Наиболее благоприятными условиями начала приема воздушных ванн в движении являются температура 20—22°, слабый ветер 0,9—1 м/сек и влажность 40—70%, для воздушных ванн в покое — температура 22—24", скорость движения воздуха 0,3—0,6 м/сек и относительная влажность 40—70%.
4. Хронаксия мышц, измеренная тотчас после приема воздушных ванн, как правило, уменьшается. Увеличение хронаксии мышц, наблюдавшееся у детей тотчас после ванны, носило временный характер и отмечалось у детей, жаловавшихся на холод.
5. Полученные результаты позволяют рекомендовать включение в режим дня детского сада систематическое, круглогодичное проведение воздушных ванн с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
ЛИТЕРАТУРА
Быкова А. И., Дошкольное воспитание, 1939, „V? 8—9, стр. 68—79. — К а б а-нов А. Н., Известия Акад. пед. наук РСФСР, 1953, в. 47, стр. 122—128.— Конторо-в и ч М. М., Подвижные игры дошкольников, М., 1936. — Лев и-Г ориневская Е. Г., Б ы к о в а А. И., Закаливание организма ребенка, М., 1949. — Уфлянд Ю. М., Теория и практика хронаксиметрии, Л., 1941.
Поступила 19/УП 1954 г.
"Й- "¡¡Г 1ЙГ