Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
806
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УПРАЖНЕНИЯ / ОСАНКА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ПЛОСКОСТОПИЕ / THE RAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / PRESCHOOL AGE / EXERCISE / POSTURE / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / FLAT FEET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пекина Кристина Алексеевна, Брыкина Валентина Анатольевна

Рассматривается лечебная физкультура и ее роль в жизни детей дошкольного возраста, предлагается комплекс физических упражнений, направленный на профилактику заболеваний опорно - двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пекина Кристина Алексеевна, Брыкина Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION FOR PRESCHOOLERS

Considered therapeutic exercise and its role in the lives of preschool children, a complex of physical exercises aimed at preventing diseases of the musculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА THE RAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION FOR PRESCHOOLERS

Пекина Кристина Алексеевна

cmydeHm

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Peking Kristina Alekseevna student

Faculty of the preschool and primary education Volgograd State Social and Educational University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально - педагогический университет,

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolyevna

assistant

Department of physical culture Volgograd State Social Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Рассматривается лечебная физкультура и ее роль в жизни детей дошкольного возраста, предлагается комплекс физических упражнений, направленный на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Abstract. Considered therapeutic exercise and its role in the lives of preschool children, a complex of physical exercises aimed at preventing diseases of the musculoskeletal system.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, дошкольный возраст, упражнения, осанка, опорно-двигательный аппарат, плоскостопие.

Keywords: the rapeutic physical culture, preschool age, exercise, posture, musculoskeletal system, flat feet.

Актуальность. Лечебная физическая культура - это комплекс упражнений, выполняемых плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование функции движения, являющейся основной для нашего организма. Весь комплекс представляет собой ряд специальных упражнений в сочетании с правильным дыханием. Их используют в целях улучшения самочувствия, для профилактики заболеваний и предупреждения осложнений после болезни. ЛФК рекомендуется сочетать с другими видами терапии.

ЛФК только в 20 веке выделили как отдельный раздел медицины. Еще Платон отмечал, что движение обладает такой же лечебной силой, как и лекарства.

Лечебная физкультура - это не только упражнения, но и водные процедуры, обычная ходьба, игры на свежем воздухе. В современном мире лечебная физическая культура имеет большое значение, так как у маленьких детей из-за частого времяпрепровождения за телефоном и планшетом появляются нарушения осанки. И такой образ жизни отражается на состоянии здоровья ребенка, на его опорно-двигательном аппарате. Детям свойственна большая потребность в движении, и это является важной биологической чертой периода роста организма и обязательным условием для правильного формирования и развития детского организма [3].

Для детей дошкольного возраста рекомендуются следующие виды физической культуры:

- утренняя гимнастика

- лечебная гимнастика

- лечебный массаж

- трудотерапия

- двигательный режим

- спортивные, прикладные, гимнастические виды физических упражнений.

Средством может быть и любая двигательная активность: ходьба, бег, подвижные игры, используемые в лечебных целях. Чтобы организм нормально развивался, нужно обеспечить детям правильное питание и постоянное движение. ЛФК обладает не только лечебной ролью, но и воспитательной: ребенок получает некоторые гигиенические знания, лучше узнает окружающий мир, учится соотносить себя с ним. ЛФК можно заниматься и за пределами медицинских учреждений, но с осторожностью, не превышая разрешенных нагрузок, следуя всем советам педиатра, не превращая занятия в спорт.

Целью лечебной физической культуры является здоровое воспитание ребенка, привитие у него гигиенических навыков, осуществление закаливания организма. Именно этим лечебная физкультура тесно связана с педагогикой и гигиеной. ЛФК считается необходимой частью всех разделов практической медицины, особенно -травматологии, ортопедии и неврологии.

Одной из задач лечебной физкультуры для детей является корригирующая гимнастика, проводимая с целью развития и укрепления мышц, связок и суставов; с исправлением некоторых функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, искривления позвоночника с соответствующим нарушением осанки и т.д. В комплекс для детей обязательно включаются и дыхательные упражнения.

Показания к применению ЛФК:

1. ЛФК назначается детям, страдающим бронхиальной астмой с нарушением механизмов нервной системы. В этих целях используют звуковую гимнастику. При пневмонии легких ЛФК используют в качестве борьбы с кислородной недостаточностью.

2. Лечебная гимнастика успешно применяется для рассасывания воспалительных процессов в том или ином органе.

3. Практикуется при лечении рахита, ревматизма.

4. Лечебная физкультура при лечении большинства детских заболеваний является эффективным и доступным безмедикаментозным средством.

Противопоказания к применению ЛФК: тяжелое состояние больного ребенка, высокая температура, токсикоз, злокачественные процессы [1].

Рассмотрим особенности лечебной физкультуры для детей первого года жизни. В этот период, ребенок начинает только познавать мир, двигаться, ползать, ходить. Главным является то, что нужно побудить малыша как можно больше двигаться, чтобы он почувствовал всю радость движений. Средства ЛФК: поглаживание рук, ног, выкладывание ребенка на живот, массаж спины, рефлекторные повороты, массаж и упражнения для стоп. Когда уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей, постепенно вводят пассивные движения. Между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями устанавливается равновесие. В дальнейшем используют движения, направленные на развитие мелкой моторики рук и на побуждение ребенка к ползанию. «Ползающий» ребенок имеет гораздо больше возможностей познать окружающий мир. Кроме того, рекомендуется чаще давать малышу в руки игрушки самых разных форм и размеров. Можно насыпать в маленький мешочек фасоль или горох и дать малышу - пусть он играет с ним, теребит его в руках, делая себе массаж ладоней и пальцев и одновременно упражняя мелкие мышцы кистей. Важнейшим условием гармоничного развития ребенка, совместно со здоровым полноценным питанием, рациональным режимом, достаточным количеством сна и частым пребыванием на свежем воздухе, является забота о его двигательном развитии. Для этого необходимо выполнять упражнения лечебной физкультуры, которые помогут избежать таких заболеваний как: рахит, гипотрофия, плоскостопие, сколиоз, искривления ног, нарушение осанки, бронхиты, расстройства желудочно-кишечного тракта и т.д. В зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы специалистами разработаны различные комплексы упражнений [2].

Таким образом, актуальность данной темы требует дальнейших исследований в области ЛФК И спортивной медицины.

Согласно статистическим данным из 100 детей дошкольников только 10 являются полностью здоровыми. Экологическая и социальная обстановка приводит к ухудшению здоровья детей. Приходя в детский сад, они уже имеют такие заболевания как: искривление позвоночника (лордозы, сколиозы, кифозы), плоскостопие, заболевания органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Нами был проведен педагогический эксперимент в группе детей детского сада возраста 5-6 лет.

Цель эксперимента: выявить влияние комплекса упражнений ЛФК на опорно-двигательный аппарат дошкольников.

Задачи:

1. Определить наличие нарушения осанки у детей и деформации сводов стопы;

2. Разработать комплекс упражнений, направленный на профилактику заболеваний позвоночника и плоскостопия;

3. Разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей детского сада.

Организация исследования. Исследование проводилось в детском саду №302 города Волгограда в логопедической группе. Контингент испытуемых - дети

возраста 5-6 лет, количество - 15 человек. Дети в этой группе уже имели диагноз задержки речевого и психического развития, поэтому нуждались в коррекции своего физического здоровья. Эксперимент длился 6 месяцев.

На первом этапе нами был проведен осмотр детей на наличие сколиоза. Методом пальпации определялась линия изгиба позвоночного столба, визуально отмечалось наличие боковых искривлений. Для определения наличия лордоза и кифоза детям было предложено стать ровно у стены, пятки прижаты к полу, плечи касаются стены. Наличие или отсутствие плоскостопия определялось методом плантографии (отпечаток стопы). Дети наступали поочередно на мокрый полотенец, затем на сухой лист бумаги, отпечаток сразу же рассматривался. Наличие кривизны ног определялось визуально по их форме, результаты фиксировались (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика изменений в нарушениях ОДА у детей 5-6 лет_

Нарушения ОДА Сколиозы (кол-во) Кифозы, лордозы (кол-во) Плоскостопие (кол-во) Искривления ног (кол-во)

До эксперимента 4 в легкой степени 3 в средней степени 3 с уплощением стопы 2 в средней степени

После эксперимента 1 в легкой степени 2 в легкой степени отсутствие уплощения стопы 2 в легкой степени

На втором этапе в качестве примерного комплекса ЛФК мы использовали перечисленные ниже упражнения, акцентируя внимание на дыхании. Ежемесячно упражнения в комплексе обновлялись, чтобы у детей возникал интерес к их выполнению, улучшалось настроение. Занятия проводились в первой половине дня, перед обедом и сном.

1. Сжимание и разжимание пальцев ног, имитация движения гусеницы;

2. Катание каждой стопой малого мяча;

3. Ходьба по массажному коврику и наклонной плоскости;

4. Ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы;

5. Захват стопами крупного предмета;

6. В положении сидя на полу соединить стопы вместе, опустить колени к полу, имитировать взмах крыльев бабочки;

7. Лежа на животе, приподнять голову, имитация плавания брассом;

8. Лежа на спине имитировать езду на велосипеде;

9. Лечь на спину, ноги поднять вверх, держать ровно (стойка на лопатках);

10. Стоя в упоре на коленях прогнуться, изобразить добрую и злую кошку.

Результаты эксперимента. В результате осмотра было выявлено 12 нарушений

ОДА детей. Некоторые дети имели по 2 нарушения в легкой или средней степени тяжести. В основном это сколиоз, поясничный лордоз, грудной кифоз, уплощенная стопа и искривление ног. После применения комплекса упражнений ЛФК были отмечены улучшения осанки детей, сколиоз и поясничный лордоз стали менее выражены, форма стопы стала нормальной. Количество нарушений уменьшилось до в легкой степени. У детей в процессе занятий возникали положительные эмоции и

интерес к выполнению заданий, так как многие упражнения были проведены в игровой форме. После проведения комплекса у детей был повышенный аппетит и крепкий дневной сон. Многие дети выполняли любимые упражнения дома с родителями в режиме выходного дня. Таким образом, применение ряда комплексов упражнений ЛФК способствовало не только улучшению состояния опорно-двигательного аппарата детей, но повышению уровня мотивации дошкольников.

Рекомендации для родителей и воспитателей детского сада:

В зависимости от возраста ребенка и характера его заболевания специалисты рекомендуют использовать большое разнообразие комплексов упражнений. Важную роль играет систематичность занятий. Для достижения положительного результата проводить занятия необходимо ежедневно либо через день. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей заболевания и организма, физической подготовленности и самочувствия. Первые 10 дней нагрузка нарастает, потом удерживается на одном уровне и в завершении ослабевает. Чтобы лечебная физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и под присмотром специалиста или родителей. Необходимо использовать физические упражнения на все группы мышц, упражнения для позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений, темп их выполнения, может быть, как медленным, так и интенсивным. В программу занятия обязательно должны быть включены дыхательные упражнения. Продолжительность одного занятия для детей 3-4 года в среднем должна составлять 20-25минут, для детей 5-6 лет - 30-35 минут. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, упражнения должны периодически обновляться. В зависимости от эмоционального и физического состояния ребенка во время занятий упражнения можно корректировать.

Литература

1. Детские болезни : учебник / под ред. А. А. Баранова. - 2-е изд., исп. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. -1008 с.

2. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. - М. : Медицина, 1975. - 320 с.

3. Роль лечебной физкультуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся / А. С. Зверева, Т. А. Андреенко, Е. В. Хомутова // Наука-2020. - 2018. - №7 (23). - C. 116-120.

References

1. Baranov A. A. (ed.). Detskie bolezni {Children's diseases]. 2nd ed. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2012, 1008 c.

2. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura pri zabolevaniyakh v detskom vozraste [Therapeutic physical culture for diseases in childhood]. Moscow, Meditsina Publ., 1975, 320 c.

3. Zvereva A. S., Andreenko T. A., Khomutova E. V. Rol' lechebnoy fizkul'tury v sokhranenii i ukreplenii zdorov'ya uchashchikhsya [The Role of therapeutic physical culture in preserving and strengthening the health of students]. Nauka-2020, 2018, no. 7 (23), pp. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.